Главная страница
Навигация по странице:

  • 56. Природа и теории ценностей. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией

  • 57. Этика как наука о морали.

  • 58-59. Основные теории морали. Утилитаризм и деонтология.

  • 60. Понятие моральной нормы. Условия морального выбора

  • экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения


    Скачать 428.3 Kb.
    Название1. Природа и типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата03.02.2023
    Размер428.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen-2.docx
    ТипДокументы
    #918343
    страница23 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    55. Социально-политическое понятие свободы. Права и свободы человека. Свобода и ответственность в деятельности врача.


    Полити́ческая свобо́да — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии.

    Права и свободы человека утверждают принцип уважения человеческого достоинства, реализуют притязания индивида на достойное существование и развитие, служат основой правового статуса личности.

    Свободы и права человека – взаимосвязанные возможности и способы проявления и регуляции достоинства. Их различие в следующем:

    1) свободы менее ограничены нормами; их регуляторами чаще являются совесть, мораль, религия; права же означают более формализованную (внешнюю) регуляцию;

    2) различия обнаруживаются через отношение «человек – государство»; свободы человека – область, в которую государство старается меньше вмешиваться, но создает гарантии свобод, защиту от вмешательства других лиц, закрепляя право на свободу («негативные права»);

    3) права более тесно связаны с обязанностями и ответственностью, а соответственно их легче ограничивать, особенно в связи с профессиональными обязанностями (чиновников, военных, медиков, спасателей, журналистов), но при этом для оправдания ограничений применяют мораль (категорию «профессиональный долг»), вводя этические профессиональные кодексы;

    4) свободы человека, как правило, имеют более частный характер; они чаще противоречат друг другу; трудно определить границы свобод (как говорили древние греки, «свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого»); люди по-разному понимают объем свободы, противопоставляют друг другу разные частные возможности и тем самым затрудняют правовое регулирование.

    Большое значение проблема свободы и ответственности личности имеет в медицинской деятельности. Свобода в деятельности врача проявляется в ряде факторов, важнейшими из которых являются следующие:

    -выбор методов и путей познания процессов жизнедеятельности организма человека, исследования причин и признаков болезни;

    -определение возможности использования тех или иных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний;

    -соотношение полученных знаний с личными убеждениями, ценностными установками.

    В то же время в медицинской деятельности свобода значительно ограничена требованиям долга – профессионального и нравственного. Медицина – единственный вид деятельности, представители которой дают клятву верности своему профессиональному долгу и моральным принципам. Кроме того, свобода врача ограничена особенностями объекта деятельности – это зачастую человек страдающий, с надломленной болезнью психикой

    56. Природа и теории ценностей.

    Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч.axios – ценность и logos – учение).

    Впервые понятие «ценность» в специальном, узком смысле употребил И. Кант. Предпосылкой аксиологии у нее является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Особое внимание Гегель уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».

    Теория ценностей — это система философских проблем, характерных для так называемых гуманитарных наук — антропологии, социологии, культурологии, этики, эстетики, психологии и т.д.

    Одним из ее основателей был немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881), который придал понятию "ценность" категориального смысла, использовал как одну из определяющих характеристик ценностей (в т. ч. в этических, эстетических концепциях) понятие "значение". Ценностью является все, что для человека значимо, имеет личностный или общественный смысл. Последователи Лотце развили, обогатили концепцию ценностей, дополнили базовые категории аксиологии- "благо" и "ценность" по - понятиям "оценка", "выбор", "цена", "успех", "желательно", "должное", "лучше", "хуже" и т.д.

    Теория ценностей прежде всего стремится выяснить вопрос о природе ценностей. Существуют различные взгляды на природу ценностей - способности вещи удовлетворять человеческие потребности, желания, представления, которые порождают надежды человека, ожидания, надежды. Важными остаются вопросы о: объективный или субъективный смысл ценностей; существование красоты, красивого, благородного, честного самого по себе; обусловленность ценностей вкусами, психологическими предпочтениями индивида (ценностный субъективизм и релятивизм)

    57. Этика как наука о морали.

    Этика (от др.-греч. rjGoq — изначально «гнездо», позже «обычай») - философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы и роль в обществе.

    Этика как наука о морали изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций, определяет моральную ценность поступков личности, а также место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру.

    В настоящее время этика имеет два значения: 1. Учение о морали (нравственности), ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы

    В структуре этики выделяют: 1) нормативную этику, предметом изучения которой является моральный идеал человека, его ценности и требования к нему, особенности функционирования; 2) социальную этику, изучающую нравственность социальной жизни общества в целом;

    3) индивидуальную этику, исследующую моральную жизнь конкретного индивидуума; 4) профессиональную этику как систему норм нравственного поведения человека какой-либо профессиональной группы. Юридическую этику следует рассматривать как один из видов профессиональной этики.

    Профессиональная этика — это исторически сложившаяся совокупность нравственных норм, предписаний, кодексов, научных теорий о должном поведении представителя конкретной профессии, его нравственных качествах и профессиональных обязанностях.

    Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области

    Этика права (правовая этика) изучает морально-правовые ценности и нормы, исповедуемые любым правоспособным гражданином[6]. Она предполагает изучение нравственной реакции граждан на нормативные правовые акты, государством закрепленное право. Проявляется эта реакция в индивидуальной позиции человека, в его общении, в поведении по отношению к гражданским и политическим институтам. Субъектом этики права является каждый правоспособный гражданин. Он и творит право, и демонстрирует свое нравственное отношение к сложившимся правовым нормам.

    58-59. Основные теории морали. Утилитаризм и деонтология.

    По пониманию источника морали в этике выделяются три основные теории происхождения морали:

    1. Божественная;

    2. Теория социального договора или договорная;

    3. Натуралистическая.

    Божественная теория происхождения морали утверждает, что источником морали есть Бог, Абсолют, некоторое трансцендентное начало. Мораль воспринимается как форма сознания, санкционированная Богом. Следовательно, и сама мораль носит характер абсолютных, вечных, неизменных истин. Основы данной теории излагаются в Священных книгах религий мира, в трудах религиозных философов, то есть мы имеем дело с нормами религиозной морали. Например, в Декалоге изложены нормы христианской морали: 1) почитай единого Бога; 2) почитай родителей своих; 3) почитай субботний (воскресный) день; 4) не произноси имя Бога без надобности; 5) не сотвори себе кумира; 6) не убий; 7) не укради; 8) не прелюбодействуй; 9) не лжесвидетельствуй; 10) не завидуй.

    Теория социального договора гласит о том, что нормы морали были санкционированы обществом в результате общего, общественного договора. Эта идея возникла еще в Древнем Риме. В дальнейшем теория общественного договора была сформулирована и развита в эпоху Просвещения (17-18 вв.) мыслителями Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо.

    Согласно этой теории, человек первоначально пребывал в «естественном состоянии», на нем не лежало ответственности перед другими людьми, не было никаких обязательств и, каждый руководствовался только инстинктом самосохранения и личным интересом, удовлетворяя свои потребности, полагаясь на собственные силы. Это состояние неограниченной свободы имело следствием несогласованность действий людей или даже «войну всех против всех», что, в конце концов, приводило к ущемлению интересов каждого. Поэтому люди впоследствии заключили между собой молчаливый договор о том, что они обязуются соблюдать определенные нормы морали, правила поведения и поступаться частью своей свободы в пользу общества, государства, которое в свою очередь гарантирует неприкосновенность жизни и собственности каждого.

    На формирование натуралистической теории повлияли учения Ч. Дарвина и З. Фрейда. Согласно теории эволюции биологических видов Дарвина следует, что нравственные чувства человека произошли от примитивных нравственных чувств высших животных. По Фрейду, все поведение человека предопределяется областью его бессознательного, т.е. скрытой частью его психики. Нереализованная сексуальная энергия либо подавляется, либо трансформируется («сублимируется») в энергию социального творчества: науку, искусство, политику, право, религию, мораль.

    Итак, мы видим, что в вопросе о происхождении морали, ее источнике существуют три варианта ответов: Бог, природа человека, общество. Выбор той или иной теории зависит от мировоззренческой позиции человека.

    Деонтология или деонтологическая этика — раздел этики, учение о проблемах морали и нравственности.

    Важным основанием для различения этических теорий является то, какая сторона действия или поступка оказывается в центре внимания при его оценке. По этому основанию выделяют два типа теорий – утилитаристские и деонтологические.

    Деонтология или деонтологическая этика — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. При вынесении оценки совершённому действию деонтология руководствуется его соответствием или несоответствием определённым правилам. Иногда её называют этикой долга или долженствования, либо этической системой, основанной на правилах поведения, поскольку именно они лежат в основе понятия долга. Поскольку суть деонтологической этики заключается в том, что действие важнее, чем последствия, то она обычно противопоставляется консеквенциализму, этике добродетели и прагматической этике. Отдельными ответвлениями выступают врачебная деонтология, смыкающаяся с понятием медицинской этики и биоэтики, и юридическая деонтология (этика). Сегодня деонтологии юридических профессий — в учебном и нормативно-правовом аспектах — уделяется особое внимание. Медицинская этика — дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

    Термин «утилитаризм» происходит от латинского utilitas – польза, выгода.

    Утилитаризм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка. В основе утилитаризма лежат гедонизм или эвдемонизм — ценностные (аксиологические) учения, согласно которым, высшей ценностью является удовольствие или счастье. Строгие определения удовольствия и счастья на данный момент остаются проблемой.

    Проблемным остаётся и вопрос, являются ли эти понятия тождественными. Современные западные утилитаристы, как правило, отождествляют их. Гедонизм — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм как учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Утилитаризм даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
    60. Понятие моральной нормы. Условия морального выбора.

    Нормы морали — это своеобразные первоначальные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определен­ных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведе­ния, или норм. Этика изучает нормы морали и как определен­ные образцы (стандарты) поведения людей в обществе, и как тре­бования (предписания), регулирующие поведение людей. В этом смысле этика рассматривает поведение человека как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами. Этика описывает моральные нормы, проясняет их регулятивную природу, специфику, структуру и содержание. Ее интересуют также отношения между нормами и правила (принципы) образования нормативных -суждений и умозаключений, законы нормативного мышления.

    Моральный выбор — это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

    В структуру внутренней мотивации входят:

    • Элементы сознания, которые сами по себе не относятся к среде морального сознания, это прежде всего потребности и интересы;

    • Положительные и отрицательные нравственные чувства (стыд, совесть, любовь), являющиеся прямым побудителем добрых поступков; зловредные поступки (ненависть, зависть и пр.), побуждающие к аморальным действиям;

    • Материально-ценностные представления, установки и убеждения (моральные принципы, истинные ценности и т. д.);

    • Исторические нормы (моральные, правовые).

    Необходимость морального выбора появляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, т.е. может быть оценено с позиций добра и зла.

    Моральный выбор характеризуется: наличием объективных условий, предоставляющих различные варианты поведения; возможностью оценки этих вариантов с позиций добра и зла; нравственной необходимостью, т.е. обусловленностью поведения человека действующими в обществе моральными нормами и ценностями.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта