Главная страница
Навигация по странице:

  • Петербургский период (1817-1820) н

  • Южная ссылка (1820-1824).

  • Ссылка в Михайловское (1824-1826)

  • Годы странствий (1826-1830).

  • Болдинская осень (сентябрь - декабрь 1830)

  • Последние годы (1831-1837)

  • все время уходит

  • 42. Проблематика пьесы Н.Гоголя «Ревизор»

  • Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».

  • Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева

  • Пугачев испытывает симпатию к Гриневу

  • По мнению Пушкина, конфликт заключен вовсе не в противопоставлении народа и дворянства, а во взаимоотношениях народа и власти.

  • История русской литературы. ИРЛ ответы 2023. 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм


    Скачать 257.71 Kb.
    Название1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм
    АнкорИстория русской литературы
    Дата13.05.2023
    Размер257.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИРЛ ответы 2023.docx
    ТипДокументы
    #1127293
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Лицейский период (1811-1817) обычно называют периодом поэтического ученичества. Юный Пушкин овладевает традициями предшественников. Многие его стихотворения, созданные скорее под впечатлением от лицейских уроков, нежели от осмысления жизненного опыта, в это время носят подражательный характер.В этот период написано более трёхсот стихотворений,"К другу стихотворцу", "К Наталье. Самое известное стихотворение этого периода - ода "Воспоминания в Царском Селе", написанная в 1815 году и прочитанная на лицейском экзамене в присутствии Г.Р. Державина.

    Петербургский период (1817-1820) начинается в жизни Пушкина по окончании лицея в июне 1817 года. Ему присвоен чин коллежского секретаря и выдано назначение на службу в Коллегии иностранных дел. В столице поэт ведёт активную светскую и литературную жизнь, посещает театры, балы, становится участником литературных кружков "Арзамас" и "Зелёная лампа". Мировоззрение Пушкин пишет стихи гражданского содержания:"Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня".

    Южная ссылка (1820-1824). В июне 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав (нынешний Днепропетровск), где пробыл 12 дней и где зародился замысел поэмы "Братья-разбойники" (поэма будет написана спустя год). Начальник Пушкина на юге генерал Инзов предоставил поэту отпуск, и в течение трёх месяцев Пушкин совершает путешествие по югу России, по Крыму и Кавказу. В Бахчисарае рождается замысел поэмы "Бахчисарайский фонтан".

    Ссылка в Михайловское (1824-1826) была воспринята Пушкиным болезненно. Ссылка могла продлиться неопределённо долго, поэтому в лирике этого периода звучит тема одиночества, мотив изгнанничества.Одиночество поэта скрашивается только общением с няней Ариной Родионовной. Здесь, в Михайловском, он завершает работу над своим последним романтическим произведением - поэмой "Цыганы" и продолжает работать над романом "Евгений Онегин". В Михайловском Пушкин пишет свои лучшие стихи о любви:"Сожжённое письмо", "Талисман", "Всё в жертву памяти твоей..." ("Признание", "Я помню чудное мгновенье...".

    Годы странствий (1826-1830). Встреча Пушкина с Николаем Первым состоялась 8 сентября 1826 года с глазу на глаз. В результате поэт, пообещав не действовать против власти, получил свободу и освобождение от общей цензуры. В этот период происходит ряд важных событий в жизни Пушкина:

    • путешествие на Кавказ,

    • знакомство с будущей женой, 16-летней Натальей Николаевной Гончаровой,

    • работа совместно с лицейским одноклассником Антоном Дельвигом в "Литературной газете".

    В творчестве этого периода преобладает социально-философская и политическая тематика: "Во глубине сибирских руд...", "Анчар", "Арион". Сразу несколько произведений Пушкин посвящает теме Петра Первого: поэму "Полтава", повесть "Арап Петра Великого", стихотворение "Стансы".

    Болдинская осень (сентябрь - декабрь 1830) - один из самых плодотворных периодов в творчестве Пушкина. Здесь поэт завершает работу над романом в стихах "Евгений Онегин", пишет пять повестей, составивших цикл "Повести Белкина", цикл "Маленькие трагедии", более тридцати стихотворений, среди которых - "Бесы", ""Прощание", и другие.

    Последние годы (1831-1837). 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание Пушкина и Гончаровой в Москве, в церкви у Никитских ворот. После свадьбы молодожёны поселились в доме на улице Арбат, 53, а в мае уехали на несколько месяцев в Царское Село. Осенью Пушкин получает разрешение на работу в государственных архивах для изучения материалов, связанных с эпохой Петра Первого и с историей восстания Пугачёва. В 1833 году Пушкин путешествует по России, посещая места, связанные с пугачёвским восстанием.

    В последние годы Пушкин преимущественно пишет прозу: повести "Дубровский", "Египетские ночи", "Пиковая дама", роман "Капитанская дочка". Историческая тема представлена поэмой "Медный всадник", "Историей Пугачёва (пугачёвского бунта)".

    В это же время написаны четыре сказки (всего Пушкин написал шесть сказок), "Сцены из рыцарских времён".

    40. «Шинель»: вещность в поэтике Н. Гоголя

    Автор повести рассказывает нам историю нравственного падения "маленького человека". Правда, винит в этой деградации Гоголь не несчастного Башмачкина, а сильных мира сего, жестокое к человеку общественное устройство (вспомним генерала - "значительное лицо").

    Сначала чиновник для письма Башмачкин живёт, подобно праведнику: смиряется с крайней бедностью, терпит издевательские насмешки более удачливых коллег, не замечает тягот, до самозабвения любит свою работу, сравнимую с функционированием пишущей машинки или принтера, внося в неё личное, художественное начало, переселяясь в идеальный мир красивых букв. Но вот его жизнь коренным образом меняется: с появлением мысли о возможности сшить новую шинель персонаж словно душу дьяволу продаёт.

    Деформация личности Башмачкина проявляется в том, что за подлинную, высокую жизненную ценность он принимает вещь, составляющую лишь насущную необходимость. Герой заменяет вечные духовные потребности сиюминутными материальными. Действительно, ради вещи герой идет на настоящее самопожертвование. Идея шинели воспринимается им как любовь, возвышенное чувство, высокая мечта, идеал. В повести звучит пародия на романтизм с его устремленностью к идеалу, с этой же точки зрения можно рассматривать и фантастическую развязку – превращение героя в привидение. Обилие сниженных, бытовых деталей, само заглавие повести вступают в противоречие с поэтикой романтизма, что и рождает эффект авторской иронии.

    Потеря шинели соответственно изображена как трагедия персонажа. Утрачивая шинель, Акакий Акакиевич утрачивает свой идеал, приходит к смерти, но и после смерти продолжает бороться за шинель – подобно тому, как романтический герой борется за идеал, оказывается охваченным идеей благородной мести.

    "Вечная идея... шинели", завладевшая душой бедного Акакия Акакиевича.

    41. Борис Годунов как трагический герой.

    Личность Бориса Годунова была привлекательна для многих историков, писателей и поэтов. Ведь его достижения были стремительными, а кончина – трагичной. Он начал свою службу обыкновенным дворянином, а затем стал правителем огромной державы. Образ Годунова является поистине трагическим. Желающий добра народу, царь стремится поступить дальновидно, однако он ненавистен людям как притеснитель, преступным образом завладевший престолом. Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина нельзя назвать полностью положительным, ведь он продолжает политику дальнейшего закабаления бедных крестьян, и даже хочет полностью отменить Юрьев день - возможность каждого крепостного в один из дней переходить от власти одного помещика к другому. Тем самым Годунов хочет окончательно закрепить за помещиками власть над крепостными. И такая политика сначала способствует нарастанию недоверия, а затем и враждебному отношению к царю народа. Пушкин задумал "Бориса Годунова" как историко-политическую трагедию. Драма "Борис Годунов" противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти. В "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. В монологе "Достиг я высшей власти" Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать.

    Еще Н.А.Полевой не без иронии заметил, что пушкинский Б.Г. все время уходит. Ремарка «уходит» повторяется с редким постоянством. В первой своей сцене, после коронации, Б.Г, выслушав присягу бояр, уходит поклониться «гробам почиющих властителей России». В пятнадцатой картине просит беседы у Патриарха и сразу уходит. Услышав страшное обвинение Юродивого, опять уходит. В последней своей сцене сообщает Басманову, что «нужно поговорить», и уходит. Почти во всех случаях ремарка «уходит» возникает в момент, когда должен начаться диалог, способный прояснить нечто существенное. Уход буквальный (со сцены, из действия) символизирует психическое состояние Б.Г, его постоянное желание погрузиться в себя, спрятаться от посторонних глаз. Это, однако, не только состояние, но и положение Бориса, который, по его же словам, «отложил пустое попеченье»: став царем, по существу ушел от государственных дел и своих царских обязанностей; тем самым обрек себя на человеческое одиночество и социальную изоляцию.

    Б.Г. у Пушкина — носитель трагической вины. Его вина не в убийстве царевича Димитрия. Вина же Б.Г. (вина социальная и онтологическая) в том, что он принял на себя роль, оказавшуюся ему не по силам, взялся за царский гуж и его не выдюжил. Узнав, сколь тяжела шапка Мономаха, столкнувшись с неблагодарностью народа, посчитал лучшим отложить попеченье, полагая это занятие совершенно пустым. За ошибку Б.Г. судит себя сам, в полной мере осознавая, насколько «жалок тот, в ком совесть нечиста». Однако вины своей перед народом Б.Г. так и не понял, расценив как безумство, «когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше». За эту вину, за бессердечие власти судит Б.Г. народ и осуждает его на гибель, отказав в поддержке «мнением народным». В конечном счете Б.Г. расплачивается за то, что все время «уходит». Наступает момент, когда начинают уходить от него — все приближенные, самые доверенные ему лица, подобно Басманову. Однако этот повсеместный уход царя от бояр и народа, народа от царя, всех от всех тем гибелен, что оставляет государство московское в состоянии анархии, делая его легкой добычей для интервентов. Образ Б.Г. вызвал разноречивые толкования в современной Пушкину критике. Н.А.Полевой считал, что характеру героя недостает развития — показано одно лишь состояние предсмертной агонии обреченного на муки совести царя-преступника. 

    42. Проблематика пьесы Н.Гоголя «Ревизор»

    «Ревизор» – бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя. Комедия направлена на высмеивание конкретных пороков людей, имеющих высокое положение на службе. Жители города не гнушаются ни взяточничеством, ни казнокрадством, они обманывают простых обывателей, обирают их. Корыстолюбие и самоуправство – извечные проблемы чиновников, поэтому «Ревизор» во все времена остается актуальной и злободневной пьесой.

    Гоголь затрагивает не только проблемы отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в знатных женщинах мы явственно видим алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор находит рабскую зависимость от господ, плебейскую ограниченность, готовность пресмыкаться и лебезить ради сиюминутной выгоды. Читатель может разглядеть все стороны медали: там, где царит тирания, есть и не менее стыдное рабство. Люди смиряются с таким отношением к себе, их устраивает такая жизнь. В этом несправедливая власть черпает силу.

    1. Чиновники – главные нарушители законов и моральных норм.

    Проблема: Когда нарушения исходят от тех людей, которые должны следить за исполнением законов, общество начинает деградировать, разрушение нравственных ценностей происходит на всех уровнях.

    2. Главенство материальных интересов над всеми остальными на фоне глупости и невежества.

    Проблема: Государственная служба и общественный долг стоят на последнем месте, поэтому всюду процветает казнокрадство, взяточничество и желание обогащения.

    3. Страх перед высшими чинами как двигатель любой деятельности в городе.

    Проблема: Люди как будто утратили свою личность и стали набором социальных ролей. Имеют значение только статус, чин, почести, богатство, умение приспосабливаться и заискивать.

    43. «Капитанская дочка» А. Пушкина: милосердие и сострадание

    «Капитанская дочка» А. Пушкина тут тема милосердия, великодушия, отзывчивости — одна из важнейших. Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок (Пугачев) спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

    То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов). Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

    Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы. Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку в жизни.

    44. Акакий Акакиевич Башмачкин и типология мотива юродивого.

    Повесть была написана в 1841 году. Главной темой произведения является образ ‹‹маленького человека››, протестующего против общественных порядков, ограничивающих личность. Образ и характеристика Акакия Акакиевича из повести Гоголя ‹‹Шинель›› является центральным. Главному герою пришлось столкнуться с властью и полным безразличием чиновников к судьбам простых смертных. Лишь после смерти ему удастся в образе привидения восстановить справедливость, наказав обидчика.

    По натуре Акакий был мягким и покладистым человеком. Его любой мог обидеть, но он не обращал на это внимание. Весь он был жалкий и забитый. Он никогда не мог четко сформулировать свою мысль. Путался в словах и сбивался. Часто ему приходилось становиться объектом для шуток среди коллег. Это был одинокий, униженный судьбой и окружающими чиновник, при этом обладающий сердцем и чувствами. В его окружении полно жестоких и бессердечных людей, которые часто оскорбляют его, отчего кажутся ничтожными и духовно нищими. По описанию Гоголя, Башмачкин – человек бедный, неприметный и заурядный. Никто не помнит даже, как он на работу поступил. Внешне это низенький мужчина.

    Таким образом, Гоголь создал в своем произведении образ ЮРОДИВОГО – человека, того, кто намеренно отказывается от всех мирских благ. В его случае божеством выступала новая шинель. Акакий Акакиевич Башмачкин представляется не просто маленьким человеком, не просто смешным и даже жалким чиновником, не типажом российского бюрократизма и канцелярщины. Нет. Башмачкин - почти святой. Он служит, не работает, а именно служит, как служат Богу и как служат в Церкви, он смиренен, так как не отвечает на издевки со стороны коллег. Он довольствуется малым, он живет почти в нищете, он выдерживает насмешки и издевательства людские. Он борется со страстями и помыслами, умирая физически в борьбе с искушениями. Помимо этого, юродивые, не зная страха, обличали сильных мира сего, были ходячим олицетворением общественного протеста, "ходячей мирской совестью". Они позволяли себе возводить хулу на предержащих власть. Элементы обличения, брани в адрес значительных лиц со стороны кроткого и смиренного есть и в гоголевской "Шинели", а в финале повести грозный герой является как бы обличающим символом совести генерала.

    45. «Капитанская дочка» А. Пушкина: проблема авторского отношения к дворянам и крестьянам

    Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основан на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1772 – 1775).

    Авторское отношение к дворянам и крестьянам прослеживается через одну из главных проблем романа – взаимоотношения дворянства и крестьянства.

    Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».

    Другую позицию дворянства выражает Алексей Швабрин. Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. В своем романе Пушкин вовсе не противопоставляет народ и дворянство. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость. То есть понятия чести и долга не чужды и этому, народному, герою. Да и сам Гринев не страдает снобизмом и заносчивостью: он отдает свой тулуп «неизвестному мужику», выведшему их во время метели, его дядька Савельич становится герою вторым отцом, близким и дорогим человеком.

    Кроме того, вся семья Мироновых – это тоже представители народа. «Старинные люди», как называет их автор, вышли из народа и остались близки ему. Неслучайно, Гринев влюбляется и женится именно на Маше Мироновой, чьи корни глубоко народны.

    Так, Пушкин в своем произведении сближает дворянство и народ, показывая, что два этих класса имеют общие корни, единые моральные и нравственные представления. По мнению Пушкина, конфликт заключен вовсе не в противопоставлении народа и дворянства, а во взаимоотношениях народа и власти.

    Опираясь на композицию романа, предшествующий общий эпиграф, взятый из народного творчества, можно предположить, что они подтверждают мысль писателя о родственности народа и дворянства. Это пословица: «Береги честь смолоду», которая определяет жизненный путь героев «Капитанской дочки», а также авторское отношение к описываемому в романе. 7 главе «Пугачевщина» предшествует эпиграф из народной песни:

    Вы, молодые ребята, послушайте,

    Что мы, старые старики, будем сказывати.

    Таким образом, путем описания взаимоотношений дворянства и крестьянства, автор описывает собственную позицию относительно двух данных классов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта