Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Общепедагогические и специальные способности педагога-музыканта

  • 32. Сущность педагогической техники как компонента педагогического мастерства

  • 33. Понятие и эффективность педагогического взаимодействия на уроке музыки

  • 35. Убеждение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся

  • 36. Педагогическое общение, его функции и стили

  • Шпоры по педагогике. 1. Предмет, задачи и структура курса профессиональная педагогика


    Скачать 97.76 Kb.
    Название1. Предмет, задачи и структура курса профессиональная педагогика
    АнкорШпоры по педагогике.docx
    Дата07.01.2018
    Размер97.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры по педагогике.docx
    ТипАнализ
    #13754
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    30. Структура и содержание педагогического мастерства педагога-музыканта

    Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, позволяющий обеспечить высокий уровень педагогической деятельности. Предполагает единство управления объективными и субъективными факторами.

    К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника.

    К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога. Основные компоненты пед. мастерства:

    1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деятельности педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений.

    2.Профессиональные знания выступают как фундамент педагогического мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде основных звеньев: - специальные знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала.

    3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности педагогической деятельности, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д.

    4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Пед. такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный.

    Содержание педагогического мастерства: 1) идеалы, потребности, убеждения, эстетический вкус, знание предмета, методики, педагогики, психологии. 2) коммуникативные, социально- перцептивные, организаторские, исследовательские, конструкторские, прогностические и творческие.

    3) умение управлять собой и деятельностью ученика.

    Пути формирования: 1. самообразование, развитие, воспитание. 2. регулярное повышение квалификации.


    31. Общепедагогические и специальные способности педагога-музыканта

    Успешность процесса обучения зависит от педагогических способностей педагога. Во всякой педагогической деятельности всегда можно выделить прямые, непосредственные результаты - то, что усвоил ученик, и отдаленные результаты - то, как процесс обучения и воспитания сказался на формировании личности, ее убеждениях, выборе профессии, самом профессиональном уровне, личной жизни.

    Виды музыкально-педагогической деятельности: 1.Педагогическая. 2.Исполнительская. 3.Исследовательская. 4.Музыковедческая. 5.Методическая. 6.Просветительская.

    Все эти виды деятельности должны ориентироваться на творческий характер осуществления, что связано с педагогической одаренностью. Структура пед. одаренности:

    1.Дидактические способности – способность, выражающаяся в потребности передать знания другим лицам и нахождения способов их усвоения. Педагогич. одаренность не всегда сочетается с большим исполнительским дарованием и мастерством. Вместе с тем, осмысление своих умений – причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства. Дидактические способности в муз. педагогике выступают: - в последовательном обобщении теории и практики; - в сложном комплексе педагогических качеств педагога, в который входит умение сочетать в своей речи, показ и объяснении доступность с занимательностью, убедительность с увлеченностью музыкой.

    2.Перцептивные способности – способность педагога воспринимать и понимать психологию уч-ка, которая помогает определить познавательные, эмоциональные, технические и эстрадные его качества. Основой перцептивной способности является: педагогическая наблюдательность – необходимый компонент пед. одаренности. 3.Конструктивные способности – это способность предвидеть и проектировать развитие уч-ка. Они позволяют планировать и направлять музыкально-исполнительное развитие уч-ка. Конструктивные способности сочетаются с такими чертами личности, как самостоятельность и независимость мышления, как и во всех видах творчества в пед. процессе исключительную роль играет интуиция.

    4.Экспресс способности – это способность убеждать и вести за собой уч-ков. С накоплением пед. опыта возникает уверенность в своих действиях, вкус к поискам новых методов обучения и смелость в их осуществлениях. Личные качества педагога, его авторитет – это основа психологического воздействия на уч-ка. почвой, необходимым условием функционирования ситуативных способностей педагога является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены. 5.коммуникативные способности – это способность к общению. Пед. процесс – это процесс двусторонний. Его продуктивность тем выше, чем лучший контакт образуется у педагога с уч-ся. В структуру личности педагога входят и такие противоположные качества как пед. воля и комформизм (уступчивость). При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. важным компонентом коммуникативный способностей является пед. такт (прикосновения). К пед. способностям относятся и организаторские способности, и артистизм педагога. Для успехов в пед. деят-сти необходимо кроме одаренности владеть определенными умениями и навыками. Пассивный путь их приобретения – это накопление пед. опыта.


    32. Сущность педагогической техники как компонента педагогического мастерства

    Главные средства воспитания - различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

    Чтобы успешно заниматься педагогической деятельностью, молодому педагогу необходимо овладеть педагогическим искусством.

    Педагогическое искусство - совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

    Составные части педагогического искусства:

    - педагогическое мастерство,

    - педагогическая техника,

    - педагогическая технология. 

    Педагогическое мастерство - составная часть педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

    Педагогическая техника - состоит из повторяющихся приемов мастерства, превращенных в привычные профессиональные действия, которые применяются в различных ситуациях.

    Педагогическая технология - организованная совокупность технических приемов; их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном процессе, применяемых для отработки у учащихся знаний, умений, навыков, а также личностных свойств и качеств. 

    Мастерство учителя проявляется в его деятельности. Именно такое понимание мастерства принято в педагогике. В различных педагогических изданиях понятие “педагогическое мастерство” определяется по-разному:

    - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов,

    - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения,

    - синтез научных знаний, умений и навыков методического руководства и личных качеств преподавателя.

    Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.



    33. Понятие и эффективность педагогического взаимодействия на уроке музыки

    Педагогическое общение - профессиональное коммуникативное взаимодействие преподавателя и учащегося на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического микроклимата.

    3 основные стиля руководства педагога: Авторитарный (единолично определяет направление деят-ти учеников); Осн. формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон. Этот стиль эффективен, когда за короткий промежуток времени нужно добиться результата. По психологической обстановке очень неблагоприятный - это из-за неопытности, неуверенности, низкого уровня культуры, пренебрежение индивидуальными особенностями ученика. Демократичный (кто, как и с кем должен работать). Опора педагога на мнение коллектива, ученика. Все вовлекаются в активную учебную деят-сть. Самоуправление. Основные формы взаимодействия - просьба, совет, информирование. Либеральный (анархический, попустительский) пресекает инициативу. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива. Формально относится к своим профессиональным обязанностям.

    Стили взаимоотношений: 1. Общение на основе дружеского расположения. Есть опасность превращения дружественности к панибратству –особенно для молодого педагога. 2. Общение-дистанция. Положительное отношение педагога к учащемуся, но организация ближе к авторитарному стилю руководства, что снижает общий творческий уровень совместной деятельности.
    3. Общение- устранение. Отрицательное отношение педагога к ученику плюс авторитарность в способах организации деятельности. Нервозность, эмоциональное неблагополучие. 4. Общение- заигрывание. Является проявлением либерализма и нетребовательности педагога при возможном положительном отношении к ученику. От стремления завоевать авторитет, понравится ученикам. Это говорит об отсутствии навыков профессиональной деят-сти.

    Все варианты стилей общения можно отнести к 2 типам:

    1.Диалогический- положит отношение педагога к ученикам, демократическая организация учебного процесса, увлечённость совместной творческой деятельностью.


    34. Педагогический такт и условия его развития

    ТАКТ- прикосновение; это нравственная категория, основанная на принципе гуманизма и проявляющаяся в сложных и противоречивых ситуациях в виде сохранений человеческого достоинства. Часть педагогического мастерства.

    Педагогический такт - обозначает не только свойства личности педагога, но и предполагает наличие умения подбирать правильный подход к каждому ученику. Педагогический такт - это мера педагогики целесообразного воздействия педагога на учеников и умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявляется в уравновешенности педагога и предполагает доверие к ученику. Это показатель культуры общения педагога и проявление в четкости, корректности, строгости общения. Вне класса - непринужденность, задушевность, доверие, гибкость поведения. Умение пользоваться ролевыми позициями. Их 4: 1. Позиция родителя (пристройка сверху) педагог демонстрирует независимость и берет ответственность на себя. 2. Позиция «дитяти» (пристройка снизу) проявляется как неуверенная, подчиняемая личность. 3. Позиция взрослого (пристройка рядом) выражается в умении считаться с ситуацией, понимание др люд. 4. Позиция неучастия (отстраненность на уроке; все течет своим чередом). Выбор позиции зависит от ситуации, цели урока. Деловой уровень общения, так же проектирует в ученике равноправного партнера. Позиция дитяти - развитие самостоятельности ребенка. Позиция родителя - тормозит развитие и приводит к конфликтам.

    Условия развития пед такта:

    1. Знание психологического возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

    2. Знание основ моралей и умение видеть нравственность в поступках.

    3. Знание способов воздействия на уч-ся.

    4. Формирование выдержки, самообладание педагога и творческий подход к анализу нужного опыта.

    5. Развитие педагогической техники и чувство юмора.

    6. Развитие коммуникативных умений (чтение по лицу).


    35. Убеждение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся

    Формами убеждения могут быть диспуты, дискуссии, беседы, рассказ учителя, личный пример. Чтобы убеждение как метод взаимодействия было максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований: - содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в младшем школьном возрасте на примере сказок, былин, фантастических рассказов, дальше на примерах изучения реального мира, изучения духовного мира человека);

    - убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого; необходимо знать истинную жизненную позицию школьника;

    - убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры; в младшем школьном возрасте велика роль наглядно-образного материала;

    - при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода:

    - убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.

    К условиям эффективности убеждающего взаимодействия относятся: - обеспечение силы взаимодействия, которая определяется его содержанием и авторитетом убеждающего; - учет при построении убеждения особенностей психического склада, убеждаемого; - учет интеллектуально-эмоционального состояния, убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.

    Метод убеждения будет действенным только при условии единства в нем мысли, чувства и волевого стимулирования. В его применении целесообразно следовать структуре убеждения: знания – чувства (эмоции) - поведение. Первые два компонента невозможно (и не нужно) отделять друг от друга. Обращаясь к рациональному в ученике, вооружая его знаниями, учитель продумывает, как придать передаваемым знаниям большую силу эмоционального воздействия. Большое значение имеет аргументированность, доказательность выдвигаемых положений, взволнованность педагога, его убежденность в правильности своих слов, готовность защищать свои взгляды.



    36. Педагогическое общение, его функции и стили

    Воспитывать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать его убеждения, но и обеспечить практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Любой вид общения в паре «воспитанник - педагог» должен являться воспитывающим.

    1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это профессиональное общение педагога, направленное на создание благоприятного психологического климата.

    2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности.

    3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить, как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направлено па оптимизацию учебно - воспитательной деятельности и отношений между ними.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА – это мера его способностей осуществлять взаимоотношения с другими людьми. Искусство общение педагога основывается, прежде всего, на хорошем знании людей (воспитанников), с которыми он общается. Для педагога общение – двусторонний процесс, где дети становятся полноправными партнерами. Общение – это еще и свобода не только высказывать свое мнение, но и уверенность, что его выслушают до конца. Педагог должен научить ребенка высказывать без боязни быть непонятым. Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижение желания думать. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Цель общения на уроке – «не для себя», а «для другого», не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у учащегося. Используя слово, тон голоса, мимику и др., учитель или воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношения, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

    Одним из звеньев педагогического общения является СТИЛЬ (индивидуальный принцип общения) – это совокупность конкретных приемов и средств, которые педагог реализует в общении.

    В.А. Канн-Калик определяет следующие стили педагогического общения:

    · педагогическое общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельности педагогов и учащихся;

    · общение, в основе которого лежит дружеское расположение;

    · общение - дистанция;

    · общение – устрашение;

    · общение – заигрывание

    Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный стили.

    В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленное поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общений. Если ученик чуть активнее других – он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.



    написать администратору сайта