Главная страница
Навигация по странице:

  • Отношение к природе.

  • Человек – подобие Божие, образ Божий.

  • Проблема души и тела.

  • Проблема самосознания.

  • История и память. Сакральность истории бытия

  • экзамен по философии. 1. Природа и типы мировоззрения


    Скачать 428.3 Kb.
    Название1. Природа и типы мировоззрения
    Анкорэкзамен по философии
    Дата03.02.2023
    Размер428.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen-2.docx
    ТипДокументы
    #918343
    страница7 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23

    17. Основные проблемы средневековой философии.


    Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:



    Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

    Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

    Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

    Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

    История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

    Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализманоминализма и концептуализма.

    18. Общая характеристика философии Нового времени.


    17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.

    Новое время - это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчинённого логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности - это разум.

    Основные проблемы философии Нового времени:

    Философы этого периода отождествляли себя с просвещёнными классами просвещённой Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.

    Задачи философии:

    • 1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы

    • 2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса

    • 3. ликвидация невежества и обскурантизма (враждебного отношения к науке)

    • 4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании

    Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В тот же период имеют место попытки философии заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философии был направлен на вопросы познания - Ф. Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в философии.

    На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии:

    • 1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

    • а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира величине опыта.

    • б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.

    • 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.

    Философия Нового времени охватывает период XVII-первой половины XIX века и делится на несколько этапов:

    • 1. Просвещение XVII-начало XVIII веков, Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

    • 2. Немецкую классическую философию XVIII-первая половина XIX века.

    • (или французский материализм я хз) это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности. Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.

    Новаторство -- важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность, унаследованные знания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23


    написать администратору сайта