Ответы по Профессиональной педагогике. 1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом
Скачать 135.05 Kb.
|
Младший школьный возраст: важно сформир творческий навык на основе спонтанного тв-ва,научить ребенка «включать» его с помощью волевых усилий в завис-ти от потребностей и интересов. У младших школьников есть стремление стать более взрослым, меняется характер мышления, способность мыслить, развивать интеллект, игровая деят-ть в этот период - способ накопления знаний. Свойства:подражательность, интересы, склонность к выдумке. Задача педагогическая: создать условия для формирования нравственных и эстетических качеств детей в процессе созидательной активности по законам красоты, выработать навык тв-кой деят-ти и сформировать тв-кий стиль поведения и деят-ти (особенно проявл-ся в занятиях, связанных с разными видами ис-ва.) Подрастковый период-критическая стадия развития организма. Развит. интеллекта связано с развитием тв-ких способностей, созданием нового, развитием самостоятельного мышления. Развивается КР на материале различных видов ис-ва, возникает необходимость включения детей в процесс художественной деят-ти. Старший школьный возраст-теоретическое мышление, самостоятельностьость, споры, дискуссии, возникновение обобщений и сопоставлений, рождение оригинальных идей, склонность к художественному тв-ву в различных направлениях. Необходимо целенаправленное педагогич воздействие, чтобы способствовать формированию тв-кого навыка в процессе приобщения к разным видам деят-ти, в результате чего развивается КР как способность к тв-кому стилю в любом виде деят-ти личности. 8.Социально-педагогическая хар-ка художественной деятельности человека. Художественная деятельность имеет свои ярко выраженные специфические особенности: 1. Наличие специфических способностей. Художественная деятельность требует от художника ярко выраженных специфических способностей. В первую очередь, это сильно развитое образное мышление, воображение, фантазия, высоко развитое чувство эмпатии (сопереживания) и т.д. 2. Синкретизм (нерасчлененность, интегративность) художественной деятельности. Художественная деятельность органически включает в себя остальные четыре вида деятельности: познавательную (в результате которой художник отражает объективную действительность), ценностно-ориентировочную (художник выражает свое ценностное мироотношение), преобразовательную (художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества) и коммуникативную (общение художника с реципиентом своего произведения). 3. Личностный тип отражения. Каждое произведение неотъемлемо от автора, его создавшего. 4. Свобода выбора цели. Каждый художник в широком смысле обладает, как правило, свободой выбора жанра, сюжета, стиля и т.д. создаваемых им произведений. 5. Высокая степень риска неудачи. Создаваемый художником художественный образ субъективен, и, по своей природе неконкретен. Виды муз. деятельности: 1. Восприятие. Слушание, исполнение, сочинение, музицирование предполагают восприятие или сопровождаются им. Особенность музыкального восприятия заключается в том, что оно является эстетическим по своей направленности. 2. Слушание. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. 3. Хоровое пение. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке. 4. Музыкально-ритмические движения – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. 5. Игра на детских музыкальных инструментах. Школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах мелодию произведения, «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки. 6. Пластическое интонирование - это один из способов, одна из возможностей " проживания " образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. 7. Музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. 8. Импровизация. Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. 9. Творческая деятельность. Творчество — это деятельность человека, создающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творческая деятельность — естественная форма самовыражения личности, проявление ее индивидуальности. 9. Диагностика музыкальных способностей: приемы, способы, методика. Диагностика Музыкальных Способностей – это процесс выявление уровня развития муз.способностей. Необходимость осуществление Д.М.С. диктуется следующим: 1.необходимость профессионального отбора на начальном этапе обучения; 2.необходимость выявления степени выраженности музыкальных способностей; 3.необходимость осуществления контроля за динамикой развития музыкальных способностей. Диагностика – это система приемов и способов выявления уровня развития, осуществляется с помощью системы заданий (тестов). Содержание диагностики получается из тестов – задания на выявление той или иной музыкальной способности. К тестам существуют требования: - степень сложности тестов должна соответствовать возрасту и уровню подготовленности ученика. Требования к методике провидения диагностики: 1.необходимо создавать спокойную доброжелательную атмосферу в аудитории. 2.задания должны быть доступны. 3.задания необходимо предъявлять от простого к сложному, с учётом индивидуальности ученика. 4.одну музыкальную способность тестируют с несколькими способами тестов. 5.нельзя быть уверенным в полученных результатах тестов на 100% (диагноз ставить ребёнку сразу не следует). Становление ребенка как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - - искусства слышать, видеть, чувствовать, думать, которые состоят из 3-х компонентов: 1.муз.опыт – общее представление о музыке, наличие интереса и предпочтений, что ребенок ищет и ждет от музыки. 2.муз.грамотность – способность воспринимать музыку, как искусство неразрывно связанное с жизнью, способность воспринимать музыку эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, умение на слух определять характер музыки. 3.творческое развитие – качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. Это высший показатель овладения человеком муз.искусства. В качестве параметров оценки творчества можно выделить: 1.Самостоятельность замысла, осознанность, логичность. 2.Оригинальность и индивидуальность, изобретательность, аргументированность. 3.Художественность воплощения (символика, метафоричность). 4.Опора на имеющийся муз.опыт. 10. Тесты креативности как метод диагностики творческих способностей КР требует сочетания разнообразных методов для изучения ее проявления Условия проведения:-естествен обстановка на репетициях тв-ких коллективов во внеурочн время,формиров установка на ответствен и искренние ответы(анонимн высказыв).В соврем условиях тестовые методики популярны.В практике методов диагностики широко распростр тесты Векслера(опред коэффициент интеллекта,вычесл в %-за нормативный показатель принят IQ=100%).Тест-система заданий,позволяет измерить уровень развития определенного психологического качества личности(2 группы:тесты скорости-вводится жесткий лимит времени;тесты уровня:возрастает трудность задания).В дальнейшем в структуре интеллекта наряду с общим интеллектом стали выделять отдельные факторы,соответствующие специфич способностям ввиду познавательной деят-ти(это спос к пространственному мышлению,,вербальные,счетные спос-ти,позже способность к тв-ву). 60-ые-трехмерная модель интеллекта(Дж.Гилфорд)-представил структуру интеллекта как отдельные специфич способности. Полагал, что любой мыслительный процесс представл в системе 3 координат:содержание(о чем думаем),операции(как мы думаем),результат(что получилось).Ядром считал дивергентное мышление,при котором чел ведет поиск решения задачи по нескольким направлениям,а не концентрируется на каком-то одном способе решения. Исходя из этого были сконртуированы тесты на КР(оценка умения предложить нестандартн решения в единицу времени).С помощ тестов КР можно выявить уровень проявления КР(КР хар-тся спонтанностью). Метод диагностики КР также примен тест творческого мышления Торранса(на основе тестов Гилфорда),адаптир опросник Джонсона(отражает оценку и самооценку качеств тв-кой лич-ти,КР тест»Чернильные пятна» Роршаха. Набор КР тестов Вильямса(модифициров и адаптиров).Для детей 5-17 лет,сост из 3 частей: 1)тест двигательного мышления(диагностир комбинацию вербальных левополушарных и правополушарных визуальных показателей.2)закрытый опросник личностных тв-ких характеристик - позвол провести диагн КР по 8 факторам: 1)когнитивно-интеллектуальный показатель. А)беглость мышления,б)гибкость мыш,в)оригинальность,г)разработанность.Вторая группа:личностно-индивид показ.а)способн пойти на риск,б)спос исследав неизвестное,в)любознательность,г)воображение.3Методика-рейтинговая шкала-опросник представ для учителей и родителей,наблюд и оценив тв-кий потенциал школьников по 8 факторам. 11. Идеи музыкально-эстетического воспитания в древние времена (до 5 в.) Первобытное искусство имело целостный синтетич. характер,когда чел. выступал как универсальная творческая личность(певец,танцор,артист,музыкант).Вплетение в ритуалы «обряды,муз,танец,понтомима»сущ.в единстве с реальн жизнью. В древн.рабовладельч.государствах Вавилон,Египет,Сирия- в 4-3тыс. до н.э.ис-во использовалось в религ ритуалах и придворных царем.Тогда и разделилось искусство на профессиональные и любительские и появились первые муз.теории о ладах,интервалах,звукоряде. Др. Китай: развитие муз. иск-ва осуществлялось под действием религиозных и филос.взглядов. Конфуциан 6в. до н.э. Конфуций рассматривал муз.как деятельное ср-во в управлении страной,в перевоспитании людей, достижении соц.гармонии. Муз. по его мнению способствует единению чел.с природой, помогает постижению сущностей бытия и врачует недуги. Др.Греция: в 5-6 вв до н.э.особую роль играли города-полисы: Афины и Спарта. Впервые муз. воспринималась как действующее ср-во морального воспитания людей.Само воспитание имело соц.-политич.хар-р и было направлено на решение определенных гос.задач. В Афинах музыка стала обязательной в школьной программе.С 7 лет мальчики обязаны были посещать школу, где обучали грамоте,счету,письму,сольномуи хоровому пению. Девочки получали дом.воспитание, а в Спарте мальч(7-20)наход в спец. лагерях, где особое внимание уделял физич.развитию будущих войнов. Муз. воспит носило военно-прикладной хар-р. Платон, «Политика» : “Музыка является 1 из самых действенных средств воспитания человека” Аристотель : “Музыка способна избавить чел от внутр.дисгармонии и воспитать нравственное сознание.” Основные функции музыки в древние времена: воспитательная, развиваюшая, гедонистическая(развелекат.), терапевтическая. 12. Музыкальное воспитание в эпоху Средневековья В эпоху Раннего Средневековья и Среднего муз. воспитание подчинено религиозно-дидактическим целям. В иерархии дух.и эстетич.ценностей музыка занимала последнее место, и к.13в. муз. снова воспринималась как свободное иск-во и включало в систему обучения, как часть 7 свободных наук. Муз.воспринимали как науку, а не как иск-во. Муз. Ср. сохраняет традиции культуры и светского музицирования и стала основой современной проф.европ.музыки. Проф.муз. Сред. развивалась в рамках церк.обрядов и ритуалов главным образом в виде хор.пения и игры на органе. Монастыри и кафедральные певческие школы в этот период становятся центрами муз.образования (религ.хар-р). В 11-12вв открылись первые университеты – в Италии, Болоньи, Соперно. В 13в – в Англии (Оксфорд, Кембридж), в Париже. Университеты Сред. включали 4 факультета: вольных иск-в, юридический, медицинский, богословский. Музыка изучалась на всех фак-тах, но в рамках философии. Центрами свет.иск-ва стали рыцарские замки. Трубадуры, труверы, минезингеры, менестрели, скоморохи(в России). 13. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Возрождения Тип культуры, характерный для европ.общества, кот. не имеет точных временных границ. Отличит.черты: светский хар-р, гуманизм, возвращение к антич.ценностям.В Европе к к.16в.насчитывалось более 70 университетов. В это время окончательно складывается современное профессиональное муз.иск-во, четко разгранич. профессии композитора и исполнителя. В Италии появл. Объединения музыкантов – ”Муз.академия”, куда входили муз-ты, любители, поэты. Потом были созданы филармонич.общества. Во Франции открываются Метризы – хор.школы с общежитиями, в Италии – консерватории – школы для детей-сирот и бездомных. К к.15в.начинается. нотопечатание (в Венеции). В Беларуси нотопечатание нач. со 2п.16в. с центрами в Несвиже и Вильнюсе. Здесь складывалась система различных учеб.заведений разных конфессий –православные школы при церквях и монастырях – братские школы; католич.и протестаские школы, в кот.преподавали муз. и инст.предметы. Подготовка музыкантов четко делилась на вокалистов/инструменталистов. 14. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Просвещения Основные худ.течения: барокко и классицизм. Иск-во Барокко отлич.контрастностью, напряженностью, стремлением к пышности и грандиозн-ти – Букстехуде, Бах, Гендель, Глюк. Иск-во классицизма – Гайдн, Бетховен, Моцарт,Скарлатти,Люлли. Всеобщий порядок, чувство подчин.сознанию, культ.гармония. Духованя сила сочетается с идеей рационализма.Активно развиваются концертные жанры: токката, фуга, прелюдия, вариации, сюита, соната, концерт. В вокально-хоровой музыке – опера, оратория, кантата. Развивается любительское и самодеятельное иск-во.В течении столетия инструм. музыка проходит путь от исполнения на разных инстр-ах до формированияия разных инстр.стилей. Вершина инстр.муз. – тво-во Корелли и Вивальди. Постепенно прюты и пансионаты превращались в школы, училища, консерватории, становятся проф.муз.учеб.заведением. В к 18в.открылась Парижская консерватория. Появляется 1 опубликованная методика игры на разных инстр-тах (скрипка, клавир). В Беларуси основными центрами муз.культуры остаются храмы. При этом православ.церковь - центр развития хоровой музыки, а католич+униатская –инструментальной. Светская музыка звучала в музыке любителей – школяров, студентов. Во 2п. 18в.расспространились концертно-театральн. муз. жанров иск-ва. При дворах бел. Магнатов работали известные музыканты: Николлини, Голанд, Манжура, Альберлени. Распространилась игра на лютне, гитаре органе и орекстр.муз. Оркестры на территории Бел. в 18в назывались капеллами. Театры: скоморошьи, школные, магнатские, батлейка.Широкое распространение получили школы-бурсы – школы-интернаты для детей мещан, своб.крестьян и обедневшей шляхты. Бесплатное обуч, муз.искв.+грамота. К к.18в. – становление системы проф. муз. образования и муз.воспитания на бел.землях. 15. Музыкально-эстетическое воспитание в западно-европейских государствах и России в 19-20вв 1пол. 19в .- эпоха романтизмаШуберт, Шуман, Вебер, Мендельсон, Вагнер, Берлиоз,Шопен,Лист,Паганини). Обостренный интерес к субъективным чувствам, переживаниям, усовершенствование муз. инструментов (вентильный механизм).. Дальнейшая специализация муз.деят-ти: композитор, исполнитель, дирижер, исполнитель-интерпретатор (Рубенштейны,Гюго,Сафонов) . Распространенные в Европе объединения муз.-любителей, создавали кружки – Париж,Лондон,Вена. В 1 п.19в. В Европейских столицах широко распространилось муз.просветит-во и публицистика. Этому способствовало появление первых муз.газет и журналистов (“всеобщ. муз.газета”, в Лейпциге, Париж “Министрель”, Лондон ”Музыкальные времена”, Россия ”Муз.вестник”, ”Муз.и театр”). 1п 19в. – бурно стали появляться отрасли науки – муз.эстетика,муз.психология, мызыкотерапия,инструментовка. Тогда же формир.теоретические основы муз.иск-ва: школы – механистическая, анатомо-физиологическая, психо-техническая.Представитель механистической – Ф.Лист. Центры механистической педагогики в 1 п.19в стали консерватории – Парижская. 1812г при ней открыт пансионат для детей бедных семей. Еще в Варшаве, Вене, Праге, Лондоне, Мадриде, Лейпциге, Барселоне. В России (Бел.входила в состав России) в н.19в. обучали игре на инструментах в гос. муз.заведениях разных видов: Московский Университет, Смольный Институт, Академия Искусств, Благородный пансион. Со 2 п. 19в начался новый этап в России. Отменено крепостное право – в 60-х открылось ”Рус.муз.товарищество”. Цель – муз.просветительство широких слоев населения. В 1862г в Питере открылась Бесплатная муз.школа Ламакина и Балакирева, где учились бедные дети. В 1878г. открылось ”Русское хоровое товарищество”, в 1906 – в Москве иПитере открылись Народные консерватории – начальные муз.учеб.учреждения для широких слоев населения. В1862г. открыта 1 Русская Консерватория в Питере. В 1866г – в Москве, под руководством братьев Рубенштейнов. |