Главная страница

Ответы по Профессиональной педагогике. 1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом


Скачать 135.05 Kb.
Название1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом
АнкорОтветы по Профессиональной педагогике.docx
Дата21.04.2018
Размер135.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы по Профессиональной педагогике.docx
ТипИсследование
#18334
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики.

Предметом проф.муз педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем музыкального воспитания, как специально организованного педагогического процесса, раскрывает влияние музыкального воспитания на формирование личности.

Музыкальная педагогика – это 1) наука о воспитании человека средствами музыкального искусства в ходе музыкально-творческой деятельности. 2) система профессионального обучения музыкантов, которая обеспечивает планомерный процесс получения знаний и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Педагогика может быть представлена как педагогика художественного творчества, включающая различные виды искусства. Музыка является средством эстетического воспитания личности и целью учебно-творческой деятельности.

Цель курса - формирование научно обоснованных представлений о законом-тях процесса муз. воспитания и обучения человека, становления и развития образованной, творческой, разносторонне мыслящей личности. В широком смысле муз. педагогика – как педагогика художественного творчества, кот. включает специфику обучения разным видам искусства.

Задачи музыкально-образовательного процесса: -образовательные, развивающие, воспитывающие:

1. Овладение знаниями по истории становления системы воспитания и образования, по теории музыкального воспитания и развития личности, по организации процесса муз. воспитания и обучения.

2. Формирование основ педагогического мастерства педагога.

3. Воспитание устойчивого интереса к профессии педагога – музыканта и стремление к педагогическому самообразованию.

Структура: Курс муз.педагогики делится на 4 раздела: 1)теория(эстетическое воспитание); 2)история муз.воспитания и образования; 3)дидактика(теория обучения); 4)пед.мастерство.

2. Категории ПП и её взаимосвязь с другими науками.
Основными категориями проф.пед являются:

А) Музыкальное воспитание-целенаправленное и систематическое развитие способностей к определенному виду искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости человека к данному виду искусства, воспитание способности понимать и переживать его содержание. Осуществляется двумя путями:-в процессе восприятия произведений искусства; -в процессе исполнения этого произведения искусства. Под целями муз.воспитания в широком смысле слова следует понимать те заранее определяемые результаты в подготовке юных музыкантов, которых стремимся достигнуть в процессе муз.-воспит. работы. В узком-развитие личности и ее муз.способностей. Целями музыкального воспитания и образования является формирование муз.культуры, как части общей культуры личности. Б)Музыкальное образование-система подготовки профессионалов в области определенного вида искусства, а также в подготовке педагогов по различным специальностям. Муз.образование рассматривается в 3х планах: 1-образовательная система-сложный соц.институт, включающий различные элементы и связь между ними подсистемы, управление, организация, кадры. Характеризуется целью, содержанием, уч.планами, программами. 2-образование как процесс-связан с обучением и воспитанием. 3-как результат процесса-является сам человек, личность, который прошел обучение в определенной образовательной системе и характеризуется уровнем образованности (документ об образовании). В)Музыкальное обучение–целенаправленный, организованный процесс овладения знаниями, навыками, умениями под управлением преподавателя. Г)Музыкальное развитие – это переход в новое качественное состояние способностей человека к определенному виду искусства, формирование личностных свойств, познавательных процессов под воздействием определенного вида искусства. Д) Музыкально-творческая деятельность–процесс преобразования окружающей действительности по законам красоты средствами искусства. Формы муз.-творч. Деятельности: слушание музыки; исполнительская деятельность; познавательная творческая деятельность; пропаганда активная своей деятельности. Виды: создание, исполнение, восприятие и анализ муз. произведения.
Связь с другими науками. Муз. эстетика как основа муз.педагогики. Изучает закономер-ти развития муз. как вида искусства, влияет на определение целей и задач, содержание курса. Связь с психологией: общая психология- закономер. психики ребенка, решает проблемы развития муз. восприятия, творч. и муз. способностей чел. Психология муз-творч. деят-ти изучает законы композиторского творч-ва , их проявление в восприятии и исполнении. Псих. муз. обуч. и воспит.- проблемы методов работы с учеником и управл. муз. коллектиом. Муз психотерапия изуч. использ. музыки в лечебных целях. С физиологией- особ-ти строения детского организма и исполнит. аппарата музыканта. С общей пдгкой- опора на ее дидактич. принципы и законы.
3. Педагогическое руководство процессом приобщения личности к восприятию музыки.

Восприятие – это вид муз. деятельности, осуществляемый в процессе слушания музыки и в процессе исполнения муз.произведения. Является
самостоятельным видом деятельности на уроке, связано с развитием муз.способностей, интересов, вкуса и муз. потребностей. Основа - способность слышать и переживать муз.содержание как худ.-образное отражение действительности, вживание в муз. образы и осмысление идеи и содержания произведения.

Муз. восприятие - процесс, в основе кот. лежит способность человека слышать и переживать муз. содержание. Ученики вживаются в образы, осмысливают идею, содержание. Это осуществляется благодаря активности муз. мышления, кот. зависит от уровня муз. развития. Процесс восприятия не явл-ся чисто логическим актом—законы логического восприятия подчинены эмоциональной сфере человека. То, каким чел. воспринимает мир, зависит и от психологических особенностей наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, вообще состояния на этот момент. Муз. произведение вызывает переживания чел., которые могут характеризовать чел. как личность с определенными жизненными ценностями. Основной путь развития муз. восприятия—повышение уровня муз. способностей (в частности муз. слуха), знания о муз. стилях, жанрах, формах, + принадлежность к определенному соц. слою (возраст, уровень образования, место жительства—они влияют на характер муз. предпочтений не меньше, чем наличие/отсутствие муз. способ-тей. Развить муз. восприятие--- значит научить переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при пом. звуков; научить понимать, какими средствами худ. выразит-ти композ-р достигает эстетич. воздействия. Порядок постижения муз. произведения в процессе восприятия: 1. выявление главного настроения в произв. 2. определение средств муз. выразит-ти 3. рассмотрение особ-тей развития худ. образа 4. определение главной идеи 5. проникновение в позицию композитора 6. нахождение собственного личностного смысла.

Методы по формированию музыкального восприятия.Метод опосредованного воздействия. Онотвечает потребности духовного приобщения личности ксоциуму. Социальное окружение способно вложить всознание человека определенное отношение к музыкальной культуре. Благодаря силе воображения в психологии человека происходят процессы отождествления личного опыта с миром звуковых образов. Т.О. под влиянием социально-культурной группы у личности развиваются желательные музыкальные интересы. Метод классификации. Процесс перевода неосознанного в осознанное. Непосредственно связи с культурно-просветительной деятельностью младшего педагогического звена. Метод деятельного воздействия наиболее эффективен в процессе формирования музыкального восприятия. Основная задача заключается в формировании мотивирующей готовности слушателя осознанному выбору и освоению ценностей музыкальной культуры. Метод идейно-эмоционального воздействия. Особое место занимают средства массовой коммуникации: теле-, радио-, и видеотехника. Важная роль педагога в воспитании музыкального вкуса - информация о композиторе, эпохе, идейном содержании, приобщение к высоким классическим образцам ит.д.

4. Проблемы способностей в современной педагогической науке. Творческие способности и их структура.

Способности- индивид.-психологические особенности чел., помогающие успешно осуществлять различные виды деят-ти. Структура способностей : взаимодействие 2 компонентов—биологического и социального. Биологич.—природные задатки—это такие особ-ти нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов(темперам.) Соц. факторы—семья, школа, микро- и макро- социум, + личная активность чел. 2 группы спос-тей: общие (проявл. в разных видах деят-ти) и специальные ( в одном виде деят-ти). Общие умственные спос-ти делят на познавательные и творческие- креативность. Первым изучением креатив-ти заним. Терстоун. Он заметил влияние на творч. активность интеллектуальных факторов и значение темперамента. Популярной концепция креат-ти стала с работами Гилфорда: «креат-ть—тип мышления, идущий в различных направлениях». Он выделил 6 параметров креат-ти: 1.способ-ть к обнаружению и постановке проблем, 2 спос-ть к генерированию идей, 3. спос-ть к продуцированию идей (гибкость), 4. спос-ть к усовершенствованию путем добавления деталей, 5. спос-ть решать проблемы—спос-ть к анализу и синтезу. Концепцию Гилфорда развивал Торранс: «креат-ть—спос-ть к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях…» По его мнению, в творч. акте 4 параметра: 1. появление чувствит-ти к проблемам, дефициту знаний, 2. фиксация этих проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез, 3. проверка и перепроверка гипотез, 4. нахождение и сообщение результатов решения задачи. По Торрансу, креат-ть порождается сильной потреб-тью в снятии напряжения, возникающего в рез-те недовольства неопределенностью или незавершенностью деятельности.


5. Музыкальные способности, их структура, факторы формирования и развития.

Проблема музыкальности тесно связана с понятием музыкальной способности.

Способности – особенности человека, помогающие ему успешно приобретать знания, умения и навыки и использовать их в практической деятельности. Способности развиваются на основе природных задатков. Задатки связаны с такими особенностями нервной системы как: чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Чтобы способность проявилась необходимо прикладывать много труда (попробовать себя в этом деле). Музыкальные способности делятся на 2 группы:

1.Общие музыкальные способности – проявляются в различных видах музыкальной деятельности. 2.Специальные музыкальные способности – проявляются в каждом конкретном виде музыкальной деятельности.

Музыкальная педагогика различает:

Музыкальность, Музыкальная способность, Музыкальные задатки.

Музыкальность (в широком смысле) – способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:

- способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

-способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями

- способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность – комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является – эмоциональная отзывчивость человека на музыку.

Музыкальные способности – комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.

Музыкальность включает в себя музыкальные способности.

Виды музыкальных способностей:

- музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).

- музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)

- музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и неопорных звуков, долей)

- музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое), оно связано с содержанием музыкального произведения.

В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет соц.среда. Проблемы муз.способностей изучали: Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.

Формирование и развитие муз.способностей осущ. в различных видах муз.деятельности. Формирование осущ. под воздействием соц.факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, соц.статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.

6.Формирование и развитие музыкальных способностей

Существует проблема наследуемости способностей. Ещё Платон показал, что способности являются врождёнными, а всё, что человек знает, является воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Английский учёный, Френсис Гальтон, в своей работе «Наследуемость таланта. Его законы и последствия» (1869) , представляет концепцию, согласно которой гениальность и талант передаются по наследству, из рода в род, при этом факторы внешней среды не играют никакой роли. Существуют 2 группы учёных, которые признают большую роль труда в развитии способностей и достижении высоких результатов деятельности человека. Американский учёный Джейсон в 70гг. 20в. отмечал, что развитие способностей возможно до определённого предела, отпущенного природой, а преодолеть этот предел (или генетический предел мозга) невозможно. При этом гениальность даётся человеку, как подарок судьбы. Учёный Ганс Айзенк писал, что в структуре успеха таланта 80% составляет генетические факторы, и лишь 20% зависят от социальных условий, к которым относятся семья, школа, удача, случай. Американский избиратель Томас Эдиссон писал, что гений – это 99% пота и лишь 1% вдохновения. Б. Теплов «Психология муз. способностей» (1947) – впервые классифицировал муз. способности и раскрыл основные условия их развития. Он выделил следующие муз. способности: ладовое чувство, муз. – слуховые представления; чувство муз. ритма. Гармоническое развитие муз. способностей возможно в результате приобщения ребёнка к различным видам муз. деятельности с раннего детства. При этом проявление муз. способностей строго индивидуально, у одних людей в силу природных задатков, такие способности ярко выражены; у других людей эти способности формируются и проявляются лишь в результате труда и порушения в муз. деятельность. Поэтому нельзя говорить об отсутствии у человека муз. способностей вообще, т. к. их проявление зависит во многом от воспитания и обучения человека. На лицо лишь разная степень выраженности природных муз. задатков. Таким образом современная наука включает в себя различные школы и направления по вопросу наследуемости муз. способностей. Одни учёные тяготеют к биалогизаторским школам (теориям), согласно мнению которого, муз. способности передаются человеку вместе с генами, другие учёные тяготеют к социологизаторским школам (теориям), согласно которым, муз. способности развиваются главным образом под воздействием социальных факторов. Соврем наука считает,что формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему кол-ву видов деятельн привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, гинетического компонента.

Соц факторы влияющие на развит способней:

1)семейное окружение; 2)школа; 3)СМИ современной коммуникации; 4)статус(социальный) и уровень образования родит,материальная обеспеч.

Таким образом биолог факторы в стр-ре способност представлены задатками, кот передаются по наследству и явл предпосылками для развития любых способностей человека,но задатки развив под воздействием социальных факторов.

7.Креативность-

общая способность к тв-ву и преобразованиям характеризует личность в целом,проявл в различн сферах активности.Фромм говорил:» Креативность-это способн удивляться и познавать умение,находить решение в нестондарт ситуац,нацеленность на открытие нового.Критерием является не качественный результат,а процессы ,активизирующ тв-кую продуктивность.

Креативность-это способность к тв-кому стилю деят.Суть не в простом накоплении знаний,а умение по новому их использовать,направлять на посещение новых идей и результ.

Тейлор выдел 6 групп опред. креативности: 1)Гештальт-создание новой целосности,а креат его построен лучшего. 2)основные опред на конечный продукт,в кот подчеркив созд нового. 3)эстетические-самовыражение творца. 4)оно,я и сверх я-психоаналитические. 5)проблемныесам мыслительный прцесс. 6)креат как универсальная способность к тв-ву необходим для любой сферы деятельности. Креативность требует ряда таких качеств: понятие,способность мыслить в необходимой манере. Большое значение имеют возраст , чувствительность к окружающему влиянию и восприимчивость к направлению воздействия, когда в период взросления настает сензитивный период (-повыш восприимчивость, чувствит-ть индивида к различ воздействиям), сопровожд появлением благоприятных условий для развития психики.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта