Главная страница

история теории государства и права зарубежных стран. ЭКЗАМЕН ИСТОРИЯ ТГП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН САЙДЛЕР. 1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран


Скачать 1.35 Mb.
Название1. Предмет, задачи и периодизация дисциплины История государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран
Анкористория теории государства и права зарубежных стран
Дата07.02.2021
Размер1.35 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭКЗАМЕН ИСТОРИЯ ТГП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН САЙДЛЕР.doc
ТипДокументы
#174625
страница6 из 23
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Принципиальной задачей принятия Мартовского ордонанса было обеспечение большей независимости Генеральных штатов от произвольной власти короля, превращения их в самостоятельный политический постоянно действующий орган. Этому должно было также способствовать и положение о депутатской неприкосновенности (ст. 5 и 52). Перечисленные требования заметно опережали свое время, во многом перекликаясь с теми, которые были выдвинуты в ходе Французской революции XVIII в.

19. Абсолютная монархия во Франции: общественный и государственный строй. Реформы Генриха IV и Ришелье.

Период абсолютной монархии во Франции охватил XVI – XVIII вв. Именно формирование капиталистического уклада в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, а также зарождение буржуазных отношений, послужили началом возникновения новой формы монархии и ускорило разложение феодальных отношений.

Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король – наследный глава государства – обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд, а все жители страны были его подданными. С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Влияние разросшегося бюрократического аппарата на все сферы жизни французского общества усилилось. Государственный совет, в состав которого входило «дворянство шпаги» и «дворянство мантии» (представители и старых, и новых учреждений), фактически превратился в высший совещательный орган при короле, деятельность же Генеральных штатов практически прекратилась. Они стали собираться исключительно редко и в последний раз в 1614 г.

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 – 1715 гг.) и до первой половины XVII в. абсолютная монархия во Франции играла прогрессивную роль, так как вела борьбу за дальнейшее объединение страны, содействовала росту капиталистической торговли и промышленности. Однако развитие капитализма в недрах феодализма сослужили плохую службу абсолютизму и абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты.

Судебную систему возглавлял король. В судопроизводстве выделялись королевские суды (занимающие главенствующую роль), суды сеньориальные, городские, церковные, специальные, таможенные, морские, военные, суды управления монетного двора, палаты косвенных налогов и т.д.

Завершилось создание постоянной армии, в которой уже почти отказались от набора наемников-иностранцев. Дворянство продолжало занимать только офицерские должности.

20. Источники феодального права Франции. Кутюмы Бовези 1282 г.

Кутю́мы Бовези́ или бовезские кутюмы (старофр. Coustumes de Beauvoisis, фр. Coutumes de Beauvaisis) — сборник обычаев средневекового французского права, применявшихся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези (фр. Beauvaisis). Был создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году. Оригинал сборника не сохранился; существует несколько хорошо сохранившихся списков с него, отличающихся только по диалекту.

История создания. В средние века правовое регулирование общественных отношений внутри французского государства имело геополитическую специфику. В южных областях страны, подвергшихся существенному влиянию Римской империи, широкое развитие получило писаное право, в то время как на севере преобладало действие обычаевкутюмов (от фр. coutume — обычай).

К XIII веку в различных частях государства насчитывалось около 60 больших и 300 малых кутюмов. Проводимые Людовиком IX государственные реформы, направленные на централизацию и укрепление власти, потребовали систематизации и унификации правовых норм на территории всей Франции. Составление кутюмов Бовези стало одной из первых попыток записи обычаев французских народов.

Содержание сборника. Название сборника, как и дата его создания, являются условными.

Фактически в сборник включены обобщённые правила нескольких местностей, упорядоченные и творчески переработанные Ф. Бомануаром. При составлении сборника автор не только фиксировал существовавшие обычаи, но и дополнял их, трансформируя в духе школы французских легистов, а также дополняя нормами, утверждающими укрепление центральной власти монарха.

В большинстве своем сборник опирался на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции). При этом Филипп де Бомануари изложил более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов, добавляя определенные положений канонического и римского права.

Несмотря на то, что сборник состоял из пролога и 70 глав, он не давал системного и целостного изложения правового материала, а лишь описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права и процесса (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и иное).

Документ отличается значительным объёмом и содержит около 2000 статей, объединённых в тематические главы.

В сборник объединены нормы, регулирующие самые различные общественные отношения, однако особое внимание уделено правилам, связанным с организацией и осуществлением правосудия.

В сборнике закреплена презумпция невиновности, принцип объективного вменения и принцип зависимости меры ответственности от тяжести проступка (размера ущерба), описан широкий круг процессуальных вопросов, введены понятия умысла, покушения на преступление.

Кутюмы Бовези неоднократно отражали тему естественного права, развиваемую Филиппом де Бомануаром.

Кроме того Кутюмы Бовези отражали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

После издания Кутюмов Бовези последовал выпуск ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 году.

Правовое регулирование общественных отношений во Франции в период Средневековья имело свою специфику, заключавшуюся в отсутствии единого правового пространства. Право представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.) или на какой-либо конкретный регион страны. Практически средневековая Франция была разделена на две части в зависимости от применявшихся источников права. В северной части Франции применялось неписаное право - обычаи, по-французски "кутюмы", сохранившие нормы "варварских правд".

Южная часть Франции ‒ регион писаного права, в котором происходит рецепция римского права, распространению которого способствовали глоссаторы - толкователи римского права по Своду законов Юстиниана.

Важным источником французского средневекового права, являлось каноническое право, получившее большое распространение в XII – XIII вв. С усилением централизованной власти все большее значение среди источников права приобретали властные предписания королей в виде ордонансов, эдиктов, приказов и деклараций. Одним из самых известных таких документов был Великий мартовский ордонанс 1357 г. С XVI в. начинается процесс систематизации французского права. Становление и развитие норм и институтов гражданского права в средневековой Франции связано, прежде всего, с правом собственности на землю, с развитием института феода, который к XI в. вытесняет практически все другие формы земельных владений. Феод становится наследственным владением, но при этом сохранялись правомочия верховного и непосредственного собственника земли, вытекающие из системы отношений вассалитета-сюзеренитета. Как правило, земля находилась в собственности двух или более владельцев: сюзерена и его вассалов. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла. Крестьяне стали держателями земли, основной формой которого первоначально был серваж, а с XIII в. - цензива. Вместе с тем, сохранялось и общинное землепользование на леса, луга и т.д.

Обязательственное право развивалось в средневековой Франции медленно. В X - XI вв. получил использовался договор дарения, под него часто маскировали сделку купли-продажи. Это было связано с тем, что при купле-продажи земли за сеньором признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того сеньор и родственники продавца имели право проданной земли в течении установленного срока.

В последствии в эпоху абсолютизма получил распространение договор найма (аренды) земли.

В средневековой Франции происходило развитие норм и институтов семейного и наследственного права. До XVI в. брачно-семейные отношения регулировались каноническими нормами. Единственно законной формой брака признавался церковный брак. Возраст вступления в брак определялся в 14 лет для юношей и 12 лет для девушек. Одним из условий брачного союза было и согласие родителей жениха и невесты. Муж являлся главой семьи, при этом, жена признавалась недееспособной. Сильна была власть главы семейства и по отношению к детям: он мог подвергнуть их телесным наказаниям, лишить наследства и даже просить у властей заключить непокорных родительской воли детей в тюрьму.

В наследовании недвижимого имущества, и, прежде всего, земли в средневековом французском праве господствовал институт майората. Земля передавалась старшим сыновьям, на которых возлагалась обязанность заботится о своих несовершеннолетних братьях и сестрах.

В южных районах Франции широкое распространение получило наследование по завещанию, причем, часть имущества порою отказывалось в пользу церкви.

В период становления средневекового французского уголовного права преступление рассматривалось как деяние, затрагивающее интересы частных лиц, и поэтому основной целью уголовного наказания была компенсация за нанесенный вред.

В дальнейшем под преступлением стало пониматься уже "нарушение мира", т.е. посягательство на установленный в государстве правопорядок. Особо выделялись такие виды преступлений, как преступления против религии и против государства.

Характерными чертами средневекового уголовного права Франции было применение объективного вменения (применение уголовной ответственности без вины), жестокость наказаний, наличие коллективной ответственности и т.д.

Процессуальное право в средневековой Франции развивалось от применения состязательно-обвинительного процесса к преобладанию розыскного, инквизиционного процесса. Большое распространение приобрели судебные поединки, которые использовались не только в отношении привилегированных сословий, но и в отношении простолюдинов, которые сражались палками. Характерно вмешательство церкви в процесс отправления правосудия. Судебный процесс разделялся на отдельные стадии: розыск преступника и его изобличение, судоговорения, которое могло носить как открытый, так и тайный характер. Все большее значение играла система формальных доказательств.

21. Раннефеодальная монархия в Германии (X‒XIII вв.): общественный и государственный строй.

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи.

Общественный строй. Сохранилась сильная, устойчивая сельская община-марка, которая объединяла свободное крестьянство.

В 11 - 12 в.в. в Германии сформировались основные классы-сословия феодального общества.

К первой принадлежали герцоги – племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга. Крупными землевладельцами стали королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах.

Сословие рыцарей образовалось не только из мелкопоместных дворян, но также из верхушки свободного крестьянства.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты.

Крестьянство в Германии в 13 в. разделилось на две категории – свободное и несвободное. Чиншевики являлись держателями господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Арендаторы не имели своей земли и получали ее во временную обработку. Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически.

Государственный строй. Германия представляла собой единое государство. Германские короли с 10 в. получили титул императоров «Священной Римской империи». Королевский престол в Германии был выборным. С развитием феодализма избрание короля стало зависеть от небольшого числа крупных феодалов.

С целью увеличения власти короля были проведены реформы (Оттоновские привилегии).

Центральный аппарат в Германии в 10 – 12 в. в. сохранял в себе черты дворцово - вотчинной системы управления. Высшие сановники дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. С начала 11 в. при императоре создается королевский совет, который рассматривал важнейшие государственные дела.

Королевские чиновники на местах (графы) стали превращаться в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти.

В 13 в. Германия вступает в эпоху развитого феодализма. Страна распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений.

Города в Германии разделились на три резко обособленные группы. Имперские города, Вольные города, Земские или княжеские.

Население германских городов образовало три различные группы. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. В аппозиции к ней стояли 2 четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, неимущие горожане).

Государственный строй. Власть была сосредоточена в руках курфюрстов (светских и духовных князей). Они создали свою коллегию.

Была принята «Золотая булла», которая признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору.

Значительная власть принадлежала рейхстагу, который состоял из 3 курий: - князей, - курфюрстов, - императорских городов. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы.

Империю было решено разделить на 10 округов во главе с особыми стражами порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Наблюдалось усиление власти князей.

22. Особенности сословно-представительной монархии в Германии: общественный и государственный строй.

В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была сосредоточена в руках коллегии курфюрстов (архиепископ Майнцский, архиепископ Кельнский, архиепископ Трирский, маркграф Бранденбургский, король Чешский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский), которая выбирала германского императора.

Председателем коллегии с правом решающего голоса был архиепископ Майнцский, коллегия курфюрстов собиралась во Франкфурте-на-Майне. Кроме того, ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд курфюрстов для обсуждения государственных дел.

Курфюрсты взимали пошлины, раздавали земельные держания чеканили монеты, фактически внутри страны была установлена олигархия курфюрстов, за императором по сути оставались лишь полномочия во внешнеполитической сфере.

Имперский орган сословного представительства в Германии - рейхстаг, состоял из трех курий: коллегия курфюрстов; коллегия князей, графов и свободных господ; коллегия представителей имперских городов. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Этому способствовало, в частности, провозглашение «вечного земского мира» (запрещение междоусобных войн).

Вормским рейхстагом. Общеимперским учреждением был также имперский суд (учрежденный решением Вормсского рейхстага 1495 г.), его члены назначались курфюрстами, городами и императором.

В Германии, как и во Франции, существовали местные сословно-представительные органы - ландтаги. В ландтагах было три замкнутые курии духовенства, рыцарей и горожан. Ландтаги несколько ограничивали власть князей внутри княжества. Согласие ландтага обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов.

Именно Германия стала родиной Реформации религиозного по форме, буржуазного по содержанию движения под лозунгом реформы католической церкви, именно в Германии опубликовал свои знаменитые тезисы Мартин Лютер. Реформация еще больше разъединила Германию, теперь еще и по признаку вероисповедания: на протестантский север и католический юг. Реформация повлекла за собой Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг., которая способствовала закреплению германской политической и экономической раздробленности.

Государственный строй Конец XV -- первая половина XVI в. в Германии -- период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по-иному, чем в Англии и во Франции. Ни один город в Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам.

В то время как в Англии и во Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация в первой половине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавило еще одно -- вероисповедание: Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части.Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была Крестьянская война 1524--1526 гг.

В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства; княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны.

Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война (1618--1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решила политические задачи:

северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания национального государства.

Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти, по Вестфальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.

Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма (Общественное движение, целью которого является приобретение или удержание политической, административной или культурной автономии для тех или иных частей государства; процессы, усиливающие разообщенность, раздробленность) в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться.

Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных - пришли в упадок.

Общественный строй Германии представлял собой следующие социальные группы:

Рыцарство- как социальный класс, сложившись в ХIII в., превратился в замкнутое сословие. Рыцари считали важным делом военную профессию. Звание рыцаря (нем. всадник) передавалась по наследству. По степени знатности и богатства рыцарство делилось на ранги. "Саксонское" и "Швабское зерцало", источники германского права, таких рангов выделяют семь.

Представители каждого ранга занимали различное положение в государстве.

Первое место занимал "король", его особа олицетворяла первый ранг рыцарства.

Во втором ранге стояли высшие сановники духовенства: архиепископы, епископы, аббаты являлись прямыми вассалами императора.

Третий ранг занимали светские вассалы императора или князья, королевский судья, владетельные князь, герцоги, пфальцграфы, ландграфы, маркграфы, графы.

Четвертый ранг составляли вассалы князей-графы.

В пятом ранге свободные господа (вассалы графов и князей, которые получили рыцарское звание по выслуге).

В шестом - вассалы свободных господ.

В седьмом - вассалы феодалов шестого ранга (однощитные рыцари).

Низшую группу феодального общества Германии составляли горожане (бюргеры) свободные крестьяне.

Свободное крестьянство обладало имущественными правами податных людей: владели собственностью, не неся повинностей перед феодалами (алюдисты) и чиновники, которые уплачивали за землю (ценз). Крестьянство было не однородно и среди него выделялся зажиточный верхний слой (Вестфалия, Фрисландия, Бавария).

Из этого социального слоя подбирались судьи в общинных судах (шеффены).

На другом полюсе социальной лестницы находились малоземельные крестьяне (бюргеры), которые занимались батрачеством и не были полноправными членами крестьянской общины. Бюргеры платили только налоги и выполняли некоторые повинности, но податными не считались, так как город выполнял все повинности коллективно, бюргер обложению не подлежал.

На самом низу общественно-социальной лестницы находились крепостные и холопы. Первые именовались "зависимыми на земле", вторые "лично зависимыми".

Положение крепостных характеризовалось тем, что они получали от феодалов в вечно наследственное держание земельные наделы (тяглые изоры) и отбывали феодалам денежные и натуральные повинности, а также барщину. Крепостные уплачивали поголовный налог и пошлину при получении наследства, иногда требовалась пошлина при вступлении в брак.

Право перехода от одного помещика к другому и право выхода из крепостного состояния они не имели.

Холопы жили при дворах феодалов и получали от них содержание. Их повинности не были определены обычаем, устанавливались по произволу господ.

23. Золотая булла 1356 г.: причины и условия принятия, характеристика основных положений, значение.

Раздробленная Германия представляла собой конгломерат княжеств и вольных городов. Управление Германией осуществляла коллегия курфюрстов. Империя не имела ни столицы, ни постоянных общеимперских налогов, ни центральных органов управления, ни постоянного войска.

Право избрания императора с XII в. принадлежало особым семи князьям - избирателям, курфюрстам. Этот порядок получил легализацию, юридическое закрепление Золотой бýллой 1356 г. императором Карла IV.

Золота́я бу́лла 1356 года (лат. Bulla Aurea) — законодательный акт Священной Римской империи, принятый имперским рейхстагом в 1356 году; самый известный из документов, называвшихся «Золотая булла».

Текст документа, составленный на латыни, был утвержден императором Карлом IV Люксембургским. Действие буллы прекратилось с окончанием существования империи (1806 год).

Карл IV, озабоченный более всего укреплением своей власти в Чехии и расширением личных владений, закрепил политический распад империи, издав в 1356 году «Золотую буллу». Булла признавала полный суверенитет князей в их владениях, узаконивала войны между феодалами, вновь запретила союзы городов.

Булла регламентировала избрание германского короля (императора) коллегией семи имперских курфюрстов (архиепископами МайнцаТрира и Кёльнакоролём ЧехииРейнским пфальцграфом, герцогом Саксонии и маркграфом Бранденбурга) и определяла права этих курфюрстов. Ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому. Кроме того, булла запрещала разделение территорий курфюршеств. Этим же документом подтверждалось право курфюрстов на неограниченную чеканку собственных монет[1].

Всего 31 глава:

6 глав — вопросы, связанные с избранием короля (императора).

4 главы — попытки выставить феодальный порядок, что в итоге только укрепило раздробленность империи.

21 глава — князья-избиратели, их привилегии.

Золотая булла узаконила независимость курфюрстов и ослабление императорской власти. Содержание Золотой буллы сводилось к следующему:

1. Булла определяла порядок избрания императора. Император Германии избирался коллегией семи курфюрстов - князей-избирателей: три духовных: архиепúскопы майнцкий, кёльнский и трирский и четыре светских: король чешский, герцог саксонский, пфальцграф рейнский и маркграф бранденбýргский. Решение об избрании выносилось большинством голосов.

2. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которую следовало созывать ежегодно. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Курфюрсты считались высшими придворными чиновниками и советниками императора.

3. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Булла распространяла на курфюрстов многие императорские права - регáлии: исключительное право добычи драгоценных металлов и чеканки монеты, установление и взимание торговых и пограничных пошлин, приравнивала к оскорблению величества - тяжкому государственному преступлению преступления против особы курфюрста, изымала подчинённых им лиц от императорской подсудности. Частные войны не запрещались, но булла старалась их ограничить. Поэтому войны вассалов против сеньоров запрещались и узаконивалось право князей империи вести войны друг против друга.

Постепенно подобные права стали переходить и к другим князьям.

Таким образом, «Золотая булла» законодательно закрепила политическую раздробленность Германии.

24. «Княжеский» абсолютизм в Германии (на примере Австрии и Пруссии).

В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличавшийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами.

Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически даже не соприкасавшихся друг с другом.

В конце XVIII в. Пруссия стала абсолютной монархией Управление Пруссией было централизованным. Высший орган управления - тайный совет -- должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления.

Департаменту внутренних дел, который носил название “Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов”, в отдельных провинциях подчинялись и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства.

Наряду с ними действовали ландраты -- земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т. е. были сословными учреждениями.

В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т. е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управлявших делами города, назначались правительством.

Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, они также осуществляли патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно.

Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер.

В этом смысле Прусское государство можно назвать полицейским.

В период раздробленности в Германии насчитывалось более 300 самостоятельных государств, а также около 1,5 тыс. свободных рыцарских владений. Власть князей усилилась. По Вестфальскому миру 1648 г. за князями было признано право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.

Таким образом, в Германских государствах утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм. Его отличали от централизованных абсолютных монархий Запада следующие черты.

1. он сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений.

2. его утверждение не являлось результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Напротив, он являлся выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям. Княжеский абсолютизм сыграл исключительно реакционную роль, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широкое развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В ней господствовало католическое вероисповедание.

25. Источники феодального права Германии. Саксонское зерцало XIII в.

Важную роль в развитии германского права сыграли местные систематизации норм обычного права, включавшие в себя также положения имперского законодательства и судебную практику ("Саксонское зерцало", "Швабское зерцало", "Франконское зерцало" и т.п.).

Действие норм и принципов этих сборников выходило далеко за пределы мест, где они были изданы, и способствовало определенной унификации права.

Саксо́нское зерца́ло (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репковом в 12211225 годах. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии.

В XI веке появляются попытки кодификации обычного права. Около 1230 года ангальтский рыцарь и судья Эйке фон Репков составил сборник, в который вошло обычное право Саксонии и других областей с некоторыми добавлениями из канонического права. Сборник был написан сначала на латинском, затем переведен на немецкий и получил своё название Саксонского зерцала. Саксонское зерцало действовало на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга (см. Магдебургское городское право), откуда распространилось в Голландии, Лифляндии и Польше.

«Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права Восточной Саксонии с разделением на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу).

Земское право (Landrecht) содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т.д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу.

Ленное право (Lehnrecht) регулировало вассальные отношения между феодалами. Права низших сословий, в том числе зависимых крестьян, в этом законодательстве не фиксировались.

На содержание «Саксонского зерцала» наложили отпечаток общественно-политические и правовые воззрения автора. «Саксонское зерцало» отражает специфические формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т.д.

«Саксонское зерцало» стало образцом для составления правовых книг не только в Германии, но и в других странах Европы. Сохранилось более двухсот рукописей «Саксонского зерцала», некоторые из них обильно иллюстрированы.

В «Саксонском зерцале» по большей мере не содержалось ссылок на римское, торговое или городское право, но при этом встречались редкие упоминания норм канонического права и права других земель.

«Саксонское зерцале» использовалась во многих германских городах и землях, на него не нередко ссылались вплоть до 1900 года.

Структурно Саксонское зерцало разделено на две части.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


написать администратору сайта