Главная страница

экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения


Скачать 428.3 Kb.
Название1. Природа и типы мировоззрения
Анкорэкзамен по философии
Дата03.02.2023
Размер428.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_ekzamen-2.docx
ТипДокументы
#918343
страница22 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

51. Россия как особая историко-культурная ценность.


 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

     Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

     В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

     Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

52. Понятие личности в философии и культуре.


Личность в философии – это общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в рамках которых зарождается и развивается личность, диалектична, а не статична – т.е. в данном процессе будет работать система обратных связей, определенных существующим бытием. Личностью в таком случае – это исторический тип человека, который способен к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность – это мера индивидуальности и человека.

Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Можно сказать, личность- это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях:

  • как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу;

  • как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов;

  • как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся;

  • как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

53. Проблема свободы воли.


«Свобода воли» — специальный философский термин, обозначающий определенного вида способность рациональных агентов выбирать путь действия из различных альтернатив. Главные разногласия среди исследователей касаются того, какой именно вид этой способности представляет собой свободу воли. (И какие это разногласия! Философы обсуждают вопрос о свободе воли на протяжении более двух тысячелетий, и почти каждый значительный философ как-то высказался по нему.) Большинство философов предполагает, что понятие свободы воли очень тесно связано с понятием моральной ответственности. Согласно такой точке зрения, действовать по свободной воле — значит соответствовать метафизическим условиям несения моральной ответственности за свое действие. (Безусловно, есть также эпистемические условия ответственности, например, осведомленность — или ее недостаток, как преступная неосведомленность, — об имеющихся альтернативах своего действия и морального значения этих альтернатив.) Но значение свободы воли не исчерпывается ее связью с моральной ответственностью. Свобода воли также является условием заслуженности достижений людей (то есть того, почему упорство и творческая работа заслуживают одобрения), автономии и достоинства личности, а также ценности, придаваемой нами любви и дружбе.
54. Тождество личности.
Проблема тождества личности является одной из классических философских головоломок. Её основной вопрос заключается в том, что делает человека той же самой личностью, несмотря на все физические и психологические изменения, несмотря на течение времени. Каков критерий тождества личности, согласно которому можно удостовериться, что я или кто-то другой является всё той же самой личностью?
К данному моменту времени сформировалось несколько концепций тождества личности:

1. Субстанциальная утверждает, что личности соответствует некоторая неизменная субстанция (например, Я или душа), которая и сохраняет её тождество, несмотря на все изменения;

2. Психологическая — одна из самых влиятельных и старых концепций тождества личности, её появление связывается с именем философа Джона Локка. Она говорит нам, что тождество личности сохраняется благодаря непрерывности психологического опыта, благодаря нашим психологическим особенностям, таким как характер, привычки, воспоминания — именно это делает нас той же самой личностью;

3. Нарративная концепция тождества личности связана с некоторым нарративом или повествованием, она близка психологической концепции и в некотором смысле производна от неё. Грубо говоря, нарратив — это память личности о том, что она делала, что с ней происходило. Нарратив выстраивает события в уникальную связь, которая соответствует только одной личности. Наличие определённого нарратива указывает на конкретную личность;

4. Биологическая концепция тождества личности утверждает, что личность является лишь одним из этапов жизни биологического организма, каким без сомнения является каждый человек. Поэтому личность определяется теми или иными биологическими особенностями организма, которые детерминируют все остальные характеристики.

Вот список наиболее влиятельных концепций личности. На данный момент практически никто не признает субстанциальную концепцию, и основные дискуссии разворачиваются среди сторонников последних трёх.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта