Шпоры по педагогике. 1. Предмет, задачи и структура курса профессиональная педагогика
Скачать 97.76 Kb.
|
37. Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся, его типы и виды Внушение как способ оказывать влияние на психику и поведение человека незаметно для него самого с целью воздействия на его поступки, стремления, мотивы и установки. Условия эффективности педагогического внушения. Критерии классификации видов внушения: по источнику внушающего воздействия, по состоянию субъекта внушения, по цели воздействия, по результатам, по содержанию. Формы внушающего воздействия педагога-музыканта на учащихся: команды, приказы и внушающие наставления. Научная организация труда педагога-музыканта как система обеспечения максимальной эффективности обучения и воспитания учащихся при рациональном использовании времени, сил и средств со стороны педагога и учащихся. Культура педагогического труда как собирательная характеристика личности и деятельности педагога-музыканта. Факторы, определяющие культуру труда педагога-музыканта. | 38. Сущность и структура музыкальности Музыкальность- способность восприятия и видения мира в форме музыкальных образов. Музыкальность – комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деят-тью. Главный признак музыкальности - эмоциональная отзывчивость человека на музыку. Структура музыкальности: 1Эмоциональная отзывчивость на музыку 2Музыкальный слух и его разновидности 3 музыкальная память, разновидности 4 чувство музыкального ритма 5 Музыкальное мышление, разновидности. Разновидности музыкального слуха: звуковысотный, темброво-динамический, мелодический, гармонический, полифонический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный, цветной. Муз память и ее разновидности: двигательная(мышечная), эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Чувство музыкального ритма. Ритм – чередование длительностей в зависимости от размера. Музыкальное мышление и его разновидности: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое (для музыки 20в.) Проблема музыкальности в современной науке. Проблема наследуемости музыкальных спос-тей. Платон считал, что способности является врожденными, а то, что человек знает является воспоминанием, о его пребывании в мире идеальных знаний. Френсис Гальтон «Наследуемость таланта: его законы и последствия» (1869). Концепция, согласно кот. гениальность и талант передаются по наследству из рода в род, факторы внешней среды не играют никакой роли. Другие ученые признают большую роль труда в развитии способностей и в достижении высоких результатов в деят-ти чел. Гениальность дается человеку как подарок судьбы. Ганс Айзенк считал, что в структуре успехов таланта 80%-генетических факторы, 20%-социальные условия (семья, школа, удача, случай). Томас Эдисон: гений 99%-пота,1% -вдохновения. Борис Теплов «Психология муз способностей» (1947) классифицировал музыкальные способности и раскрыл основные условия их развития. Муз способности 1Ладовое чувство 2 Музыкально-слуховые представления 3 чувство ритм. У одних людей эти способности ярко выражены, а у других формируются и развиваются в результате деят-ти. Поэтому нельзя говорить. об отсутствии муз. способностей вообще т.к. их проявление зависит от воспитания и обучения, (+ разная степень выраженности природных муз задатков). | 39. Специфика музыкально-педагогической деятельности Современного педагогика, как наука о воспитании, образовании, развитии чел-ка, предъявляет все новые требования к деят-ти человека. Притом искусство выступает не только как средство эстетического воспитания личности, но и как цель учебно-творческой деятельности учеников. Задача современного музыкального обучения - необходимость постижения языка музыкального искусствава, проникновение в его глубинную суть, а также в необходимости понимания политры средств выразительности и обладания навыками творческой деят-ти. Цель педагога-музыканта: формирование творческой личности ученика, развитие его музыкальных способностей в процессе муз обучения. Цель деятельности: она социально обусловлена и на современном этапе цель заключается в воспитании гармонически развитой личности в процессе муз. обучения. Педагогическая деят-ть направлена на осуществление социальной преемственности поколений, на включение подрастающего поколения в уже существующей связи в ней, на приобщение к национальным и мировым образцам. Задачи педагог выдвигает сам в зависимости от пед условий и индивид особенностей конкретного ученика. Педагогическая деят-ть с одной стороны всегда социально обусловлено, с др. стороны она всегда не стандартна по набору задач, методов, технологий обучения, средств. Специфичность цели проявления еще и в том, что для эффективности ее реализации она должна стать целью не только педагога, но и ученика. При этом деят-ть педагога-музыканта должна осуществляться с учетом интересов, запросов, потребностей ученика. На смену авторитарному стилю деят-ти применяется гуманистический, личностно-ориентированный демократичный стиль управления образовательным процессом (личностно-ориентир развитие ученика). Объект-в широком смысле - человек, в узком - формирующая личность, с ее неповторимыми качествами и свойствами. Специфика объекта в том, что ученик рассматривается как активный участник педагогического процесса со своими мотивами, поведением, индивидуальными особенностями. Ученик - соучастник пед действа. Объект(ученик) -одновременно явл-ся и субъектом (активный творец). |
40. Педагогика сотрудничества как новый стиль взаимодействия между педагогом-музыкантом и учеником Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте кот. соединились лучшие традиции советской школы, достижения рус. и заруб. психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющая воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере, входящей во многие современные пед. технологии как их часть. Целевые ориентации: 1) Переход от педагогики требований к педагогике отношений. 2) Гуманно-личностный подход к ребенку. 3) Единство обучения и воспитания. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества — это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим. В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: 1Гуманно-личностный подход к ребенку. 2Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. 3Концепция воспитания. 4Педагогизация окружающей среды. | 41. Научная организация труда педагога-музыканта и культура педагогического труда Научная организация труда - это обеспечение максимальной эффективности обучения и восприятия учащихся при рациональном использовании времени, средств и сил педагога и ученика. Суть научной организации труда проявляется как в рациональной организации учебного процесса, так и в структурировании содержания и обучения и воспитания ученика. Результатом является уровень образованности и воспитанности учащихся. Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. В содержание общей культуры педагога входит прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех. | 42. Этапы формирования творческого самочувствия педагога-музыканта на уроке Творческое самочувствие – душевное и телесное состояние чел-ка, который благотворно влияет на творческий процесс. При этом чел-к достигает наиболее результатов в труде, находящихся в состоянии вдохновения, получая наивысшее удовлетворение от работы, заряжает аудиторию своей энергией и получает от нее наибольшую отдачу. Внешне, со стороны, это состояние можно увидеть по физической подтянутости, собранности, мобилизованности сил человека, особому блеску глаз. Основные направления работы по эмоциональной настройке перед уроком: обращение к материалу представляемой деятельности, поиск в нем нужных "манков" для творческого самочувствия; обращение к классу; поиск в представлении общении творческого подъема. Причем эти направления реализуются через поиск педагогом в себе самом необходимо чувствительность и переживаний, например, на представленную деятельность. Иначе говоря, педагог должен глубоко личностно осознать материал, заново увлечься давно знакомым и ощутить удовлетворение от предстоящей работы с классом. Важную роль в выработке творческого самочувствия педагога играет его стремление заранее найти внешние формы выражения своего эмоционального отношения к учебному мат-лу: соответствующие жесты, мимику, интонацию. Вызов и поддержание творческого самочувствия в общении закрепляется найденными педагогом внешними формами выражениями своего эмоционального состояния Закрепленные формы выражения своего эмоц. состояния (она всегда корректируются непосредственно ситуацией воплощения) позволяет педагогу оперативно и эффективно действовать в меняющейся деят-сти общения и, что особенно важно, быстро и плодотворно настраиваться на урок, ибо эти формы, энергично воспроизводятся педагогом, вызывают в его творчестве "воспоминания" о живом процессе их поиска. Сложнейшим звеном процесса управления творческого самочувствия является момент непосредственно перед общением с классом. Вся ранее проведенная работа по организации творч. сост. дает здесь себя знать. В этот момент необходимо собраться и направленно вызвать в себе творческое состояние. |
43. Воплощение педагогического мастерства в педагогическом творчестве Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, позволяющий обеспечить высокий уровень педагогической деятельности. Предполагает единство управления объективными и субъективными факторами. К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника. К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога. Основные компоненты пед. мастерства: 1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деят-сти педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений. 2.Профессиональные знания выступают как фундамент пед. мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде основных звеньев: - спец. знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала. 3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности педагогической деят-сти, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д. 4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Пед. такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный. Содержание пед. мастерства: 1) идеалы, потребности, убеждения, эстетический вкус, знание предмета, методики, педагогики, психологии. 2) коммуникативные, социально-перцептивные, организаторские, исследовательские, конструкторские, прогностические и творческие. 3) умение управлять собой и деятельностью уч-ка. Пути формирования: 1. самообразование, развитие, воспитание. 2. регулярное повышение квалификации. | 44. Пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта Мастерство -комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень организации профессиональной муз. деят-ти, самоорганизующаяся система в структуре личности педагога. Пед. мастерство - комплекс свойств личности, таких как гуманистическая направленность деят-ти преподавателя (позволяет целесообразно в соответствии с требованиями времени выстраивать педпроцесс), профессионализм преподавателя (фундамент различных признаков педмастерства), педагогические способности (обеспечивают скорость совершенствования маст-ва преподавателя), педагогическая техника (чтобы осуществлялась целостность, связность и результативность пед. деят-ти). Гуманистическая направленность включает в себя идеалы, интересы, ценностные ориентации педагога-музыканта. Ценностные ориентации педагога могут быть направлены на себя (самоутверждение в глазах учеников и коллег по работе), на педагогический процесс (педагог заботится о средствах, методах и содержании образования, цель-овладение приёмами в работе с учениками), на учащихся (цель педагогической деят-ти -достучаться до каждого ученика), на цель педагог. деят-ти (всестороннее развитие личности уч-ка, это педагоги-гуманитсы). Гуманистическое направление педагога выражается в его активной позиции по всем вопросам воспитательного процесса. 5 уровней ПМ (Кузьмина Н.В): 1.Репродуктивный- педагог умеет пересказать другому то, что знает сам и так, как знает сам. 2. Адаптивный- педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело. 3.Локальномоделирующий - знания педагог не только умеет передавать и трансформировать информацию, но и моделирует систему знаний по отдельным вопросам. 4. Системномоделирующий - знания педагог умеет моделировать систему деят-ти, формировать систему знаний по своему предмету. 5. Системномоделирующая деят-ть и поведение – педагог знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и как, какими средствами. 3 периода формирования ПМ: подготовительный (обучение), период становления педагога (2-3 года), совершенствование ПМ. Пути совершенств ПМ преподавателя: самостоятельная работа; учеба на курсах повышения квалификации; проведение преподавателями всех видов занятий; участие преподавателей в научно-исследовательской работе; хорошо организованная методическая работа в вузе и на кафедре; создание условий в вузе и на кафедре для совершенствования педагогического мастерства; обобщение и обсуждение практики работы методистов вуза; систематический контроль за степенью подготовленности преподавателя к педагогической деят-ти (- оценка уровня их педагогического мастерства). | 45. Техника речи педагога-музыканта Голос - важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу педагога предъявляется ряд требований: 1) Голос не должен вызывать неприятные ощущения у слушателей, а должен обладать благозвучностью. 2) Педагогу необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. 3) Педагог должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять, отдавать слушателю, говорить не для себя, а для ученика, голос должен обладать полезностью. 4) Голос - основное орудие пед. воздействия, с его помощью педагог должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. 5) Педагогу приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, его голос обязан быть достаточно выносливым. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция - четкое и ясное произношение звуков речи. Хоровая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Работа над дикцией педагога заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хоровую дикцию (Скороговорки, упражнения для губ). Речь педагога наполнена эмоциями и интеллектуальным содержанием, которая называется выразительностью - является обязательным элементом. Это обусловливает специфичность устной речи, в которой - интонация, жесты, мимика. Функции речи:1) коммуникативная (отношений ученик-учитель); 2) презентация знаний; 3) организационная (организация учебно-практической деят-ти уч-ся); 4) психологическая (создание условий для психологической свободы уч-ся); 5) обеспечение продуктами деят-ти. Особенности педагогической речевой деят-ти:1) специально организованные учителем; 2) конечным результатом явл-ся достижение поставленной гуманитарной цели; 3) отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей; 4) строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния уч-ков, информации, которую получают уч-ки от уч-ля; 5) речь учителяля явл-ся предметом постоянного пед. анализа и совершенствования. |