1. Предмет, задачи и структура курса «профессиональная педагогика».
Предмет профессиональной педагогики– процесс формирования профессионально значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня.
Профессиональная педагогика решает следующие задачи.
Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.
Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.
Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.
Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Академический курс профессиональной педагогики включает в себя следующие разделы.
1. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования: становление, развитие и современное состояние профессионального образования в России и за рубежом; современные требования к профессионализму; основные направления развития профессионального образования.
2. Педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении и его проектирование: педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении как целостная система; профессиональное обучение, воспитание и развитие в целостном педагогическом процессе; проектирование содержания, методов, форм и средств профессионального обучения.
3. Технологии профессионального и производственного обучения: теории обучения, модульное обучение в профессиональной школе; инновационные технологии в профессиональном образовании; теория и методика стадийного профессионального обучения; системы и периоды производственного обучения; технологии дистанционного обучения, выбор технологии обучения.
4. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении: сущность, содержание, закономерности, принципы, методы, формы и технологии воспитания, формирование и развитие коллектива обучающихся; воспитательная работа в общежитии; организация, критерии и показатели эффективности воспитания будущих специалистов.
5. Управление профессиональным образованием: сущность, функции, принципы, система управления профессиональными учебными заведениями; планирование работы профессионального учебного заведения; управление качеством подготовки специалистов; мониторинг профессионально - образовательного процесса и профессионального развития личности; контроль как функция управления; педагогический коллектив, его формирование и развитие.
| 2. Категория профессиональной педагогики и ее взаимосвязь с другими науками.
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.
Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.
Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии.
Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т. д.
| 3. Процесс приобщения личности к восприятию музыки как педагогическая проблема
В широком понимании музыкальное восприятие – специфический вид духовно-практической деятельности, которая не ограничивается одним перцептивным актом, а включает интеллектуальный уровень освоения выразительно-смыслового содержания музыки. Оно происходит одновременно в форме ощущений, восприятий, представлений и ассоциативного мышления, то есть представляет собой «комплексную» психическую деятельность, которая имею исключительно значение для формирования «мыслительно-чувственной активности слушателя.
В узком понимании музыкальное восприятие – это чисто психический процесс прямого отображения сенсорной (звуковой) информации.
Музыкальное восприятие как процесс освоения художественных ценностей – это путь, следуя которому, происходит формирование у учащегося нравственных принципов, поведения, мировоззренческих позиций. От развитости способности к восприятию в значительной мере зависит понимание молодым слушателем идейно-эмоционального содержания музыкальных произведений.
Стихийное (случайное) приобщение: встреча с музыкой происходит в основном хаотично, бессистемно. Воздействие случайных музыкальных впечатлений для неопытного слушателя зачастую носит отрицательный характер, (хотя и в этом процессе обнаруживаются положительные моменты).
| 4. Проблема способностей в современной науке. Творческие способности и их структура
Способности- индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успешно осуществлять различные виды деятельности. Структура способностей: взаимодействие 2 компонентов—биологического и социального. Биологически—природные задатки—это такие особенности нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов(темперам.) Социальные факторы—семья, школа, микро- и макро- социум, + личная активность чел. 2 группы способностей: общие (проявление в разных видах деятельности) и специальные (в одном виде деятельности). Общие умственные способности делят на познавательные и творческие-креативность. Первым изучением креативности занимался Терстоун. Он заметил влияние на творческие активность интеллектуальных факторов и значение темперамента. Популярной концепция креативности стала с работами Гилфорда: «креативность—тип мышления, идущий в различных направлениях». Он выделил 6 параметров креативности: 1.способность к обнаружению и постановке проблем, 2 способность к генерированию идей, 3. способность к продуцированию идей (гибкость), 4. способность к усовершенствованию путем добавления деталей, 5. способность решать проблемы—способность к анализу и синтезу. Концепцию Гилфорда развивал Торранс. По Торрансу, креативность порождается сильной потребностью в снятии напряжения, возникающего в результате недовольства неопределенностью или незавершенностью деятельности.
| 5. Понятие и виды музыкальных способностей
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.
Основные виды музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, которые определил Б.М. Теплов.
Ладовое чувство – это умение воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Чувство лада проявляется в узнавании мелодии, точности ее интонирования. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность.
Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении, а также в подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Музыкально - ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
| 6. Формирование и развитие музыкальных способностей
Б. Теплов «Психология муз. способностей» (1947) – впервые классифицировал музыкальные способности и раскрыл основные условия их развития. Гармоническое развитие музыкальных способностей возможно в результате приобщения к различным видам музыкальной деятельности с раннего детства. При этом проявление музыкальных способностей строго индивидуально, у одних людей в силу природных задатков, такие способности ярко выражены; у других людей эти способности формируются и проявляются лишь в результате труда и порушения в музыкальной деятельности. Поэтому нельзя говорить об отсутствии у человека музыкальных способностей вообще, т. к. их проявление зависит во многом от воспитания и обучения человека. Таким образом современная наука включает в себя различные школы и направления по вопросу наследуемости музыкальных способностей. Одни учёные тяготеют к биалогизаторским школам (теориям), согласно мнению которого, музыкальные способности передаются человеку вместе с генами, другие учёные тяготеют к социологизаторским школам (теориям), согласно которым, музыкальные способности развиваются главным образом под воздействием социальных факторов. Современная наука считает, что формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему количеству видов деятельности привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, гинетического компонента.
Соц факторы влияющие на развит способней:
1) семейное окружение; 2) школа; 3) СМИ современной коммуникации; 4) статус(социальный) и уровень образования родителей, материальная обеспечение.
| 7. Специфика формирования креативности в младшем, среднем и старшем школьном возрасте в процессе музыкального образования
Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.
Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке как полифонического процесса. Суть его состоит в том, чтобы создать условия для прочтения каждым ребенком, исходя из своего индивидуального видения, слышания, прочувствования звучащей музыки.
Творческая деятельность должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.
Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Основными принципами построения курса развития креативности является:
рассмотрение проблемы развития креативных способностей с позиций системного и личностно-деятельностного подхода;
согласованность с возможностями учебных дисциплин;
учет характерных трудностей в развитии современных младших, средних и старших школьников в целом и креативных способностей в частности;
сетевой подход к организации содержания, позволяющий использовать творческие задания различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в развитии учащихся в индивидуальном режиме
| 8. Социально-педагогическая характеристика художественной деятельности человека. Виды музыкальной деятельности ученика на уроке.
Во-первых, художественная деятельность характеризуется теми же общими особенностями, как и любая другая человеческая деятельность. В то же время, художественная деятельность имеет и свои ярко выраженные специфические особенности.
1. Наличие специфических способностей. Если практическая деятельность не предъявляет к профессионалу требований наличия каких-либо особых способностей. Важнейшей особенностью художественного творчества является вдохновение. Вдохновение есть высшее напряжение и духовных, и физических сил.
2.Синкретизм (нерасчлененность, интегративность) художественной деятельности. Художественная деятельность органически включает в себя остальные четыре вида деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную и коммуникативную.
3. Личностный тип отражения. В искусстве художественные произведения сугубо персонифицированы. Каждое произведение неотъемлемо от автора, его создавшего.
4. Свобода выбора цели. Каждый художник в широком смысле обладает, как правило, свободой выбора жанра, сюжета, стиля и т.д. создаваемых им произведений.
5. Высокая степень риска неудачи. Создаваемый художником художественный образ субъективен, и, по своей природе неконкретен (точнее сказать, не до конца конкретен) - в отличие от текста любой научной работы и результатов какой-либо практической работы.
Деятельность — это активный процесс овладения общественным ответом, достижениями культуры. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах);
- музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты);
- продуктивное и исполнительское творчество, в их первоначальных истоках.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
| 9. Диагностика музыкальных способностей: приемы, способы, методика.
Диагностика Музыкальных Способностей – это процесс выявление уровня развития музыкальных способностей.
Необходимость осуществление Д.М.С. диктуется следующим:
1.необходимость профессионального отбора на начальном этапе обучения;
2.необходимость выявления степени выраженности музыкальных способностей;
3.необходимость осуществления контроля за динамикой развития музыкальных способностей.
Требования к методике провидения диагностики:
1.необходимо создавать спокойную доброжелательную атмосферу в аудитории.
2.задания должны быть доступны.
3.задания необходимо предъявлять от простого к сложному, с учётом индивидуальности ученика.
4.одну музыкальную способность тестируют с несколькими способами тестов.
5.нельзя быть уверенным в полученных результатах тестов на 100% (диагноз ставить ребёнку сразу не следует).
Становление ребенка как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, видеть, чувствовать, думать, которые состоят из 3-х компонентов:
1.музыкальный опыт – общее представление о музыке, наличие интереса и предпочтений, что ребенок ищет и ждет от музыки.
2.музыкальная грамотность – способность воспринимать музыку, как искусство, неразрывно связанное с жизнью, способность воспринимать музыку эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, умение на слух определять характер музыки.
3.творческое развитие – качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. Это высший показатель овладения человеком музыкального искусства.
В качестве параметров оценки творчества можно выделить:
1.Самостоятельность замысла, осознанность, логичность.
2.Оригинальность и индивидуальность, изобретательность, аргументированность.
3.Художественность воплощения (символика, метафоричность).
4.Опора на имеющийся музыкальный опыт.
| 10. Тесты креативности как метод диагностики творческих качеств человека
КР требует сочетания разнообразных методов для изучения ее проявления.
Условия проведения: -естествен обстановка на репетициях творческих коллективов во внеурочное время, формирование установок на ответственные и искренние ответы (анонимные высказывания).В соврем условиях тестовые методики популярны. В практике методов диагностики широко распространены тесты Векслера (определить коэффициент интеллекта, вычислить в %-за нормативный показатель принят IQ=100%). Тест-система заданий, позволяет измерить уровень развития определенного психологического качества личности (2 группы: тесты скорости-вводится жесткий лимит времени тесты уровня: возрастает трудность задания). В дальнейшем в структуре интеллекта наряду с общим интеллектом стали выделять отдельные факторы, соответствующие специфичным способностям ввиду познавательной деятельности (это способ к пространственному мышлению, вербальные, счетные способности, позже способность к творчеству).
Метод диагностики КР также применен тест творческого мышления Торранса (на основе тестов Гилфорда), адаптированный опросник Джонсона (отражает оценку и самооценку качеств творческой личности, КР тест «Чернильные пятна» Роршаха.
Набор КР тестов Вильямса (модифицирован и адаптирован). Для детей 5-17 лет, состоит из 3 частей: 1) тест двигательного мышления. 2) закрытый опросник личностных творческих характеристик - позволяет провести диагностику КР по 8 факторам: 1) когнитивно-интеллектуальный показатель. А) беглость мышления, б) гибкость мышления, в) оригинальность, г) разработанность. Вторая группа: личностно-индивидуальный показатель. а) способность пойти на риск, б) способность исследовать неизвестное, в) любознательность, г) воображение. 3Методика-рейтинговая шкала-опросник представ для учителей и родителей, наблюдение и оценив творческий потенциал школьников по 8 факторам.
| 11. Идеи музыкально-эстетического воспитания в древние времена (до V в.)
Идеи эстетического воспитания зародились в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические особенности представления о красоте, музыке, воспитании. Эстетические идеи в этот период были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания.
Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное.
Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Особое место отводилось обучению и игре на музыкальных инструментах, обучению пению и танцам.
В Древней Греции получили развитие драма, архитектура, живопись, что способствовало духовному развитию общества.
В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. Исходя из этой цели, музыка уступает свое место ораторскому искусству. В философских учениях Квинтилиана, Плутарха, Цицерона разрабатывались идеи эстетического воспитания, большое место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, ритма, выразительности речи.
| 12. Музыкальное воспитание в эпоху средневековья (V-XIII вв)
В эпоху Раннего Средневековья и Среднего музыкального воспитание подчинено религиозно-дидактическим целям. В иерархии духовных и эстетических ценностей, музыка занимала последнее место, и к.13в. муз. снова воспринималась как свободное искусство и включало в систему обучения, как часть 7 свободных наук. Музыку воспринимали как науку, а не как искусство. Музыка
Средневековья сохраняет традиции культуры и светского музицирования и стала основой современной профессиональной европейской музыки. Профессиональная музыка Средневековья развивалась в рамках церковных обрядов и ритуалов главным образом в виде хорового пения и игры на органе. Монастыри и кафедральные певческие школы в этот период становятся центрами музыкального образования.
В 11-12вв открылись первые университеты – в Италии, Болоньи, Соперно.
В 13в – в Англии (Оксфорд, Кембридж), в Париже.
Университеты Сред. включали 4 факультета: вольных искуствв, юридический, медицинский, богословский. Музыка изучалась на всех факультетах, но в рамках философии. Центрами светского искусства стали рыцарские замки. Трубадуры, труверы, минезингеры, менестрели, скоморохи (в России).
| |