экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения
Скачать 428.3 Kb.
|
48. Природа и структура общества.Структура общества – это структура социального субъекта, состоящего из множества своих подсубъектов. Среди всех таких подсубъектов можно выделять два основных вида – интенсивные и экстенсивные подсубъекты. Первые выражают основные функции социального субъекта и не могут вести независимого существования. Таковы, например, экономика, политика, религия и т.д. Экстенсивные субъекты представляют собой подсубъектов, которые могут вести относительно независимое существование как малые субъекты – это, например, народы, нации, роды, племена, семьи, отдельные люди. Экстенсивные субъекты образуют иерархию, на вершине которой находится общество как максимальное социальное целое. Если касаться функциональной структуры субъектов, то здесь мы встречаемся с некоторой универсальной системой делений, которая так или иначе должна быть присуща любой форме жизни. Такие деления можно выразить в форме Закона Развития жизненных форм, который, в свою очередь, делится на несколько своих подзаконов: 1) Закон Подготовки – обеспечивает возникновение внутреннего мира и телесности данной формы жизни и доведедения ее до первой взрослой формы, 2) Закон Реализации – обеспечивает выживание (Закон Адаптации) и достижение жизненной цели (Закон Цели) живого существа на стадии ее взрослой формы, 3) Закон Удаления выражается в разрушении и исчезновении данной формы жизни, завершая ее жизненный цикл. Общество, как социальный субъект, подвержено действию всех трех фазовых законов развития, в свое время возникая, созревая, выживая и достигая своих целей, и затем постепенно исчезая из существования. Рассматривая задачи социального субъекта, можно выделять следующие основные его функции, с каждой из которых связаны соответствующие социальные структуры: 1) обеспечение рождения новых людей и их выживания (система родильных домов, система здравоохранения и т.д.), 2) социальная трансляция – процесс передачи опыта от прежних поколений новым, вновь приходящим поколениям (семья, школа и т.д.), 3) материальное производство (строительство, сельское хозяйство, система транспорта, промышленность и т.д.), 4) нематериальное производство (создание знаний, произведений искусства, религия и т.д.), 5) организация социальных процессов (распределение, рынок, этика, медицина, политика и т.д.), 6) социальная память - система хранения накопленного социального опыта (музеи, библиотеки и т.д.), 7) целевая система – поддержание и развитие целей общества (государство, политические партии, гражданские движения и т.д.), 8) система социального удаления – обеспечение процессов старения и смерти социальных субъектов (хосписы, ритуальная служба и т.д.). 49. Природа и формы политической власти. Полити́ческая вла́сть или государственная вла́сть (власть государственная или политическая) — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из личных, общественных, общенациональных или общегосударственных задач. 50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны. Философские концепции общества, или модели социальной реальности классифицируются пока только по эмпиричным принципам. 1. натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, – лишь их модификация; 2. идеалистическая (или реалистическая, от средневекового реализма универсалий) – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; это наиболее древняя модель, сложившаяся, по - видимому, уже у Аврелия Августина; для этой концепции характерно признание самостоятельности духовной сферы жизни общества; развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека; 3. материалистическая, рассматриваемая в марксистской философии, – полагает, что общественное бытие определяет общественное сознание и диалектически связано с ним; основные положения изложены в работе К. Маркса «Предисловие к “Критике политической экономии”»; 4. технократическая (как и материалистическая, может быть отнесена к деятельностным концепциям) – возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества. Можно выделить также феноменологическую модель социальной реальности (Гуссерль, Шютц и др. представители феноменологии), явившуюся порождением новейшего времени, кризиса новоевропейской цивилизации. Как и деятельностная модель, она пытается объяснить общество «из него самого», отвергая субстанционализм натуралистической и идеалистической концепций, и последовательно проводит антисубстанциалистскую позицию. Натуралистическая и деятельностная модели, напротив, – это типичные продукты новоевропейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие науки и мировоззрения Нового времени. |