ТГП. 1. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Скачать 1.4 Mb.
|
Критика теории естественного права. Спорить с древним, аристотелевским пониманием естественного права (нормы, которые соблюдаются всеми народами, даже если они не облечены в форму закона) трудно. Стрелы противников естественного права направлены против его классических (XVII—XVIII вв.) и современных представителей. Отвергается мысль, идущая от стоиков, Цицерона, Августина Блаженного и Фомы Аквинского: несправедливый закон не является законом, это извращение природы закона. Мысль эта, как отмечалось выше, приобрела законченную форму у Г. Гро-ция: только естественное право (веления правого разума) является правом в подлинном смысле слова, нормы позитивных законов являются правом лишь в той мере, в какой они не противоречат естественному праву, в противном случае им можно не подчиняться. Последующее развитие концепции прибавило к этому главным образом сведение естественного права к прирожденным и неотчуждаемым правам личности. Цели воспринимать эти положения буквально, они действительно весьма уязвимы. Сторонники юридического позитивизма, и не только они, опровергают формулу Гроция, подчеркивая, что естественное право не является правом в подлинном смысла слова, потому что его исполнение не гарантировано возможностью государственного принуждения. Оно становится правом только в том случае, когда воспринимается позитивным законом или судебными решениями. То, что называют естественным правом, говорят его критики, представляет собой всего лишь моральное суждение. Право смешивают с моралью и подменяют моралью, лишая его юридической определенности и обязательности. Нормы, выдаваемые за естественно-правовые, не всеми признаются таковыми, по этим вопросам возможны разные суждения. Оправдание неподчинения позитивным законам их несоответствием естественному праву способно подорвать устои государства, привести к анархии. Во всей этой критике есть доля правды. Она обнаруживает слабые стороны естестественно-правовых концепций, но все же основана на упрощениях, преувеличениях и непонимании природы и значения рассматриваемой концепции. В этом убеждает современное толкование естественного права, проясняющее и дополняющее ряд высказываний классиков теории, которые не всегда следует понимать буквально. Современное понимание естественного права и значение этой концепции. Как правило, современные сторонники теории естественного права не считают его непосредственно действующим, имеющим обязательную силу. Провозглашая, что естественное право выше, сильнее позитивного (такие декларации встречаются и в юридических актах, в частности, в решениях Конституционного суда ФРГ)1, они имеют в виду не обязательность, не прямое действие, а справедливость норм естественного права. По мнению Р. Штаммлера, норма естественного права не должна иметь какого-либо «положительного значения, т. е. быть обязательной для исполнения членами общества наряду с нормами, выраженными в законах», она обращается только к законодателю2. Р. Штаммлеру вторит П. И. Новгород цев: «Современная юриспруденция относит название права исключительно к нормам положительным, признанным в законе или обычае. Идеальные требования не представляют собою права в строгом смысле слова, а суть только проекты будущего права»1. «Современные правовые доктрины Германии считают, что естественные права человека становятся «юридическими» основными правами и свободами лишь тогда, когда они закрепляются конституциями и законами»2, — пишет В. А. Четвер-нин. С этим согласились бы и сторонники юридического позитивизма. Значит, речь действительно идет о нравственных оценках, моральных соображениях, что прямо признают представители естественно-правовой школы. П. И. Новгородцев называл идею естественного права «представлением общечеловеческой справедливости, осуществляемой в положительном праве»3. Е. Н. Трубецкой писал, что «предписания естественного права по содержанию своему суть вместе с тем предписания нравственные»4. Нужна ли нравственная оценка для понимания права, или ее следует, как рекомендуют многие представители юридического позитивизма, вынести за пределы права и правовой теории? Ответ П. И. Новгородцева вполне убедителен: естественное право представляет собой неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права. Естественному праву свойственно стремление оценивать факты существующего с этической точки зрения. Но именно в этом и состоит задача философии права5. Упреки критиков теории естественного права в произвольности выбора норм, понимаемых как воплощение разума и справедливости, не лишены оснований. В самом деле, полное единодушие по вопросу о том, что справедливо, едва ли возможно. Вместе с тем в любом обществе есть общепринятые, получившие широкое распространение взгляды. Именно они ассоциируются с естественным правом, содержание которого эволюционирует. Есть так называемая объективная, признанная обществом мораль, отличаемая от субъективных взглядов отдельных лиц или групп населения. Констатация этической природы естественного права не означает готовности удовлетвориться разграничением права на действующее и идеальное, признания незыблемости такого деления. Наоборот, весь смысл концепции естественного права состоит в том, чтобы превратить идеальное право в действующее, устранить разрыв между ними. Л. Джианформаджио, профессор Сиеннского университета (Италия), отмечает дуалистическую природу концепции естественного права. Позитивное право существует само по себе, естественное право (в современном понимании) — лишь в сопоставлении с позитивным правом. Оно — часть пары понятий (естественное право — позитивное право), причем признается в этой паре высшей категорией. Их соотношение заключается в том, что естественное право всегда справедливо, но не всегда оно реально существует, т. е. действует. Позитивное право, наоборот, всегда реально, но не всегда справедливо1. Смысл концепции естественного права заключается в том, чтобы сделать справедливость реальной, превратить естественное право в позитивное. Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Он отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право — это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Таким образом, право возникает непосредственно в обществе. Через отдельные правовые отношения оно постепенно превращается в нормы обычаев и традиций. Часть этих норм получает государственное признание и отражается в действующем законодательстве. Следовательно, право — это не нормативное установление государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях. Правовые отношения предшествуют правовым нормам. Право — это то, что реально сложилось в жизни. Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права — считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике. Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н.К. Ра-ненкамф, С. Муромцев, а в советское время — И.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский, А.К. Сталь- 185 гевич и др. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс. При социологическом подходе к пониманию права (и в этом его достоинство) придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право — это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора. Каждое из названных правопониманий имеет свои основания, поэтому имеет своих сторонников. Так, философское правопонима-ние имеет существенное значение для правового воспитания, для развития действующего законодательства. Без нормативного право-понимания невозможны определенность и стабильность общественных отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Посредством социологического право-понимания право приобретает конкретность и реализацию на практике, без чего право остается простой декларацией, абстрактными пожеланиями. Если законы не воплощаются в систему правоотношений, в которых выражены и согласованы, т.е. упорядочены разнообразные интересы членов общества, то право не действует. Следовательно, все типы правопонимания столь же верны, сколь и оспоримы, имеют свои достоинства и недостатки, каждая концепция служит противовесом другой и не дает возможности возобладать крайности. Право в любой своей части может быть и отражением свободы, и орудием порабощения и произвола, и быть компромиссом общественных интересов, и служить средством угнетения и обеспечения прав и свобод личности, и быть узаконенным беззаконием и т. д. (О.Э. Лейст). Тревогу вызывает не обилие концепций, а заблуждение относительно того, что право способно решать любые социальные проблемы, что достаточно принять закон, чтобы их решить. Право не всесильно. Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нор-С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное — ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений. Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности. Аргументы в пользу социологического позитивизма. Такая установка имеет серьезные основания. Применение нормы права не всегда полностью соответствует ее буквальному содержанию. Оно зависит от конкретных и постоянно меняющихся обстоятельств, тогда как текст нормы постоянен до той поры, пока в нее не будут внесены в установленном порядке изменения. Применение нормы — не механический процесс, не штамповка приговоров и решений по готовому стандарту. В нем очень важен процесс творчества — приспособления стандарта (нормы права) к обстоятельствам, которые всегда имеют свои особенности. Что же является подлинным правом в случае расхождения между текстом закона и его применением? Нормативисты убеждены, что закон, а представители социологической школы считают правом реальные общественные отношения, порядок, который создается деятельностью судей и иных представителей власти, т. е. поддерживается принуждением государства. Трудно не согласиться с тем, что для сторон в судебном процессе право устанавливается именно решением суда, сохраняющим силу, пока оно не будет отменено. Если обратиться к формированию права, то и здесь норма (в форме закона или обычая) представляет собой нередко последнюю стадию этого процесса. Реальные отношения, связанные с установлением прав и обязанностей между людьми, как правило, складываются до оформления нормы, и наоборот, возможны нормы закона, которые не действуют, не влекут реальных последствий. С точки зрения социологического позитивизма их принадлежность к праву сомнительна. Формирование и главные представители социологического позитивизма. Возникновение социологической юриспруденции связано с необходимостью привести систему права в соответствие с меняющимися обстоятельствами. Законодательство нередко отстает от требований времени, реальные общественные отношения его опережают. Бывает и наоборот, законодатель стремится ввести новую систему отношений, не имеющую предпосылок в обществе и потому не воспринимаемую им. Видный итальянский юрист Н. Боббио говорил о «беспрестанном возмущении фактов против закона»1. В таких ситуациях жизнь вырабатывает правила, вносящие коррективы в законы и впоследствии воспринимаемые ими. На рубеже XIX—XX вв. происходили существенные сдвиги в общественных отношениях. Их результатом и стало появление социологической школы права. Предшественником этой теории считают немецкого юриста Р. Иеринга (1818—1892), заменившего «юриспруденцию понятий» (нормативизм) «юриспруденцией интересов», т. е. увидевшего основу права не в тексте закона, а в мотивах поведения людей. Крупнейшие представители социологической школы в Австро-Венгрии — Е. Эрлих (1862-1922) и Г. Канторович (1877-1940), в России -С. А. Муромцев (1850-1910) и М. М. Ковалевский (1851-1916), в США - О. У. Холмс (1841-1935), Р. Паунд (1870— 1964). Своеобразный вариант социологической юриспруденции представляет психологическая школа права, основателем которой в России был Л. И. Петражицкий. Основные принципы социологического позитивизма. Отличительной чертой социологической концепции права, вытекающей из перенесения центра тяжести с нормы закона на реальные общественные отношения, является юридический плюрализм. Право не сводится исключительно к закону или санкционированному государством обычаю. Силу законов и их принадлежность к праву никто не отрицает, но они не признаются единственной формой (или видом, источником) права. С законом сопоставляется (и в известном смысле противопоставляется ему) «живое право» (Е. Эрлих), или «право в действии» в отличие от «права в книгах» (Р. Паунд). С. А. Муромцев понимал право как живой правопорядок, создаваемый правотворческой деятельностью судей и администраторов, практической жизнью и потребностями общества, часто в противовес мертвой норме, закрепленной в законе1. Наряду с законом представители социологической юриспруденции вводят в круг явлений, охватываемых понятием «право», еще три компонента: 1) судебные или административные решения; 2) юридические факты; 3) право различных объединений (союзов). 1. Судебные и административные решения. Идея о том, что решения судей и органов исполнительной власти представляют собой важную составную часть права, разделявшаяся многими представителями социологической юриспруденции, в том числе С. А. Муромцевым, Е. Эрлихом и другими, особенно близка юристам стран «общего права», где судебный прецедент издавна рассматривался как источник права. К концу XIX в. в США получила распространение концепция прецедента, сводившая роль судьи лишь к тому, чтобы отыскать и воспроизвести принятые раньше решения. Р. Паунд назвал это «механической юриспруденцией». Ей противопоставлялось утверждение творческого и независимого характера судебных решений. О. У. Холмс предлагал рассматривать право как предсказание или предвидение того, что сделают судьи2. Ему вторил К. Ллевеллин (1893—1962), принадлежавший к «школе американских реалистов», радикальному крылу социо- логической юриспруденции в США: право — это то, что делает власть (судьи, шерифы, тюремная администрация, адвокаты)1. Решению судьи придается правотворческое значение. Считается, что судья, решая дело, создает право для конкретного случая. Он связан рядом прецедентов, законов, но его обязанность — найти единственное решение, дать наилучшую интерпретацию, которая может находиться в рамках старого права, но может и создавать новое право. Представители социологической юриспруденции исходят из уникальности каждого дела, неясности любой правовой нормы, а следовательно, возможности ее разных толкований (ясность, определенность нормы объявляется правовым мифом) и значительной степени свободы судейского усмотрения. Все это приводит их к выводу о неизбежном различии между нормой права и конкретным решением. Расхождение между ними не только естественно, но и полезно. Норма права консервативна, ее сложно приводить в соответствие с эволюцией общества, решение более подвижно и приспособляемо. Принимая его, судья или другие представители власти руководствуются не только нормой права, они учитывают разные факторы и соображения. Решение суда — это и есть «право в действии» в отличие от «права в книгах», потому что именно оно крайне важно для граждан, так как реализуется с применением, если потребуется, государственного принуждения. Судебные решения признавались актами правотворчества задолго до появления социологической школы права. Наиболее убедительный пример представляет собой деятельность преторов — высших судебных магистратов в Древнем Риме. Они не руководствовались римским «гражданским правом» (jus civile). Эдикты преторов привели к формированию особой и более гибкой системы норм преторского права. 2. Юридические факты. Важный элемент «живого права» — нормы, которые соблюдаются в реальной жизни, хотя они не закреплены в законе и не являются официально признанными обычаями. Они действуют в сфере, не урегулированной законом, и иногда противоречат ему. Тем не менее в реальной жизни они распространены и имеют определенные юридические последствия. Таково, например, сожительство, не скрепленное формальным браком. Е. Эрлих и его школа придавали подобным нормам большое значение и даже готовы были признать их юридическими фактами. Эрлих полагал, что юрист не должен пренебрегать такого рода фактами, и сам показал пример, изучая обычаи правового характера населения Буковины. Эрлих пришел к выводу, что в нормальной ситуации, когда не возникает коллизии, действуют именно эти нормы «живого права», но в случаях конфликтов и обращения в официальные инстанции действуют «нормы решения». Эрлих настаивал, что суды при вынесении решения должны учитывать реально сложившиеся нормы. 3. Право союзов. Право всевозможных обладающих сравнительно постоянной структурой и порядком объединений также рассматривается социологической теорией права (или некоторыми ее направлениями) как важная составная часть «живого права». Причем речь идет не только об официально признанных объединениях. Семья, предприятие, образовательное учреждение, коммерческая фирма и т. п. представляют собой такого рода союзы. Самый большой союз — государство. Каждое объединение живет по своим «законам», которые, как правило, соблюдаются всеми членами. В этом смысле говорят также о корпоративном праве. В данном вопросе с социологической юриспруденцией смыкается так называемый «институционализм». Его крупнейший представитель, французский юрист М. Ориу (1859—1929) считал, что право внутренне присуще каждому «институту», т. е. учреждению, объединению, ассоциации, что все они представляют собой «очаги права». Право институтов, по М. Ориу, делилось на «статутарное», регулирующее устройство института, и «дисциплинарное», устанавливающее определенные требования для его членов. Впрочем, правовой плюрализм Е. Эрлиха или М. Ориу не означает, что право союзов или институтов приравнивается к праву высшего союза — государства. |