экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения
Скачать 428.3 Kb.
|
15. Основные принципы средневековой христианской философии.1. Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления): 2. Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения. 3. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности. 4. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален. 5. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное. 6. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога. 7. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди. 8. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего". 9. Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов. 10. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма. 11. Истолкование природы универсалий.(общих философских понятий) 16. Патристика и схоластика.Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства. Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению). Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в. Основными задачами были: Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве. Сформулировать теоретические знания о христианстве. Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства. Главные проблемы патристики – это: проблема сущности Бога и его тройственности; соотношение веры и разума; понимание истории как движение к определенной конечной цели – «Граду Божьему», «Царству Божьему»; отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог. Схоластика— направление в средневековой философии, тесно связанное с религией, которое пыталось путём логических рассуждений и анализа объяснить правила церкви и доказать, что Бог существует. Философы считали, что религия должна базироваться не только на слепой вере и чувствах, но и на разуме верующего. Второе значение схоластики — познание, в основу которого не заложен жизненный опыт. То есть это философствование, размышление без опоры на жизненные ситуации. Все многообразие проблем, решаемых схоластикой, можно свести к 2 основным: • проблема отношения знания и веры; • проблема общих понятий (универсалий). В основе 1 проблемы лежит двойственная природа любой реальности: знание о мире, полученное посредством священного писания. Философ должен решить, как эти формы знания соотносятся между собой. Схоластика оставила три решения этой проблемы: 1. знание и вера - антиподы, враги. Знание убивает веру. 2. теория двойственной истины. Суть: у теологии и философии – разные объекты познания, разные способы и способности. Поэтому они обладают двумя различными истинами: философией и теологией. Но вскоре представители церкви решили, что 2-х истин не бывает, а есть 1 теология. 3. союз знания и веры. Этот союз долго не просуществовал, потому что в данном союзе все религиозные догматы необходимо было объяснить посредством разума, а это не всегда возможно было сделать. Поэтому часть религиозных догматов, такие как «Воскрешение», «Вознесение», «Воздаяние», выводились из-под разумного обоснования, ссылаясь на их сверх разумную природу. А вскоре и вовсе был сделан вывод, что конечным человеческим разумом нельзя познать бесконечную природу Бога. В основе 2 проблемы – проблемы универсалий, лежит вопрос, что обладает истиной своего существования – вещи или понятие вещей. Представители реализма считали, что реально существуют понятия, а вещи есть лишь их проявление, в то время как представители номинализма считали, что реально существуют вещи, а понятие - не более, чем название вещей. |