ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Скачать 1.4 Mb.
|
Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения. Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т.е. оформляется его правовая организация. Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др. Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным. С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории. В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин). Государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи. Государство отличает ряд признаков, присущих ему как особой организации политической власти. По сравнению с первобытнообщинным строем, государство является организацией территориальной, т. е. его характеризует деление населения по территориальным единицам, организованным местам жительства людей. Состоявшееся разделение труда, появление некоторой его специализации (земледелие, скотоводство, ремесленничество, торговля) объективно нарушало кровнородственные связи людей. Более необходимыми, более выгодными стали территориальные единицы, на которых могли селиться и жить ремесленники, мастера, торговцы, где можно было строить жилища, защищаться от врагов и т. д. Такая территориальная организация разорвала родоплеменную общину. Этой организацией и стало государство, которое управляло уже не просто территорией (территория была и до появления государства), а территориальными образованиями, создавая в них органы власти и управления, подчиняя их центральной власти. Так складывалась субординация государственной системы органов власти, которая существует до сих пор. Следующим важным признаком государства является наличие публичной власти. Для того чтобы осуществлять управление, руководство, подчинение, нужны специальные органы власти, защищающие и охраняющие интересы властвующих. И такие органы были созданы — это армия (вооруженные отряды людей), полиция, суды и т. п. Эти органы власти и входящие в них чиновники, солдаты, полицейские, судьи (лица, наделенные властными функциями, т. е. полномочиями управлять, приказывать, требовать, проводить в жизнь указания вышестоящих начальников и т. д.) представляют выделенную из общества, стоящую как бы над ним, публичную власть. Наличие такой власти является признаком, характеризующим государство как политическую организацию власти; государство становится инструментом, с помощью которого осуществляется господство одного класса, одной властвующей группы над всеми слоями населения (а не только одного класса над другим, как было принято считать согласно марксистско-ленинской теории происхождения государства). Совершенно объективно рассмотренный выше признак государства обусловливает следующий — сбор налогов. Чиновники, полицейские, солдаты и т. д. не участвуют в производительном труде, не создают материальных благ. Они охраняют интересы сил, стоящих на вершине власти, добиваются соблюдения требуемого порядка, подчинения властям всех подданных и т. д. Для содержания этой многочисленной рати необходимы средства, которые можно получить в основном за счет налогов, устанавливаемых государственной властью в стране и с непреклонной настойчивостью собираемых с населения с помощью тех же чиновников, полицейских, судей, налоговых сборщиков. С развитием производства казна государства частично пополнялась за счет прибавочного продукта; а в результате войн бюджет завоевателей пополнялся за счет ограбления завоеванных народов. Эти средства также, помимо обогащения господствующих, властвующих сил, шли на содержание органов власти. Современные государства имеют более широкие возможности для получения средств на содержание аппарата власти. Это и доходы от государственной собственности, и займы, и сборы за разрешение заниматься определенным видом деятельности. Однако тем общим, что роднит их с первыми исторически сложившимися государствами, является содержание органов власти за счет средств населения. Суверенитет — признак государства, означающий его независимость, полноту власти внутри страны, а также самостоятельность во внешних отношениях с другими государствами. Суверенитет позволяет государству выступать от имени народа в межгосударственных отношениях, представлять страну в делах мирового сообщества. «Суверенитет» — термин, берущий свое начало от слова «суверен» (властелин), означающий независимость от каких-либо сил и обстоятельств. Признание суверенитета верховной власти сыграло в свое время положительную роль в объединении государств, в их сплочении, преодолении феодальной раздробленности, укреплении мира внутри государств. Итальянский политик и историк Н. Макиавелли трактовал суверенитет как всевластие, абсолютную, никем не ограниченную волю государя. Ж. Боден определял суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными в политическом сообществе. В современных условиях прогресса в развитии государств и межгосударственных отношениях, связанных с созданием органов мирового сообщества (ООН, Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.) и добровольным вступлением государств в эти органы, понятие суверенитета претерпевает определенные из- Мменения. При сохранении самостоятельности и независимости во внутренних и внешних делах страны — участницы перечисленных международных органов добровольно признают их верховенство по отдельным вопросам внутренней жизни и международных отношений: правам человека, экологии, безопасности и т. п. По существу, это воплощение идей ограниченного суверенитета, однако на новой, демократической, разумной основе. Согласно международным договорам, конвенциям и соглашениям, органы мирового сообщества могут проверять состояние дел по отдельным вопросам внутри государств — членов этих сообществ. Государства представляют отчеты о своей деятельности, требуемую информацию, обязаны выполнять предписания этих органов. Например, согласно Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, каждая страна «разрешает посещения любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами государственной власти» (ст. 2). Комитет уведомляет правительство заинтересованной стороны о своем намерении совершать посещение. После этого «он вправе в любое время совершать посещение любого места», где содержатся осужденные (ст. 8). О добровольном ограничении своего суверенитета Российской Федерацией свидетельствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой говорится, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». К числу важных признаков государства относится возможность издавать законы. Государство — единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью издавать правовые акты — обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение. Ни сильная политическая партия, ни общенациональное массовое движение не могут и не способны это сделать, поскольку не обладают необходимыми атрибутами власти, а именно: соответствующими законодательными, исполнительными, правоохранительными органами. Деятельность по изданию законов — это исключительная прерогатива государства. Причем не только законов в буквальном смысле этого слова, но и любых правовых актов общеобязательного характера, за неисполнение которых к виновным могут быть применены меры государственного принуждения. Способность принуждать, применять принуждение, иметь для этого специальные правоохранительные органы некоторые авторы также считают признаками государства102. В числе признаков государства в некоторых работах называют и его неразрывную связь с правом. Действительно, трудно найти примеры, когда государство могло существовать и функционировать без права, а право — без государства103. Государство в принципе не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Посредством права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, принципы их взаимодействия. Право обеспечивает рациональное строение структуры государства104. На тесную связь права и государства, их взаимообусловленность в юридической литературе указывалось и ранее, но эта связь не квалифицировалась в качестве основного признака государства. «Поскольку право стало необходимым, — писал М.А. Аржанов, — оно выступает по отношению к государству как объективное общественное явление, которое оказывает воздействие на построение и деятельность государства»105. Государство не имеет другого, кроме права, средства, чтобы определить статус своих органов, должностных лиц, закрепить организацию их деятельности, установить их систему, оформить территориальную организацию населения, успешно осуществить свои функции, облекать общественные отношения в наиболее контролируемую правовую форму, воздействовать на эти отношения106. Тем не менее следует признать, что создание права, правотворчество, наличие прав — это важнейший признак государства. Именно наличие права влечет за собой правотворческую, правоиспол-нительную и правоохранительную деятельность государства, а также, и не в последнюю очередь, разделение властей в государстве. Нельзя согласиться с утверждениями, низводящими роль государства в создании и обеспечении права до минимума. Так, Ф.Д. Корнилов писал, что в отношении правообразования государство «выполняет скромную роль регистратора, статистически отмечающего появление каждого нового правового факта и кладущего на него печать официального признания»107. Известный французский юрист Л. Дюги считал, что право направляет деятельность государства, является чуть ли не его основой. «Государство, — писал он, — есть не что иное, как сила, отданная на служение праву»108. Даже признавая идею правового государства, ратуя за его построение, нельзя признать подобное утверждение бесспорным, ибо в нем отсутствует должный баланс в оценке реального взаимоотношения государства и права. Классовое и общесоциальное в государстве. Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизмениости данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности. Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти. В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А.В. Венгеров, проф. В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью. Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, 57 обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности. В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства. Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению. Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом. Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже анта гонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления. Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире. Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п. В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти |