Главная страница
Навигация по странице:

  • Неоклассический подход

  • Корреспондентная теория истины

  • Когерентная теория истины

  • Прагматическая теория истины

  • экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения


    Скачать 428.3 Kb.
    Название1. Природа и типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата03.02.2023
    Размер428.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen-2.docx
    ТипДокументы
    #918343
    страница16 из 23
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23

    43. Основные теории истины: корреспондентская теория истины, когерентная теория истины и прагматическая теория истины.


    Следует отметить, что теория истины в философии имеет два подхода - классический и неоклассический.

    Классический подход включает в себя следующие концепции:

    - корреспондентскую (предусматривает, что мысль и действительность соответствуют друг другу, а представление совпадает с реальностью). Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

    - авторитарную (представляет собой глубокие убеждения или абсолютное доверие авторитету);

    - семантическую (в связи с тем, что часто результатом высказывания о высказывании является семантический парадокс, введен запрет на определение истины в теории);

    - теория истины в философии как очевидности (истина является ярким и четким представлением);

    - теория истины в качестве опыта, который имеет подтверждение. 

    Неоклассический подход предусматривает такие концепции:

    - прагматическую теорию (состоит в эффективности и полезности знания);

    - конвенциональную (истина является следствием соглашения); Конвенционалисты (например, Анри Пуанкаре, фр.математик, физик) утверждали, что дефиниция (строгое определение термина) истины и её содержание носят условно-договорный характер.

    - когерентную теорию (истина выступает в качестве согласованных знаний).

    Корреспондентная теория истины(от англ. correspondence — соответствие) — теория, истолковывающая истинность некоторой мысли как соответствие ее своему предмету или реальности.

    Истолкование истины как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому К. т. и. называют также «классической концепцией истины». Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Важной особенностью К. т. и. является то, что в ней истина объективна — в том смысле, что она не зависит от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Корреспондентное понимание истины вырастает из нашего здравого смысла и повседневной практики, потому до настоящего времени оно является наиболее распространенным. Следует обратить внимание на то, что реальность, относительно которой наши мысли или высказывания оцениваются как истинные или ложные, не обязательно должна быть только физической реальностью; это может быть реальность идеальных, допустим математических, объектов или художественного вымысла.

    Когерентная теория истины(от лат. cohaerentia — сцепление, связь) — концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы. В основании К. т. и. лежит, восходящая к античности (Парменид, элеаты, Аристотель) идея о том, что знанием о реальности может быть только непротиворечивое и согласованное знание; противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе.

    Прагматическая теория истины- общее обозначение для двух видов теорий истины: прагматизма (прагматицизма) и инструментализма. Оба направления представлены в работах классиков амер. Философии Ч.С. Пирса, У Джеймса и Дж. Дьюи и тесно связаны с трактовкой, которую эти философы давали понятию реальности.

    Согласно Пирсу, истинное верование — это то верование, которому суждено быть признанным большинством «ответственных исследователей», т.е. большинством компетентных специалистов, исследовавших предмет в достаточной степени, чтобы быть способными вынести относительно него соответствующее суждение. Пирс считал, что два человеческих сознания, занимающихся достаточно долго исследованием какого-либо вопроса, в конечном счете, обязательно должны прийти к одному и тому же мнению, даже если они изначально использовали различные исследовательские методы и опирались на различные свидетельства опыта. Поэтому Пирс переиначивает классическое философское утверждение о том, что, если бы люди знали истину, то не спорили бы, и предлагает собственное, согласно которому, то мнение, относительно которого люди, в конечном счете, достигают консенсуса, и есть истина.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23


    написать администратору сайта