Ответы по Профессиональной педагогике. 1. Предмет, задачи и структура профессиональной музыкальной педагогики. Предметом
Скачать 135.05 Kb.
|
1.По способу мышления - индуктивный и дедуктивный метод. 2.По источнику познания - словесные, наглядные и практические методы. 3.По способу деятельности - репродуктивные и продуктивные методы. 4.По степени занимательности - методы без элементов занимательности и игровые методы (или методы с элементами занимательности). 5. По функциям педагогической деятельности - методы организации, стимулирования и контроля. Разделение методов: 1-По источнику знаний:Словесные (беседа, лекция, рассказ, объяснение, пояснение), Наглядные (показ, исполнение, прослушивание), Практические (конкретное исполнение за инструментом, решение задач, лабораторные) 2-По характеру познавательной деятельности (ввёл в педагогику Бобанский) -объяснительно-иллюстративные, -частично поисковый, -исследовательский (творческий). Учитывается активность аудитории. 3-По месту в структуре деятельности:-методы организации и осуществления учебной деятельности (словесный), -методы стимулирования и мотивации учебно-позновательной деятельности, -методы контроля и самоконтроля. 23. Метод проблемного обучения. Организация учебного процесса на основе создания проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения усвоение материала происходит в ходе активной поисковой деят-ти ученика, в проц. решения им комплекса познавательных задач. Проблемная ситуация хар-ся как такое психическое состояние ученика, котор. возникает в процессе выполнения задания и требует открытия новых знаний о предмете, способе им действии. Причиной возникнов. Проблемной ситуации явл-ся необходимость в раскрытии нового способа действия. Для ученика выход из ситуации - не только получение новых знаний, но и личностное развитие. Проблемная ситуация. 1. Необходимость выполнять действие, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном способе или условии действия. 2. то неизвестное (новое знание), котор. должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации. 3. Конкретные возможности учащихся в выполнении предложенного задания. Правила создания пробл.ситуаций: 1. Надо сформулировать задание так, чтобы ученик при выполнении мог открывать и усваивать новые знания. Условия: а)задания должны основываться на тех знаниях и умениях, котор.уже владеет учащийся. б). неизвестное, которое неоходимо открыть ученику, представляет общий способ действия. в). Выполнение пробл. задания должно стать потребностью учащегося. 2. Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ученика и предшествовать объяснению нового материала. В кач-ве пробл. заданий магут быть: учебные задачи, вопросы, практич.зад. Уровни проблемности: 1. Проблемное изложение учебного материала (преподаватель формулирует проблему и показывает пути ее решения) ученик воспроизводит весь ход. 2. Проблемное изложение материала учителем и дальнейшее самостоят. решение проблемы со стороны ученика. 3. Педагог формулирует проблему, показывает пути поиска выхода из нее, определяет круг недостающих знаний. Ученик сам решает проблему с помощью образования внутрипредметных и межпредметных связей. 4. Поисковая (исследоват.) деят-ть педагога заключается в создании таких проблемных ситуаций, с котор. учащиеся еще не знакомы. Ученик находит проблему, формулирует ее и решает ее самостоятельно. 24. Средства музыкального обучения и их классификация. Средства музыкального обучения – источники получения знаний, формирование умений, навыков. В узком смысле – учебные, наглядные пособия, демонтрац.устройства,технич. ср-ва. В широком –все то, что способствует достижению цели обучения (совокупность методов, форм, содерж.образ. и разл-х видов дея-ти.) Классификация ср-в обучения в муз.дидактике охватывает 3 группы средств: 1)печатные (книги); 2) предмет обуч.(инструм., пульт,камертон); 3)технич.ср-ва (аудио, видио,воспроивод.аппаратура) Критерии отбора ср-в методов обуч.: 1) закономерности, принципы, цели, содерж, задачи муз.образования. 2)уровень мотивации обучающихся. 3)специфика методики препод.учебной дисциплины. 4)индивид.особенности, уровень подготовки, возрастные хар-ки обучаемого. 5)тип и стр-ра урока. 6) взаимоотношение учителя и ученика. 7)матер.-технич.обеспечение учебного процесса. 8)уровень квалифик.педагога. 25. Формы организации изучения музыкальных дисциплин. Типы и виды уроков музыки. Форма – внешнее очертание, наружный вид. По отношению к обучению форма: 1. Как форма обучения, 2. Как форма организации обучения. Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса: групповая форма, индивидуальная форма, коллективная форма, аудиторная и неаудиторная, классная и внеклассная, школьная и внешкольная форма. Форма организации обучения представляет собой конструкцию отдельного звена, процесса обучения: урок, лекция, семинар, факультативные занятия, экзамен, концерт, экскурсия и т. д. Урок классифицируется: - индивидуальные, групповые, лекции, консультации, концерты, диспуты и т. д.; - вводный, ознакомление новых знаний, закрепление, повторение и обобщение, контрольный урок; - комбинированный и моно урок. Виды моно урока: 1 урок - в соответствии с основными видами муз. деятельности - импровизации, урок подбора по слуху, урок сочинения музыки, слушание музыки, урок аккомпанирования, урок чтения нот с листа; 2 урок – как критерии содержания учебной работы – аппликатурный, урок работы над инструктивным материалом, урок работы над полифонией, над крупной формой, над кантиленой, урок – гамма; 3 урок – этапы освоения муз. содержания, моно уроки бывают – урок разбора произведения, урок углублённого изучения произведения, урок создания целостной структуры произведения, урок проверки полученных знаний, умений и навыков процессе исполнения произведения. Использованные методы обучения – информационный, инструктивно – технический, наглядный, проблемный. Комбинированный урок посвящён решению некоторых дидактических задач:1 – организационный момент или организационно – психологическая настройка на урок занимает не более 3 – 5 мин.; 2 – подготовка исполнительского аппарата к работе; 3 – проверка домашнего задания; 4 – изучение домашнего материала; 5- повтор пройденного материала = 5 мин. проведение итогов урока. 26. Типовая структура традиционного урока музыки на начальной ступени обучения и мотивация ее изменения. Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, т. к. именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения. 1Организационный момент или организационно-психологическая настройка на урок (3-5-мин.) 2 Подготовка исполнительского аппарата к работе (до 10-15 мин.) 3Проверка д.з. 4Изучение и закрепление нового мат-ла (работа над произв.) 5Повтор. пройденного материала (5 мин.) 6Творческие задания (импровизация,подбор по слуху, ансамбль,игры.) 7Подведение итогов урока.(оценка письм. и устная, д.з.) Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны. Посроение урока сводится к «приспособлению» учебной инф-ции к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, кот. даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последоват. выполнение шагов кот. гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от кот. зависит эффективность будущего занятия. 27. Контроль и оценка специальных художественных знаний, умений и навыков учеников на начальной ступени обучения. Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. Виды контроля: 1.диагностический(предварительный ) 2.текущий 3.периодический 4.тематический 5.итоговый(гос.экзамен) 6.отсроченный (через 3 и более месяцев после изучения) По форме: 1индивидуальный; 2 групповой; 3фронтальный. По использ. методам: 1устный 2письменный 3практический 4машинный 5 самоконтроль. Результаты контроля выр-ся в оценке.(опред.степени успешности) Отметка – колич.выр-ние оценки. Ф-ции оценки: 1стимулирующая. 2восиптательная. 3диагностическая. 4прогностическая. Отметка – соотношение знаний к требованиям. Количественная Качественная Оценка – важный сопутствующий элемент любой деятельности. Ее по праву можно назвать эффективным средством повышения качества образования, культивирования устремлений учащихся к идеалам в работе над собой и в познании. Формы выражения оценки - эмоциональная реакция, слово, отметка, письменная характеристика. Главная функция оценки на уроках музыки - стимулирование учащихся в их развитии, образовании и воспитании и контроль за данным процессом. Отметка выставляется не по формально установленным критериям, а на основе наблюдения – за демонстрацию определенного качественного уровня в любом виде и в любой форме; за степень индивидуального роста; за способность активно и с интересом работать в нужном для художественного творчества аспекте, в большинстве случаев коллективного. В качестве основных выступают такие формы оценивания, как эмоциональная реакция, словесная характеристика и цифровая отметка по 10-балльной шкале (со словесной расшифровкой). Отметка по 10 – балльной шкале используется для фиксирования в журнале и дневниках результатов работы учащихся на определенных этапах и имеет свои виды и типы. За коллективные формы работы (хоровое или ансамблевое пение, оркестровое исполнение, коллективное слушание музыки и др.) выставляется одинаковая для всех участников коллективная оценка (в баллах фиксируется отметка), которая дополняется по ходу четверти индивидуальными оценками. Также по общепринятой для всех предметов схеме отметки разделяются на текущие и итоговые. 28. Основные требования к современному уроку музыки. Реализация межпредметных связей в процессе музыкального обучения на начальной ступени образования. Прежде чем назвать основные дидактические и психологические требования к учебному занятию, отметим, что урок – это воспитательный акт и поэтому всегда решающая роль отводится его идейной направленности. Чему бы ни обучал педагог своих учеников, какие бы задачи в приобщении детей к музыке не ставил, он всегда должен помнить, что главная цель ДМШ – формирование мировоззрений уч-ся, их нравственного облика. Требования к уроку: 1максимальная насыщенность урока педагогически целесообразн. деят-тью ученика. 2широкий тематический диапазон урока. 3организационная четкость и выбор рациональных методов, приемов, ср-в обучения. 4подготовка ученика к самостоят. работе дома. 5развитие творческой инициативы и активности ученика. Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. Общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развив. требованиях. К дидактич. требованиям относятся: четкое опред. образоват. задач урока; рационализация информацион. наполнения урока, оптимизация содерж. с учетом социальн. и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познават. деят-ти; рацион. сочетание разнообразн. видов, форм и методов; творч. подход к формир. структуры урока; сочетание различн. форм коллективной деят-ти с самост. деят-тью уч-ся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство провед. урока. Воспитат. требования к уроку включают: определение воспитат. возможностей учебн. мат-ла, деят-ти на уроке, формир. и постановку реально достижимых воспитат. целей; постановку только тех воспит. задач, которые органически вытекают из целей и содерж. учебной работы; воспитание уч-ся на общечеловеческих ценностях, формир. жизненно необход. кач-в; внимательное отнош. к уч-ся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с уч-ся и заинтересованность в их успехах. К постоянно реализуемым на всех уроках развив. требованиям относятся: формирование и развитие у уч-ся положительных мотивов учебно-познават. деят-ти, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологич. особенностей уч-ся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социально развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. 29. Учебно-методическое обеспечение музыкальных дисциплин на начальной ступени обучения. Структура учебной программы, учебника, справочника, репертуарного сборника, индивидуальных планов учеников и преподавателей. Средства обучения представляют конкретные формы и виды уч. работы, которые используются в процессе применения того или иного метода. В педагогике средства обучения различают по той роли, которую они выполняют в уч. процессе: одни из них непосредственно участвуют в обучении, являются предметными (вещественными) средствами, другие – не обладают предметной формой (моторные, интеллектуальные). Они классифицируются на печатные и технические. Средства обучения (источники получения знаний)-компьютер; -учебники; -дидактические средства; -наглядные пособия; - ТСО. Документ:1 учебный план 2 учебная программа 3 образоват. стандарт. Учебн. план – нормативный док-т,кот определяет состав учебных предметов, последовательность их изучения, надальное и годовое кол-во часов.В структуре учебн. плана выделяются: - инвариантная(неизменяемая) часть, обеспеч. приобщение уч-ся к обще-культурным и национально значимым ценностям и формирование личностных кач-в ,соответствующих общественным идеалам; -вариативная- обеспечивает индивид хар-р развития учеников, учитывает их интересы и потребности. (факультативы и предмет по выбору). Учебная программа – нормативный док-т ,в кот. есть все основные знания, умения, навыки, необход. по освоению по каждой дисциплине. Виды учебн. программ: - Типовые - разработаны на основе образовательного стандарта по опред. дисциплине и носят рекомендательный хар-р. –Рабочие- на основе типовых, отражают требования образоват. стандарта и возможности учебного заведения. –Авторские - учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь иную логику изложения мат-ла. Структура учебной программы: 1Пояснительная записка - цели и задачи изучаемой дисциплины. 2Тематический план - все темы, кот. изучаются и кол-во часов на каждую тему. 3Содержание курса - краткое содержание разделов,тем. 4Лит-ра: основная и дополнительная. 5Иногда:репертуар. Образовательный стандарт - нормативный док-т,в кот. отражена система основных параметров, принимаемых в кач-ве гос-ной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования. Основные объекты стандартизации: стр-ра, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки уч-ся. К наиболее ранним по возникновению специальным уч. пособиям следует отнести школы игры на муз. инструментах. Своеобразной разновидностью школ можно считать самоучители игры, предназначенные для тех, в том числе и взрослых любителей музыки, кто хочет самостоятельно овладеть навыками игры. Разновидностью уч. пособий для ДМШ являются хрестоматии – сборник произведений или отдельных фрагментов из них, определенным образом подобранных для учебных и познавательных целей. Принцип подбора чаще по степени трудности либо жанровой принадлежности. В муз. лит-ре используют фонохрестоматии. Сегодня повсеместно применяют технические средства обучения. 30. Содержание, структура и пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, позволяющий обеспечить высокий уровень педагогической деятельности. Предполагает единство управления объективными и субъективными факторами. К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника. К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога. Основные компоненты пед. мастерства: 1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деят-сти педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений. 2.Профессиональные знания выступают как фундамент пед. мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде осн. звеньев: - спец. знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала. 3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности пед. деят-сти, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д. 4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Пед. такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный. Содержание пед. мастерства: 1) идеалы, потребности, убеждения, эстетический вкус, знание предмета, методики, педагогики, психологии. 2) коммуникативные, соц.- перцептивные, организаторские, исследовательские, конструкторские, прогностические и творческие. 3) умение управлять собой и деят-стью уч-ка. Пути формирования: 1. самообразование, развитие, воспитание. 2. регулярное повышение квалификации. |