Главная страница
Навигация по странице:

  • Договорная, или естественно-правовая, теория

  • Марксистская [классово материалистическая) теория ____________

  • Теория насилия

  • ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук


    Скачать 1.4 Mb.
    Название1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
    АнкорТГП.doc
    Дата18.01.2018
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП.doc
    ТипДокументы
    #14445
    страница5 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристо­тель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные сущест­ва стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Фил-мера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исхо­дит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются пре­емниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен — в более крупные общности, вплоть до государства.

    Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестер-марком, Д. Мэр доком, а в России — Николаем Михайловским (1842-1904).

    В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551 — 479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а от­ношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем стар­ших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.

    Данная теория получила современное звучание в идее государ­ственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации — болезни, безра­ботицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной тео­рии является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, нера-

    зумное по отношению к человеку, а это возможно только в общест- 43 ве, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государст- ^ ва, долго не утрачиваемая после перехода общества в государствен- ия ное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относить- т» ся к подданным как к своим детям, а не как к чужим.

    Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результа­те подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в не­рушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и гражды.

    Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство — это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят ре­волюции, если власть отца изначально непоколебима?

    Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V —VI вв. до н.э. в учениях со­фистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения об­щего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

    К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583 — 1645), главное сочинение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббс (Англия, 1588 — 1677), взгляды которого отражены в тру­де «Левиафан»; Дж. Локк (Англия, 1632 — 1704), изложивший свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712 — 1778), написавший сочинение «Общественный договор»; А.Н. Радищев (Россия, 1749—1802).

    Представители естественно-правовой теории по-разному толко­вали естественное состояние человечества до возникновения госу­дарства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хо­рошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (ес­тественными) правами и свободами. Однако после появления част­ной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство — изобретение богачей, которые обма­ном уговорили бедных объединиться в государство якобы в интере­сах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы. Представители договорной теории считали договор предпосыл-

    кой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.

    Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслите­лей почти за 200 лет.

    Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократиче­ский характер, поскольку исходит из того, что права и свободы че­ловека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опи­ралась на достоверные исторические факты, в частности на догово­ры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).

    Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения го­сударства у разных народов.
    Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология», «Ма­нифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работах В.И. Ленина (1870 — 1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве».

    Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, ду­ховные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления — по­литика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономи­ческой структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью.

    Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин — общественного разделения труда, появ­ления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали раз­ложение, а затем исчезновение первобытнообщинного строя, а впо-

    следствии появление государства как организации экономически 45 господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что госу­дарство — это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в нераз- Ж решимых противоречиях с самим собой и раскололось на неприми- ща римые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ста­вящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку госу­дарство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, кото­рый при помощи государства становится одновременно и политиче­ски господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.

    В.И. Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт — государство». При этом государство есть про­дукт непримиримости классовых противоречий.

    Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт по­явления государства положительно и считали, что, выполнив свою положительную роль, государство постепенно отомрет вме­сте с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что го­сударство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государ­ство не является государством в полном смысле слова, это — «по­лугосударство» .

    Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материа­листическом и диалектическом подходах к трактовке развития че­ловеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существо­вать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет дру­гую, более совершенную организацию общества.
    Марксистская

    [классово материалистическая) теория____________

    В наиболее полном виде исторический анализ при­чин возникновения государства сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»83, написанной с учетом того историчес­кого и политического материала которым, он распола­гал в свое время, и где показано, как государство появи­лось, какие основные этапы прошло в своем развитии.

    Общеизвестно, что государство существовало не всегда, его образованию предшествовал первобытно­общинный строй — древний тип коллективного произ­водства, — пишет Ф. Энгельс. Характер собственности был общим, орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение результа­тов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была естественным состоянием первобытно­го общества.

    Формой социальной организации в тот период был род, причем не только как объединение людей, связан­ных узами родства (происходящих от одного прароди­теля), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.

    Первобытнообщинный строй последовательно про­ходит несколько этапов в своем развитии, причем толь­ко на определенном этапе он стал перерастать в госу­дарственно-организованное общество.

    В первоначальном виде родоплеменная организа­ция была властью, осуществляемой в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания чле­нов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, племени, по старшинству

    получившее право управлять родом, племенем в инте­ресах всех сородичей и соплеменников.

    Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впос­ледствии она стала видоизменяться и принимать но­вые черты.

    Самоуправление первобытного общества осуще­ствлялось не только на основе властвования, но и пу­тем согласования интересов его членов, на основе общности потребностей, совпадения и единства взгля­дов по всем вопросам жизни.

    Особенность первобытнообщинного строя состоя­ла в том, что в нем не было частичной собственности, не было господства и подчинения, не было эксплуататоров и эксплуатируемых. Однако, как писал Ф. Энгельс, это­му розовому «детству человеческого рода» суждено было существовать не вечно. На определенной стадии обще­ственного развития совершенствование земледелия и скотоводства приводит к тому, что эти два попутных и тесно связанных вида занятий первобытного рода отде­ляются друг от друга. Начинается простейшая специа­лизация производства: пастушьи племена отделяются от земледельческих. В одних условиях было лучше, легче заниматься скотоводством, в других — земледелием. Специализация приводит к тому, что начинается отно­сительное перепроизводство, например, мяса скотовод­ческими племенами, а хлеба — земледельческими. В то же время у одного племени отсутствует хлеб, у другого мясо. Появляется необходимость в обмене продуктов. Обмен же возможен лишь в условиях, когда есть что менять. Значит, требуется большое количество пригод­ных к обмену продуктов. Теперь захваченных в плен людей из враждебного племени не едят и не убивают, а заставляют работать, производить продукты. Это в свою очередь приводит к накоплению богатства в од­них руках, к возникновению собственности, появляется надобность в охране богатства.

    Развитие, совершенствование производства идет не только в области земледелия и скотоводства. В свя­зи с открытием бронзы, железа, плавки металлов раз­вивается ремесло — появляются люди, специальнос­тью которых является ремесленничество: кузнецы, _. гончарники и т. п. Появление ремесла означает второе крупное раз­деление труда (первым было отделение пастушеских племен от земледельческих). Наличие отдельных пас­тушьих, земледельческих и ремесленнических видов деятельности приводит к появлению новой группы лю­дей — торговцев, т. е. лиц, занимающихся обменом про­изводимой продукции. Это свидетельствует о новом, третьем, разделении труда. Таким образом, развитие че­ловеческого общества неизбежно ведет к образованию частной собственности, поскольку излишки производи­мой продукции не потребляются сразу, а остаются и остаются они скорее всего в руках старейшин, вож­дей, военачальников.

    Кроме того, появление торговцев свидетельствует о появлении класса не производящего, который, по словам Энгельса, становится неустранимым посредни­ком между производителями.

    Родовая организация жизни общества становится уже непригодной. Она была хороша, когда все занима­лись одним делом и все были равны к имуществу, ре­зультатам труда, продуктам питания и т. д. Прежние институты власти — выборные вожди, старейшины, собрания уступают место имущественной знати, т. е. тем лицам, которые имеют большее количество скота, земли, рабов. Правда, многие из имущественной зна­ти — это бывшая родовая знать, но теперь они не про­сто вожди, старейшины — а еще и собственники иму­щества, которые не хотят его делить с остальными. Теперь имущество поступает в распоряжение всего рода, а главным образом становится собственностью вождей, старейшин, имущественной знати. Оно насле­дуется сыновьями, родственниками владельцев. Появ­ляется собственность и появляются классы, т. е. груп­пы людей имущие и неимущие, из которых одна группа может присваивать труд и его результаты другой. В та­ких условиях родовая организация не отвечала инте­ресам тех, в чьих руках было богатство, рабы, скот, земля. Появилась необходимость в создании новой организации устройства общества, которая бы более эффективно обеспечивала защиту интересов богатого слоя людей, обеспечивала бы твердые условия охраны собственности и эксплуатации людей. Такой организа-

    цией явилось государство — орудие власти, организа­ция для поддержания классового господства. Таким образом, согласно теории марксизма, государство яв­ляется следствием следующих трех основных причин:

    1) разделение труда;

    2) возникновение частной собственности на средства производства;

    3) раскол общества на антагонистические классы. Непосредственной же причиной является непри­миримость классовых противоречий эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство есть продукт и прояв­ление непримиримости классовых противоречий.

    В.И. Ленин прямо подчеркивал, что «государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и посколь­ку происходит раскол общества на классы»84. Одно­временно с государством возникает и право, т. е. нор­мы, регулирующие общественную жизнь в интересах господствующего класса, в отличие от обычаев, регу­лировавших отношения в интересах всего рода.

    С расколом общества на классы обычаи уже не удовлетворяют эксплуататорский класс. Теперь уже если и используются некоторые из них, то только та­кие, которые служат интересам господствующего клас­са. Господствующий класс не может одинаково безраз­лично относиться ко всем существовавшим обычаям. Он стремится сохранить только те, которые служат удовлетворению его классовых интересов.

    Однако с развитием общества становится очевид­ным, что обычаев «не хватает» на все случаи жизни, что возникают отношения, которые следует закрепить в интересах господствующего класса, например, пра­вило, согласно которому нельзя брать собственность другого. Этот класс создает правила поведения, выгод­ные и угодные ему. Причем такие правила поведения издаются от имени государства и, стало быть, распро­страняются на всех лиц, проживающих на территории государства. Т. е. появляется право — система норм (правил поведения), санкционированных либо установ­ленных государственной властью, охраняемых в слу­чае нарушения силой государственного аппарата.

    Теория насилия объясняет возникновение государства резуль­татом действия военно-политического фактора — завоеванием од­них племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представителями данной теории являются неецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833 — 1921); австрий­ский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838 — 1909); не­мецкий социалист К. Каутский (1854 — 1938) и др.

    Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помо­щи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победите­лей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя ра­ботать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

    Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и со­бытия. Действительно, Франкское государство возникло в резуль­тате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутст­вующим, а не главным в возникновении государственной организа­ции общества.

    Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образу­ют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем ци­вилизации, призвана господствовать над низшими расами, а по­скольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как про­дукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.

    Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816—1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844 — 1900).

    Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта