Главная страница
Навигация по странице:

  • Переселенцы из других городов не считались гражданами — они не имели права владеть землей на территории данного полиса и права голоса в его народном собрании.

  • Полис завещал человечеству три великие идеи: демократию, республиканизм и гражданство.

  • Однако стоило афинянину переехать в другой город, как он становился бесправным метеком.

  • Слово «республика» означало «общее» или «общественное дело».

  • Аристотель выделял как наилучший тот тип демократии, где властвует закон.

  • 6. Афинская рабовладельческая республика: становление, характерные черты, органы власти и управления, кризис. 7. Общая характеристика права Древних Афин.

  • 8. Рабовладельческая республика в Спарте: особенности, характерные черты, органы власти и управления, кризис. 9. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Риме.

  • 10. Римская рабовладельческая республика: становление, характерные черты, органы власти и управления, кризис. И

  • история теории государства и права зарубежных стран. ЭКЗАМЕН ИСТОРИЯ ТГП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН САЙДЛЕР. 1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран


    Скачать 1.35 Mb.
    Название1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран
    Анкористория теории государства и права зарубежных стран
    Дата07.02.2021
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭКЗАМЕН ИСТОРИЯ ТГП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН САЙДЛЕР.doc
    ТипДокументы
    #174625
    страница2 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    5. Античные полисные государства: причины и особенности возникновения, характерные черты.

    В отличие от Древнего Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции (Афины, Спарта), Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря.

    Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля. Античные государства в отличие от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых, как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

    Древнегреческая цивилизация отличалась от соседних ближневосточных цивилизаций тем, что именно в Греции впервые возникло простое товарное производство и утвердились частнособственнические отношения. Этому содействовали раннее развитие торговли и мореплавания, отсутствие в обществе влиятельной жреческой касты, рационально-критический подход греков ко всем явлениям мира. Единого политического образования в Греции не сложилось. Несколько сотен городов-государств, или полисов, имели свою территорию, правительство и ополчение. Такая система мелких государств была вызвана к жизни самой природой Эгейского мира с характерными для него замкнутыми формами ландшафта.

    Полис занимал территорию какого-либо острова в Эгейском море, небольшой долины или прибрежной линии на Балканском полуострове и на западном побережье Малой Азии (в Ионии).

    Полисное государство — это небольшая по территории и численности населения община, в которой имело место полное слияние гражданского коллектива с государством. Говоря другими словами, полис — независимое государство, образованное свободными гражданами, владевшими земельными наделами. Переселенцы из других городов не считались гражданами — они не имели права владеть землей на территории данного полиса и права голоса в его народном собрании.

    Являясь замкнутой социальной единицей, каждый полис стремился к полной политической независимости (автономии) и хозяйственной самостоятельности (автаркии). В юридической сфере автономия означала право управлять своим небольшим государством по собственным законам. Однако ранняя хозяйственная специализация и хорошая обеспеченность региона морскими коммуникациями тесно связали мир греческих полисов в единое целое. Между ними существовали обменно-торговые, дипломатические и культурные связи; в военной области сложилась практика объединения сухопутных армий и морских флотилий. Все это привело к возникновению в Греции единой народности. Об этом свидетельствуют общая для всех греков историческая и мифологическая традиция, единые язык и алфавитное письмо, общегреческие Олимпийские игры. Сложились и однотипные формы быта и хозяйственной жизнедеятельности.

    Полис завещал человечеству три великие идеи: демократию, республиканизм и гражданство. Как разновидность государств древности полис опирался на систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина принимать участие в общественных делах. Достижением греческой политической мысли (труды Фукидида, Платона и Аристотеля) и правовой деятельности явилась выработка самого понятия «гражданин», которое предполагало личность, наделенную определенными правами.

    Наиболее существенным из них было право на свободу и личную независимость. Что касается свободы, то уже в те времена выделяли два ее аспекта: социальный (свободный — раб) и конституционный. Второй аспект предполагал свободу участия в политической жизни и свободу от чьего- либо вмешательства в личную жизнь. Афинского гражданина, например, нельзя было подвергнуть тюремному заключению без судебного приговора. Привлеченный же к суду мог покинуть родной полис до рассмотрения дела. Однако стоило афинянину переехать в другой город, как он становился бесправным метеком. Древнегреческий мыслитель Аристотель (IV в. до н.э.), написавший труд по истории афинского полиса «Афинская полития», считал, что всякий греческий полис имел республиканское устройство. Слово «республика» означало «общее» или «общественное дело». Народ осуществлял свои права в народном собрании — высшем законодательном и избирательном органе полисного государства. При этом впервые был введен принцип прямого народоправства, или прямой демократии: власть принадлежала только тем гражданам, которые явились в совет или народное собрание. Участвуя в обсуждении вопросов и голосуя по ним, граждане сами решали насущные вопросы жизни своего маленького государства. Аристотель выделял как наилучший тот тип демократии, где властвует закон. Равенство перед законом, т.е. когда все должны иметь изначально равные возможности, служит с античных времен важнейшим критерием, отличающим демократию от олигархии и монархии.

    Однако полисная демократия допускала участие в государственном управлении лишь полноправной части мужского населения. В стороне оставались женщины, свободные иноземцы (в Афинах — метеки) и рабы. По современным понятиям, это была скорее олигархия, а не демократия. Олигархия же в переводе с греческого языка означает «власть немногих», т.е. только части населения полисного государства.

    6. Афинская рабовладельческая республика: становление, характерные черты, органы власти и управления, кризис.

    7. Общая характеристика права Древних Афин.

    8. Рабовладельческая республика в Спарте: особенности, характерные черты, органы власти и управления, кризис.

    9. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Риме.

    Римское государство берет свое начало от основания г.  Рима в 753 г. до н.э. Ядро Рима составили латинские, сабинские и этрусские деревни. Объединение поселений в VII в. до н.э. привело к возникновению римской общины и царского периода в истории Рима.

    История Римского государства делится на ряд периодов:

    • Царский период (VIII-VI вв. до н.э.), который характеризуется господством родо-племенных отношений, началом их разложения и возникновением раннеклассового общества и государства. Обусловленным выражением  этого развития явилась реформа Сервия Туллия, вследствие которой  социальное  положение  римского  гражданина стало определяться  не  только принадлежностью к роду,  но и богатством.

    • Период Римской республики (509-27 гг. до н.э.) на ранней стадии развития характеризуется господством патрициев, обладавших политической властью, в подчинении которых находилась выборная магистратура и сенат. Даже в результате борьбы сословий, в ходе которой плебсу удалось добиться политических прав, Рим остался по существу аристократическим государством: из патрициев и богатых плебеев сложилась новая знать - нобилитет, несколько позднее появилось и сословие всадников. Успешные войны и искусная дипломатия превратили Рим в крупное государство Средиземноморья. В конце республиканского периода рабовладельческий способ производства стал господствующим, произошли существенные сдвиги в социальной структуре населения Римского государства: крестьянство, не выдержавшее конкуренции с латифундиями, пополняло ряды пролетариев; быстро росло количество рабов. Социально-экономическое развитие обострило классовую борьбу и привело к демократическим движениям братьев Гракхов, восстаниям рабов (под руководством Эвна, Сальвия, Спартака) и глубокому кризису позднереспубликанского строя. Гражданские и союзнические войны (1 в. до н.э.), военные диктатуры от Суллы до Цезаря в полной мере выявили неспособность республиканских методов управления римской державой. Республика сменилась авторитарной формой государственного устройства.

    • Римская империя (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) подразделяется, в свою очередь, на два периода – принципат и доминат; рубежом между ними является III в. н.э.

    Раннеимператорский период, или принципат (27 г. до н.э. – 284  г. н.э.), был периодом единоличной власти,  представлявшей собой форму монархии с сохранением внешних признаков республики. Принципат имел задачей обеспечить господство рабовладельцев путем сдерживания угнетенных классов, отражения внешних врагов и ведения агрессивных войн. За время правления Октавиана Августа и его преемников сформировался императорский бюрократический аппарат власти. В начале II в. н.э. Римская империя достигла максимального территориального расширения на трех континентах – в  Европе, Азии и в Африке, превратившись в могущественную Средиземноморскую державу. Несмотря на предоставление римского гражданства всему свободному населению империи (212 г. н.э.), отношения с римскими провинциями остаются сложными, нарастает недовольство центральной  властью. Возникает кризис античных производственных отношений, развивается колонат. Не затихают народные волнения, связанные с неустойчивостью хозяйственных отношений и гнетом государственной машины. Рим с трудом сдерживает внешнюю агрессию.

    В позднеимператорский период, или в эпоху домината (284-476 гг. н.э.), императору Диоклетиану удалось вновь упрочить господство аристократии путем установления абсолютной и сильной монархической власти,  окончательное оформление которой произошло при его преемнике – Константине. Однако и ему не удалось преодолеть общий кризис  политико-экономической системы империи. Не спасло и разделение ее на Западную и Восточную.  В 476 г. н.э. Западная Римская империя окончательно распалась, и на ее восточноевропейских землях возникли германские королевства, в то время как восточная  половина империи продолжала существовать в форме Византийской империи еще около тысячи лет.

    10. Римская рабовладельческая республика: становление, характерные черты, органы власти и управления, кризис.

    История Древнего Рима восходит к VII или началу VI века до н. э. Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты - плебеи.

    Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией).

    Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

    Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенекс» - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

    Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов (так называемый царский период истории Рима).

    Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

    Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

    Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. По своим основным принципам реформа Сервия Туллия обнаруживает полнейшую параллель с реформой Солона в Афинах. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее всего это VI век до н. э.

    Римским племенам и родам, реликтам ушедшего в прошлое родового строя, пришлось потесниться. Подобно афинскому демосу, плебейский элемент был допущен в народное собрание, сделался частью «римского народа».

    Вместе с тем было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось в 100 тысяч ассов (асе - мелкая римская монета); ко второму разряду - в 75 тысяч ассов, к третьему - в 50 тысяч ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тысяч ассов (18 центурий).

    Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен): первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30.

    Одну единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями (от римского «пролес» - потомство: те, у которых нет ничего, кроме детей).

    В народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос.

    Разряды поделили на неравное число центурий. Всадники и самые богатые имели 98 центурий (18+80) из 193, то есть располагали абсолютным большинством. Если эти центурии выступали совместно, мнение остальных не имело значение. Голосование прекращалось, как только солидарно высказывались первые 98 центурий. Во всем этом виден тонкий политический расчет, великолепное понимание действительных целей создающейся государственной организации.

    Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

    Старые роды и курии потеряли прежнее значение. Вместе с ними уходил в прошлое первобытнообщинный строй.

    Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства. Но до уравнения с патрициями было еще далеко. Потребовалось, по крайней мере, два столетия, чтобы допустить плебеев к завоеванной земле, к замещению должностей, к выработке законов, к браку с патрициями и патрицианками.

    Заслуживает особого упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на Италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров (125 га).

    Так, не скоро и цепляясь за прошлое, сходит со сцены родовой строй и возникает разумно устроенное государство.

    Завоевание значительной части Италии много способствовало изживанию родового строя. Массы рабов попадают на римский рынок, распределяются по жребию. Рабовладение принимает классические формы.

    Краеугольным камнем неписаной римской конституции становится правило: люди не равны друг другу. Рабы не люди, а вещи.

    Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. Другие случаи, например усыновление чужеземца, отпущение раба на волю, пожалование гражданства за заслуги и пр., были первоначально явлением редким.

    По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершался суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически полноправным.

    Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания.

    Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжения имуществом. Пока был жив отец - и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца.

    Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Согласно римским законам, женщины «вследствие присущего им легкомыслия» не могли совершать сделок с вещами и деньгами, а тем более участвовать в политической жизни.

    Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города - с того легендарного дня, когда вмешательство женщин прекратило пагубную битву римлян и сабинян, позволив двум соседним общинам слиться воедино.

    По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

    Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы. По отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник становился клиентом, обязанным лицом. Обязанности эти заключались в особом уважении, материальной помощи и т. п.

    По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами.

    В своих отношениях, а тем более в своих спорах с римлянами перегрины претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. Соответственно с тем во всех спорах, в которых так или иначе выступает перегрин, участвует перегринский претор.

    В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две несхожие системы права: одна для римских граждан, другая для перегринов - право квиритское и право перегринское. «

    Перегринское право стало называться со временем «правом народов» - «jus gentium». Было бы ошибкой видеть в нем международное право. Это тоже римское право. Но только предназначенное для особого круга имущественных правоотношений. Активным творцом jus gentium был особый чиновник, то есть уже упомянутый выше перегринский претор (с 242 г. до н. э.).

    Начиная с IV-III веков до н. э. основным работником в Риме становится раб. Труд его широко проникает в земледелие и ремесло. Рабов много, и каждая новая война пополняет их число. Но чем большим становилось их значение, тем все более бесправным и страшным становилось их положение.

    По официальной теории, человек умирает в рабе. Возникает «говорящее орудие», вещь. Соответственно этому раб не имеет ни семьи, ни собственности. Дети, прижитые им от рабыни, принадлежат господину - они его рабы. Все, что ни приобретает раб - работой, находкой, дарением, - точно так же собственность хозяина.

    В случае совершения рабом правонарушения господин либо уплачивал определенную сумму денег (в возмещение вреда), либо выдавал раба потерпевшему. В свою очередь всякий ущерб, причиненный рабу, давал хозяину право требовать возмещения убытков.

    Как и в Афинах, допрос раба производился только под пыткой. Если случалось, что раб умирал при этом, господин мог требовать возмещения от того, кто требовал допроса.

    Господину не воспрещалось убийство раба. Закон относился к этому так же, как к убийству животного. И во всем остальном, как скажет известный римский юрист Гай, закон «приравнивает к нашим рабам тех четвероногих, которые считаются домашним скотом».

    Самым ужасным было положение рабов, отданных в рудники. Здесь царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.

    Вконце VI века до н. э. последний римский реке был устранен, и на его место стали выбирать двух консулов. С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет.

    Главным органом власти римской республики был сенат развившийся из совета старейшин римского союза племен. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, - цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным.

    Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

    Всякий вопрос, предложенный на решение центурий, обсуждался предварительно в сенате. Это правило распространялось на все случаи замещения важных должностей.

    По традиции, сенат подчинялся решениям народного собрания. Если же он находил, что решения народного собрания «не соответствуют интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей.

    Не имея прямой законодательной власти, сенат присвоил себе право толкования законов. По этому поводу известный французский мыслитель XVIII века Кондорсе пишет: «Сенат, эксплуатировавший уважение народа к старым учреждениям, скоро понял, что привилегия толковать законы почти равносильна праву создавать новые, и он пополнился юристами». Кондорсе справедливо замечает, что юриспруденция является единственной новой наукой, которой мы обязаны римлянам, и возникновение этой науки связано с правом толкования закона.

    В особых случаях сенат имел право прибегнуть к временной военной диктатуре. По его решению один из консулов назначал диктатора. После этого все должностные лица республики переходили в подчинение последнего. Диктатор опирался на военную силу. Он не нес ответственности за свои действия. Максимальный срок его полномочий - 6 месяцев.

    В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т.п. От него зависело назначение на почетную и доходную должность в провинцию, в завоеванную страну. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

    По той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, римскую республику называют аристократической. И это соответствует действительности.

    Но тем самым по форме правления римская республика отличается от демократической афинской. Объясняется это главным образом экономической отсталостью раннереспубликанского Рима, низким уровнем его ремесленного производства, его торговли. Вплоть до III века до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной. Соответственно этому политическое господство принадлежало земельной аристократии. Ее усилению способствовали благоприятные обстоятельства, в особенности войны.

    Аристократическая по своей сущности, римская республика сохраняла, однако, многие важные институты народовластия и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат (см. ниже), служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти. Срочность полномочий должностных лиц республики, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений точно так же указывают на демократические формы, сохранявшиеся, несмотря на господствующее положение сената. В этой же связи нельзя не отметить право народного собрания пересматривать приговоры и соответственно с тем право граждан обращаться в народное собрание с просьбами о защите.

    В соответствии с реформой Сервия Туллия в Древнем Риме существовало два вида народных собраний - центуриатные и трибутные. Первые считались главными.

    Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Начинались собрания с религиозных обрядов. Затем следовали чтение законопроекта и голосование.

    Председательствующий мог в любое время распустить собрание. Оно автоматически расходилось при некоторых неблагоприятных знамениях (буря, эпилептический припадок и пр.).

    Число центурий с течением времени было увеличено, и в III веке до н. э. их было уже 373. Объясняется это главным образом приростом населения (центурии были одновременно и военными единицами). Происходит и некоторая демократизация центуриатного собрания. Каждый разряд населения получает по 70 центурий.

    Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников - магистратов - республики: консулов, преторов, цензоров и др.

    Резко возросло и количество триб. Вместо четырех их стало 35. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

    Свое происхождение собрания триб ведут от плебейских сходок. Первоначально на них присутствовали главным образом плебеи. С увеличением роли этих собраний в них стали принимать участие и патриции.

    Когда гражданина приговаривали к смерти, он мог апеллировать к центуриатным собраниям, если же наказанием являлся денежный штраф, можно было обращаться к собраниям триб.

    Правительственная власть в римской республике складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления.

    Крут деятельности членов коллегий не был очерчен. Но каждый из них мог наложить запрещение - вето - на действия своего коллеги.

    Важнейшее значение имели первые две коллегии: коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше).

    И те и другие обладали властью «cum imperium». С этим связывалось раньше всего командование войском, право созыва народного собрания и сената (а также председательствование в собрании и сенате), право издавать приказы и чинить суд над гражданами.

    В знак особого почета консулов и преторов сопровождала постоянная вооруженная свита: консула - 12 ликторов, претора - 6.

    Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов.

    В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредственного руководства другими коллегиями. Каждый делал свое дело, как находил это нужным. Тем более что все они несли ответственность перед одной и той же властью - народным собранием.

    Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 года до н.э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

    Сенат, защищая богачей, пишет Плутарх, вступил в столкновение с народом, требовавшим ликвидации долговой кабалы. Залогами и распродажами ростовщики разоряли людей среднего достатка, а бедных хватали и сажали в тюрьму. Народ, храбро сражавшийся в сабинскую войну, возмутился. Когда неприятель, воспользовавшись смутами, двинулся к городу и консулы призвали граждан к оружию, никто не явился. Сенат заседал неоднократно, но так и не принял решения. Тогда бедняки неожиданно выселились на Священную гору, угрожая вовсе уйти из Рима. Сенат послал к ним для переговоров Менения Агриппу, который под конец рассказал притчу о том, как однажды все части тела ополчились против желудка, обвиняя его в тунеядстве. «Но желудок, - сказал Менений, - только посмеивался над их невежеством: им было невдомек, что, один принимая всю пищу, он затем возвращает ее назад, распределяет между всеми остальными». Хитрый сенатор уподоблял сенат желудку и настаивал на примирении. Но он добился его не ранее, чем была учреждена особая магистратура - народный трибунат.

    Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сперва два, потом пять и наконец десять. Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна была всегда открываться для ищущих защиты плебеев.

    Трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление сената. Для того чтобы отменить вето народного трибуна, требовалось единогласное постановление всех остальных его коллег.

    Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

    Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима - братьев Тиберия и Гая Гракхов.

    Началом своей военной славы Древний Рим обязан народному ополчению первых веков своей истории. Каждый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был обязан нести военную службу. Это было не только его обязанностью, но и священным долгом, призванием, привилегией. Не имевшие имущества пролетарии (не говоря уже о рабах) в армию не допускались.

    Первоначально каждый ополченец должен был явиться на сборный пункт, имея при себе оружие и позаботившись о пропитании во время похода. С завоеванием Италии характер службы меняется. С конца V века до н. э. римские солдаты стали получать жалованье, казенное вооружение и продовольствие. Однако еще на долгое время римская армия сохранит свой ополченский характер: по окончании войны солдаты расходятся по домам.

    Армия строилась на началах самой строгой дисциплины. Командующий имел право смертной казни в отношении всех своих солдат и офицеров. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации - казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, - по жребию.

    Завоеванные Римом внеиталийские земли - провинции - управлялись назначенными из Рима магистратами. Ими являлись обыкновенно бывшие консулы и преторы.

    Экспроприация провинциальных земель и тяжелые налоги обогащали римскую знать и римскую казну. Поборы, взятки и вымогательства обогащали чиновников.

    Руководящим принципом римской политики в отношении завоеванных территорий было знаменитое «разделяй и властвуй». Предоставляя привилегии некоторым провинциям, натравливая один народ на другой, Рим научился подавлять одни провинции с помощью других провинций. И внутри захваченных стран подачками и преимуществами Рим привлекал на свою сторону одних, чтобы с их помощью подавлять других.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта