Шпоры по педагогике. 1. Предмет, задачи и структура курса профессиональная педагогика
Скачать 97.76 Kb.
|
1. По способу мышления - индуктивный и дедуктивный метод. 2. По источнику познания - словесные, наглядные и практические методы. 3. По способу деятельности - репродуктивные и продуктивные методы. 4. По степени занимательности - методы без элементов занимательности и игровые методы (или методы с элементами занимательности). 5. По функциям педагогической деятельности - методы организации, стимулирования и контроля. Разделение методов: 1-По источнику знаний: Словесные (беседа, лекция, рассказ, объяснение, пояснение), Наглядные (показ, исполнение, прослушивание), Практические (конкретное исполнение за инструментом, решение задач, лабораторные). 2-По характеру познавательной деятельности (ввёл в педагогику Бобанский) -объяснительно-иллюстративные, -частично поисковый, -исследовательский (творческий). Учитывается активность аудитории. | 23. Метод проблемного обучения и его использование в музыкально-педагогической деятельности Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности. Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В прошлом с ним связаны известные имена: Сократ, Руссо, Дистерверг, Дьюи, Ушинский. В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются М.И. Махмудов, Т.В. Кудрявцев, Г.К. Селевко. Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются: 1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства. 2. Открытие неизвестного, нового. Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания. Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях. | 24. Средства музыкального обучения и их классификация Средства музыкального обучения – источники получения знаний, формирование умений, навыков. В узком смысле – учебные, наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства. В широком –все то, что способствует достижению цели обучения (совокупность методов, форм, содержания образования и различных видов деятельности.) Классификация ср-в обучения в музыкальной дидактике охватывает 3 группы средств: 1) печатные (книги); 2) предмет обучения (инструмент, пульт, камертон); 3) технические средства (аудио, видео, воспроизводительная аппаратура) Критерии отбора средств методов обучения: 1) закономерности, принципы, цели, содержание, задачи музыкального образования. 2) уровень мотивации обучающихся. 3) специфика методики преподавания учебной дисциплины. 4) индивидуальные особенности, уровень подготовки, возрастные характеристики обучаемого. 5) тип и структура урока. 6) взаимоотношение учителя и ученика. 7) материально-техническое обеспечение учебного процесса. 8) уровень квалификации педагога. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. Формы организации изучения музыкальных дисциплин. Типы и виды уроков Форма – внешнее очертание, наружный вид. По отношению к обучению форма: 1. Как форма обучения, 2. Как форма организации обучения. Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса: групповая форма, индивидуальная форма, коллективная форма, аудиторная и неаудиторная, классная и внеклассная, школьная и внешкольная форма. Форма организации обучения представляет собой конструкцию отдельного звена, процесса обучения: урок, лекция, семинар, факультативные занятия, экзамен, концерт, экскурсия и т. д. Урок классифицируется: - индивидуальные, групповые, лекции, консультации, концерты, диспуты и т. д.; - вводный, ознакомление новых знаний, закрепление, повторение и обобщение, контрольный урок; - комбинированный и моно урок. Виды моно урока: 1 урок - в соответствии с основными видами муз. деятельности - импровизации, урок подбора по слуху, урок сочинения музыки, слушание музыки, урок аккомпанирования, урок чтения нот с листа; 2 урок – как критерии содержания учебной работы – аппликатурный, урок работы над инструктивным материалом, урок работы над полифонией, над крупной формой, над кантиленой, урок – гамма; 3 урок – этапы освоения муз. содержания, моно уроки бывают – урок разбора произведения, урок углублённого изучения произведения, урок создания целостной структуры произведения, урок проверки полученных знаний, умений и навыков процессе исполнения произведения. Использованные методы обучения – информационный, инструктивно – технический, наглядный, проблемный. Комбинированный урок посвящён решению некоторых дидактических задач:1 – организационный момент или организационно – психологическая настройка на урок занимает не более 3 – 5 мин.; 2 – подготовка исполнительского аппарата к работе; 3 – проверка домашнего задания; 4 – изучение домашнего материала; 5- повтор пройденного материала = 5 мин. проведение итогов урока. | 26. Типовая структура традиционного урока музыки и мотивация изменения Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, т. к. именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения. 1Организационный момент или организационно-психологическая настройка на урок (3-5-мин.) 2 Подготовка исполнительского аппарата к работе (до 10-15 мин.) 3Проверка д.з. 4Изучение и закрепление нового материала (работа над произв.) 5Повторение пройденного материала (5 мин.) 6Творческие задания (импровизация, подбор по слуху, ансамбль, игры.) 7Подведение итогов урока. (оценка письм. и устная, д.з.) Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны. Построение урока сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов, которые гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего занятия. | 27. Контроль и оценка музыкальных знаний, умений и навыков обучающихся 1. Контроль и оценка. Наряду с методами организации и стимулирования учебной деятельности школьников на уроках музыки используют приемы ее педагогического контроля и оценки. Педагогический контроль и оценка предполагают в равной мере учет успехов и неуспехов учащихся. Для правильной оценки на уроке музыки можно предложить следующие критерии: 1) проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; 2) активные усилия школьника, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; 3) рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в знаниях. Соответствие этим трем критериям свидетельствует об отличных успехах школьника. Можно поставит «5» и при соответствии лишь первым двум критериям (особенно на первом году обучения). Соответствие двум или одному критерию дает основание для хорошей оценки («4»). При отсутствии соответствия этим критериям учитель может поставить «3». Но этой оценкой можно пользоваться на начальном этапе обучения лишь при чрезвычайных условиях. 2. Основные формы учета и контроля в музыкальном воспитании По форме и времени учет подразделяется на индивидуальный, коллективный, текущий и итоговый. Коллективный – в нем возникает необходимость потому, что важнейший вид деятельности на уроках музыки – хоровое пение (коллективный вид деятельности). Коллективный учет дает представление о выработке таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосие. Индивидуальный учет демонстрирует и школьникам, и учителю результаты музыкального развития каждого: как ученик слышит музыку, насколько ясно понимает выразительное значение знакомых элементов музыкального языка, может высказать и обосновать свое отношение к произведению, выразительно исполнить песню и т.д. Индивидуальный учет позволяет выявить, кто из учащихся особенно нуждается в постоянном внимании учителя, а также лучших. Как индивидуальный, так и коллективный учет может быть и текущим, и итоговым. Текущий учет способствует проверке правильности планирования, обусловливает введение в него тех или иных корректив. Он тесно связан с планированием. Итоговый учет – это не только показатели каких-либо контрольных мероприятий (различных опросов, выполнения заданий), обычно проводимых в конце четвертей (по полугодиям или в конце года), но и данные, полученные в течение всего учебно-воспитательного процесса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. Основные требования к современному уроку. Методика анализа открытых уроков. Урок – это воспитательный акт и поэтому всегда решающая роль отводится его идейной направленности. Чему бы ни обучал педагог своих учеников, какие бы задачи в приобщении детей к музыке не ставил, он всегда должен помнить, что главная цель ДМШ – формирование мировоззрений уч-ся, их нравственного облика. Требования к уроку: 1максимальная насыщенность урока педагогически целесообразн. деят-тью ученика. 2широкий тематический диапазон урока. 3организационная четкость и выбор рациональных методов, приемов, ср-в обучения. 4подготовка ученика к самостоят. работе дома. 5развитие творческой инициативы и активности ученика. Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. анализ открытого урока
| 29. Учебно-методическое обеспечение различных музыкальных дисциплин. Структура учебной программы, учебника, учебного пособия, репертуарного сборника, индивидуального плана ученика и преподавателя. Средства обучения представляют конкретные формы и виды учебной работы, которые используются в процессе применения того или иного метода. В педагогике средства обучения различают по той роли, которую они выполняют в уч. процессе: одни из них непосредственно участвуют в обучении, являются предметными (вещественными) средствами, другие – не обладают предметной формой (моторные, интеллектуальные). Они классифицируются на печатные и технические. Средства обучения (источники получения знаний) -компьютер; -учебники; -дидактические средства; -наглядные пособия; - ТСО. Документ:1 учебный план 2 учебная программа 3 образовательный стандарт. Учебный план – нормативный документ, которые определяет состав учебных предметов, последовательность их изучения, недельное и годовое количество часов. В структуре учебного плана выделяются: - инвариантная(неизменяемая) часть, обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; -вариативная- обеспечивает индивидуальный характер развития учеников, учитывает их интересы и потребности. (факультативы и предмет по выбору). Учебная программа – нормативный документ, в котором есть все основные знания, умения, навыки, необходимые по освоению по каждой дисциплине. Виды учебных программ: - Типовые - разработаны на основе образовательного стандарта по определению дисциплине и носят рекомендательный характер. –Рабочие - на основе типовых, отражают требования образовательного стандарта и возможности учебного заведения. –Авторские - учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь иную логику изложения мат-ла. Структура учебной программы: 1Пояснительная записка - цели и задачи изучаемой дисциплины. 2Тематический план - все темы, кот. изучаются и кол-во часов на каждую тему. 3Содержание курса - краткое содержание разделов, тем. 4Литература: основная и дополнительная. 5Иногда: репертуар. Образовательный стандарт- нормативный документ, в котором отражена система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования. Основные объекты стандартизации: структура, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. К наиболее ранним по возникновению специальным учебным пособиям следует отнести школы игры на музыкальных инструментах. Своеобразной разновидностью школ можно считать самоучители игры, предназначенные для тех, в том числе и взрослых любителей музыки, кто хочет самостоятельно овладеть навыками игры. Разновидностью уч. пособий для ДМШ являются хрестоматии – сборник произведений или отдельных фрагментов из них, определенным образом подобранных для учебных и познавательных целей. Принцип подбора чаще по степени трудности либо жанровой принадлежности. В музыкальной литературе используют фонохрестоматии. Сегодня повсеместно применяют технические средства обучения. |