Главная страница
Навигация по странице:

  • . Реляционная концепция

  • Пространство

  • Время

  • Биологическое

  • 36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.

  • экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения


    Скачать 428.3 Kb.
    Название1. Природа и типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата03.02.2023
    Размер428.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen-2.docx
    ТипДокументы
    #918343
    страница12 из 23
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23

    35. Философские проблемы пространства и времени.


    Пространство - форма бытия материи, которая выражает протяженность, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность материальных объектов.

    Время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений, происходящих с объектами.

    Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

    В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

    1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время – к «чистой» длительности. (Демокрит, Эпикур, Ньютон).

    2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие (Аристотель, Лейбниц, Гегель).

    Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, количественная и качественная бесконечность, вечность.

    Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно, однородно и изотропно. Однородность пространство связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

    Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности. Время одномерно (от настоящего к будущему), ассиметрично и необратимо.

    Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.

    1. Психологическое время связано с его психическими состояниями, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.

    2. Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности. Считается также, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

    3. Социальное время, связанное с развитием человечества, с историей, тоже может ускорять и замедлять свой бег. Особенно это ускорение характерно для ХХ века в связи с научно-технической прогрессом. НТР буквально спрессовало социальное пространство и неимоверно ускорило бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было просто немыслимо еще в прошлом столетии. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

    В ХХ веке на основе открытии в естественных и точных науках был разрешен спор между этими двумя концепциями. Победила реляционная. По теории относительности А.Эйнштейна пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения (т.е. от показателей материи). Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света в вакууме (300000 км/с), а временные процессы в быстро движущихся системах замедляются. Он доказал также, что вблизи массивных тел время замедляется, как и в центре планет. Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.

    Таким образом, теория относительности А.Эйнштейна показала неразрывную связь между материей, пространством и временем.

    36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.


    .Одной из основных, если не центральной проблемой во всей мировой философской мысли является проблема человека. Выделим основные философские проблемы человека:

    1. Происхождение человека. На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Дарвина. Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответ попытался дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Так дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в философии появилось понятие антропосоциогенеза. Продолжая тему антропосоциогенеза, т.е. происхождения человека, нам не миновать проблемы соотношения в нем биологического и социального начал. При ответе на этот вопрос существуют две крайности. Одна из них сводит человека к животному, плотскому началу. Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Таким образом, в нем социальное и биологическое находятся в неразрывном единстве.

    2. Проблема сущности человека. Субстанцией, лежащей в основе бытия человека и составляющей его сущности, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. В человеке реализуется тождество субъекта и объекта.

    3. Бессознательное и сознательное. Долгое время бытие человека рассматривалось только как проявление сознательной жизни. Однако, начиная с Нового времени, в философии большое место заняла проблема бессознательного. Фрейд, представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

    4. Индивид и личность. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Социальная индивидуальность делает человека личностью.

    5. Смысл и цель жизни. В религиозной философии вопрос о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. При атеистическом представлении – бога нет, а потому жизнь превращается в абсурд. В общем случае: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели и его всестороннего совершенствования.

    «Человек есть мера всех вещей» - утверждал древнегреческий философ Протогор (около 480-410 до н.э.). Как Вы понимаете мысль древнегреческого мудреца? Достоин ли человек быть мерою всех вещей? На эти вопросы ищет ответы философская антропология. В этой лекции мы попытаемся ответить на такие вопросы: «Что такое человек?», «Чем он отличается от других природных созданий?», «В чем выражается сущность и человеческая природа?», «Каково предназначение человека?».

     Как Вам известно, древние эллины создали культ человеческого тела. Даже Боги приняли у них облик человека. Открыв душу они понимали ее как производное от телесного. И хотя тело и дух едины, все же на первом месте у древних греков было телесное. В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его образ, его тело – ничто не подлежало сомнению. Все представляют идеалом совершенства и гармонии, которые непосредственно даны ему космосом, т.е. образ человека был космоцентричен.

    Но уже и концу древней эпохи эллинские представления о человеке сменились другими воззрениями. Сенека, например, считал, что индивид нравственно не стоек и не может противостоять всесильному пороку, что в самом человеке заложена греховность. Тело и этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Культ тела сменился прославлением нетленной души, которая понималась как чистая и неприкосновенная. Такие взгляды на человека получили дальнейшее развитие в христианстве. В средневековье образ человека становится теоцентричным.

    Человек был поставлен в зависимость от Бога, а не от природы, как это было в античности. Он создан «по образу и подобию Божьему», он царь природы и Венец творения. В христианстве произошла дискредитация человеческого тела, т.к. оно отвращает человека от высшего предназначения – служению Богу. Несовершенства человека вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения. Религия, тем самым, хотя и изобличала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценность самой человеческой природы.

    Бессмертная душа была противопоставлена смертной плоти. Заботиться нужно только о спасении души, в т.ч. и при помощи истязания тела. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика. Чтобы приблизиться к идеалу, верующие бичевали свое тело, а иногда и наносили себе увечья.

    Преодоление телесных влечений было возведено в принцип. Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными. Победа над голодом, жаждой, сном, половое воздержание становились смыслом земного бытия. Даже знания человека не может добыть самостоятельно. Они открываются ему в откровении Божьему.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23


    написать администратору сайта