Главная страница

психология профессионального образования. Зачет психология (копия). 1. Психология как наука. Объект, предмет, задачи, структура психологии. Психология


Скачать 282.13 Kb.
Название1. Психология как наука. Объект, предмет, задачи, структура психологии. Психология
Анкорпсихология профессионального образования
Дата29.05.2022
Размер282.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗачет психология (копия).docx
ТипДокументы
#555893
страница10 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Метод опроса. Суть этого метода заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных типа:
а) опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Источником информации при опросе является устное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью. Интервьюер руководствуется общим планом опроса.

Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, «активно» слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» опрашиваемого. При этом интервьюер должен избежать навязывания.
Интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп.
С помощью этого метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Измерение предполагает опрос каждого ее члена с целью выявления тех членов группы, с которыми он предпочел (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы.

Надежность измерения в социометрии зависит от «силы» социометрического критерия, возраста испытуемых. В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. Гарантией откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др.

Метод групповой оценки личности— способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ связано с его простотой и доступностью для пользователей.

Процедура метода ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др.

Тесты- краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Андреева, 1995). С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как о самостоятельном средстве эмпирического исследования (Семенов, 1977; Кроз, 1991). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых.

Классификация тестов возможна по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений) (Ядов, 1995).

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой испытуемых) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента .

Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап — определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов (Кэмпбелл, 1980; Панферов, Трусов, 1977). Экспериментальный этап — проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т. е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап — количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи — научные и практические; по характеру экспериментального плана — параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); по характеру экспериментальной ситуации — полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных — однофакторные и многофакторные эксперименты.
Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных.

39.    Социальная психология личности. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности. «Я-концепция» как социально-психологический феномен

Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их.

Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Важность введения этой категории в терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе, поступает в конкретных ситуациях и т. д.
 Социальная установка функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме объектами. Социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.

Социальная установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма.

Изначально изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в выделении функций социальной установки.
 1. Инструментальная (адаптивная) функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери.
2. Эгозащитная функция социальной установки способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах.
3. Функция выражения ценностей (или функция самореализации). Социальная установка дает человеку возможность выразить то, что важно для него, и позволяет организовать свое поведение соответствующим образом.
4. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира.

Стереотип и предрассудок.
Стереотип
 – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. 
Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. К числу наиболее известных предрассудков относятся:
– предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);
– предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);
– предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);
– предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

Выделяют три компонента предубеждений, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

– когнитивный – безосновательно враждебные представления о социальной группе;

– аффективный – ненависть, отвращение, чувство брезгливости;

– поведенческий – негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней (Стефаненко Т. Г.).

Предрассудок может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а «в пользу чего-то» – предрассудком любви, например, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» скорее можно определить как пристрастную позитивную социальную установку.

Я-концепция — это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эм­пирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джеме предложил формулу оцени­вания личностью самой себя. 
Уста­новки группируются в три категории:
- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)
-  идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

40. Психология межличностного взаимодействия. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения.
Межличностное взаимодействие - способность понимать внутреннюю организацию и структуру личности окружающих, верно интерпретировать их чувства и эмоции, управлять проявлениями своих эмоций, выстраивать эффективные отношения с окружающими.

Стремление к вступлению в контакт с другими выступает имманентной потребностью личности, обусловленной рядом биологически-социальных факторов, среди которых можно выделить следующие:
-Социальное взаимодействие родителей и детей повышает жизнеспособность, выступает гарантией сохранения человечества как биологического вида;
-В процессе межличностного взаимодействия личность сталкивается с новыми эмоциональными переживаниями, что существенно обогащает ее, позволяет аккумулировать социальный опыт.

Межличностное взаимодействие может принимать следующие формы:
1. Ритуальное взаимодействие – форма взаимодействия, которое моделируется в соответствии с установленными правилами, отражая реальные социальные отношения в группе и обществе; предписанное формальное поведение; мощный инструмент поддержания стабильности, прочности; механизм сплочения людей, повышения уровня их солидарности. Ритуальное взаимодействие обеспечивает преемственность между различными поколениями, способствует сохранению традиций, передачи культурного опыта. Обряды, ритуалы, обычаи закрепляются на подсознательном уровне, обеспечивая прочное и глубокое проникновение системы аксиологических модусов в индивидуальное и групповое сознание.
2.Соревнование – взаимодействие, основанное на стремлении личности добиться более высоких результатов, чем другие. Указанная форма взаимодействия не предполагает конфликтных отношений.
3.Уход – форма взаимодействия, направленная на прекращение межличностного общения;
4.Дружба – одной из наиболее тесных форм взаимодействия, эффективный инструмент самореализации личности.


Таким образом, межличностное взаимодействие выступает необходимым условием развития личности, формирования ее уникальности и самобытности, в результате которого устанавливается вся совокупность социальных связей индивидуума, формируется его положение в обществе.

Межличностное восприятие и понимание.
Из всех аспектов общения проблема восприятия человека человеком является наиболее изученной. Понятие социальной перцепции (восприятия) включает в себя отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция).

Важная роль в понимании принадлежит социальнопсихологической наблюдательности – свойству личности, позволяющему отмечать в поведении человека малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, включающая особенности познавательных процессов, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

Определенный объем знаний и уровень сформированности навыков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться человеку в различных ситуациях общения, объективно оценивать других людей, прогнозировать их поведение, составляют социально-психологическую компетентность.

Для обобщения многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать системный подход (Б. Ф. Ломов), составляющими частями которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком.

  • 1. Субъект межличностного познания представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками. Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных признаков, влияющих на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и т.п.

  • • Половые различия существенно влияют на процесс познания. Женщины по сравнению с мужчинами эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

  • • Возраст влияет на точность восприятия и понимания. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. По мере приобретения жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, которые близки к нему по годам, и чаще ошибается в случае большой разницы. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых.

  • • Национальность. Человек воспринимает окружающий его мир сквозь призму своег о национального образа жизни, через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и т.п. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние собственной национальности на представления о воспринимаемом будет незначительное.

  • • Темперамент. На процесс познания другого человека влияют некоторые характеристики темперамента. Экспериментально установлено, что чем выше экстравертированность воспринимающего, тем точнее он опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам: они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. Необщительные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния (А. А. Бодалев). Экстравертов в других людях в первую очередь интересуют внешняя сторона поведения, физические компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с данными, присущими им самим.

  • • Психические состояния. Независимо от того, устал человек или отдохнул, сосредоточен он или рассеян в данный момент, эти и другие психические состояния непременно сказываются на формировании образа воспринимающего. Как свидетельствуют результаты исследований, состояние здоровья и психотип воспринимающего сказываются на процессе познания других людей. Например, невротики по сравнению с шизофрениками точнее оценивают психические состояния и межличностные отношения людей.

  • • Установка. Результаты исследований показывают, что установка на восприятие других людей с определенной для данного человека позиции может быть как относительно устойчивой, так и колебаться в пределах от негативно жесткой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательности (эффект снисходительности). Ценностные ориентации направляют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей у других людей, причем часто это происходит неосознанно.

  • • Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных социальных групп. Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.

  • • Профессия. Разные виды профессиональной деятельности предполагают различный объем общения с людьми. Общественные профессии активно формируют социально- психологическую компетентность.

  • • Личностные особенности. Экспериментально установлено, что лица, уверенные в себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные в себе личности часто воспринимают других людей как тяготеющих к холодности и не расположенных к ним (А. А. Бодалев).

  • 2. Облик познаваемого человека (объект познания) включает в себя физический и социальный аспекты:

    • • физический облик – это анатомические особенности, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики, каждая из которых имеет много параметров:

    • • социальный облик предполагает соответствующее оформление внешности, речевые характеристики, деятельностные особенности.

  • 3. Процесс познания человека – не одномоментный акт. Он включает обратную связь от объекта восприятия, элементы коммуникации и взаимодействия.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:
Производственные межличностные отношения.
Бытовые межличностные отношения.
Формальные межличностные отношения.
Неформальные межличностные отношения.


41. Психология общения. Психология межличностного воздействия.
Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы.

У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них.
Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так.
Содержание категории общения многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:
- формирование определенных образцов и моделей поведения;
- взаимодействие людей;
- взаимное влияние людей друг на друга;
- обмен информацией;
- формирование отношений между людьми;
- взаимное переживание и понимание друг друга;
- формирование образа внутреннего «Я» человека.
В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Содержание общения - это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:
- материальное - обмен продуктами и предметами деятельности;
- когнитивное - обмен знаниями;
- деятельное - обмен действиями, операциями, умениями;
- кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями;
- мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными. Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении. Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.
Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистическиманипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других).

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществлять­ся на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

42. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Конформизм и групповое давление. Развитие малой группы.

Малые группы являются основной средой, в которой существует человек на протяжении жизни. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив, сообщество по интересам. В малых группах формируется личность, проявляются основные качества. Через малую группу индивид опосредует связи с обществом.



Различают группы искусственные (лабо­раторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные, су­ществующие независимо от воли исследователя.
Формальные группы — группы, членство и взаимоотношение в которых носят пре­имущественно формальный характер, то есть определяются формальными предпи­саниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.
Неформальные группы — объединения лю­дей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в об­щении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рам­ках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические вза­имоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (участники групповой дискуссии), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функциони­рования (семья, трудовые и учебные группы).
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхожде­нии в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

В социальной психологии имеются различные подходы к пониманию структуры малой группы.
Социометрическая структура малой группы –  это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

Коммуникативная структура малой группы –  это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.

Основные характеристики коммуникативной структуры группы:
1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);
2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
3) тип коммуникативных связей между членами группы:

Ролевая структура малой группы –  это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:
1) роли, связанные с решением задач:
2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:
Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Лидерство в малых группах
Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в раз­личных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представи­тельство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственно­сти за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидер­ство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.

Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены бо­лее дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, ли­дер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основны­ми из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решае­мых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

В настоящее время имеются серьезные возражения по по­воду существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся ин­теллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.


Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.
Виды конформизма:
1.уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;
2.одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;
3.нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.
Изучением конформизма занимались Шериф и Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные
уровни конформизма.
Групповое давление - это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида. Нормативное влияние характеризу­ется принятием индивидом мнения большинства в каче­стве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и сво­их установок с поведением и установками группы. Инфор­мационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.
Групповое давление являет собой социальный феномен, суть которого заключается в том, что люди в рамках сообщества чувствуют себя принужденными соглашаться с определенным мнением, в случае, если его поддерживает большинством в окружении. Это своего рода инструмент, с помощь которого общество (группа) влияет на индивидуума, создавая для человека определенные рамки, которые заставляют подчиняться требованиям окружения.

Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отно­шениях: дифференциации и интеграции.

Поэтапное развитие группы характеризует­ся последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа харак­теризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быст­рого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм», по Л. У. Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления де­зинтеграции.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жиз­недеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличност­ной, связанной с развитием групповой структуры.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;

2) эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов груп­пы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противореча­щим их собственным намерениям;

3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понима­ния намерений друг друга и поиска альтернатив;

4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии:

1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

'2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутстви­ем единства в группе;

3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., 1991, с. 52-53).

Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлени­ем индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.

2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психоло­гического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.

3.    «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнеде­ятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному дости­жению ее целей.
43. Психология межгруппового взаимодействия. Психология внутри, и межгрупповых конфликтов.
Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами. В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.
Специфика межгруппового восприятия:
1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;
3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.
Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки. Внутригрупповая пристрастность заключается в тенденции благосклонного отношения к собственной группе, что способствует противопоставлению «мы» — группа людей, объединенная чувством общей идентичности по разным признакам (раса, пол, религиозная, профессиональная принадлежность, образование, место жительства и т.д.), и «они» — группа, которую люди воспринимают как непохожую на их собственную и обособленную от нее.

Враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности:

  • установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов;

  • чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти;

  • стереотипность суждений и оценок;

  • нетерпимость к неопределенности;

  • склонность подчиняться людям, наделенным властью;

  • нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

Конфликты в организации — это неотъемлемая составляющая любой современ­ной организации. Конфликт может нести в себе как положительные, так и отрица­тельные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфлик­там преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или миними­зации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее им нужно эф­фективно управлять.

Организационный конфликт — это интерактивное состояние, проявляемое в раз­ногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это про­цесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.

Организационный конфликт может существовать:

а) на внутригрупповом уровне (руководитель-подчиненный: руководитель-под­разделение; между рядовыми членами группы; ролевые конфликты);

б) на межгрупповом уровне (вертикальный — между подразделениями разного уровня организационной структуры; горизонтальный — между подразделениями од­ного уровня; ролевые — из-за неопределенности взаимопересекающихся сфер ответ­ственности и контроля).

Наиболее частыми причинами конфликтов на межгрупповом уровне являются:

- взаимозависимость производственных задач и целей;

- неопределенность или противоречивость норм и критериев оценки различных видов труда;

- неодинаковые условия труда, оплаты, перспективы роста, предоставления со­циальных благ;

- конкуренция за ресурсы и фонды;

- различия в профессиональной подготовке, ценностях, образовании, стилях об­щения, социальном статусе членов разных групп;

- несовершенство межгрупповых каналов коммуникации;

- функционально-ролевая неопределенность.
44.    Психология больших социальных групп.
Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию .

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ).

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др.
45.    Психология толпы. Массовые явления в больших диффузных группах.
Толпа бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

  • Публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы.

  • Контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно.

  • Совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.


Определены основные этапы формирования толпы.
Образование ядра толпы.
Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно.

Процесс кружения

Возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания

Появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение

Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.
В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.
Классификация толпы:
Стихийная толпа Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
Ведомая толпа .Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.
Организованная толпа
Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта