Главная страница
Навигация по странице:

  • Методологические основы естественно-правовых теорий.

  • Эволюция естественно-правовых концепций.

  • ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук


    Скачать 1.4 Mb.
    Название1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
    АнкорТГП.doc
    Дата18.01.2018
    Размер1.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП.doc
    ТипДокументы
    #14445
    страница26 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

    Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-право­вых учениях XVII —XVIII вв.

    С позиций естественного права последнее толкуется как идеоло­гическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, миро­воззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей.

    Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правиль­но или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства со­ответствуют естественной природе человека, не противоречат есте­ственным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т.е. правом, за­крепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало (идеал), отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

    Естественное право известно еще античности. Оно отождествля­лось с разумными законами природы, которым должно подчинять­ся все живое. Естественные законы составляли: стремление людей защищать свою жизнь и свое имущество, вступать в брак, иметь де­тей, заботиться о них и т. д. Это был первый этап в развитии есте­ственного права.

    Второй этап в развитии естественного права относится к Сред­ним векам, когда естественное право получило телеологическое истолкование, в частности в учении Фомы Аквинского.

    Третий этап охватывает XVII —XVIII вв., когда естественное право стали связывать с правами и свободами человека, как при-

    надлежащими ему от природы. И, наконец, обосновывается четвертый этап, который характеризуется распространением в XX в. так называемого возрожденного естественного права.

    Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенны­ми правами и свободами. Содержание этих прав не может устанав­ливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспе­чивать, а также охранять и защищать.

    Таким образом, с точки зрения естественного права право есть совокупность нравственных требований к закону и государству.

    Нравственный (философский) подход к пониманию права име­ет достоинства и недостатки. Достоинство нравственного типа пра-вопбнимания состоит в следующем:

    1) право трактуется как безусловная ценность — признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, ра­венства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентировать­ся законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека;

    2) естественное право существует независимо от государства, общества и сознания человека, т.е. это социальная реальность;

    3) естественное право постоянно и неизменно, оно абсолютное добро и не подвержено «порче»;

    4) различает право и закон. Не любой закон является правовым.

    Можно сказать, что теория естественного права впервые приве­ла к ценностному осмыслению права, установила связи права с та­кими социальными ценностями, как мораль, религия, справедли­вость, свобода. Однако эти связи были преувеличены. В результате право предстает как набор ценностей, которые неизменны и посто­янны (А.В. Поляков).

    В качестве недостатков нравственного (философского) подхо­да к пониманию права следует признать:

    1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, «высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием право­мерного и неправомерного поведения»;

    2) неодинаковое понимание участниками общественных отно­шений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;3) негативное воздействие на отношение к закону, законности,

    возникновение правового нигилизма;

    4) возможность субъективной и даже произвольной оценки гра­жданами, должностными лицами, государственными, обществен­ными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения;

    5) невозможность отделить право от морали.
    Методологические основы естественно-правовых теорий. Юри­дический позитивизм видит достоинство понимания права в беспристрастности, моральном нейтралитете. В наиболее после­довательном варианте юридического позитивизма нравственные оценки выводятся за пределы правовой теории. В школе естест­венного права, наоборот, моральная оценка рассматривается как органическая часть анализа права.

    Действующее право, которое изучают юридические позити­висты, может быть хорошим или плохим, справедливым или несправедливым.

    Естественное право исключает отрицательную оценку. Спра­ведливость составляет самое его существо. Правом (в смысле «естественного права») признается только то, что справедливо. Но справедливость представляет собою моральную категорию, не сводимую полностью к праву. Отсюда убедительность выво­да, разделяемого подавляющим большинством сторонников ес­тественно-правовых взглядов, в том числе и в религиозной ин­терпретации: «естественное право является не чем иным, как применением этики в сфере права» («Пособие по христианской этике», Фрайбург, 1979), естественное право — это нравствен­ное право или право нравственности (австрийский ученый ка­толического направления И. Месснер)1.

    По словам П. И. Новгородцева, современное естественное право превратилось в «учение об идеале общественного разви­тия»2, т. е. оно стало элементом идеального правосознания, ру­ководствующегося всецело принципом справедливости. Это уже не реально действующие нормы, а моральная оценка этих норм, указание, каким должно быть право.

    Какова бы ни была мировоззренческая подоплека естествен­но-правовых концепций, они всегда в той или иной мере исхо­дят из соответствия выдвигаемых правил разуму и природе че­ловека, даже если эти правила получают религиозно-мифологи­ческое подкрепление. Ссылки на природу человека и разум получили особое признание в XVIIXVIII вв., когда наступил новый этап в развитии концепций естественного права. На

    протяжении веков разум и природа человека понимались по-разному.

    Эволюция естественно-правовых концепций. Древнейший ва­риант идеи естественного права — представления об извечном мировом порядке, установленном по воле богов, содержащиеся в мифах и священных писаниях разных народов. Общество рас­сматривалось как органическая часть миропорядка, элемент природы, подчиняющейся единому закону. Справедливость и разумность этого закона, его соответствие природе человека не ставились под сомнение, поскольку он приписывался высшим силам. Такова первая попытка объяснения происхождения и сущности права. Любые теологические представления о праве, как бы они ни оснащались современной терминологией и ни пытались учесть новые научные веяния, сродни этому древней­шему варианту понимания естественного права.

    Основы европейских представлений о естественном праве были заложены греческими философами, в первую очередь со­фистами, с которыми справедливо связывают первые попытки специальной разработки представлений о государстве и праве. Происходит рационализация идеи мирового порядка. Возника­ет сопоставление писаного и неписаного (или божественного, всеобщего) законов. Последний иногда называют естественным правом. Софист Гиппий (ок. 460—400 гг. до н. э.) понимал под ним неписаные законы, которые соблюдаются во всех странах. Эту традицию унаследовал и Аристотель. Он говорит о есте­ственном праве, которое соблюдается во всех странах, даже ес­ли оно не оформлено в виде законов, и условном праве, или нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. У Аристотеля, как и у софистов, речь идет именно о сопос­тавлении, а не о противопоставлении естественного и условно­го права. Это два вида одного и того же явления. Оба они отно­сятся к тому, что мы называем позитивным, т. е. действующим в том или ином государстве, правом, но естественное право не нуждается в специальном оформлении. Оно настолько очевид­но и разумно, что и без того соблюдается всеми. В отличие от него условное право — это особые постановления, вводимые разными государствами. Естественное право предполагается хо­рошим и справедливым. Условное право может быть как спра­ведливым, так и несправедливым. Однако, введя названную ти­пологию, Аристотель не устанавливает иерархии, не называет естественное право высшим, не утверждает, что условному пра ву можно не подчиняться, если оно несправедливо. Наоборот, его позиция в том, чтобы подчиняться даже плохому закону ра­ди того, чтобы сохранить в государстве порядок, без которого никакое право и никакой закон не возможны.

    Представление о естественном праве как разумных и всеми народами соблюдаемых правилах дошло до XVII в. Так пони­мал его и Г. Гроций. Не случайно он говорил о двух путях вы­явления норм естественного права — дедуктивном (путем умо­заключения) и индуктивном. Если мы видим, что какая-то нор­ма соблюдается всеми народами, то это верный знак ее принадлежности к естественному праву. Но Гроций не согласен с тем, что плохой закон так же обязывает, как хороший. Он, безусловно, ставит естественное право выше позитивного. В этом смысле он расходится с Аристотелем.

    Зачатки современных представлений о естественном праве находят у стоиков, философской школы, возникшей в Греции около 300 г. до н. э. (основатель — Зенон) и получившей рас­пространение в Древнем Риме (Сенека, Эпиктет, Марк Авре­лий).

    В отличие от Аристотеля стоики не рассматривали естест­венное право как часть позитивного, допускали противоречия между ними и возможность нереализуемого естественного пра­ва. Тем самым они придали концепции естественного права идеальный характер.

    Стоики признавали, что миром управляет разумное начало божественного происхождения. Это вечный закон, определяю­щий развитие вселенной. Та его часть, которая доступна челове­ческому пониманию, получила название естественного закона или естественного права, но существует и право человеческое, т. е. позитивное, установленное в тех или иных государствах. Стоики признавали, что ряд человеческих установлений проти­воречит естественному закону. Они не признавали деления Гре­ции на полисы, противопоставления греков и варваров, говори­ли о мировом сообществе, равенстве всех людей, отрицали раб­ство. Поэтому естественное право становилось критерием оценки действующих законов, высшим правом. Выдвигалось мнение, что законы государств заслуживают признания только в случае их соответствия естественному закону. В этом новизна взглядов стоиков.

    Традиции стоиков развивались Цицероном и римскими юристами. Стал складываться своеобразный кодекс естествен-

    ных законов. В формулировке Ульпиана (римского юриста III в. н. э.) он включал требования жить честно, не вредить дру­гому, отдавать каждому то, что ему принадлежит. Эпиктет ре­комендовал не желать другим того, чего не желаешь себе. Этот принцип лежал в основе норм естественного права.

    Наследие стоиков и Цицерона было воспринято христиан­скими мыслителями. При этом разумное начало, правящее ми­ром, они заменили христианской теологией. Августин Блажен­ный (354—430) различал вечный закон, естественный закон и временный (т. е. человеческий) закон, меняющийся в зависи­мости от места и эпохи. Временный закон оправдан как под­тверждение вечного закона, воспринимаемого людьми посред­ством естественного закона, запечатленного в Душах людей и представляющего собой божественный голос в человеческой

    совести.

    Фома Аквинский (1225 или 1226—1274), крупнейший като­лический теолог, воспроизводит схему Августина Блаженного, прибавив к ней божественный закон как часть вечного закона, явленную людям в Священном писании и откровениях отцов церкви. Он говорит, что естественный закон пребывает в серд­цах людей и его содержание не может быть стерто в их созна­нии. Естественный закон побуждает делать добро, стремиться к добру и избегать зла. Фома отмечает, что естественный закон носит характер общих принципов, и это делает необходимым введение более конкретных правил в форме человеческих зако­нов.

    И Августин, и Фома Аквинский признают, что несправедли­вый, т. е. противоречащий естественному праву, закон подлин­ным законом не является, и ему можно не подчиняться, если это не причиняет большого вреда обществу. «Каждый человече­ский позитивный закон обладает природой закона в той мере, в какой он вытекает из естественного закона, — писал Фома Ак­винский. — Если, однако, в каких-то пунктах он противоречит закону природы, он не является больше законом, а скорее представляет собой извращение закона».

    Принцип обязательного соответствия позитивного права ес­тественному, четко сформулированный Августином Блажен­ным и Фомой Аквинским, встречался еще в «Законах» Плато­на, был известен стоикам, Цицерону и римским юристам, но получил широкое признание лишь в эпоху буржуазных револю­ций (XVII—XVIII вв.), когда теория естественного права стала знаменем борьбы за коренные общественные преобразования, за изменение правовой системы на основе равенства и справед­ливости.

    Гуго Гроций, один из провозвестников этой новой эпохи, по существу, не внес в правовую теорию ничего нового, утверждая, что только нормы естественного права (по его определению, ве­ления здравого разума) являются «правом в собственном смыс­ле слова», а нормы, установленные людьми, признаются правом лишь в той мере, в какой они не противоречат естественному праву. Однако его заявление о том, что «не следует повиновать­ся приказам власти, противным естественному праву и божест­венным заповедям», несмотря на существенные оговорки и ог­раничения, звучало как призыв к обновлению системы пози­тивного права.

    В XVII в. даже среди философов просветительского направ­ления были и иные взгляды на естественное право. Выделяютя в этом отношении англичанин Т. Гоббс и голландец Б. Спино­за. Они полагали, что естественное право, которым будто бы руководствовались люди в догосударственном состоянии, — это право на все, ничем не ограниченная свобода, приводящая к войне всех против всех. Разумные правила поведения, основан­ные на учете интересов других людей и призванные обеспечить мир, Гоббс называл естественными законами, противопостав­ляя их естественному праву. Будучи убежденным юридическим позитивистом, Гоббс категорически возражал против критики государственных законов на том основании, что они противо­речат законам естественным. Гоббс шел в данном случае про­тив господствовавшего в юридической науке XVII—XVIII вв. течения.

    Наряду с требованием привести позитивное право в соответ­ствие с естественным правом XVII—XVIII вв. ознаменовались еще одним принципиальным сдвигом в концепции естествен­ного права. Постепенное становление индивидуализма, утвер­ждение самоценности и определенной автономии личности, начавшиеся в эпоху Возрождения, привели к смещению центра тяжести в концепции естественного права с разумных правил по­ведения, способных обеспечить нормальную жизнь общества, на права человека, которые стали толковаться как принадлежащие ему от природы, неотчуждаемые, а не дарованные государством. Как раз в обеспечении этих прав, в их охране от посягательств, в

    том числе со стороны государства, стали видеть главное содер­жание естественного права.

    Этот сдвиг впервые произошел во время английской буржу­азной революции XVII в. Борцы с абсолютизмом стали ссы­латься не на исторически сложившиеся законы Англии, а на права человека. Наиболее законченное выражение эти идеи по­лучили у Дж. Локка, чьи труды явились как бы подведением

    итогов революции.

    Идеи английской революции были восприняты американ­ской Декларацией независимости (1776), французской Декла­рацией прав человека и гражданина (1789) и получили мировое признание. Таково и современное понимание естественного права. Им проникнуты Декларация ООН 1948 г. и международ­ные пакты о правах человека, а также положения ряда дейст­вующих конституций, прямо говорящие о правах человека или семьи, предшествующих позитивному праву и являющихся по отношению к нему высшими (например, п. 1 ст. 41 и п. 1 ст. 43 Конституции Ирландии).

    К началу XIX в. идеи естественного права заметно потускне­ли. Сложилась историческая школа права, исходившая не из природы человека и разума, а из истории и духа народа. Фило­софия права как новое направление политико-юридических ис­следований первоначально заимствовала некоторые элементы естественно-правовых теорий, но отнюдь не сводилась к ним. Наконец, утвердившийся в качестве доминирующего направле­ния в науке и практике юридический позитивизм сознательно бросил вызов теории естественного права.

    Однако к концу XIX в. ситуация вновь изменилась. Возникла школа так называемого «возрожденного естественного права». К ней принадлежали известный немецкий юрист Р. Штаммлер (1856—1938), видные представители отечественного правоведе­ния П. И. Новгородцев (1866—1924), Б. А. Кистяковский (1861 — 1920) и др. Становление этой школы было обусловлено разоча­рованием реальным состоянием государственно-правовых ин­ститутов, их отставанием от потребностей общества, обострени­ем социальных противоречий и постепенным признанием «вто­рого поколения прав человека», т. е. социальных прав.

    Принципиальным отличием нового направления от сложив­шихся традиций явилось то, что содержание естественного пра­ва не рассматривалось как нечто неизменное, раз и навсегда столь же постоянной природы человека. Вместо классического набора неотчуждаемых прав (прежде всего свободы, равенства, собственности) выдвигалась идея «естественного права с ме­няющимся содержанием» (Р. Штаммлер). Личные права допол­нялись социальными, что открывало новые горизонты в преоб­разовании правовой системы.

    После Второй мировой войны в связи с разгромом фашиз­ма, способствовавшим дискредитации нормативистских пред­ставлений о праве как воле суверена, наблюдался новый всплеск интереса к теориям естественного права.

    Большой резонанс вызвала книга Г. Радбруха (1878 — 1949), «Законное неправо и надзаконное право» (1946)'. В Италии крупнейшим представителем школы естественного права в XX в. был Дж. дель Веккьо (1872—1970), в США — Л. Фуллер (1902—1978), Р. Дворкин и др. Фуллер разработал оригиналь­ную концепцию, которую он назвал «процедурное естественное право» в отличие от материального. Гарантию справедливости (моральности) права он видел в таких внешних признаках, как полнота, непротиворечивость, соблюдение правил законотвор­чества и публикации законов и т. п.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта