экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения
Скачать 428.3 Kb.
|
6.Философия и медицина.В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов. 1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни. 2) Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова). 3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д. В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения. 7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.Античная философия представляет собой довольно пестрое и разнородное явление. Однако несмотря на это, в ней можно выделить несколько общих черт, объединяющих большинство философов, которых мы сегодня называем античными. Во-первых, они пытались ответить на вопрос о начале? Во-вторых, большинство античных философов рассматривали начала как нечто естественное, обладающее той или иной природой. В-третьих, античных философов интересовал тот мир, который был доступен их непосредственному наблюдению. В-четвертых, главными чертами открывавшейся перед этим восприятием реальности им казались целостность, упорядоченность, красота. Таким образом, главными характеристиками античной философии можно считать онтологизм, натурализм, эстетизм (греч. aisthesis - восприятие) и космоцентризм. История античной философии насчитывает более тысячи лет. Первым философом традиционно считается основатель Милетской школы по имени Фалес, живший в VII-VI вв. до н.э. Последней философской школой античности можно считать неоплатонизм. Эта школа, имевшая центры по всему античному миру прекратила свою деятельность в Афинах в 529 г. н.э., а в Александрии – в 642 г. н.э. Тысячелетнюю историю античной философии можно условно разделить на три основных этапа: VII-V вв. до н.э. – досократический период; V-IV вв. до н.э. – классический период; III в. до н.э. – VI-VII вв. н.э. эллинистическо-римский период. 8.Основные школы ранней греческой философии.1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – Гераклит. 2. Пифагорейская школа. 3. Элейская школа (Парменид, Зенон) 4. Атомисты (Демокрит) 5. Плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор) Для ранних греческих философов был характерен интерес к тому, что они называли природой. Под «природой» греческие философы того времени понимали, с одной стороны, все окружавшие их естественные вещи, а, с другой, – принципы, лежавшие в основе этих вещей и управлявшие происходившими с ними изменениями. Милетская школа Философы Милетской школы первыми поставили вопрос о первоначале: Фалес (640/624-548/645 до н.э.) полагал, что началом всех вещей является вода. Ученик Фалеса, Анаксимандр (610-546 до н.э.), полагал, что началом всего является апейрон, под которым понималось беспредельное начало, лежащее в основе всех видимых изменений. Это беспредельное, неопредленное начало находится, по мнению Анаксимандра, в постоянном движении и управляет вселенной согласно закону взаимообразности между противоположными качествами – сухостью и влажностью, теплом и холодом и т.п. Некоторые современные ученые склонны видеть в этом законе прообраз закона сохранения материи. Учеником и другом Анаксимандра считается Анаксимен (585-528 до н.э.). Он изменил учение своего предшественника, утверждая, что начало, хотя и беспредельно, является тем не менее определенным: это воздух. Из него состоят все вещи. Под действием противоположных сил – сгущения и разрежения – воздух становится огнем, водой и землей. Гераклит (544-483 до н.э.) Ещё одним философом досократического периода, чьи идеи оказали важное влияния на последующих мыслителей был Гераклит. Он был автором небольшой книги под названием «О природе». Она состояла из трех частей, посвященных физической вселенной, государственному устройству и богам. Наибольший интерес представляет учение Гераклита о том, что за многообразием видимых явлений скрывается не какое-то материальное вещество, будь то вода или воздух, а вечный разумный закон, который он называет логос, что означает «слово» или «разум». Именно логос делает все вещи единым целым. Этот закон управляет сменой противоположных качеств, которые тем не менее могут иметь один и тот же носитель (субстрат). Учение Гераклита о всеобщей изменчивости часто выводится из оставшегося от него изречения, что «на входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Пифагорейская школа Пифагор (570-490 до н.э.) был старшим современником Гераклита. Пифагор стал легендарной фигурой еще при жизни. Одни, как Ксенофан и Гераклит, высмеивали его взгляды и называли мошенником; другие считали божественным мудрецом и чудотворцем. Впоследствии установился канонический образ Пифагора как знатока посмертной судьбы души и специалиста в области религиозных обрядов. Сам Пифагор, скорее всего, ничего не писал. Наиболее достоверно известно, что на Сицилии он проповедовал большому количеству людей, что, во-первых, душа бессмертна, во-вторых, она переселяется в животных; в-третьих, через определенные промежутки времени все рожденное рождается вновь; в-четвертых, что все живые существа родственны друг другу. Обычно эти учения называются учением о метемпсихозе, переселении душ. Учение о бессмертии души не встречается в греческой традиции до Пифагора. Согласно Гомеру, души умерших находятся в под Элейская школа Главным представителем Элейской школы является Парменид (V в. до н.э. - ок. 450 до н.э.). Его основное сочинение – это поэма «О природе». Главные идеи дошедшей до нас части поэмы Парменида: 1. Бытие есть. 2. Небытия нет. 3. Бытие одно. Эта идея называется монизм. 4. Бытие не имеет частей. 5. Бытие неизменно. Оно не возникает и не исчезает. 6. Движения не существует. 7. Бытие вечно. «Прошлое», «настоящее» и «будущее» существуют одновременно. 8. Бытие и мысль – одно и то же. 9. Истина познается только с помощью разума. Данные получаемыми нами с помощью органов чувств не надежны и могут быть источником заблуждения. Эту идею принято называть рационализмом. Идеи Парменида породили множество споров в позднейшей западной философии и до сих пор представляют интерес. Атомисты Представителями античного атомизма были Левкипп (V в. до н.э.) и Демокрит (460-370 до н.э). Демокрит писал на различные темы, включая этику, политику, музыку и математику, основным его достижением считается создание учения об атомах (от греч. atomos - неделимый). Атомами он называет мельчайшие, плотные, непроницаемые, материальные частицы, главными характеристиками которых являются форма, размер и, возможно, вес. Демокрит предполагает, что атомы вечны и число их бесконечно. Вечность атомов следует из идеи Парменида, что ничто не возникает из небытия. Поскольку атомы – это бытие, то они не могут возникать и исчезать. В отличие и от Парменида, и от прежних плюралистов атомисты утверждают, что кроме бытия должно существовать еще одно начало – пустота. Иногда демокритовскую пустоту называют небытием, но скорее это незаполненные промежутки между атомами. Демокрит утверждает, что пустота должна существовать, так как иначе было бы невозможно движение, а существование движения – это очевидный факт. Движением атомов Демокрит объясненяет возникновение миров, которых множество. Наш мир – только один из многих. Ни миры, ни другие сочетания атомов не являются вечными. Все они через какое-то время распадаются. |