Главная страница

Ответы по Профессиональной педагогике. 1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом


Скачать 135.05 Kb.
Название1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом
АнкорОтветы по Профессиональной педагогике.docx
Дата21.04.2018
Размер135.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы по Профессиональной педагогике.docx
ТипИсследование
#18334
страница5 из 5
1   2   3   4   5

31. Реализация общепедагогических и специальных способностей педагога-музыканта в различных видах профессиональной деятельности.

Успешность процесса обучения зависит от педагогических способностей педагога. В
отличие oт любой деятельности, где человек имеет дело с неживыми объектами, каждый педагог находятся в большой зависимости от объекта своего труда, т.е.
обучающихся. Преподавание - сложный психический акт творческого характера.
Поэтому во всякой педагогической деятельности всегда можно выделить прямые,
непосредственные результаты - то, что усвоил ученик,и отдаленные результаты - то,
как процесс обучения и воспитания сказался на формировании личности, ее
убеждениях, выборе профессии, самом профессиональном уровне, личной жизни.
Виды муз.-пед. деятельности: 1.Педагогическая. 2.Исполнительская. 3.Исследовательская. 4.Музыковедческая. 5.Методическая. 6.Просветительская.

Все эти виды деятельности должны ориентироваться на творческий хар-р осуществления, что связано с пед. одаренностью. Структура пед.одаренности:

1.Дидактические способности – способность выражающаяся в потребности передать знания другим лицам и нахождения способов их усвоения. Педагогич. одаренность не всегда сочетается с большим исполнительским дарованием и мастерством. Вместе с тем, осмысление своих умений – причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства. Дидактические способности в муз. педагогике выступают: - в последовательном обобщении теории и практики; - в сложном комплексе педагогических качеств педагога, в который входит умение сочетать в своей речи, показ и объяснении доступность с занимательностью, убедительность с увлеченностью музыкой. 2.Перцептивные способности – способность педагога воспринимать и понимать психологию уч-ка, которая помогает определить познавательные, эмоциональные, технические и эстрадные его качества. Основой перцептивной способности является: педагогическая наблюдательность – необходимый компонент пед. одаренности. 3.Конструктивные способности – это способность предвидеть и проектировать развитие уч-ка. Они позволяют планировать и направлять муз.-исполнит. развитие уч-ка. Конструктивные способности сочетаются с такими чертами личности, как самостоятельность и независимость мышления. как и во всех видах творчества в пед. процессе исключительную роль играет интуиция.

4.Экспресс способности – это способность убеждать и вести за собой уч-ков. С накоплением пед. опыта возникает уверенность в своих действиях, вкус к поискам новых методов обучения и смелость в их осуществлениях. Личные качества педагога, его авторитет – это основа психологического воздействия на уч-ка. почвой, необходимым условием функционирования суттестивных способностей педагога является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены. 5.коммуникативные способности – это способность к общению. Пед. процесс – это процесс двусторонний. Его продуктивность тем выше, чем лучший контакт образуется у педагога с уч-ся. В структуру личности педагога входят и такие противоположные качества как пед. воля и комформизм (уступчивость). При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. важным компонентом коммуникативный способностей является пед. такт (прикосновения). К пед. способностям относятся и организаторские способности и артистизм педагога. Для успехов в пед. деят-сти необходимо кроме одаренности владеть определенными умениями и навыками. Пассивный путь их приобретения – это накопление пед. опыта.

32. Педагогическая техника, как форма организации поведения педагога-музыканта в учебно-воспитательном процессе.

Для каждого педагога мастерство – это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

Мастер (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле.

Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания - знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи. Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Критерии мастерства: целесообразность деят-ти, продуктивность деят-ти, оптимальность пед. воздействий, творческий хар-р деят-ти, результат активной деят-ти.

Компоненты педагогической техники: 1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). 2) умение воздействовать на личность и коллектив. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

33. Понятие и эффективность педагогического взаимодействия на уроках музыки.

Педагогическое общение - профессиональное коммуникативное взаимодействие преподавателя и учащегося на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического микроклимата.

3 основные стиля руководства педагога: Авторитарный (единолично определяет направление деят-ти учеников); Осн. формы взаимодействия: приказ, указание,инструкция,выговор. Преобладает начальственный тон. Этот стиль эффективен, когда за короткий промежуток времени нужно добиться результата. По психологической обстановке очень неблагоприятный - это из-за неопытности, неуверенности, низкого уровня культуры, пренебрежение индивидуальными особенностями ученика. Демократичный (кто как и с кем должен работать). Опора педагога на мнение коллектива, ученика. Все вовлекаются в активную учебную деят-сть. Самоуправление. Основные формы взаимодействия - просьба, совет, информирование. Либеральный(анархический, попустительский) пресекает инициативу. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива. Формально относится к своим профессиональным обязанностям.

Стили взаимоотношений: 1. Общение на основе дружеского расположения. Есть опасность превращения дружественности к панибратству –особенно для молодого педагога. 2. Общение-дистанция. Положительное отношение педагога к учащемуся, но организация ближе к авторитарному стилю руководства, что снижает общий творческий уровень совместной деятельности.
3. Общение - устранение. Отрицательное отношение педагога к ученику плюс авторитарность в способах организации деятельности. Нервозность, эмоциональное неблагополучие. 4. Общение- заигрывание. Является проявлением либерализма и нетребовательности педагога при возможном положительном отношении к ученику. От стремления завоевать авторитет, понравится ученикам. Это говорит об отсутствии навыков профессиональной деят-сти.

Все варианты стилей общения можно отнести к 2 типам:

1.Диалогический- положит отношение педагога к ученикам, демократическая организация учебного процесса, увлечённость совместной творческой деятельностью.

2.Монологический


34. Педагогический такт педагога-музыканта и условия его развития.

ТАКТ- прикосновение; это нравственная категория основанная на принципе гуманизма и проявляющаяся в сложных и противоречивых ситуациях в виде сохранений человеческого достоинства. Часть педагогического мастерства.

Педагогический такт - обозначает не только св-ва личности педагога, но и предполагает наличие умения подбирать правильный подход к каждому ученику. Педагогический такт - это мера педагогики целесообразного воздействия педагога на учеников и умение устанавливать прадуктивный стиль общения. Проявляется в уравновешенности педагога и предполагает доверие к ученику. Это показатель культуры общения педагога и проявление в четкости, корректности, строгости общения. Вне класса - непринужденность, задушевность, доверие, гибкость поведения. Умение пользоваться ролевыми позициями. Их 4: 1. Позиция родителя( пристройка сверху) педагог демонстрирует независимость и берет ответственность на себя. 2. Позиция «дитяти» (пристройка снизу) проявляется как неуверенная, подчиняемая личность. 3. Позиция взрослого (пристройка рядом) выражается в умении считаться с ситуацией, понимание др люд. 4. Позиция неучастия (отстраненность на уроке; все течет своим чередом). Выбор позиции зависит от ситуации, цели урока. Деловой уровень общения, так же проектирует в ученике равнопр партнера. Позиция дитяти - развитие самостоятельности ребенка. Позиция родителя - тормозит развитие и приводит к конфликтам.

Условия развития пед такта:

1. Знание психологического возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

2. Знание основ моралей и умение видеть нравственность в поступках.

3. Знание способов воздействия на уч-ся.

4. Формирование выдержки, самообладание педагога и творческий подход к анализу нужного опыта.

5. Развитие педагогической техники и чувство юмора.

6. Развитие коммуникативных умений ( чтение по лицу).
35. Убеждение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся

Следует различать убеждение как систему знаний, взглядов и норм поведения и убеждение как способ их формирования. С помощью убеждения формируют новые взгляды, отношения или изменяют неправильные взгляды и отношения. Формами убеждения могут быть диспуты, дискуссии, беседы, рассказ учителя, личный пример. Чтобы убеждение как метод взаимодействия было максимально действенным, оно должно удовлетворять целому ряду требований: - содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в младшем школьном возрасте на примере сказок, былин, фантастических рассказов, дальше на примерах изучения реального мира, изучения духовного мира человека);

- убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого; необходимо знать истинную жизненную позицию школьника;

- убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры; в младшем школьном возрасте велика роль наглядно-образного материала;

- при убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения  как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода:

- убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.

К условиям эффективности убеждающего взаимодействия относятся: - обеспечение силы взаимодействия, которая определяется его содержанием и авторитетом убеждающего. Чем лучше ученик относится к учителю, тем лучше он принимает его убеждения; - учет при построении убеждения особенностей психического склада убеждаемого. Для этого педагогу надо знать тип нервной системы воспитанника, представлять зону его ближайшего развития в обучении и воспитании. Например, ребенок имеет сильный неуравновешенный тип нервной системы. У него преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. Воспитателю следует построить убеждение таким образом, чтобы оно не вызывало дополнительных  эмоций, не способствовало бы усилению силы возбуждения; - учет интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия. Например, ребенок чрезмерно возбужден, у него сейчас доминируют негативные эмоции. Педагог, не учитывая этого, начинает убеждать ученика в неправильности его поведении.

Метод убеждения будет действенным только при условии единства в нем мысли, чувства и волевого стимулирования. В его применении целесообразно следовать структуре убеждения: знания – чувства (эмоции) - поведение. Первые два компонента невозможно (и не нужно) отделять друг от друга. Обращаясь к рациональному в ученике, вооружая его знаниями, учитель продумывает, как придать передаваемым знаниям большую силу эмоционального воздействия. Большое значение имеет аргументированность, доказательность выдвигаемых положений, взволнованность педагога, его убежденность в правильности своих слов, готовность защищать свои взгляды.

36. Педагогическое общение, его функции и стили

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направл. на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

Функции пед.общения: познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли), образование социального поля деят-ти личности и програмирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.

2 стороны в общении - отношения и взаимодействия,

спец.стили отнош.педагога с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный), неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный).

Взаимодействие между учеником и учителем, 3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей), демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива,такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив.самоуправл.в коллективе), либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Структура проф. пед. общения (Кан-Калик): 1 этап прогностический – моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися. 2 этап – «коммуникативная атака» - организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (быстрое включение ученика в работу). 3 этап – управление общением – умение педагога поддерживать инициативу ученика, умение организовывать диалогическое общение. 4 этап – анализ осуществляемый системой общения и моделировании её на будущее.

Стили пед. общения: 1.Общение на основе друж.отношений (осторожно, чтобы не допустить панибратства); 2.Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3.Устрашение; 4.Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5.Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе - положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитаиельного процесса.

37. Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога

Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Причем эти чувства вызываются не смысловым значением слова, не содержанием и логикой речи, вернее, не столько этим, сколько самой интонацией слова и речи, их яркостью, выразительностью, а также подкрепляющими их жестами, мимикой, движениями, которые непосредственно воздействуют на эмоции ребенка».  

Виды внушения 1. В зависимости от источника внушающего воздействия различают: а) внушение - действие, производимое другим человеком, и б) самовнушение - объект внушения совпадает с его субъектом. 2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают: а) внушение в состоянии бодрствования; б) внушение в состоянии естественного сна; в) внушение в гипнотическом состоянии. 3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего цели воздействия и осознанного применения усилий для ее достижения различают: а) преднамеренное и б) непреднамеренное внушение.

Формы педагогического внушения и условия их эффективности Довольно типично для школы использование преднамеренного открытого внушения (его еще называют прямым внушением), которое реализуется через такие формы, как команды, приказы и внушающие наставления. Команды и приказы способствуют выработке у школьников действий, выполняемых автоматически, т. е. практически без контроля со стороны сознания. Условно все приказы и команды, используемые в учебно-воспитательной практике, делят на следующие типы:1. Предварительные или мобилизующие («Внимание! Приготовиться!» ), задача которых - автоматическая, мгновенная мобилизация к какому-нибудь действию. 2. Исполнительные («Равняйся! Смирно! Вперед! Стой!»), большинство которых - так называемые строевые команды.3. Запретительные («Прекратить! Оставить!»), призванные тормозить совершение тех или иных действий. 4. Действия по образцу («Делать, как я!», «Повторять за Ивановым!»), ориентирующие учеников на точное копирование тех или иных действий. Давая ребятам задание на совершение того или иного действия, учитель обязательно должен учитывать, что точное, безукоризненное выполнение команд является результатом длительной, кропотливой работы, формирующей у ребят соответствующие навыки их выполнения. Применение команд в школьной практике носит довольно ограниченный характер. Более широко применяется внушающее наставление, которое отличается от команд и приказов тем, что используется для решения более сложных задач - перестройки сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. При отсутствии надлежащей техники попытки учителя осуществить внушение будут явно нерезультативными или, что еще хуже, вызовут смех у учеников. Часто эффективность внушающего воздействия зависит и от таких «мелочей», как постановка голоса, взгляд, движение. Так, при проведении внушающего наставления жест и мимика должны подкреплять содержание словесного воздействия и его интонацию, а не противоречить им. Практическое применение внушающих воздействий должно базироваться на таких качествах, как управление эмоциями, умение подобрать точную форму для выражения своих чувств или для выполнения соответствующей педагогической задачи.

38 Сущность и структура музыкальности

Музыкальность- способность восприятия и видения мира в форме музыкальных образов.Музык-сть – комплекс способностейтей, необходимых для занятий музыкальной деят-тью. Главный признак музыкальности - эмоциональная отзывчивость человека на музыку.

Структура музыкальности: 1Эмоциональная отзывчивость на музыку 2Музыкальный слух и его разновидности 3 музыкальная память, разновидности 4 чувство музыкального ритма 5 Музыкальное мышление ,разновидности. Разновидности муз слуха: звуковысотный, темброво-динамичекский, мелодический, гармонический, полифонический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный, цветной.

Муз память и ее разновидности: двигательная(мышечная), эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Чувство музыкального ритма. Ритм – чередование длительностей в зависимости от размера.

Музыкальное мышление и его разновидности: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое (для музыки 20в.)

Проблема муз-сти в совр.науке. Проблема наследуемости муз спос-тей. Платон считал,что способности явл. врожденными, а то, что человек знает явл-ся воспоминанием, о его прибывании в мире идеальных знаний. Френсис Гальтон «Наследуемость таланта:его законы и последствия»(1869). Концепция,согласно кот. гениальность и талант передаются по наследству из рода в род, факторы внешней среды не играют никакой роли. Другие ученые признают большую роль труда в развитии способностей и в достижении высоких рез-тов в деят-ти чел. Гениальность дается человеку как подарок судьбы. Ганс Айзенк считал,что в структуре успехов таланта 80%-генетич. факторы, 20%-соц.условия(семья,школа,удача,случай). Томас Эдисон: гений 99%-пота,1% -вдохновения. Борис Теплов «Психология муз способностей» (1947) классифицировал музыкальные способности и раскрыл основные условия их развития.

Муз способности 1Ладовое чувство 2 Музыкально-слуховые представления 3 чувство ритм. У одних людей эти способности ярко выражены, а у других формируются и развиваются в результате деят-ти. Поэтому нельзя говорить.об отсутствии муз. способностей вообще т.к. их проявление зависит от воспитания и обучения,(+ разная степень выраженности природных муз задатков).

Современная наука включает в себя различные школы и направления по вопросу наследцемости муз способностей.

Одни ученые тяготеют к биологизаторским теориям (школам)(спос. передаются по генам). Другие - к социологизаторским школам.Третьи – в структуре музыкальных способностей 50%-биология,50%-социум.

39. Специфика музыкально-педагогической деятельности

Соврем педагогика, как наука о воспитании, образовании, развитии чел-ка,предъявляет все новые требов к деят-ти человека .При том ис-во выступает не только как ср-во эстетического воспитания личности,но и как цель учебно-творческой деятельности учеников. Задача соврем муз обуч - необходимость постижения языка музыкального ис-ва, проникновение в его глубинную суть, а также в необходимости понимания политры средств выразительности и обладания навыками творческой деят-ти.

Цель пед.-муз.: формир творческой личности ученика,развитие его музыкальных способностей в процессе муз обучения.

Цель деят-ти: она социально обусловлена и на современном этапе цель заключается в воспитании гармонически развитой личности в поцессе муз обучения. Пед деят-ть направлена на осущесвление социальной приемственности поколений, на включение подрастающего покаления в уже существ связи в ней, на приобщение к национальным и мировым образцам. Задачи педагог выдвигает сам в зависимости от пед условий и индивид особенностей конкретн ученика. Пед деят-ть с одной стороны всегда социально обусловлено, с др. стороны она всегда не стандартна по набору задач, методов, технологий обучения,средств. Это все требует проявления педагогического тв-ва педагога-музыканта. Специфичность цели проявл еще и в том,что для эффективности ее реальзации она должна стать целью не только педагога но и ученика. При этом деят-ть педагога-музыканта должна осуществляться с учетом интересов, запросов, потребностей ученика. На смену авторитарному стилю деят-ти применяется гуманистический, личностно-ориентированный демократич стиль управления образовательным процессом (личностно-ориентир развитие ученика). Объект-в широком смысле - человек,в узком - формирующая личность,с ее неповтор-ми качествами и свойствами.Специфика объекта в том,что ученик рассматривается как активный участник педагогического процесса со своими мотивами, поведением, индивидуальными особенностями. Ученик - соучастник пед действа.

Объект(ученик) - одновременно явл-ся и субъектом(активный творец)..

Решение пед задач осуществляется средствамими ис-ва и в ходе творческой деят-ти. Научить пониманию особенностей художественного языка, умению разбираться в тонкостях средств музыкальной выразительности и научить навыкам элементарного тв-ва-ведущая задача деят педагога-музыканта.
40. Принципы педагогики сотрудничества в профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Педагогика сотрудничества - одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте кот. соединились лучшие традиции советской школы, достижения рус. и заруб. психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные пед. технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, явл. воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные пед. технологии как их часть.

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация. По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организаторским формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная . По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая . Целевые ориентации: 1)Переход от педагогики требований к педагогике отношений. 2)Гуманно-личностный подход к ребенку. 3)Единство обучения и воспитания. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизн-ти школьных коллективов, принимая различные формы . В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой .

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: 1Гуманно-личностный подход к ребенку. 2Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. 3Концепция воспитания. 4Педагогизация окружающей среды.

41. Научная организация труда педагога-музыканта и культура педагогического труда

Научная организация труда - это обеспечение максимальной эффективности обучения и восприятия учащихся при рациональном использовании времени, средств и сил педагога и ученика. Суть научной организации труда проявляется как в рациональной организации учебного процесса, так и в структурировании содержания и обучения и воспитания ученика. Результатом является уровень образованности и воспитанности учащихся.

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. В содержание общей культуры педагога входит прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной пед. деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педа. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.

43. Воплощение педагогического мастерства педагога-музыканта.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, позволяющий обеспечить высокий уровень педагогической деятельности. Предполагает единство управления объективными и субъективными факторами.

К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника.

К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога.

Основные компоненты пед. мастерства:

1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деят-сти педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений.

2.Профессиональные знания выступают как фундамент пед. мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде осн. звеньев: - спец. знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала.

3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности пед. деят-сти, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д.

4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Пед. такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный.

Содержание пед. мастерства: 1) идеалы, потребности, убеждения, эстетический вкус, знание предмета, методики, педагогики, психологии. 2) коммуникативные, соц.- перцептивные, организаторские, исследовательские, конструкторские, прогностические и творческие. 3) умение управлять собой и деят-стью уч-ка.

Пути формирования: 1. самообразование, развитие, воспитание. 2. регулярное повышение квалификации.

44. Пути формирования педагогического мастерства педагога-музыкантата (ПМ)

Мастерство - комплекс св-в личности, обеспечиваюших высокий уровень организации проф. муз. деят-ти, самоорганизующаяся система в стр-ре личности педагога. Пед.мастерство - комплекс св-в личности, таких как гуманистическая направленность деят-ти преподавателя (позволяет целесообразно в соответствии с требованиями времени выстраивать педпроцесс), профессионализм преподавателя (фундамент различных признаков педмастерства), педагогические способности (обеспечивают скорость соверш. маст-ва преподавателя), педагогич.техника (чтобы осуществлялась целостность, связность и результативность пед.деят-ти). Гуманистическая направленность включает в себя идеалы, интересы, ценностн. ориентации педагога-музыканта. Ценностные ориентации педагога могут быть направлены на себя (самоутверждение в глазах учеников и коллег по работе), на пед.процесс (педагог заботится о ср-вах, методах и содержании образования, цель-овладение приёмами в работе с учениками), на учащихся (цель педаг. деят-ти -достучаться до каждого ученика), на цель педагог.деят-ти (всестороннее развитие личности уч-ка, это педагоги-гуманитсы). Гуманистическое направление педагога выражается в его активной позиции по всем вопросам воспитательного процесса.

5 уровней ПМ(Кузьмина Н.В):

1.Репродуктивный- педагог умеет пересказать другому то, что знает сам и так, как знает сам. 2 Адаптивный - педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело. 3.Локальномоделирующий знания - педагог не только умеет передавать и трансформировать информацию, но и моделирует систему знаний по отдельным вопросам. 4. Системномоделирующий знания - пед умеет моделировать систему деят-ти, формировать систему знаний по своему предмету. 5. Системномоделирующая деят-ть и поведение – педагог знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и как, какими средствами.

3 периода формирования ПМ: подготовительный (обучение), период становления педагога(2-3 года), совершенствование ПМ.

Пути совершенств ПМ преподавателя: самост работа; учеба на курсах повышения квалификации; проведение преподавателями всех видов занятий; участие преподавателей в научно-исследовательской работе; хорошо организованная методическая работа в вузе и на кафедре; создание условий в вузе и на кафедре для совершенствования педагогического мастерства; обобщение и обсуждение практики работы методистов вуза; систематический контроль за степенью подготовленности преподавателя к педагогической деят-ти (- оценка уровня их педагогического мастерства).
45.Техника речи педагога-музыканта

Голос-важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу педагога предъявляется ряд требований: 1) Голос не должен вызывать неприятные ощущения у слушателей, а должен обладать благозвучностью. 2)Педагогу необходимо изменять характеристки своего голоса с учетом ситуации общения. 3)Педагог должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять, отдавать слушателю, говорить не для себя, а для ученика, голос должен облад полетностью. 4)Голос - основное орудие пед. воздействия, с его помощью педагог должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. 5)Педагогу приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, его голос обязан быть достаточно выносливым.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция- четкое и ясное произношение звуков речи. Хоровая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Работа над дикцией педагога заключ-ся в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хоровую дикцию (Скороговорки,упражнения для губ). Речь педагога наполнена эмоциями и интеллектуальным содержанием, кот назыв-ся выразительностью - явл-ся обязательным элементом. Это обусловливает специфичность устной речи, в которой - интонация, жесты, мимика.

Ф-ции речи:1)коммуникативная(отношений ученик-учитель); 2)презентация знаний; 3)организационная (организация учебно-практической деят-ти уч-ся); 4)психологическая(создание условий для психологической свободы уч-ся); 5)обеспечение продуктами деят-ти. 

Особенности педагогической речевой деят-ти:1)специально организованные учителем; 2)конечным результатом явл-ся достижение поставленной гуманитарной цели; 3)отбор языковых и речевых средств осуществляется в зависимости от целей и потребностей; 4)строится на воспроизведении поведения, реакции, состояния уч-ков, информации,которую получают уч-ки от уч-ля; 5)речь учителяля явл-ся предметом постоянного пед. анализа и совершенствования.

Показатели коммуникативных критериев: 1)соответствие нормам и правилам пед. этики; 2)импровизация учителя; 3)экспрессивность его звучащей речи; уровни экспрессивности: артистический, лексико-семантич (правильный выбор слов), синтаксич (использование восклицательных предложений, риторических вопросов), нормативная  правильность речи.

Техника речи: Дыхание: 1)физиологическое, 2)речевое: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Голос: особенности: сила, полетность, гибкость, подвижность, диапазон, тембр. Предупреждение причин нарушения голоса:после 3-4 час работы речевой аппарат нуждается в 1 часе отдыха. Дикция. Ритмика-темп и ритм. Интонация- пауза, темп и мелодия речи. Анализ речи педагога, часто использует выражение коммуникативное поведение- процесс говорения, организации речи и  невербального поведения педагога, кот влияет на организацию эмоц-психологической атмосферы педагогического общения, на характер взаимоотношений между учителем и учениками, на стиль их деят-ти.

47. План анализа урока по музыкальным дисциплинам
ТЕМА И ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Тип, структура и этапы урока; организация действия учеников на всех этапах. Рационально ли использовалось время занятия?

2. Содержание урока и его образовательные свойства. Научность, доступность. Соотношение фактов обобщения, теории и практики.

3. Методические свойства использ на уроке: -методы и приемы поддержки внимания, активизации работы учеников; приемы развития творческого мышления; - технические средства и средства наглядности, элементы индивидуализации обучения, коллективной учебной деятельности, соединение работы учеников с учителем и самостоят работы.

4. Ученики на уроке: степень активности, проявление интереса ,поведение на уроке, удовлетворенность уроком; приемы предотвращение усталости и поддержка работаспособности учеников.

5. Выводы урока: в какой степени достигнуты его научная, развивающая и воспитательная задачи.

6. Характеристика педагога и его деятельность как организатора урока, его роль в оброзовательном процессе; общая культура и культ речи, поведение, отношение к ученикам.

7. Общая оценка урока, выводы, предложения и пожелания по улучшению урока.

48. Типы моно-уроков в музыкальном обучении

Музыкальное обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения систематических музыкальных знаний, приобретения музыкальных умений и навыков.

МОНОУРОК посвящен решению одной задачи или одному виду деят-ти.

ВИДЫ МОНОУРОКОВ:

1. В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ МУЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Урок импровизация, 2. Урок подбора по слуху, 3. Урок сочинения, 4. Урок аккомпонирования, 5. Урок слушания музыки. 6. Урок чтения нот с листа.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ: 1. Аппликатурный. 2. Урок работы над инструктивном материалом. 3. Урок работы над различными типами фактур (полифония, крупная форма, кантилена). 4. Гамма урок.

3. ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ: 1. Урок разбора произведения. 2. Урок углубленного изучения. 3. Урок содержания целостной стр-ры произведения. 4. Урок проверки полученных знаний, умений, навыков в процессе исполнения.

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1. Информационный. 2. Инструктивно-технический. 3. Наглядный. 4. Проблемный.
49. Принципы музыкального обучения, их классификация

Музыкальное обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения систематических знаний, приобретение музыкальных умений и навыков. Под 2-ух сторонностью следует понимать – взаимодействие педагога и ученика в рамках учебного процесса, когда гармонично соединяется деятельность педагога – преподавание и деятельность ученика – учение.

Принципы – это исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществления образовательного (обучения) процесса. Принципы музыкального обучения определяют деят-ть обучающего и характер позновательной деят-ти обучаемого. В современной педагогике разработкой признаков обучения занимались: Бабанский, Данилов, Есипов, Ильина. В классической дидактике основные принципы: принцип научности; принцип наглядности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип прочности; принцип связи теории с практикой.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ система обучения (Хуторской Андрей).

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: 1. Личностного целепологания ученика. 2. Выбора индивидуальной образовательной траектории. 3. Метопредметных основ образовательногого процесса. 4. Продуктивности обучения. 5. Ситуативности обучения. 6. Образовательной рефлексии.

ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: 1. Единство эмоционального и рационального развития ученика в процессе музыкального обучения. 2. Единство художественной и технической сторон муз обучения. 3. Принцип комплексного и последовательного развития муз способностей в разных видах муз деятельности.

50. Музыкальное обучение и его функции
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения систематических муз знаний, приобретения муз умений и навыков.

Муз. обучение регламентируется социально обусловленными целями и задачами. К наиболее общим пед. процессам можно отнести 2сторонность процесса муз. обучения. Под 2сторонностью следует понимать – взаимодействие педагога и ученика в рамках учебного процесса, когда гармонично соединяется деятельность педагога – преподавание и деятельность ученика – учение.

Муз обучение включает в себя три оспекта: процесс, результат и систему обучения. ФУНКЦИИ музыкального обучения:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (главное назначение процесса обучения - система знаний, умений, навыков уч-ся). Творческое использование этих знаний, умений на практике. Умение ученика самостоятельно приобретать новые знания.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ. Развитие логического мышления, воображения, различных видов памяти, качеств ума: гибкости, самостоятельности, критичности, качеств в речи, позновательного интереса и потребностей учеников.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ. Проявляется во взаимодействии педагога и ученика, направлена на формирование нравственно-ценностных ориентиров учеников, воспитание личностных качеств. Эти функции показывают целостность процесса муз обучения.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта