Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница

  • 22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

  • 23. Философия И. Канта

  • 24. Немецкий идеализм (Г. Фихте, Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель

  • 26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв.

  • экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения


    Скачать 428.3 Kb.
    Название1. Природа и типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата03.02.2023
    Размер428.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen-2.docx
    ТипДокументы
    #918343
    страница8 из 23
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

    19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

    Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

    Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.
    Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

    20. Философия Р. Декарта. (ОК2)


    Основные идеи:
    1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
    2. Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
    3. Стал автором теории дуализма, пытаясь примирить материализм и идеализм;
    4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

    Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только РАЗУМ. Отсюда его знаменитый тезис:
    «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ», предполагает превосходство умопостигаемого над чувственным.
    Основополагающим понятием характеризующим сущность бытия является субстанция.
    СУБСТАНЦИЯ – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

    Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
    1. Материальные (вещи); 2. Духовные (идеи).

    Коренными свойствами (атрибутами) субстанций является:
    1. Протяжение – для материальных;
    2. Мышление – для духовных.

    21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.


    • Главный источник знаний – разум

    • Связь со средневековым реализмом

    • Основа познаний – уяснение «врожденных идей»

    • «Субстанция» - одна из основных категорий

    • Дедуктивный метод, теоретическое познание

    • Дедукция – выведения частного из общего

    22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).


    • Знание – сила

    • Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества

    • Достоверное знание невозможно и не нужно

    • Стремление к нему порой даже вредно

    23. Философия И. Канта.

    Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.
    Пытается примирить материализм и идеализм: признавал независимое существование объективного мира и внутреннего мира познающего субъекта.
    Первый период – докритический: занятие естественными науками (гипотезы о возникновении Солнечной системы из газовой туманности, о существовании Большой Вселенной, т.е. галактик вне нашей Галактики, учение о замедлении – в результате приливов – суточного вращения Земли, об относительности движения и покоя).

    Второй период – критический: изложена гносеологическая концепция, а именно анализ процесса познания с позиций агностицизма.
    (Агностицизм – течение в философии, согласно которому мир – непознаваем)

    Важнейшие произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»

    24. Немецкий идеализм (Г. Фихте, Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель).

    • Генетически-конструктивный диалектический метод;

    • Системно-органическая целостность научного знания

    • Энциклопедия философских наук, философия как абсолютная наука, принцип триадического развития

    • Исследовалось проблема диалектического тождества мышления и бытия, субъекта и объекта

    • Диалектика – учение о развитии, философы внесли вклад в разработку нравственных проблем, особенно проблем свободы человека.

    25. Марксизм. (ОК2)


    - интеллектуально-сконструированная политическая идеология, основанная на следующем:

    • Исторический материализм

    • Диалектический характер развития мира

    • Неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта труда;

    • Классовая борьба ради искоренения частной собственности

    • Пролетарская революция как разрешение противоречия между трудом и капиталом

    • Достижение коммунизма в качестве идеала и цели развития общества.

    26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»
    Ницше – «Воля к власти»


    Неклассические, идеалистические течения в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».
    27. Развитие философии в ХХ веке: неопозитивизм, феноменология и психоанализ. Неопозитивизм – философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методических проблем, выдвинутых развитием науки, третий этап развития позитивизма.
    Феноменология – совокупность знаний, определяющих взаимосвязь между различными наблюдениями явлений (феноменами) в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих.

    Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения психических заболеваний, разработанные в трудах Фрейда и его последователей.
    В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человек.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23


    написать администратору сайта