Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Литература декабризма.

  • 16. «Пиковая дама» А. Пушкина: карточная игра и моделирование конфликта.

  • 17. Философское направление русского романтизма

  • 18.Драматургия Н.В.Гоголя

  • 19.Поэзия Е.Баратынского

  • 20.Историческая концепция А.Пушкина в «Капитанской дочке» и своеобразие жанра

  • 21. Басня Крылова Иван Андреевич Крылов

  • Исторических

  • Греча и Булгарина

  • 22. «Повести Белкина» А. Пушкина: тип рассказчика, формы и принципы пародирования

  • 23. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»

  • История создания комедии

  • История русской литературы. ИРЛ ответы 2023. 1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм


    Скачать 257.71 Kb.
    Название1. Русский романтизм история, основные течения, периодизация Романтизм
    АнкорИстория русской литературы
    Дата13.05.2023
    Размер257.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИРЛ ответы 2023.docx
    ТипДокументы
    #1127293
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    14. Натуральная школа

    Натуральная школа – обозначение возникшего в 40-е годы 19 века в России нового этапа в развитии русского критического реализма, связанного с творческими традициями Н.В.Гоголя и эстетикой В.Г.Белинского. Название «Н.ш.» (впервые употреблено Булгариным) укоренилось в статьях Белинского как обозначение того русла русского реализма, который связан с именем Гоголя. Формирование «Н.ш.» относится к 1842-1845 годам, когда группа писателей (Н.А.Некрасов,И.С.Тургенев и т.д) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Ф.М.Достоевский и М.Е.Салтыков.

    Пропагандируя гоголевский реализм, Белинский писал, что «Н.ш.» сознательней, чем раньше, пользовалась методом критического изображения действительности, заложенным в сатире Гоголя. Вместе с тем он отмечал, что «Н.ш.» «… была результатом всего прошедшего развития нашей литературы и ответом на современные потребности нашего общества» .В 1848 году Белинский уже утверждал, что «Н.ш.» стоит теперь на первом плане русской литературы.

    «Н.ш.» вызывала критику представителей разных направлений: ее обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в политической неблагонадежности. В 50-е годы употреблялся термин «гоголевское направление». Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «Н.ш.», применяя его как обозначение критического реализма.
    15. Литература декабризма.

    Декабризм – явление политической истории, революционное движение. Но его можно рассматривать также как часть русской культуры. Декабристы стремились при помощи литературы распространять свои идеи и просвещать людей. Их поэзия имела определенную гражданскую миссию. А. Н. Радищев заложил традицию связи литературы и политики. Крупнейшими писателями-декабристами были В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, П. А. Катенин, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, братья Н. А. и А. А. Бестужевы, А. О. Корнилович.

    Задачей поэзии декабристы считали не высокопарность и красоту, а изложение высоких, правильных мыслей. Их творчество нашло отражение в лирических, лироэпических, эпических, драматических жанрах. Распространение получили гражданская трагедия, политическая ода, героическая поэма.

    Большое значение имела идея самобытности, народности русской литературы. Декабристы выступали против подражания и за правдивое отражение обычаев и нравов народа. Они интересовались национальной историей, гордились прошлым государства, но исторические материалы и личности героев использовались ими только для воплощения необходимых политических идей.

    Декабристская поэзия и проза начинается с 1816-1817 годов, когда активно вел свою деятельность «Союз спасения». Немного позднее «Союз благоденствия» уже пытался управлять литературой. В 1821—1825 годы она развивалась под влиянием республиканских идей П. И. Пестеля и К. Ф. Рылеева.

    В центре творчества декабристов стоял образ поэта-гражданина, борца с деспотизмом. Декабристы старались выработать собственный стиль. Ему были характерны торжественные интонации, высокая насыщенность языка смыслом, гражданская патетика. Язык поэзии был схож с речами ораторов и проповедников. Многие слова имели значение символов, вызывали определенные ассоциации. Употреблялась политическая лексика. Имена исторических деятелей олицетворяли идеи героизма, доблести, чести. Церковнославянизмы делали речь торжественной. В произведениях есть элементы стиля классицистов. Он переосмысливался в революционном

    ключе для создания гражданского романтизма с его героической патетикой, особой лексикой и терминологией, стремлением к народности.

    После поражения восстания декабристов в 1825 году литературная деятельность продолжилась. Многие писали стихи на каторге, в тюрьмах, в ссылке под псевдонимами или анонимно. Среди них были:

    Ф. Н. Глинка,

    В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев,

    А. И. Одоевский, В. Ф. Раевский.

    Творчество декабристов сильно повлияло на русскую литературу 1810-1820 годов. Революционные и патриотические идеи, понимание литературы как двигателя политической борьбы привело к дальнейшему формированию реализма.

    Почти все декабристы в какой-то степени обращались к поэзии, многие публиковали произведения до того, как становились членами тайных сообществ. Стихотворения Федора Николаевича Глинки «Письма русского офицера» с размышлениями об Отечественной войне 1812 года и о войне 1805—1806 годов были опубликованы до его вступления в «Союз спасения». После этого он состоял в организации «Союз благоденствия». Во время ссылки в Петропавловской крепости написал известное произведение «Песнь узника». Был отправлен на службу в Петрозаводск на десять лет. За это время создал большое количество стихов и поэмы «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой», «Дева карельских лесов».

    В своей поэзии Ф. Н. Глинка переосмысливал библейские темы и мотивы, наполняя их политическим содержанием. Призывал к справедливости, борьбе за права угнетенных. После ссылки в произведениях поэта стало меньше вольнолюбивых идей, больше религиозных настроений.

    Павел Александрович Катенин начал литературную деятельность в 1810 году. Известность получил благодаря переводам трагедий Корнела и Расина. Создал несколько оригинальных пьес, как театральный теоретик и критик утверждал принципы историзма в драматургии. Во время деятельности в «Союзе спасения» написал популярную среди декабристов песню «Отечество наше страдает...». Его баллады полемического характера «Ольга», «Убийца», «Наташа», «Леший» были наполнены национально-историческим содержанием. В творчестве П. А. Катенин совмещал романтические тенденции и поэтику классицизма.

    Произведения Александра Александровича Бестужева (псевдоним Марлинский) занимают особое место в литературе декабристов. Начал деятельность в 1810 году, работал в самых разных жанрах. Выступал как критик, отстаивал принципы гражданского романтизма, утверждал патриотические устои русской словесности. Поэзия А. А. Бестужева была в духе гражданской лирики декабристов. В агитационных песнях использовал солдатский фольклор, выступал против самодержавия. После ссылки в его поэзии увеличилось значение внутреннего мира человека и его мыслей. Поздняя лирика перекликается с будущим творчеством М. Ю. Лермонтова.

    Кондратий Федорович Рылеев в своих произведениях раскрыл все темы идеологии декабристов, связывал литературу с целями революционной борьбы. Во время Отечественной войны написал патриотические оды «Любовь к отчизне», «На погибель врагов». В них видны черты декабристской поэзии: восхищение мужеством народа, поиск национальной истории. В исторических думах переосмысливал прошлое, ориентируясь на цели общества настоящего. Стремился показать примеры борьбы против произвола, любви к родине. В 1823–1825 годах вместе с А. А. Бестужевым создал альманах «Полярная звезда». В соавторстве написали ряд агитационных песен, основываясь на традициях устного творчества.

    Поэтическая деятельность декабристов внесла вклад в историю русской литературы. Она способствовала формированию человека нового типа, с сильным чувством собственного достоинства, решительностью и честью.
    16. «Пиковая дама» А. Пушкина: карточная игра и моделирование конфликта.

    «Пиковая дама» — одно из самых оригинальных творений А. С. Пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту. Сюжет книги находится на стыке между романтизмом и реализмом, реальностью и вымыслом, мистикой и обыденностью.

    В игре (Фараон) принимали участие двое игроков. В повести «Пиковая дама», во избежание шулерства, игра велась новыми картами – «каждый распечатал свою колоду». Когда игра велась между малознакомыми людьми, правила немного менялись. В повести Герман не называл своей карты, а просто выбирал ее из колоды и клал на стол рубашкой вверх. Чекалинский не знал, на какую карту ставит «понтер».

    Карты — определенная культурная реалия. Семиотическая специфика карточной игры в ее сущности связана с ее двойной природой. Карточная игра представляет собой модель конфликтной ситуации. Когда в расстроенном воображении Германна карты обретают внеигровую семантику («тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком»), то это — приписывание им значений, которых они в данной системе не имеют. Однако, с другой стороны, карты используются не только при игре, но и при гадании.

    Таким образом, коммерческая игра, являясь интеллектуальной дуэлью, может выступать как модель определенного типа конфликтов.

    1. Конфликтов между равными противниками, то есть между людьми.

    2. Конфликтов, подразумевающих возможность полной информированности (вернее, достаточно полной) участников относительно интересующих их сторон конфликта и, следовательно, рационально регулируемой возможности выигрыша. Коммерческие игры моделируют такие конфликты, при которых интеллектуальное превосходство и большая информированность одного из партнеров обеспечивают успех.
    17. Философское направление русского романтизма

    Романтизм – философское, идейное и художественное направление в культуре конца 18 века — начала 19 века, главной отличительной чертой которого является особый художественный способ осмысления мира, а также утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, силы ее страстей и стремления к универсальности и свободе.

    Романтизм представляет собой не только общекультурное движение и проявление особых традиций в искусстве, но и целостное мировоззрение, художественное сознание и способ философствования.

    К философскому течению русского романтизма причислены романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом. Четвертая разновидность русского романтизма сложилась позднее предыдущих — в 20—30-х годах. Первоначальной формой его организации было московское «Общество любомудров», возглавлявшееся Д.В. Веневитиповым и В.Ф. Одоевским. В «Общество...» ВХОДИЛИ будущие славянофилы А.И. Кошелев, И.В. Киреевский. Кружок занимался изучением немецкой философии: Канта, Фихте и особенно Шеллинга. «Любомудры» вовсе не чуждались политики. В январе 1825 года Рылеев оказался в Москве и, как позднее вспоминал Кошелев, на квартире у него Рылеев вел горячие беседы. В частности, подымался вопрос «о ликвидации правительства». Но после восстания 14 декабря 1825 года «любомудры» торжественно сожгли свои протоколы и стали заниматься только философией.

    Русские философские романтики обходили стороной ту проблематику в «философии тожества» раннего Шеллинга, которая связана была с судьбами немецкого идеализма, с преодолением агностицизма и дуализма Канта. Они брали у Шеллинга то, что не могло не польстить всем романтикам: рассмотрение искусства в качестве высшего «органона философии»[1], преодолевающего противоречия между объективным и субъективным миром, сознательным и бессознательным, приравнивающего поэта к божественному началу, которое в своих созданиях как бы повторяет первоначальные творения всего сущего.

    Философский романтизм имел и русские корни, связан с романтизмом Жуковского и декабристов. Жуковский вообще для Одоевского с юности был ментором и наставником, а «Теон и Эсхин», «Невыразимое» тесно срастались с философскими построениями Одоевского. Все фантастическое у Жуковского Одоевский рассматривал как свое достояние. Двоюродный брат декабриста Александра Одоевского свою повесть «Бал» построил на мотивах упоминавшегося стихотворения подтем же названием (мотив — «плясало сборище костей»). Философский романтизм: Д. В. Веневитинов (гражданская и философская лирика), В. Ф. Одоевский (сб. новелл и философских бесед «Русские ночи», романтические повести «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах»; фантастические повести «Игоша», «Сильфида», «Саламандра»), Ф. Н. Глинка (песни, стихи), В. Г. Бенедиктов (философская лирика), Ф. И. Тютчев (философская лирика), Е. А. Баратынский (гражданская и философская.
    18.Драматургия Н.В.Гоголя

    В 30-е годы наряду с работой над повестями Гоголь обращается к драматургии и создает свои комедии “Ревизор” (1835-1842) и “Женитьба” (1833-1841). Интерес к драматургии не был случайным. Сказалась не только присущая Гоголю с детских лет увлеченность театром, но и своеобразие его творческого восприятия действительности (острое ощущение жизненных коллизий), а также гениальное чувство комического в жизни, умение видеть комизм в обыденном.
    Гоголь отстаивал обращение театра к “совершеннейшим произведениям всех веков и народов”, говорил о благотворном влиянии на людей таких великих писателей, как Мольер, Шекспир, Гете и др. Между тем театральный репертуар тех лет в основном состоял из переводных водевилей и мелодрам. Свои взгляды на театр писатель выразил в статьях “Петербургская сцена в 1835-1836 году”, “Петербургские записки 1836 года”, “О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности” (1845) и в особенности в “Театральном разъезде...” (1842).
    Гоголь видел в театре “общественную трибуну”, называл его “кафедрой, с которой можно много сказать миру добра”. Драматургия должна стать народной, национальной, воплощающей явления современной социальной жизни, правдивые характеры. “Где жизнь наша? Где мы со всеми современными страстями и странностями? Хотя бы какое-нибудь отражение ее мы видели в нашей мелодраме! Но лжет самым бессовестным образом наша мелодрама”, — писал он, характеризуя театральное искусство своего времени.

    В середине 30-х годов Гоголь работает почти одновременно над двумя комедиями из современной жизни — “Игроки” и “Женихи” (окончательное название “Женитьба”). “Игроков” нередко толковали как развлекательный водевиль. Здесь коренилась причина провалов в постановке этой очень своеобразной пьесы.

    “Ревизор” — произведение новаторское. Этим во многом объясняется долгое непонимание истинных намерений автора зрителями и читателями. В наибольшей мере глубина новаторства проявилась в развертывании действия, в характере интриги. Апполон Григорьев заметил, что в “Ревизоре” интрига призрачна, миражна: в центре ее Хлестаков. Его появление в уездном городе завязывает действие, но он ведет интригу невольно, не прикладывая никаких усилий, даже не догадываясь, что его принимают за ревизора. Хлестаков — мнимый ревизор, а чиновники создают видимость, мнимость порядка.

    Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 7 лет. Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора» писатель покидает страну.

    Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. КОНФЛИКТ. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Внутренний: между властью и народом.

    Многие фразы “Ревизора” стали крылатыми: “Грешки грешкам — рознь”, “Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?”, “С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: “Ну что, брат Пушкин?” — “Да так брат, — отвечает, бывало, — так как-то все...”, “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”.

    Для создания комического Гоголь использует и традиционные приемы:

    - говорящие и двойные фамилии (судья Ляпкин-Тяпкин, лекарь Гибнер, полицейские Держиморда, Уховертов и т.п.);

    - комичные ситуации (падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы и др.).

    Гоголь использует в “Ревизоре” и прием отражения одного характера в другом, который во второй половине XIX века воплотится, например, в системе “двойников” у Достоевского. Отражаются друг в друге Хлестаков — Осип, Хлестаков — Городничий, Бобчинский - Добчинский, Марья Антоновна — Анна Андреевна и др.

    Важным в поэтике комедии является гротеск. Современный исследователь В.М. Маркович пишет об этом: “Художественный мир “Ревизора” — столько же гротескный, сколько и достоверный, потому что сама “материя” изображаемой жизни (социальная, психологическая, бытовая) обретает в комедии Гоголя гротесковое качество”.
    19.Поэзия Е.Баратынского

    Евгений Абрамович Баратынский - самый крупный и самый глубокий после Пушкина поэт поколения, пришедшего в литературу вслед за Жуковским и Батюшковым. В творчестве Баратынского преобладают элегии и поэмы. При жизни он не был избалован читательским вниманием. Творческий путь Баратынского принято разделять на четыре этапа
    1.1818—1824 гг. — ранний период, преобладает жанр элегии — от лю­бовной до медитативной;
    2. 1824—1827 гг. — кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы («Пиры») к романтическим поэмам («Эда», «Бал»);
    3.1827—1833 гг. — освоение новых поэтических тем и лирических жанров, а также угасание жанра поэмы («Цыганка»);
    4. 1833—1844 гг. — расцвет философской лирики. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря», в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах». После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь выходит философское начало, темы великой скорби, одиночества. "Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?..

    Первые произведения — Это стихотворения в духе традиционной лирики той поры — Ба­ратынский обращается с посланиями к друзьям, не скупится на эпиграммы, сочиняет элегии, мадригалы, пробуя свои силы в разнообраз­ных малых лирических формах. Преимущественные темы и мотивы лирики Баратынского ранней поры — эпикурейские наслаждения в дружеском кругу. Однако, воспевая беспечные ра­дости жизни, поэт никогда не забывает, что они преходящи, и прерывает их «вздохами» о быстро наступающей старости или неумолимо подстере­гающей смерти. Вскоре из лирики практически исчезают мотивы удалого дружеского застолья. В стихотворениях 20-х годов Баратынский пишет о разлуке. Он обнаруживает в себе «Старость души» - характерную черту начала 19 столетия. В «Признании» поэт строит ситуацию любовной элегии уж без любви. Она посвящена не признанию в любви, а признанию в нелюбви. Любовь героя гибнет в совершенно обыкновенных обстоятельствах, и сам герой обыкновенный.

    Стихотворение «Звезда» было написано Евгением Баратынским. Основная мысль в нем — это люди и звезды, и среди них - единственная и лучшая, которая у каждого своя. Автор, описывая небесные тела, легко и непринужденно сравнивает их с людьми. Он рассказывает о красоте звезды, которая милее всех для него и на небе, и на земле. Она ассоциируется у него с возлюбленной. Благодаря всем этим легким мыслям стихотворение стало нежным, и читая его, становится легко на душе. Основная мысль автора раскрывается с помощью одной большой метафоры - скрытого сравнения звёзд и людей.

    Главная причина кратковременности успеха Баратынского лежала в отсутствии оригинальности и в однообразии его произведений. Все, что он мог дать, он дал в период своего пребывания в Финляндии. Подобно Пушкину, Баратынский увлекался байронизмом. Герои эпических произведений его сильно напоминают героев Байрона или Пушкина первой поры его развития. Но Пушкин пошел дальше, Баратынский же ничего не мог создать, кроме туманных и неопределенных образов мечтательных и разочарованных героев, Все последующие произведения Баратынского – повторения первых опытов.

    Как говорил великий русский поэт Александр Пушкин, поэзия Баратынского – это поэзия мысли. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален, ибо мыслил правильно и независимо. Белинский справедливо полагал, что из всех поэтов-современников Пушкина первое место занимает Баратынский Евгений Абрамович. Творчество его являет собой огромное наследие для современного поколения. После смерти Баратынского наступил длительный период практически полного забвения его произведений. Интерес к творчеству поэта возродился в конце 20 – начале 21 века.
    20.Историческая концепция А.Пушкина в «Капитанской дочке» и своеобразие жанра

    «Капитанская дочка» — исторический роман Александра Пушкина, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва.

    «Капитанскую дочку» можно назвать и повестью и романом. Исследователи, усматривающие генетическую связь между жанром “Капитанской дочки” и романами Вальтера Скотта, опираются на реальные факты. Вальтер Скотт – создатель исторического романа. Пушкин высоко ценил творчество и художественные достижения английского писателя. Величие Вальтера Скотта – в историзме его мышления. Он потому создал исторический роман, не только верно изображал национально обусловленные быт, культуру, костюмы, обстоятельства жизни, но и тип сознания исторических деятелей и вымышленных героев именно данной эпохи. Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но преодолевал свойственные его романам недостатки, решительно обновлял жанр исторического романа. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. «Капитанскую дочку» принято называть повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев дана не просто на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа. События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева.

    Жанровое своеобразие

    «Капитанская дочка» —это и семейная хроника Гриневых (критик Н.Н.Страхов заметил: «"Капитанская дочка" есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова»), и роман-биография самого мемуариста Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев — развернутая нравственная максима, ставшая эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду» ).

    Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова. Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет. Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина можно назвать исторической не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности правдиво описано восстание Пугачева.
    21. Басня Крылова

    Иван Андреевич Крылов — русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Басни Крылова не теряют актуальности и в наши дни. В своих баснях Иван Крылов высмеивал человеческие недостатки — трусость, лесть и угодничество, несправедливые отношения между людьми. По содержанию басни Крылова можно разделить на три части:

    1) те, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки;

    2) те, в которых автор обличает общественные недостатки современной ему жизни и

    3) басни исторические.
    Первый отдел самый обширный. Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») – да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть ларчика («Ларчик»); «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне «Лжец» осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов всегда возмущался.

    Тщеславие и лесть осмеяны в «Вороне и лисице». От лести недалеко до угодничества; оно остроумно и тонко обличается в басне «Две собаки». Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, – и как? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит». Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, и еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность – в «Волк и журавль»; жадность – в «Фортуна и нищий» и т. д.

     

    Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, – и затрагивается вопрос воспитания детей.

    Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове. Со злой иронией описываются судьи: 

    То были: два осла,
    Две клячи старые, да два иль три козла.
    Для должного ж в порядке дел надзора
    Им придана была лиса за прокурора,


    так как обвиняемый, щука,

    лисаньке снабжала рыбный стол,

    то лиса хитрыми уловками спасает щуку, обманывая и одурачивая «почтенных судей: она предлагает заменить назначенную щуке казнь повешенья, другой, по ее словам более страшной: – «утопить ее в реке». «Прекрасно!» – кричат ослы, козлы и клячи, не понимая обмана прокурора, «и щуку бросили в реку», так что она и впредь будет поставлять «лисаньке» рыбу. Как бы наивно Крылов вставляет посредине своего рассказа глубоко ироническую фразу: «Со всем тем не было в судьях лицеприятья».

    Лиса во всех этих баснях играет роль хитрого плута, взяточника, – у нее всегда «рыльце в пушку» («Лисица и сурок»). Овцы – всегда изображают обиженный элемент («Крестьянин и овца»). Лев, как верховная власть, иногда карает обманщиков («Рыбьи пляски»).

    Вопрос воспитания детей затрагивается в баснях «Кукушка и горлинка», «Крестьянин и змея». Крылов осуждает тех родителей, которые отдают своих детей на воспитание посторонним людям, «вверяют их наемничьим рукам»; так кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Такие родители в старости не могут и не должны ждать любви и ласки от своих детей. В басне «Крестьянин и змея» Крылов намекает на то, что родители часто не разбираются в достоинствах воспитателя иностранца, которому они поручают своих детей. В его басне крестьянин как раз правильно разбирается в этом вопросе и отказывается принять змею в дом. «Отцы», заканчивает Крылов свою басню, – «понятно ль вам, на что здесь мечу я»?..

     

    Исторических басен у Крылова не так много.

    Басня «Волк на псарне» написана в 1812 г. и изображает Отечественную войну. Наполеон – волк, седой ловчий – Кутузов. Волк думал, что легко справится с овцами, – но враги его оказались не овцами, а злыми псами, готовыми растерзать «серого забияку». «Псарня стала адом». «Бегут – иной с дубьем, иной с ружьем» – намек на партизанское движение русских. – «Огня! – кричат – огня. Пришли с огнем», – намек на пожар Москвы. Волк хочет пуститься в переговоры, как Наполеон, предлагавший Кутузову начать переговоры о мире; но старый ловчий (Кутузов) прервал речь волка словами: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю... А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой», – «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

    Рассказывают, что Крылов послал Кутузову список этой басни, и что Кутузов сам прочел ее вслух своим офицерам, причем при словах: «ты сер, а я, приятель, сед» – снял фуражку и выразительно указал на свои седые волосы.

    В известной басне «Квартет» иронически изображается заседание шишковской «Беседы», членом которой, впрочем, был сам Крылов; некоторые видели в этой басне насмешку над членами Государственного Совета, образованного по проекту Сперанского.

    «Кукушка и петух» изображает журналистов Греча и Булгарина, которые в своих статьях взаимно восхваляли друг друга. Можно предполагать, что в басне «Воспитание льва» Крылов намекает на воспитание Александра I. Консерваторы, недовольные реформами Александра I в начале его царствования, обвиняли в духе и направлении этих реформ республиканца Лагарпа (орла), воспитывавшего Александра.
    22. «Повести Белкина» А. Пушкина: тип рассказчика, формы и принципы пародирования

    «Повести Белкина» — цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина. Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей: «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

    В "Повестях Белкина" рассказчик назван по фамилии, имени, отчеству, рассказана его биография, обозначены черты характера и т.д. Но "Повести Белкина", предлагаемые публике издателем, не выдуманы Иваном Петровичем Белкиным, а "слышаны им от разных особ". Каждая из повестей рассказывается специальным персонажем (в "Выстреле" и "Станционном смотрителе" рассказ ведется от первого лица); рассуждения и вставки могут характеризовать рассказчика или, на худой конец, передатчика и фиксатора рассказа – Белкина.

    Так, "Смотритель" был рассказан ему титулярным советником А.Г.Н., "Выстрел" - подполковником И.Л.П., "Гробовщик" - приказчиком Б.В., "Метель" и "Барышня крестьянка" девицею К.И.Т. Выстраивается иерархия образов:

    А.Г.Н. / И.Л.П. / Б.В. / К.И.Т. – Белкин – издатель – автор.

     

    Каждому рассказчику и персонажам повестей свойственны определенные черты языка. Это обусловливает сложность языковой композиции "Повестей Белкина". Ее объединяющим началом выступает образ автора. Он не дает повестям "рассыпаться" на разнородные по языку куски. Особенности языка рассказчиков и персонажей обозначены, но не господствуют в повествовании. Основное пространство текста принадлежит "авторскому" языку. На фоне общей точности и ясности, благородной простоты авторского повествования стилизация языка рассказчика или персонажа может достигаться немногими и не очень выделяющимися средствами. Это позволяет Пушкину, кроме стилей языка, соответствующих образам автора, отражать в своей художественной прозе и стили языка, соответствующие образам персонажей.

     

    Стиль Белкина теперь становится посредствующим звеном между стилями отдельных рассказчиков и стилем "издателя", положившего на все эти рассказы отпечаток своей литературной манеры, своей писательской индивидуальности. Он воплощает ряд переходных оттенков между ними. Здесь прежде всего возникает вопрос о культурно-бытовых различиях среды, воспроизводимой разными рассказчиками, о социальной разнице между самими рассказчиками, о различиях в их мировоззрении, в манере и стиле их рассказов.

     

    С этой точки зрения "Повести Белкина" должны распасться на четыре круга:

    1) рассказ девицы К.И.Т. ("Метель" и "Барышня крестьянка");

    2) рассказ приказчика Б.В. ("Гробовщик");

    3) рассказ титулярного советника А.Г.Н. ("Станционный смотритель");

    4) рассказ подполковника И.Л.П. ("Выстрел").

     Самим Белкиным подчеркнута социальная и культурная граница между разными рассказчиками: в то время как инициалы трех рассказчиков указывают на имя, отчество, фамилию, приказчик обозначается лишь инициалами имени и фамилии. Вместе с тем бросается в глаза и то, что повести расположены не по рассказчикам (рассказы девицы К.И.Т. "Метель" и "Барышня-крестьянка" разъединены). Видно, что порядок повестей определялся не образами рассказчиков.

     

    Намеренно сниженный, простодушный образ Белкина, подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в достоверности происходящего. Пушкин написал повести не в том порядке, в котором расположил их в сборнике, порядок был сформирован позже, в соответствии с особенностями экспозиции, завязки, расстановки действующих лиц, особенностями сюжетов, конфликтов, кульминаций, развязок повестей, между некоторыми повестями существует связь. Например, повести "Метель" и "Барышня - крестьянка" роднит композиция, расстановка образов и сюжет. И в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу.
    Пародирование.

    В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви,смерть жениха.

    В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан с его мрачным ремеслом, приводящим к повседневному общению со смертью и мертвецами. Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых

    «Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ибо два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой медвежеватый поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи.
    23. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума»

    «Горе от ума» — комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времён крепостного права и показывает жизнь 1808—1824 годов. Известно, что Грибоедов начал писать пьесу в 1821 году. Но опубликована пьеса была уже после смерти драматурга. События пьесы происходят в начале 1820-х годов на протяжении суток в Москве, в доме Фамусовых.
    История создания комедии

    Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А. С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть в первую очередь условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала XIX века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

    Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта