Шпоры по педагогике. 1. Предмет, задачи и структура курса профессиональная педагогика
Скачать 97.76 Kb.
|
13. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв) Тип культуры, характерный для европейского общества, которое не имеет точных временных границ. Отличительные черты: светский характер, гуманизм, возвращение к античным ценностям. В Европе к концу 16в.насчитывалось более 70 университетов. В это время окончательно складывается современное профессиональное музыкальное искусство, четко разграничивающая профессии композитора и исполнителя. В Италии появляется Объединения музыкантов – ”Музыкальная академия”, куда входили музыканты, любители, поэты. Потом были созданы филармоничные общества. Во Франции открываются Метризы – хоровые школы с общежитиями, в Италии – консерватории – школы для детей-сирот и бездомных. К концу 15в. начинается нотопечатание (в Венеции). | 14. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв) Основные художественные течения: барокко и классицизм. Искусство Барокко отличалось контрастностью, напряженностью, стремлением к пышности и грандиозности – Букстехуде, Бах, Гендель, Глюк. Искусство классицизма – Гайдн, Бетховен, Моцарт, Скарлатти, Люлли. Всеобщий порядок, чувство подчинения сознанию, культурной гармония. Духовная сила сочетается с идеей рационализма. Активно развиваются концертные жанры: токката, фуга, прелюдия, вариации, сюита, соната, концерт. В вокально-хоровой музыке – опера, оратория, кантата. Развивается любительское и самодеятельное искусство. В течении столетия инструментальная музыка проходит путь от исполнения на разных инструментах до формирования разных инструментальных стилей. Вершина инструментальной муз. – творчество Корелли и Вивальди. Постепенно приюты и пансионаты превращались в школы, училища, консерватории, становятся профильным музыкальным учебным заведением. В к 18в.открылась Парижская консерватория. Появляется 1 опубликованная методика игры на разных инструментах (скрипка, клавир). | 15. Музыкально-эстетическое воспитание в западно-европейских государствах и России в XIX-начале XX вв. В России еще в XVIII в. выдающиеся деятели русской культуры А.Н. Радищев, Е.Р. Дашкова и Н.И. Новиков призывали к серьёзному отношению в деле музыкального воспитания, к глубокому изучению музыкального искусства, последовательным и систематическим занятиям. Возникновение и стремительное развитие российской теории музыкального образования и воспитания относится к ХIХ веку. Появление консерваторий, музыкальных школ, музыкальных обществ, теоретических трудов, посвященных музыкальному образованию, привело к подъёму музыкальной педагогики. Во многих учебных заведениях (кадетских корпусах, губернских гимназиях, женских институтах) вводились обязательные музыкальные занятия. Музыкальные педагоги России конца ХIХ – первой половины ХХ века С.И. Миропольский, А.И. Пузыревский, С.В. Смоленский утверждали, что способности могут развиваться в соответствующей деятельности и стремились доказать необходимость и возможность всеобщего музыкального образования. В 1891 году В.П. Гутор призвал к внедрению обязательного музыкального образования в массовых школах. |
16. Музыкально-эстетическое воспитание на белорусских землях в эпоху Возрождения и Просвещения В Беларуси нотопечатание нач. со 2п.16в. с центрами в Несвиже и Вильнюсе. Здесь складывалась система различных учебных заведений разных конфессий –православные школы при церквях и монастырях – братские школы; католические и протестантские школы, в которых преподавали музыку и инст. предметы. Подготовка музыкантов четко делилась на вокалистов/инструменталистов. В Беларуси основными центрами музыкальной культуры остаются храмы. При этом православная церковь - центр развития хоровой музыки, а католическо-униатская –инструментальной. Светская музыка звучала в музыке любителей – школяров, студентов. Во 2п. 18в. распространились концертно-театральные музыкальные жанры искусства. При дворах белорусских Магнатов работали известные музыканты: Николлини, Голанд, Манжура, Альберлени. Распространилась игра на лютне, гитаре органе и оркестровая музыка Оркестры на территории Бел. в 18в назывались капеллами. Театры: скоморошьи, школьные, магнатские, батлейка. Широкое распространение получили школы-бурсы – школы-интернаты для детей мещан, свободных крестьян и обедневшей шляхты. Бесплатное обучение, музыкальное искусство+грамота. К к.18в. – становление системы профессионального музыкального образования и музыкальное воспитания на белорусских землях. | 17. Современная система музыкального воспитания и образования в Беларуси Современная система муз. воспитания Беларуси делится на подсистемы: 1.Массовое музыкальное воспитание и 2. Профессиональное музыкальное образование. 1. Массовое музыкальное воспитание – это система образовательных и воспитательных учреждений, охватывающих все возрастные периоды жизни человека. К системе массового музыкального воспитания относятся компоненты: Семейное окружение, Детские дошкольные учреждения, Урок музыки в СШ, Факультет хора в СШ, Кружки в СШ, Студии, Самодеятельные детские музыкальные коллективы при домах и дворцах культуры, Музыкальные школы, ДМШ, Самодеятельные коллективы разных возрастов в учреждениях образования и культуры. 2.Профессиональное музыкальное образование характеризуется многоступенчатостью, преемственность и плановым характером развития. Профессиональное музыкальное образование включает: 1) Начальное образование: -ДМШ,-ДШИ,-Студии,-Гимназии,-СШ с музыкальным уклоном. 2) Среднее звено: -Музыкальное училище, -Колледжи музыки, -Лицеи, -Колледжи искусства и культуры, -Педагогические училища, где готовят воспитателей. 3) Высшее музыкальное образование: -Академия,-Университет,-Педагогический университет музыкальный факультет,-Коммерческие ВУЗы. 4) Поствысшее образование: -Магистратура,-Аспирантура,-Докторантура. Система повышения квалификации (Бел. ИПК). Система образования находится в процессе перестройки и реорганизации в Беларуси. Причины: 1.высокий уровень образования и нелегитивность дипломов Беларуси. 2.невозможность интеграции в Европейское общеобразовательное пространство. 3.невозможность свободного передвижения студентов и преподавателей в поисках ресурсов исследования 4.необходимость интернационализации образовательной системы. | 18. Зарубежные системы музыкального воспитания и образования XX века Современные тенденции развития музыкального воспитания и образования за рубежом: использование народной музыки для построения учебного процесса, внедрение доступных методов овладения музыкальной грамотой, применение технических средств обучения, отсутствие единых учебных планов и программ, применение групповых форм обучения игре на музыкальных инструментах. Общая характеристика систем музыкального воспитания З. Кодая и К. Орфа. Пособие по музыкальному воспитанию К. Орфа «Шульверк» («Музыка для детей»). Принципы музыкального воспитания К. Орфа. Содержание начального музыкального воспитания по К. Орфу. Деятельность З. Кодая по созданию венгерской системы музыкального воспитания детей. Принципы музыкального воспитания З. Кодая. Методы музыкального воспитания З. Кодая. Создание учебного пособия «333 упражнения в чтении с листа». Музыкальное воспитание в болгарских школах. Применение метода Б. Тричкова «столбица» для обучения нотной грамоте. Импровизация, хоровое пение и игра на музыкальных инструментах как основные виды деятельности учащихся на уроках музыки. Музыкальное воспитание в Японии. Активное самовыражение и творческое проявление детей в музыке как цель музыкального воспитания в японских школах. Система музыкального воспитания в США. Оркестры, хоры, ансамбли, концерты для школьников как основные формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию. Использование технических средств обучения и электронной музыки как путь развития творческих способностей учащихся на уроках музыки в Великобритании. |
19. Закономерности музыкального обучения Закономерности музыкального обучения как устойчиво повторяющиеся связи между компонентами процесса музыкального обучения. Классификация закономерностей: общие и частные. Общие закономерности: закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, стимулирования обучения, управления обучением. Частные закономерности: дидактические, гносеологические, психологические, социологические, организационные. Принципы музыкального обучения как исходные руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях. Использование общепризнанных дидактических принципов в процессе музыкального обучения: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, связи теории с практикой обучающихся. Специфические принципы музыкального обучения: комплексного и последовательного развития музыкальных способностей ученика в разных видах музыкальной деятельности; единство эмоционального и рационального развития ученика в учебном процессе; единство художественной и технической сторон музыкального обучения. Функции учебного процесса в музыкальном обучении: образовательная, развивающая, воспитательная. Структура учебного процесса в музыкальном обучении: подготовка к восприятию знаний, восприятие и закрепление знаний, выработка умений и навыков, контроль качества усвоения содержания образования. | 20. Цели и задачи музыкального обучения Цель школьного музыкального образования сформулировал Д.Б. Кабалевский. Она заключается в воспитании музыкальной культуры школьника как необходимой части его общей духовной культуры. В эстетике понятие «музыкальная культура общества» трактуется так: это есть единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе; 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех. Сам Д.Б. Кабалевский конкретизирует цель музыкального воспитания следующим образом: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, развивать способность воспринимать музыку как живое искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, воспитать особое чувство музыки, позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, участвовать в исполнении музыки, овладевать основами музыкальной грамоты, формировать творческие музыкальные способности школьников. Согласно Э.Б. Абдуллину, главный показатель музыкальной культуры выпускника школы: выпускник школы - это активный, творчески проявляющий себя любитель и ценитель прежде всего высокохудожественного музыкального искусства в разных формах общения с ним. 2. Ведущие задачи музыкального воспитания школьников. Цель музыкального образования в концепции Д.Б. Кабалевского конкретизируется тремя ведущими задачами. Первая задача: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия. В соответствии с ней у школьников необходимо 1) развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образную сферу музыки; 2) пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку; 3) пробуждать интерес к выявлению связей между уроками музыки и жизнью. Вторая задача: формирование осознанного отношения к музыке. Эта задача означает, что школьнику необходимо приобрести опыт осознанного восприятия произведений: 1) уметь применять музыкальные знания; 2) не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития, жизненность его содержания. Третья задача: формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования. Решение данной задачи предусматривает развитие у школьников конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков в процессе восприятия музыки. Э.Б. Абдуллин несколько иначе подходит к выделению основных задач современного музыкального образования школьников. К ним он относит: - развитие в детях художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней, способности оценить ее красоту, творческого по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства; - развитие творческих художественно-познавательных способностей учащихся, осознание себя как личности в процессе общения с музыкой; - развитие творческих способностей в исполнительской и «композиторской» деятельности; - развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся; - развитие потребности в общении с высокохудожественным музыкальным искусством, в музыкальном самообразовании. | 21. Содержание музыкального образования и его структура Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. К содержанию музыкального образования предъявляется ряд требований. Оно должно: - обеспечить осуществление основной цели воспитания - формирование общей музыкальной культуры личности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся; - базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социальных изменений и развития музыкальной культуры; - строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук; - раскрывать взаимосвязь между отдельными музыкально-учебными предметами; - укреплять связь теории с практикой, с включением учащихся в доступную для них музыкальную деятельность; - соответствовать возрастным возможностям учащихся; -сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся Содержание музыкального обучения – то, что должен усвоить ученик, то есть Программа – основа практической деятельности (содержание – то чему и как учат) В музыкальном обучении – приобретение ЗУН (знания, умения, навыки), обучение игре на инструменте, эстетический вкус, овладение мировоззрением, развитие личности. 1 главный компонент содержания – музыка. Знание– теоретическое представление о практической направленности. 2 главный компонент содержания – музыкальные знания (уровни: а) обобщённые знания о природе музыкального искусства, функциях, месте и роли в жизни; б) конкретные музыкальные знания о средствах выразительности, особенностях музыкального языка и развития музыки.). 3 главный компонент содержания – музыкальные умения – способность использовать знания в практике, связанное с эстетическим восприятием (Этапы формирования умений: -репродуктивный (разъяснение нового материала), -эвристический (использование знаний по образцу), - творческий – самостоятельное использование знаний). 4 главный компонент содержания – музыкальные навыки – умение, доведённое до автоматизма (Классификация навыков: -вокально-хоровые,-подбор по слуху,-дирижёрские,-исполнительские,-чтение с листа). 5 главный компонент содержания – творческая учебная деятельность (- активизация, раннее приобретенного музыкального и жизненного опыта, - представление новых знаний в форме организации (проблемное обучение) – их осмысление, усвоение, -закрепление музыкальных знаний в определённых видах музыкальной деятельности. Творческое использование умений, -частные музыкальные умения, связанные с элементом музыкального языка (использование знаний о композиторе, исполнителях, инструментах, в овладении нотной грамотой). 6. Музыкальный репертуар. Педагогический и концертный. Критерии отбора музыкального репертуара. а) эстетическая и художественная ценность репертуара; б) педагогическая и воспитательная значимость произведений; в) разнообразие стилей и жанров; г) соответствие возрастным особенностям ребенка д) национально-культурная основа произведения. |
22. Методы музыкального обучения, их классификация и использование музыкально-педагогической деятельности Метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность учителя и учащегося по достижению разнообразных целей учебно-воспитательной деятельности. Методы муз. обучения направлены нa то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений. В профессиональной деятельности педагог-музыкант использует такие важнейшие методы как: 1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу. В педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива - с умением использовать и оценивать его в новых ситуациях. 2. Метод обобщения. Его суть состоит в том, что каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт, дающий возможность привести к суммированию накопленных впечатлений. 3. Метод эмоционального воздействия. Педагог создает ситуацию успеха (кинетические способности - мимика, пантомимика). 4. Метод наведения, или поисковый. Входит в группу проблемных методов обучения, когда перед учеником ставится какая-либо задача (проблема) и в зависимости от продуктивной самостоятельности на которую способен ученик, осуществляется педагогического руководство. 5. Метод упражнения, который заключается не только в развитии исполнительской техники, но и упражнения в эмоциональной сфере. 6. Метод наведения. Это демонстрация, показ, имеющий четкую педагогическую направленность, подсказывающий ученику, как ему дальше действовать самостоятельно. |