ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Скачать 1.4 Mb.
|
Социальное назначение государства. С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества. Как справедливо указывается в юридической литературе, «государство — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом» (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Отсюда вытекает, что главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно: 1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения; 2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса; 3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии; 4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным; 5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т.е. быть, по словам И.А. Ильина, «духовной общиной». В идеале назначение государства — служить человеку, созда- вать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек — высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку — не простая задача. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770 — 1831). По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение — добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства — поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Руссо — общую свободу. Ф. Лассаль (1824 — 1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства — узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса. Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности. Все это способствует тому, что государство должно осуществлять общесоциальные функции, т.е. действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др. С изменением условий развития общества меняются и воззрения на назначение государства. Но изменяются не только воззрения, но и само назначение государства. Какие же изменения претерпело социальное назначение современного государства? Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами. Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме. Билет 8 Понятие типа государства. Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев — типу государств. Типология государств — не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивили-зационный. Типология — это в известном смысле классификация государств по определенным качественным признакам, характерным чертам и особенностям, присущим им на определенном этапе развития. Типологизация государств необходима для познания и выявления как общих признаков, имевших место у многих государств на протяжении их многовекового существования, так и особенностей, отличающих одни виды государств от других. История свидетельствует, что государства с момента их возникновения и до настоящего времени, имея много общих черт, вместе с тем обладают определенными индивидуальными признаками, т. е. являются не одноликими, а разнообразными. И это вполне объяснимо, поскольку каждое из государств имеет свою собственную историю, обладает уникальностью возникновения и развития, различными условиями существования и т. д. Типологизация государств — это характеристика естественно-исторического процесса существования государств на различных этапах развития человеческой цивилизации. Поэтому представляется более правильным говорить не только о типах государств, а о типах государственности, которая включает в себя государство, право, правовые учреждения, правовую культуру и т. д. Типология государств не может быть проведена в узких рамках только одного государства в чистом его виде. Объективный процесс познания различных типов государств неизбежно ведет к выявлению условий существования государства, его взаимосвязи с правом, правовой культурой, правовыми учреждениями и т. д., а это уже государственность, а не только государство. Выше отмечалось, что типология государств — это их классификация на основании определенных признаков. Следует иметь в виду, что типология и классификация — понятия не равнозначные. Классификация — понятие более широкое, нежели типология. Последняя является одним из видов (уровней) классификации. Типология (от слова тип, типичный) — это высший уровень классификации государств, высший уровень обобщения определенных черт, особенностей, признаков государств. Поэтому под типом государства понимаются взятые в единстве (обобщенные) важнейшие черты государства, свойственные большим группам (многим), государствам на определенном этапе их существования и развития. Типология, как правильно отмечалось в литературе, это своего рода исторический срез государств, сходных по однородным качественным признакам. Типология основывается на анализе большого экономического, исторического, социологического, культурного, правового, психологического, религиозного материала, характеризующего условия существования и функционирования государств в определенные исторические эпохи. Поэтому анализ развития многочисленных государств в определенные исторические эпохи дает возможность выявить многие общие черты, присущие всем или большинству государств данной исторической эпохи и соответственно провести их классификацию. При проведении типологии государств, т. е. при определении типов государств наука использует различные критерии (основания). Это могут быть экономические, политические, национально-культурные, религиозные, территориальные и т. п. основания. В зависимости от избранных критериев классификации различаются и соответствующие типы государств. Например, Л. Гумплович различал государства в зависимости от размеров территории и количества населения. По его классификации государства делятся на мировые с территорией более 1 млн кв. км и населением более 50 млн человек, великие с территорией от 200 тыс. кв. км до 1 млн кв. км и населением от 30 до 50 млн человек и малые с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн человек170. Осуществить научную классификацию, т. е. типологию государств пытались еще Аристотель, Полибий и другие мыслители древности. Аристотель предложил оригинальную классификацию государств: в зависимости от числа людей, осуществляющих власть в государстве и в зависимости от целей, которые ставят перед собой государства. По первому основанию он различал правление одного, правление немногих и правление большинства. По второму основанию он делил государства на правильные (когда ставится цель достичь общего блага) и неправильные (в них достигаются лишь частные цели). Как видим, в основе подхода к разграничению государств у Аристотеля главное место занимает человек, его права, свобода и интересы. Если мысли Аристотеля выразить современным языком, то правильным следует считать демократическое правовое социальное государство. У Полибия был другой подход к типологии государств. Он считал, что смена одного типа государства другим является естественным процессом, аналогичным изменениям (жизни) природы. Как в природе имеет место зарождение, развитие, исчезновение природных вещей, так и государства существуют по природному циклу, т. е. проходят этап возникновения, становления, расцвета, упадка (увядания), исчезновения. Эти циклы переходят один в другой, и развитие государств идет по бесконечному кругу. История подтверждает многое из мыслей Полибия. Действительно, каждое из государств проходит этапы возникновения, укрепления, а отдельные государства, достигнув высокого уровня развития для своего времени, затем исчезли вовсе (Афины, Рим, Спарта, Урарту, Киевская Русь и др.). На их месте возникли другие государства. Формационная типология государств. Суть этого подхода заключается в том, что за основу типологии государств берется общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства. Согласно учению об общественно-экономических формациях, первой из них была первобытнообщинная формация (примитивный коммунизм), затем возникают, сменяя одна другую, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, наконец, должна наступить коммунистическая формация. При первой формации государства еще нет, так как в нем нет необходимости, а при последней его уже нет, поскольку оно также отмирает из-за отсутствия в нем необходимости. Оно заменяется коммунистическим общественным самоуправлением, а государство как политическая организация экономически господствующего класса исчезает вместе с исчезновением такого класса. При коммунизме никаких классов быть не должно. Рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответствует адекватный тип государства. В принципе, формационный подход является научным, правильным подходом, особенно что касается исторического его аспекта. Нельзя отрицать существования рабовладельческих, феодальных, буржуазных, социалистических государств, нельзя не признавать исторической смены одного типа государств другими, Формационный подход являлся для своего времени научным открытием, достаточно обоснованным, ибо он констатировал бесспорный факт исторической действительности: прогрессивный характер развития государств на основе более прогрессивных производственных отношений. Рабовладельческий тип государства — исторически первое государство. По своей сущности рабовладельческое государство — это организация политической власти рабовладельцев. Оно функционирует в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, поддержка угнетения рабов. Феодальный тип государства — результат исторического исчезновения рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствуют феодальные производственные отношения. Феодальное государство крепостников является орудием для защиты их сословных привилегий, угнетения зависимого крестьянства. Феодальное государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение значительной части их труда. Буржуазное государство приходит на смену феодальному. Оно функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и формальной независимости рабочих от капиталистов. Марксизм утверждает, что буржуазное государство представляет собой комитет, организацию классового господства буржуазии над эксплуатируемым рабочим классом. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанное на них государство. Отрицая буржуазный тип производственных отношений как эксплуататорский, социалистическое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство — орудие политической власти рабочего класса. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и охрану общественной (но не частной) собственности. Таким образом, формационный подход позволяет проследить исторический путь, по которому развиваются государства от первоначального уровня их организации до более высокого, более совершенного. Т. е. одно из важных и положительных достоинств формационного подхода заключается в том, что смена исторических типов государства — это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства к феодальному, а затем к буржуазному и социалистическому означает движение вперед, от более простой к более совершенной государственной организации. Отмечая бесспорную научность формационного подхода, необходимо обратить внимание на его недостатки: 1. Формационный подход является слишком общим, в его основе лежит один основной критерий — сложившаяся общественно-экономическая формация. Как было только что отмечено, существует множество государств, которые не могут быть отнесены ни к одной из формаций, называемых сторонниками этого подхода. 2. Формационное объяснение типов государств является жестко запрограммированным, однолинейным, оно не охватывает реального множества факторов, влияющих на тип государства, т. е. не является исчерпывающим. Исторический процесс развития почти двухсот современных государств весьма разнообразен, не однолинеен, не все народы и государства прошли и пройдут тот путь, который предсказывает формационный подход. Не у всех народов был рабовладельческий способ производства, не все государства являются буржуазными или будут социалистическими и т. д. 3. При формационном подходе акцент делается только на противоположные классы (рабы — рабовладельцы, зависимые крестьяне — феодалы-помещики, пролетариат — буржуазия). Другие социальные структуры общества не берутся во внимание, исключаются из анализа, что свидетельствует не об объективности научного анализа, а о его заданности, предвзятости, так как не охватывается весь спектр общества, он искусственно обедняется. 4. Наконец, формационный подход не придает важного значения культурно-духовной составляющей в жизни любого общества, оставляет без должного внимания духовные, культурные, нравственные, психологические, религиозные факторы, акцентирует внимание лишь на противостоящих устремлениях антагонистических классов. В связи с отмеченными недостатками формационного подхода следует констатировать, что он не может быть универсальным, а тем более единственным в изучении типологии государств. В научной литературе XX в. представителями марксистской науки и соответственно формационного подхода была предпринята попытка выделить особый тип государств — переходный. Этот тип государств не вписывался в формационную типологию, так как в их основе не было определенной, четко сложившейся общественно-экономической формации. Переходные государства возникали в результате активизации национально-освободительных движений (революций, восстаний и других протестных акций) против колониального господства таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия. Переходные государства характеризуются многоукладностью экономики — от первобытнообщинных до социалистических экономических отношений. В официальной литературе утверждалось, что по мере постепенного развития эти государства должны стать либо буржуазными, либо социалистическими. В принципе, так оно и произошло. Одни из переходных государств стали буржуазными: Индия, Алжир, Египет; другие — социалистическими (Вьетнам, Куба); третьи до настоящего времени не преодолели переходный этап (многие страны тропической Африки, Лаос, Камбоджа и др.). С точки зрения научного подхода, выделение переходных государств вполне объяснимо и оправдано. Такие государства были и есть, они имеют ряд общих характерных черт: а) отсутствие полноценного суверенитета, экономическая и политическая зависимость от колониальной державы; б) выход на самостоятельный путь развития; в) многоукладность экономики; г) неустойчивость политического режима; д) наличие родоплеменных, полуфеодальных отношений и т. д. Эти и другие общие черты свидетельствуют об особом типе государства, именуемом переходным. На рубеже XX —XXI вв. появились другие переходные государства — постсоциалистические, когда социалистические экономические отношения трансформируются в капиталистические, сопровождающиеся вследствие этого сменой политического строя, сменой конституции, политических режимов, социальных отношений. |