История русской литературы. ИРЛ ответы 2023. 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм
Скачать 257.71 Kb.
|
«Нищий» - одно из самых пронзительных стихов, посвящ. Сушковой: мученный голодом бедняк, в ответ на мольбу – камень «Я не унижусь пред тобой» - авторская исповедь, монолог проникнут разочарованием. «Тамара» - образ коварной женщины в облике ангела «Любовь мертвеца» - посвящено Щербатовой – последнее увлечение поэта. Говорит, что в загробной жизни не найдет успокоения от земных чувств. Философская лирика. Какую бы тему поэт ни затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. «Молитва», «Мой демон», «Демон», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу» - лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения. Родина в лирике. В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. «Родина», «Листок», «Мцыри», «Как часто, пёстрою толпою окружён», «Нет, я не Байрон», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Прощай, немытая Россия…», Одиночество в лирике. Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Мотив одиночества раскрывается в произведениях Лермонтова через традиционное противопоставление героя бездушной толпе. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…», «Парус», «Как часто пестрою толпою окружен», «Три пальмы»). 10. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя: миф, сказка, рок Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. В цикл входит 8 повестей. «Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Николая Васильевича Гоголя, она была опубликована в 1831- 1832 годах. К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжёлого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность. «В народных сказаниях и преданиях Гоголь черпает сюжеты и мотивы для своих повестей: истории о папоротнике, расцветающем в Иванову ночь, о таинственных кладах, о продаже души чёрту, о полётах и превращениях ведьм и т. д. В сборник входят восемь повестей, объединенных одним местом действия – хутор Диканька. Внимание обращено на диковинные истории, в которых реальность переплетается с фантастикой. Писатель использует прием мистики для того, чтобы подчеркнуть победу добром над злом. Под мистикой подразумевается вера в другой сверхъестественный мир, населенный добрыми и злыми силами. Сам писатель верил в существование такого мира, был человеком суеверным, и поэтому произведение выглядит очень правдоподобно. Например, в повести «Ночь перед Рождеством» мистика входит в обыденный мир героев, ведь, как известно, в это время темные силы активизируются. Поэтому эта повесть напоминает сказку. Здесь даже главный герой имеет непростое происхождение. Ведь его мать – ведьма Солоха. Возможно, именно поэтому он побеждает самого черта, сумев оседлать его и заставить полететь во дворец к царице за черевичками. В «Ночи перед Рождеством» Гоголь показывает нечистую силу в комической форме, и поэтому она не кажется страшной, как в других повестях. Здесь темные силы занимаются скорее проказами, чем по-настоящему вредят кому-то. Черт сердится на Вакулу за рисунок и пытается подбить ему руку. А для того, чтобы жители Диканьки не нашли правильную дорогу, он крадет луну, однако потом упускает ее. В других повестях тоже есть мистика, но она более зловещая. Так, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» мистикой овеян уже сам праздник. В народных поверьях гласится, что в этот день можно найти папоротник, который принесет счастье. Главный герой по имени Петрусь при помощи нечистой силы получает цветок, но в результате ему придется дорого заплатить за связь с мистикой. Автор показывает, что человек не должен жертвовать душой даже ради счастья. В «Вечере накануне Ивана Купала» Бисаврюк – тоже гуляка. Он вызывает чувство неприкрытого страха. Это «дьявол в человеческом образе», «бесовский человек». Эту повесть, как и многие другие из цикла «Вечеров…», можно рассматривать как религиозное поучение. В основе повести «Сорочинская ярмарка» лежит история о черте «в красной свитке» [3, 9–34]. Героем рассказа о свитке является черт, которого выгнали из пекла. Заскучал черт и «давай с горя пьянствовать. Угнездился в том самом сарае, который, ты видел, развалился под горою и мимо которого ни один добрый человек не пройдет теперь, не оградив наперед себя крестом святым, и стал черт такой гуляка, какого не сыщешь между парубками. С утра до вечера то и дело, что сидит в шинке!..» [3, 9–34]. Пропив все деньги, нечистый заложил красную свитку шинкарю. Рассказчик обращает особое внимание на качество чертовой одежды: «сукно такое, что и в Миргороде «не достанешь! а красный цвет горит, как огонь, так что не нагляделся бы!» [3, 21]. Когда же черт пришел к шинкарю за свиткой, ее у того в сундуках не оказалось, потому что ее похитил цыган. И пошла чертова одежда гулять по свету. В данном случае мы имеем дело с неким заменителем черта. Красивая одежда – вечный соблазн для человека, символ материального благополучия. Перед нами суеверный рассказ, контаминирующий признаки былички и легенды. По жанровым признакам история о красной свитке напоминает быличку, потому что: 1) в ней описывается столкновение человека с потусторонним миром; 2) она является свидетельским показанием; 3) представляет собой исключительный случай; 4) случай, описанный в быличке, страшен и оканчивается, как правило, трагически для того, кто сталкивается с демоническим существом. В «Майской ночи» Гоголь разворачивает сказочный сюжет о мачехе и падчерице, который в скрытом виде присутствует в повестях «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы». В «Майской ночи» молодая жена сотника, «румяна и бела собою», оказывается суровой мачехой, страшной ведьмой, способной превращаться в иные существа и творить зло: она сводит со свету панночку. Сказочный сюжет дополняется быличками о ведьмах и русалках. Русалки – мифологические и фольклорные человекоподобные существа. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка «не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ». Историю о панночке-русалке рассказывает молодой казак Левко. Гоголь-романтик, обратившись к украинскому фольклору, создает яркий экзотический мир, где реальное соседствует с ирреальным. Пафос цикла состоит в борьбе архаических и ветхозаветных ценностей с христианскими, поэтому особую роль в художественном мире Гоголя играют демонические персонажи, населяющие народную прозу. Большинство устных рассказов, которые использовал Гоголь («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь, или утопленница», «Заколдованное место»), представляют собой суеверные рассказы, контаминирующие признаки былички и легенды. Если быличка, является свидетельским показанием о страшном случае, то легенда призывает быть бдительным, рассказывая о дьявольских искушениях, грехопадении, борьбе с бесами. В них явствен мотив о продаже души дьяволу. Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом. На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают человека заложником тёмных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут, даже в самой сложной жизненной ситуации. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух частей, каждая из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – пасечник Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села. Мифологические существа, которые встречаются в произведениях Черт- Образ злого духа в славянской мифологии и фольклоре. Он появился в дохристианской мифологии. Ночь перед Рождеством, Сорочинская Ярмарка, Вечер накануне Ивана Купала. Ведьма - В славянской мифологии ведьмы — это колдуньи, вступившие в союз с дьяволом или другой нечистой силой ради обретения сверхъестественных способностей. У славян ведьмы представлялись в виде старух с растрепанными седыми космами, костлявыми руками, огромными синими носами. Они летали по воздуху на кочергах, помелах, в ступах и т. п.; Ночь перед рождеством, Вечер накануне Ивана Купала, Майская ночь или Утопленница. УТОПЛЕННИЦА (водяница, лоскотуха. мавка, лобаста). Водяницы — водяные девы прислужницы Водяного живут в реках, озерах или колодцах. Не злобны, но проказницы. Майская ночь или Утопленница. МЕРТВЕЦ (упырь, заложенный покойник, умрун). Упырь - практически ничем не отличаются от человека, у него острые зубы, и больше напоминают акулью пасть, нежели человеческую. Майская ночь или Утопленница. Страшная месть Колдун. Страх перед колдунами покоился в народе на верованиях, что все они состоят в самых близких отношениях с нечистой силой и что черти исполняют все их поручения. Колдуны разделялись на природных и добровольных, хотя разницы между ними не было никакой, кроме того, что последних якобы труднее «распознать» в толпе и уберечься от них. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Эпикуреизм_и_анакреонтика_в_поэзии_К._Батюшкова'>11. Эпикуреизм и анакреонтика в поэзии К. Батюшкова В кругу поэтов "Вольного общества", переводивших и с увлечением читавших произведения прогрессивных мыслителей, возник глубокий интерес Батюшкова к классикам античной и западноевропейской прогрессивной философии. Его привлекает античное материалистическое мировоззрение. Даже в 1817 г., в период душевного кризиса, Батюшков сочувственно цитирует мнение Сенеки о том, что Эпикур заслуживал громкой известности, хотя его деятельность упорно старались замолчать враги. Эпикуреизм—философскоеучение,исходящееизидейЭпикураиегопоследователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. Стихотворение «Мои пенаты» принадлежит к ряду произведений первого периода творчества К.Н. Батюшкова. К этому времени определяется облик Батюшкова-поэта, виднейшего представителя «легкой поэзии». Поэт создает стихотворения, в частности «Мои пенаты», воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением личности и ее права на жизнь в соответствии с внутренними потребностями. Данное произведение написано в свойственной духу анакреонтики манере (как и, впрочем, ряд таких стихотворений как «Веселый час», «Счастливец», «Мадагаскарская песня». Анакреонтика Батюшкова — это использование мифологических образов с тем, чтобы придать поэтический колорит обстановке поэта-отшельника, понимающего всю условность нимф, эротов, амуров, хлой, делий и т. п. Батюшков продолжал традицию своих предшественников, прежде всего Державина. У последнего образы античности появляются среди самой прозаической обстановки современности. Батюшков — замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры, нимфы, грации, амуры, Анакреонт, Сапфо, Гораций и Аполлон, а в стихотворении «Совет друзьям» — нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Мальвине», «Послание к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических в стихах о современности, несомненно, привносит стилистический разнобой. 12. «Петербургские повести» Н. Гоголя: гротеск и карнавальная культура цикла Гротеск – это жанр (тип художественной образности, образ, стилевой прием), в котором несопоставимые элементы составляют целостную эстетическую систему. В поле гротеска совмещаются категории прекрасного и безобразного, комического и трагического, фантастического и реального. В каком-то смысле гротеск есть фантастическое допущение. Третий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство. Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”. Петербург становится не просто фоном для сюжетов произведений Н.В.Гоголя, а самостоятельным литературным героем. Это гротескный «отчужденный мир», в котором теряется пространственная и временная ориентация, мир одновременно реальный, осязаемый, но чужой, угрожающий и вселяющий страх. В контексте рассмотрения «Петербургских повестей» как обособленно организованной структуры наиболее значимы мотив города, перекликающийся с ним мотив заколдованного места и мотивы, связанные с рождением и смерти. Характерно, что в отличие от географического Петербурга, за пределы которого практически не выходит повествование, негеографическое, ирреальное пространство «странного» города оказывается незамкнутым. Примерно тоже происходит со временем жизни героев. В «Носе», «Шинели», «Невском проспекте», «Портрете» осуществляется условный цикл жизни, смерти и дальнейшего возрождения, что позволяет нам говорит о трансформации идеи воскресения. С мотивом воскресения перекликается мотивы прозрения, воздаяния и смирения. Гротескные коллективные образы: Невский проспект, канцелярии, департамент (начало «Шинели», ругательство – «департамент подлостей и вздоров» и т.п.). Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего» Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность. Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда». Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска, нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь. 13. Народ и его роль в трактовке Пушкина в трагедии «Борис Годунов» В композиции произведения народу отводится центральное место. Этот персонаж открывает трагедию, он же ее и завершает. Не отдельные герои произведения – Борис, Шуйский или Самозванец, а именно народ знаменует окончание трагедии Пушкина. Государство держится на простых людях. Они основа всего, сила и мощь. Без них цари и бояре ничего из себя не представляют. Народ творит историю, является ее движущей силой. В исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» одним из главных действующих лиц является народ. На страницах произведения автор демонстрирует, что причина гибели Бориса Годунова заключена в той огромной народной силе, которая восстала против него. Крестьяне поддержали незаконное восшествие на престол Бориса Годунова, но в результате его политики отвернулись, возненавидели, и правитель погиб. Народ погубил одного царя и помог другому, пусть и Лжедмитрию. В глубине народных масс живет вечная тяга к свободе, к избавлению от тирании. Народ – стихия, он может в любой момент пойти восстанием против обидчиков и угнетателей. Он, как солома, которая вспыхивает от огня одной спички. Достаточно небольшого толчка, чтобы вся эта махина пришла в действие и кинулась защищать свои права. Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний. Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям. Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать. Дальше – на Девичьем поле – народ умоляет Бориса Годунова встать у руля огромного государства, править огромной массой крестьян. Правда, реплики в толпе – свидетельство тому, что большинству собравшихся совершенно все равно, кто будет царем. А пришли они сюда, чтобы просто поглазеть. Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу. |