Ответы по Профессиональной педагогике. 1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом
Скачать 135.05 Kb.
|
16. Музыкально-эстетическое воспитание на белорусских землях в эпоху Возрождения и Просвещения Эпоха Возрождения (Ренессанса)(14-16вв.) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке.Художественная культура Ренессанса — это личностное начало с опорой на науку. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV–XVI веков, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Отличительные черты:--светский хар-р,--гуманизм,--Возвращение к античным ценностям. К 16в. В Европе открыто 70 университетов,на славянских землях—Пражский(1348г.),Краковский(1364г.) Окончательно складывается проф. муз. иск-во,где закрепляются светские жанры. В Беларуси появляется нотопечатание --- во 2-ой пол.16в.(Вильнюс,Несвиж) Складывалась система общеобразовательных учреждений разных конфессий (братские школы,католические и протистантские школы)Развивалась хоровая и инструментальная музыки. Создавались различные театры—школьные,крепостные. Владение несколькими инструментами было обязательным. Эпоха Просвящения(17-18вв).Худ.течения:---борокко,---классицизм. Борокко-контраст,напряжённость,стремление к пышности. Классицизм-утверждение всеобщего порядка,чувства подчиняются сознанию;дух.сила сочитается с рационализмом. Развивается любительская и самодеятельная формы муз. иск-ва.Основными центрами муз.культуры остаются конфессиональные храмы,где звучит как религиозная,так и светская музыка.Провославная музыка-центр хорового пения;в униацких и каталических храмах звучала инструментальная музыка.Светская музыка звучала в исполнении музыкантов-любителей.Появление музыки и в армейской жизни. 2-я половина 18в.-получили своё развитие концертно-театральные жанры музыкального иск-ва(скоморохи,батлейки). Игра на лютне,гитаре,органе,оркестровое исполнительство(создавались инструментальные капеллы),создавались школьные театры, муз.школы(Несвиж). Обучение было бесплатным.Обучали муз. грамоте. К кон.18в. на белоруских земляхпроизошло становление системы профессионального муз. образования и муз. воспитания(Дадиомова). 17. Современные системы профессионального музыкального образования и музыкального воспитания в Белоруссии. Современная система муз. воспитания Беларуси делится на подсистемы: 1.Массовое музыкальное воспитание и 2.Профессиональное музыкальное образование. 1.Массовое музыкальное воспитание – это система образовательных и воспитательных учреждений, охватывающих все возрастные периоды жизни человека. К системе массового музыкального воспитания относятся компоненты: Семейное окружение, Детские дошкольные учреждения , Урок музыки в СШ, Факультет хора в СШ, Кружки в СШ, Студии, Самодеятельные детские музыкальные коллективы при домах и дворцах культуры, Музыкальные школы, ДМШ, Самодеятельные коллективы разных возрастов в учреждениях образования и культуры. 2.Профессиональное музыкальное образование характеризуется многоступенчатостью, преемственность и плановым характером развития. Профессиональное музыкальное образование включает: 1)Начальное образование:-ДМШ, -ДШИ, -Студии, -Гимназии, -СШ с музыкальным уклоном. 2)Среднее звено: -Музыкальное училище, -Колледжи музыки, -Лицеи, -Колледжи искусства и культуры, -Педагогические училища, где готовят воспитателей. 3)Высшее музыкальное образование: -Академия, -Университет, -Педагогический университет музыкальный факультет, -Коммерческие ВУЗы. 4)Поствысшее образование: -Магистратура, -Аспирантура, -Докторантура. 5)Система повышения квалификации (Бел. ИПК). Система образования находится в процессе перестройки и реорганизации в Беларуси. Причины: 1.высокий уровень образования и нелегитивность дипломов Беларуси. 2.невозможность интеграции в Европейское общеобразовательное пространство. 3.невозможность свободного передвижения студентов и преподавателей в поисках ресурсов исследования 4.необходимость интернационализации образовательной системы. 18. Современные мировые системы музыкального воспитания и образования. Венгрия. Основой школьной системы является 8-ми классная неполная средняя школа. Цели и задачи муз. образования–воспитание осведомленной в музыке молодежи. В основу преподавания введены игровые элементы и элементы углубленных впечатлений. Яркими представителями венгерской муз.педагогики являются: Белла Барток, Золтан Кодаи. Основным в их системе является опора на нар.музыку и венгерский фольклор. Метод Кодаи-это целый комплекс: ручные знаки, венгерская нар.песня, общеобразовательные школы с муз.уклоном, хоровое пение акапелла. Система строго учитывает возрастные особенности детей, и в соответствии с этим строится методика развития муз.слуха и муз.обучения в целом. В Венгрии 6 специальных муз.училищ. По окончании которых дети могут продолжить обучение в Муз.Академии Ф.Листа (срок обучения: 3года-педагоги; 5-исполнители). Австрия. Основополагающей является система немецкого композитора, музыковеда и педагога Карла Орфа (1895-1982). Методика детского и юношеского муз.воспитания Орфа опирается на использование муз.фольклора, нашла свое отражение в «шульверке»-5-ти томное собрание пьес для хора, упражнений в произношении и декламации, ритмич.упражнениях, театрализованных сценок. «Шульверк»-это система элементарного муз.обучения (игра, элементарная музыка, инструменты, тексты, формы движения). Задача муз.воспитания-стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Принципы системы К.Орфа в муз.образовании: 1.Использование естественной основы для развития личности: К.Орф сравнивает элементарную музыку и природу (кукушка). 2.Формирование личности фантазия и способность к переживанию. «В музыку идти через коллективное музицирование, через игры, связанные с пантомимикой, ритмом». Общие элементы этих систем (Кодаи, Орф): 1. Опора на нар.музыку. 2. Воспит. музыкальной культуры личности ребенка,через развит. Муз.способн. Кодай придавал важное знач.пению, т.к. оно больше развив. слух. Метод обучения – игра. Муз. грамм. – с пентатоники. К. Орф – 5-томное пособие по муз.воспит. «шульверг» (собрание муз.произвед, направленное на развит.способн.) Особое внимание уделял игре на элементарн. муз.инструментах. Пение,движение под музыку, декломация под музыку. Фольклорные мелодии. Американская система – это синтез метода «Родного языка» Сузуки. Однако, если японцы больше уделяют внимания индивидуальному обучению, то американцы предпочитают коллективную форму обучения, что приносит тоже хорошие результаты (хоры, в стране несколько тысяч школьных оркестров, джаз-оркестров). В школах ежедневно по 20-30 минут занимаются пением: играют под музыку, поют песни и молитвы, проводят ритмические упражнения. Значительный интерес проявляется к старинной музыке: в колледжах и университетах изучают старинную нотацию. Специальное муз.образование дается в колледжах 3-х типов: исполнительский, музыковедчаский и педагогический. Полный срок обучения для получения звания доктора музыки – 7 лет. Консерватории присоединены к университетам. 19. Закономерности и принципы музыкального образования и воспитания. Закономерности – устойчиво повторяющиеся в тенденции и в процессе муз.образования. Внешние закономерности пед.процесса. Обусловленность пед.процесса потребностями и возможностями социума. Зависимость пед.процесса от условий его проведения, возрастных и других способностей уч-ся. Внутренние закономерности пед.процесса. Закономерная обусловленность целей учебно-воспит. процесса социума. Задач – целями, содержания – целями и задачами; методов и средств – целями, задачами и содержанием; формы организации пед.процесса – задачами, содержанием избранными методами и средствами обучения. Общие закон-ти.: 1. Двусторонность процесса обучения (взаимод. педагога и ученика в рамках уч. процесса,когда гармонич. соединение деят-ть педагога (преподавание) и деят-ть ученика (учение)) 2. Активность ученика (ученик не только объект вниман. и деят-ти педагога, но и субъекть собственной познават.активности) . Современная система обучения - личностно-ориентированная. 3. Содерж.обуч. находится в зависимости от разв-я науки, НТП общества,познават.возможностей и потребн.личности. 4. Цель обучения зависит от содерж.обучения,методов, средств и форм обучения. Частные: 1. Кач-во обуч. (эффективность каждого этапа обуч. зависит от продуктивности предыдущ.этапа и достигнутых на нем результатов, от хар-ра и объема изучаемого материала от обучаемости учеников и далективности обучения. 2. методов обучения (эффективность дидактич. методов зависит от цели и содержания обучения,возраста и обучаемости учеников, от уровня квалификации преподавателя, материально-технич. обеспечения учебного процесса.) Принципы музыкального обучения: 1.Принцип единства воспитания, образования и развития школьников в муз.обучении. В муз.обучении педагог решает образовательную задачу, состоящую в том, чтобы формировать у уч-ка навык музицирования. 2.Принцип научности выступает в качестве логической основы построения системы муз.обучения (выявление соответствия предмета эстетическим представлениям об муз.культуре, психолого-педагогическим представлениям в возрастных познавательных возможностях развития современных школьников). 3.Принцип связи муз.обучения с жизнью. 4.Принцип интереса и увлеченности, всемерного стимулирования положительного отношения к учению. Кабалевский называл его фундаментальной проблемой всей педагогики. 5.Принцип оптимизации процесса обучения. Подразумевает выявление эмоциональных и интеллектуальных особенностей уч-ся, фиксацию их муз.способностей, наблюдение за усвоением содержания программы, а также организацию уроков музыки в соответствии с технической оснащенностью класса. 6.Принцип прочности и действенности результатов муз.обучения( каждый ребенок имеет необходимые задатки для систематического муз.развития; процесс общения с музыкой способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ученика: во всех уч-ся можно развить интерес к музыке, способность постижения основ муз.искусства, ориентации в ее содержании путем систематического развития восприятия музыки). 7.Единство художественного и технического. 8.Принцип комплексного и последовательного развития муз.способностей в различных видах муз.деятельности. 20. Цели и задачи музыкального образования и воспитания. Цель- идеальное мысленное предвосхищение результатов будущей деят-ти. Цель обучения – становление и развитие образованной, творческой, национально-сознательной, морально и физич. здоровой личности. Цель муз.обучения – формирование музыкальной культуры личности,как части ее духовной культуры. Эта формулировка вытекает из понимания музыки,как специфич. формы художественного отражения жизни, чувств, мыслей людей и выражающей морально-эстетическое отношение к действительности, зафиксированное в муз. произведении. Основы муз.культуры общества: 1. Классич.муз. 2. Народная. 3. Современная. Элементы муз.культуры общества.: 1. Муз. ценности (произвед.) 2. Виды деят-ти по их созданию, воспроизведению, трансляции, восприятию, использованию. 3. Все субъекты этих видов деят-ти, вместе с их знаниями,навыками,личностными качеств. Личность- субъект муз.культуры общества. Компоненты муз.культуры личности: 1. Морально-эстетич.чувства, убеждения, вкусы и потребн. человека. 2. Знания,умения,навыки, необходимые для освоения муз-ого ис-ва. 3. Музыкальные и творческие способности, необходимые для освоения различных видов муз.деят-ти. 4. все виды деят-ти по освоению муз.деят-ти: создание, интерпретац., сохранение, трансляция. Иерархия целей: *общая цель, *цель деят-ти каждого учебного завед. * цель преподавателей каждой отдельной дисципл. *цель каждого урока. Задачи – пути реализации цели. Группызадач: 1.образовательные. 2. воспитательные. 3. Развивающие. Образовательные - связаны с формированием научных представлений, понятий, законов, общих и спец. навыков, умений обучающихся. Воспитательные задачи – связаны с формированием мировоззрения, эстетических представлений, убеждений, норм и правил, идеалов и установок личности. Развивающие задачи – формирование эмоциональных, деятельно-практических отношений к муз.ис-ву. 21. Содержание музыкального образования, его структура Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. К содержанию муз. образования предъявляется ряд требований. Оно должно: - обеспечить осуществление основной цели воспитания - формирование общей музыкальной культуры личности; способствовать эстетическому воспитанию учащихся; - базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социальных изменений и развития муз. культуры; - строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук; - раскрывать взаимосвязь между отдельными музыкально-учебными предметами; - укреплять связь теории с практикой, с включением уч-ся в доступную для них муз.деятельность; - соответствовать возрастным возможностям учащихся; -сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся Содержание музыкального обучения – то, что должен усвоить ученик, то есть Программа – основа практической деятельности (содержание – то чему и как учат) В музыкальном обучении – приобретение ЗУН, обучение игре на инструменте, эстетический вкус, овладение мировоззрением, развитие личности. 1 главный компонент содержания – музыка.Знание – теоретическое представление о практической направленности. 2 главный компонент содержания – музыкальные знания (уровни: а) обобщённые знания о природе музыкального искусства, функциях, месте и роли в жизни; б) конкретные музыкальные знания о средствах выразительности, особенностях музыкального языка и развития музыки.). 3 главный компонент содержания – музыкальные умения – способность использовать знания в практике, связанное с эстетическим восприятием (Этапы формирования умений:-репродуктивный (разъяснение нового материала), -эвристический (использование знаний по образцу), - творческий – самостоятельное использование знаний). 4 главный компонент содержания – музыкальные навыки – умение, доведённое до автоматизма (Классификация навыков: -вокально-хоровые, -подбор по слуху, -дирижёрские, -исполнительские, -чтение с листа). 5 главный компонент содержания – творческая учебная деятельность (- активизация, раннее приобретенного музыкального и жизненного опыта, - представление новых знаний в форме организации (проблемное обучение) – их осмысление, усвоение, -закрепление музыкальных знаний в определённых видах музыкальной деятельности. Творческое использование умений, -частные музыкальные умения, связанные с элементом музыкального языка (использование знаний о композиторе, исполнителях, инструментах, в овладении нотной грамотой). 6. Муз.репертуар (муз.произвед, которые осваив.ученик)Педагогический (инструктивный,художественный) и концертный. Критерии отбора муз.репертуара.а) эстетич. и художественная ценность репертуара; б)педагогическая и воспитательная значимость произведений; в)разнообразие стилей и жанров; г)соответствие возрастным особенностям ребенка д)национально-культ.основа произ. 22. Методы музыкального обучения, их классификация и использование в профессиональной деятельности педагога-музыканта. «Метод» - с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Метод - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность учителя и учащегося по достижению разнообразных целей учебно-воспитательной деятельности. Методы муз. обучения направлены нa то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений. В проф. деятельности педагог-музыкант использует такие важнейшие методы как: 1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу. В педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива - с умением использовать и оценивать его в новых ситуациях. 2. Метод обобщения. Его суть состоит в том. что каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт, дающий возможность привести к суммированию накопленных впечатлений. 3. Метод эмоционального воздействия. Педагог создает ситуацию успеха (кинетические способности - мимика, пантомимика). 4. Метод наведения, или поисковый. Входит в группу проблемных методов обучения, когда перед учеником ставится какая-либо задача (проблема) и в зависимости от продуктивной самостоятельности на которую способен ученик, осуществляется педагогического руководство. 5. Метод упражнения, который заключается не только в развитии исполнительской техники, но и упражнения в эмоциональной сфере. 6. Метод наведения. Это демонстрация, показ, имеющий четкую педагогическую направленность, подсказывающий ученику, как ему дальше действовать самостоятельно. |