Главная страница
Навигация по странице:

  • Право и религиозные нормы

  • Право и корпоративные нормы

  • ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук


    Скачать 1.4 Mb.
    Название1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
    АнкорТГП.doc
    Дата18.01.2018
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП.doc
    ТипДокументы
    #14445
    страница23 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

    _______________________________|

    Для анализа соотношения правовых и моральных норм важно рассмотреть их взаимодействие как соци­альных регуляторов, действующих одновременно и имеющих один общий объект— жизнь общества и складывающиеся в нем отношения между его субъек­тами (гражданами, организациями, властью).

    Безусловно, мораль и право, как правило, поддер­живают друг друга, их требования по своей сути во многом совпадают. Практически любое противоправ­ное деяние является аморальным, а то, что поощряется моралью, в большинстве случаев является правомер­ным. Современное право по определению не может быть безнравственным, поскольку оно перестало быть классовым регулятором и теперь призвано поддержи­вать и защищать общечеловеческие ценности.

    Общее в праве и морали наиболее очевидно про­является в отрицательной оценке преступлений. Боль­шинство общественно-опасных деяний, которые в уголовном законодательстве квалифицируются как преступления, вне всякого сомнения считаются амо­ральными. В данном случае мораль в оценочном пла­не полностью совпадает с правовыми запретами, т. е. право и мораль как нормативные регуляторы действу­ют в одном направлении, они дополняют и укрепляют друг друга.

    Более того, имеются такие виды жизненных отно­шений, где право непосредственно защищает мораль, само появление правовых норм является следствием существующих моральных принципов (ответствен­ность за детоубийство, проституцию, хулиганство).

    Не случайно право иногда называют юридически оформленной нравственностью, ибо право требует соблюдения тех правил, которые поддерживаются моралью, правовые и моральные веления, запреты, предписания порой абсолютно тождественны. При рассмотрении в судах многих уголовных и админист­ративных дел, имущественных и семейных споров используются как правовые, так и нравственные кри­терии. Законодатель учитывает близость моральных и правовых положений, когда включает в тексты зако­нов такие составы правонарушений, как вандализм, хулиганство, оскорбление, клевета и др. При рассмот-рении этих и близких к ним преступлений невозможно пользоваться только уголовным кодексом и не учиты­вать положения условного нравственного кодекса, су­ществующего в обществе.

    Правовые нормы в демократическом обществе должны не просто отражать его моральные принципы, а служить активными проводниками прогрессивных моральных ценностей, ибо право, опирающееся на мораль, будет неизмеримо сильнее, а мораль, подкреп­ленная правовой защитой, получает в лице права силь­ного союзника, и тем самым оба эти регуляторы стано­вятся более эффективными.

    Право и нравственность — объективно взаимодей­ствующие регуляторы общественных отношений, они своего рода близнецы-братья. Право не может разви­ваться без морали, моральная оценка права, мораль­ность права крайне необходимы, они являются своего рода ориентиром для права и одновременно его нрав­ственной общественной оценкой. Точно также мораль не может существовать и развиваться без помощи права, закрепляющего и охраняющего, оберегающего моральные воззрения и принципы общества, в кото­ром действует право.

    Отдельные положения современного российского права нередко не соответствуют высоким моральным требованиям. Но это явление не единственное в своем роде. Несовпадение правовых и моральных требова­ний — это постоянное состояние права и морали, оно присуще праву и морали на всем многовековом пути их развития и взаимодействия. Каким бы совершен­ным право не было, оно не может быть адекватным отражением морали. Абсолютного совпадения (слия­ния) между ними никогда не было и оно невозможно в ближайшей исторической перспективе. Между правом и моралью всегда существовали и будут существовать определенные противоречия, несовпадения, как не может быть совпадения между государством и обще­ством.

    Длительный опыт нормативного регулирования общественных отношений доказывает, что полное со-пгп вмещение (слияние) нравственного и правового объек-uOt тивно невозможно.
    Если таковое произойдет, то это будет означать появление нового регулятора жизни общества (уже не морали и не права), а чего-то более универсального, чем право и мораль. В программах коммунистических партий, в учении о коммунизме предполагалось отми­рание права и замена его чем-то вроде новой комму­нистической морали. Но эта теория не оправдала себя на практике, она остается утопической.

    Противоречия между правом и моралью возника­ют по многим причинам.

    Мораль более подвижна, более динамична, а пра­во всегда более консервативно, оно нередко отстает от передовых моральных требований.

    С другой стороны, право более цельно, более еди­но, т. к. оно выражает единую государственную волю, а мораль неоднородна, она отражает воззрения и оцен­ки различных социальных слоев (богатых, бедных, ста­риков, молодых и т. д.).

    Порою возможны принципиальные противоречия между правом и моралью в ситуациях, когда закон запрещает, а мораль разрешает и наоборот. Например, закон требовал доносительства даже на самых ближай­ших родственников (мать, отца, сына), а мораль этого не допускала. Закон разрешает аборты, мораль осуж­дает. Закон уже разрешил в некоторых странах эвта­назию, но это противоречит вековым моральным тра­дициям: больного следует лечить, спасать, а не убивать.

    Право и религиозные нормы

    Религиозные нормы — это особая разновидность социальных норм (правил), сформулированных в оп­ределенных вероисповеданиях (христианстве, буддиз­ме, мусульманстве, иудаизме), которые обязаны выпол­нять верующие — лица, признающие ту или иную веру. Религиозные нормы обязательны для верующих.

    Процесс взаимодействия правовых и религиозных норм имеет длительную историю. Исследователи древ­них времен нашей цивилизации считают, что в те пе­риоды нормы права и религиозные нормы были тесно взаимосвязаны и не отделялись одни от других, мно­гие правовые нормы были одновременно и религиозными правилами (В. Вундт). Практически не было ни одной правовой системы, в которой не существовало теснейшего слияния правовых и религиозных норм. Об этом свидетельствует история Древнего Шумера, Ки­тая, Индии. И лишь со временем, когда стали разли­чать преступление и грех, началось разграничение норм права и религии. Примером здесь может служить римское право.

    В Средние века в Европе возникает и укрепляется каноническое право, а в мусульманских странах утвер­ждаются нормы шариата, т. е. религиозные нормы продолжали оставаться важными регуляторами обще­ственных отношений.

    В настоящее время в Западной Европе светское право и каноническое дистанцировались, но окончатель­ного разрыва между ними не произошло. В отдельных странах (ФРГ) каноническое право активно регулирует определенные отношения до сих пор. В мусульманских государствах нормы шариата являются основными официальными регуляторами почти всех общественных отношений, их соблюдение поддерживается не только религиозным сознанием и религиозными структурами, но и государством.

    История свидетельствует также о том, что мно­гие религиозные нормы, зарождаясь в мифах, рели­гиозных учениях, т. е. имея религиозную природу, затем перемещались в законодательные акты и ста­новились правовыми. В этом смысле они обогащали право, увеличивали объем и пределы правового ре­гулирования.

    Некоторые нормы остались в религиозных посту­латах, сохраняя себя в качестве религиозных, одновре­менно зафиксированы в правовых актах. Тем самым они получают и религиозную, и государственную за­щиту и поддержку, как бы удваивая свою силу. Так, в период правления императора Юстиниана (527 — 565 гг.) был составлен свод римского права и в первой книге «Кодекса постановлений», состоящего из 12 книг, было много места уделено законодательному регули­рованию вероисповедных дел. Первая книга начина-nri лась с закона Феодосия Великого, «повелевающего и«" всем народам, подвластным римскому императору,
    содержать ту веру, которой апостол Петр научил римлян». Далее в ней содержались законы, регули­рующие имущественные отношения церкви, устанав­ливающие положения епископов и прочего духовен­ства.

    Как известно, в ФРГ каноническое право являет­ся частью общей правовой системы. Его нормы ре­гулируют внутрицерковные отношения, отношения между церковными учреждениями и гражданами, религиозными организациями и государственными органами.

    Учитывая большую роль религиозных норм в ре­гулировании общественных отношений в современном мире, Рене Давид даже выделил отдельный (самостоя­тельный) тип правовой системы — религиозную.

    В данном случае религия Р. Давидом отнесена к важнейшим правообразующим факторам.

    Право и корпоративные нормы

    Как уже отмечалось выше, в современном обще­стве в качестве нормативных регуляторов выступают нормы различных организаций, так называемые кор­поративные нормы.

    Корпоративные нормы имеют некоторое сходство с правовыми: они закрепляются в официальных актах устанавливающих их организаций — уставах, положе­ниях, имеют определенную процедуру принятия (об­суждение, голосование, принятие решения, регистра­ция) . В них определяются права, обязанности членов организации, предусматриваются санкции за нару­шение.

    Однако нормы организаций — это локальные нор­мы в том смысле, что они имеют узкий круг своего действия, так как распространяются только на членов определенной организации.

    Взаимодействие правовых и корпоративных норм заключается в том, что в праве устанавливается поря­док регистрации уставных документов организации, нормы уставов, положений не должны противоречить Конституции, не должны вторгаться в сферу, урегули­рованную правом.

    Право и обычаи

    В российском обществе очевидны две группы обы­чаев — древние, перешедшие к нам из далеких вре­мен, и более новые, сформировавшиеся значительно позднее.

    Отношение государства и права к любым из них неодинаково. Если обычаи соответствуют моральным установкам современного общества, если они являют­ся гуманными, прогрессивными, то государство их поддерживает. И напротив, если обычай устарел по своей сущности, если он уже не поддерживается боль­шинством общества и не соответствует современным достижениям, например, в области прав человека, то такой обычай не поддерживается правом и государ­ством. Так, не могут получить государственно-право­вую поддержку и защиту обычаи умыкания (воров­ства) невесты, требования калыма, многоженства, хождения «стенка на стенку» (массовая драка) и другие.

    Более того, за нарушение некоторых обычаев госу­дарство привлекает к юридической ответственности. Например, нарушение обычаев в сфере охоты и рыбо­ловства (не убивать птиц во время выведения ими птенцов, не ловить рыбу во время нереста) влечет административное, а в особых случаях и уголовное наказание.

    51. Понятие и признаки права.

    Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими соци­альными нормами.

    1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового обще­ния, а также меры юридической ответственности за их нарушение.

    2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

    3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституционные нормы занимают самое высокое поло­жение среди других норм права и им не могут противоречить дру­гие правовые нормы.

    4. Качество системности, иначе говоря, право — сложное ин­ституциональное образование, состоящее из норм, институтов, под­отраслей и отраслей права.

    5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.

    Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без кото­рого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

    Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полага­ли, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под внут­ренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотива­ми, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода со­ставляет содержание права.

    Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди рав­ны между собой как субъекты права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возмож­ностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

    6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты

    жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собст­венность и т. д.

    7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливо­сти, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внут­реннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

    8. Праву присуща специфическая форма выражения и закреп­ления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды норматив­ных правовых актов. Способность права облекаться в специфиче­скую юридическую форму и принято называть формальной опреде­ленностью.

    9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.

    10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает оп­ределенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, админи­стративный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, зако­нодательный процесс и др.

    Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общече­ловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются госу­дарством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

    52. Классовое и общесоциальное в праве.

    До сих пор речь шла о юридической природе права, сочета­нии права и обязанности, гарантированности права государст­венным принуждением, в связи с этим — о понимании свободы и т. п. Но право как один из важнейших атрибутов жизни об­щества обладает и иным содержанием, не юридическим, а со­циальным. Речь идет о соотношении права с интересами обще­ства в целом, его составных частей (социальных слоев, классов, групп) и отдельных лиц. Теория государства и права не должна обходить этот вопрос, хотя он и не является юридическим в строгом смысле слова. Здесь один из примеров выхода право­вой теории в область философии или социологии, без которого правовая теория носила бы сугубо формально-догматический характер. Выявление социальной природы позволяет раскрыть реальное содержание права в целом, отдельных правовых актов и конструкций и служит критерием их оценки с точки зрения универсальной системы ценностей.

    Социальная природа права и государства практически сов­падают. Все, что говорилось в этой связи о государстве, имеет отношение и к праву. Это позволяет ограничиться воспроизве­дением суждений ряда представителей юридической мысли, не­посредственно касающихся права.

    Известны две полярные точки зрения: 1) право служит инте­ресам всех, т. е. общему благу; 2) право выражает интересы господствующего меньшинства или класса. Большинство фило­софов и юристов склонялось к первой позиции, активно поддер­живаемой властью и официальной пропагандой (кроме социали­стических и революционно-демократических государств).

    В качестве иллюстрации воспользуемся мнением известного католического теолога, знатока права Фомы Аквинского. Он определял закон как «предписание рассудка, продиктованное мыслью об общем благе»1. Знаменитая формула утилитаристов (основанное И. Бентамом английское либеральное движение) «наибольшее счастье наибольшего числа людей» представляет собою модификацию идеи общего блага.

    Такое понимание социальной природы права получило боль­шое распространение в отечественной юриспруденции постсо­ветского периода. Так, В. Н. Хропанюк писал, что право выра­жает «общие и индивидуальные интересы населения страны»2. Р. 3. Лившиц характеризовал право как «нормативно закреплен­ную справедливость, состоящую в реализации общественного компромисса»3. В. И. Червонюк видит в праве выражение «об­щей воли и согласованных интересов различных социальных групп населения»4.

    Классическое выражение противоположной точки зрения — марксизм, взятый на вооружение в Советском Союзе и других социалистических странах. Право воспринималось и продолжа­ет восприниматься марксистами как возведенная в закон воля господствующего класса.

    Но отнюдь не одни марксисты придерживались такой точки зрения. Известный английский либерал, последователь утили­таризма Дж. Ст. Милль писал об эгоистическом законодатель­стве буржуазии и предостерегал, что если пролетариат придет к власти, он тоже будет принимать эгоистические законы. Мно­гие либералы, как Милль, признавали, что в прошлом право за­щищало интересы привилегированных, но теперь пришло вре­мя превратить его в инструмент осуществления всеобщего бла­га. Здесь очевидно противопоставление идеала права его истории и практике. Однако характеристика социальной при­роды права не может исходить только из идеала.

    Известный русский либеральный теоретик права рубежа XIX—XX вв. Г. Ф. Шершеневич считал, что право отражает прежде всего интересы властвующих, хотя благоразумие побуж­дает их считаться в какой-то мере и с интересами подвластных. Современный французский юрист Ж.-Л. Бержель не менее реа­листично, чем Г. Ф. Шершеневич, констатирует, что право «было узурпировано властью», на определенном этапе превра­тившейся в институт угнетения народных масс1.

    В 70-е гг. XX в. в американской юриспруденции сложилось левое, испытавшее определенное влияние марксизма течение, известное под именем «критические исследования права». Ав­торитетный представитель этой школы, Д. Кеннеди считает, что система «общего права» (common law) легитимирует суще­ствующую несправедливость, представляет сегодняшние угне­тательские социальные отношения как неизбежные и естест­венные. М. Галантер, принадлежащий к той же школе, прихо­дит к выводу, что судопроизводство представляет собой битву с легко предсказуемым результатом между теми, кто обладает опытом и средствами, и теми, кто не обладает ни тем, ни дру­гим2.

    Многими исследователями в прошлом и настоящем предла­галась разумная позиция, позволяющая выявлять в праве как элементы справедливости, общего блага, так и эгоистические интересы доминирующих в обществе групп. П. И. Новгородцев различал право «как порождение силы и произвола» и право «как выражение справедливости и свободы»1.

    Можно согласиться с Ж.-Л. Бержелем: феномен права «не обходит стороной ни антагонизмы, ни отношения на уровне силы, хотя и не сводится только к ним и включает также отно­шения сотрудничества и конвергенцию интересов»2. Прибавим от себя, что элементы сотрудничества и сближения интересов обычно возникают не из преданности общечеловеческим иде­ям, а в результате расстановки социальных и политических сил, создающей возможности для компромисса. Развитие права протекало и протекает не в идиллических формах всеобщей любви, согласия и примирения, а в напряженной борьбе раз­личных, как правило, сталкивающихся, а нередко и антагони­стических интересов.

    Такой характер права получил очень яркое воплощение у од­ного из крупнейших немецких юристов XIX в. Р. Иеринга. «Без борьбы нет права, — писал он. — ...Наряду с положением «В по­те лица твоего будешь ты есть хлеб свой» стоит одинаково вер­ное положение: «В борьбе обретешь ты право свое»3. Р. Иеринг подчеркивал, какой напряженной борьбы требовал каждый шаг к свободе в истории права. Иеринга интересовали в основном коллизии между личными и общественными интересами, и он отмечал, что в истории права общий интерес всегда брал верх над частным. Но поскольку общество неоднородно, параллель­но с конфликтом между личностью и обществом развиваются и противоречия между отдельными социальными слоями, класса­ми и группами, и они оказывают еще большее воздействие на содержание права.

    Определение социальной природы права предполагает диф­ференцированный подход, выявление связи не только правовой системы в целом, но и отдельных ее элементов с интересами различных социальных групп. Задача эта, безусловно, погра­ничная между теорией государства и права и другими общест­венными науками, но без ее решения понимание права остается неполным, его оценки приобретают абстрактный характер, а попытки усовершенствовать право, разработать политику права утрачивают четкие социальные ориентиры.

    53. Право и свобода.

    Свобода — не вечная ценность. В древности и средневеко­вье она служила идеалом лишь для одиночек, поднявшихся в своем духовном развитии над общим уровнем. Таков знамени­тый древнегреческий мудрец Сократ (470/469—399 гг. до н. э.), пожертвовавший жизнью ради утверждения права мыслить и действовать в соответствии со своим «внутренним голосом», т. е. убеждениями. Большинство же в то время и много позже не задумывалось о свободе и не дорожило ею. Жизнь общества детальнейшим образом регламентировалась обычаями и тради­циями, не оставлявшими места, или оставлявшими слишком мало места для выбора и личных решений. Такая ситуация ха­рактерна для традиционных обществ и в наше время. Ее пыта­ются гальванизировать или возродить с позиций религиозного фундаментализма. Однако ныне это уже не только не общепри­нятая, но скорее даже сектантская позиция. С эпохи Возрожде­ния постепенно утверждалось представление о самоценности личности. Она уже не рассматривалась только как часть обще­ственного организма. Буржуазные революции выдвинули тре­бование и лозунг свободы. В XIX—XX вв. он получает широкое признание и сегодня рассматривается как признак высокораз­витого общества, хорошей политической и правовой системы.

    Свобода — это возможность поступать так, как хочется1, спо­собность делать или не делать что-либо в соответствии со свои­ми желаниями или убеждениями. Как отмечал еще И. Кант, это предполагает «независимость от принуждающей воли другого», т. е. воли внешней по отношению к действующему субъекту. Известный английский консервативно-либеральный мысли­тель Исайя Берлин (1909—1997) выделил два различных значе­ния (аспекта) понятия «свобода»: негативное и позитивное. В негативном смысле субъект свободен в той степени, в которой никто не вмешивается в его действия. В позитивном смысле че­ловека можно признать свободным, когда он сам себе господин, а его жизнь и решения зависят от него самого, а не от каких бы то ни было внешних сил1. Можно не испытывать давление чу­жой принуждающей воли и в то же время в силу обстоятельств быть лишенным возможности действовать в соответствии со своими желаниями или убеждениями. Такая свобода будет фор­мальной, фиктивной, лишенной практического содержания.

    Человечество давно пришло к выводу, что ради беспрепятст­венного и гарантированного осуществления свободы ее нужно в определенной мере ограничивать. Особенно важно это при определении ее юридических аспектов. Все великие правоведы и философы, рассуждая о свободе, обращали внимание на дан­ную сторону дела. Для них свобода представляет собой познан­ную необходимость, способ сосуществования людей в общест­ве, а не одностороннее утверждение собственной воли. Джон Локк, идеолог английской буржуазной революции, один из ро­доначальников либерализма, полагал, что свобода — это не анархия, а гарантия от произвола, она предполагает соблюде­ние законов природы, ставших законами государства: «Там, где нет законов, там нет и свободы». Монтескье проводил ту же мысль: «Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Классическое определение индиви­дуальной свободы дал крупнейший представитель английского либерализма XIX в. Дж. Ст. Милль (1806—1873): это право гра­жданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

    54. Право и справедливость.

    Справедливость тесно связана с правом и оказывает на него большое влияние. Поэтому категорию справедливости с древних времен исследовали философы, юристы, другие ученые. Например, в Древней Греции то, что соответствовало справедливости, воспри­нималось как право. Аристотель пытался связать справедливость и закон. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каж­дое отдельное постановление его мы считаем справедливым».

    Римские юристы полагали, что право вообще справедливо, го­ворить о справедливости права — это тавтология (Павел, Цельс, И —III вв. и др.). И даже Фома Аквинский, придерживавшийся теологической теории, рассматривал право как действие справедли­вости в божественном порядке человеческого общежития. Справед­ливость, как полагал он, одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим лю­дям и состоит в воздаянии каждому принадлежащего ему.

    Гуго Гроций также считал идею справедливости необходимым признаком права. По мысли Г. Гроция, право есть то, что не проти­воречит справедливости.

    Современная юридическая наука относит справедливость к сфе­ре не только морали, но и выделяет три ее аспекта: нравственный, социальный и правовой.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта