Главная страница

история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


Скачать 167.96 Kb.
Название1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Анкористория философии
Дата15.12.2021
Размер167.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShpory_filosofia.docx
ТипДокументы
#305176
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
1   2   3   4   5   6   7   8

Ощущ-я – моментальн. снимок с действ-ти, кот. каждый раз дается заново. Это отраж-е отдельн. свойств действ-ти. В ощущ-ях нет целостности предмета. Ощущ-е – ф. чувств. позн-я, кот. отраж. отдельн. внеш. св-ва вещей, кот. воздействуют на органы чувств. Отражая отдельн.внешн. признаки вещей, ощущ-я производят анализ действ-ти.

Восприятие– целостный, но моментальн. снимок с действ-ти, т. к. сущ-ет только при непосредствен. действии предм. на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращ-ся. Предмет сущ-ет независимо от нашего созн-я, а это ускользает от восприятия.

Восприятие вкл. в себя целостную совокуп-ть ощущ-й и некоторый существен. несводимый к ним целостн. момент отображ-я. Психология показала, что формир-е целостного образа предм. (ситуации) происходит на основе практич. деят-ти чел-ка. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движ-я первоначально формир-ся образ контура вещи, затем более сложный и расчленен. образ предм. как целого.

Восприятие – отображ-е предметов или предметных ситуаций как целых.

В ощущ-и непосредственно не осозн-ся глубинные стороны самого явл-я. На уровне восприятия возникает объективация воспринимаемого, благодаря кот. вещи восприним-ся нами как существующие вне нашего созн-я. На данном ур-не (восприятия) мир предстаёт перед чел-ом как мир объективно существующ. вещей, как предметн. мир.

Восприятие, как целостн. образ вещи, преодолевает специфич. противоречие ощущ-я. В силу целостности в восприятии в созн-е входят такие стороны чувств. явл-я, кот. остались скрытыми в ощущ-ях – предметность, целост-ть, пространствен.и времен. характ-ки вещей, движ-е.

На ур-не восприятия мир предстает перед чел-ом как мир объективно существующ. вещей, как предметн. мир.

Представ-е – это целостный снимок с действ-ти, существующий в нашем созн-и независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.

Важнейш. особ-ми представ-я явл. независ-ть от непосредствен. воздействия вещи на органы чувств и обобщ-ть.

Представ-е преодолевает ограничен-ть восприятия, разрешает его специфич. противоречие. Общее в представ-ях имеет наглядный, непосредственный, чувствен. хар-р. Поэтому обобщ-е на ур-не представ-й ограничено рамками явл-я. Можно довольно точно предст-ть, например, остро-, тупо– и прямоуг-к, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешн. признаки этих видов треуг-ка наглядно не совместимы.

На основе свободн. ориентир-я представ-ями и его обобщённого хар-ра возникает способ-ть воображ-я, мыслен. творч-во несуществующих образов, возможных или фантастич. вещей, мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.

*** Общее между ощущ-ми и восприятиями – то, что воздейств. на органы чувств (непосред-но). Различие: в (1) отдельн. св-ва дейст-ти, а во (2) целостное.

!!Мир сущ-ет объективно (это следует из ур-ня ощущ-я, восприятия, предст-я).

36. Проблема истины в фил-и. объектив. истина. Конкретн. истина. Истина относит-ая и абсолют-ая.

Ни одна наука, кроме фил-и, не решает вопрос о том, что такое истина и каковы ее критерии, в то время как непосредствен. цель позн-я – это достиж-е истины.

Вопрос об истине – заострен. форма вопроса о сущ-ти челов. позн-я, способ-ти чел-ка познавать мир и самого себя.

Истина – адекватное, правильн. отраж-е действ-ти.

ОИ (Гегель) истина – объектив. процесс самопозн-я логич. идеи, в кот. каждая последующ. ступень выступ. в кач-ве истины предыдущей. По Гегелю, логич. идея в конце концов достигает абсолют. истины, приходит к абсолют. тождеству с собой.

СИ: истина – лишь осозн-е чел-ом своих собствен. ощущ-й, в каком бы варианте эта трактовка ни возникала.

Критерий истины:

1) Прагматизм: польза. Но истина не всегда приносит пользу, а иногда и вовсе вредит («что выгодно, то и польза» - в соврем. общ-ве, но для кажд. разное – это выгода).

2) Неопозитивисты: (Шлик) принц. верификации. Проверка истинности знаний на опяте. Принцип: свести знания к простейш. высказ-ям (протокольн. выраж-ям), кот. кажд. чел-к может проверить на опыте. Но наиболее сложн. теоретич. разделы науки к простейш. высказ-ям свести невозм-но! (с этой позиции оказыв-сь необъяснимыми многие полож-я частных наук). Сам принцип не верифицирован!

Сводят проблему истины к проблеме смысла предлож-й науки: в эмпирич. науках имеют смысл те утвержд-я, кот. м. б. верифицируемы, т.е. выведены из «атомарн. фактов» - фиксир-ся в проток. предлож-ях, «капель опыта» - совокуп-ть ощущ-й.

3) Поппер: принц. фальсификации. Он противоположен. Предполаг. проверку знаний на ложность, а не на истинность. То знание, кот. до сих пор не опровергнуто, явл. истинным (пока не нашли контрпример). Но всегда есть вариант встретить контрпример (все знание гипотетично).

4) Принц. когерентности ( принцип непротивореч-ти). Взаимосвязь. Принцип заключ-ся в утвержд-и, что все существующее наход-ся во взаимосвязи. Однако этот принцип ограничен, т.к. могут сущ-ть ненаучн. теории, кот. будут внутренне непротиворечивы.

5) Принц. конвенциализма, согласно кот. смысл имеют те утвержд-я науки, кот. соответ-ют принятым между учеными соглаш-ям, конвенциям. Так, конвенциями явл. матем. аксиомы. Однако конвенц-зм игнорировал факт, что в конечн. счете любые теоретич. соглаш-я, претендующие на научн. значимость, должны иметь объектив. основ-я.

6) Марксизм: критерий истины – опыт. Практика – универсальн. критерий истины.

Виды истины:

1) Объектив. истина – адекват., соответ-ее действ-ти отраже. Это такое содерж-е нашего знания, кот. не зависит от нашего созн-я. Оценивая знания, их знач-е для чел-ка, мы выясняем соответ-ют ли они объект. реал-ти, объект. полож-ю дел или явл-ся ошибочн., ложн., иллюзорными. Взгляды, предста-я, теории, взятые вне отнош-я соответ-я объект. рел-ти, лишены для нас смысла.

2) Всякая объект. истина конкретна. Конкретное – это действ-ть во всем многообразии ее сторон, связей, отнош-й и т.д. Конкретному противопоставлено абстрактное (отдельное, изолир-ое, отвлеченное). Утвержд-е о действ-ти явл. истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредов-я.

Конкрет. истина – это знание, получен. на основе изуч-я ограничен. области бесконеч. мира, это знание конкретн. предмета в конкрет. усл-ях.

3) Относит. истина – это неполное, ограничен. знание о мире. В силу бескон-ти мира, историч. огранич-ти чел. позн-я, достигнутые знания о мире и чел-ке всегда неполны и неточны. Относит-ть знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к опред. условиям, месту и времени. Всякое знание в силу своей конкрет-ти всегда относит-но.

Относит. истина – достоверн., адекватное знание конечного (отдельн. предм., явл-я, св-ва, обл-ти дейст-ти), в отлич. от абсолют. истины – знании о бесконечн. мире в целом, во всем его бесконеч. богатстве и многообразии.

Относит. ист. – частица абсолютной.

4) Абсолют. истина – это полное и точное знание предмета, это знание о бесконечн. мире в целом, во всем его бесконечн. богатстве и многообразии.

Абсолют. истина склад-ся из относит-ых, но сумма относит. истин бесконечна, следов-но, абсолют. истина недостижима для чел-ка. Чел-к постоянно приближ-ся к абсолют. истине, но никогда не достигнет ее, т. к. мир постоянно меняется. Знание абсолют. истины остановило бы процесс позн-я.

Так. обр., относит. и абсолют. истины – это лишь разные ур-ни объект-ой. Чем выше ур-нь нашего позн-я, тем ближе мы приближ-ся к абсолют. истине. Но процесс этот может длиться бесконечно. Этот постоян. процесс – важнейш. проявл-е диалектики в процессе позн-я.
40)эквистенциализм

В отличие от позитивистски ориентированных течений экзистенциалистски ориентированные течения выдвигают на первый план фундаментальные философские проблемы. Однако в объяснении их большее значение придают непосредственному созерцанию, интуиции, воле, чем разуму. Поэтому предметом их философии становится не само по себе человеческое бытие, не законы его существования и развития, а раскрытие смысла бытия. В этой чистой субъективности экзистенциалисты стремятся найти основы и принципы свободной и творческой деятельности человека, его подлинного бытия, а через них — смысл и значение всякого другого бытия.

Ж.-П. Сартр видит основной смысл человеческого бытия в том, что “человек должен обрести себя и убедиться, что ничто его не может спасти от самого себя, даже достоверное доказательство существования бога”69. Человек как индивид, по Сартру, создает себя сам, т.е. он не сотворен изначально (в нем нет ничего от природы человека как такового, он есть не что иное, как гегелевское чистое бытие, или ничто).

5)Единый закономерный исторический процесс это высшая ступень единого закономерного мирового процесса.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей.

Философия истории (историософия) – раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории занимается также прогнозированием будущего.
Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.

Формы социальных изменений:

- Эволюция (от латинского evolutio – развертывание) – 1) в широком смысле – синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе; 2) в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции.

- Революция - происходящее в течение определённого (обычно короткого по историческим меркам) периода времени тотальное (полное) изменение всех сфер жизни общества – и экономической, и политической, и духовной, т.е. коренной перелом в характере всех социальных отношений. «Дворцовые перевороты» почти всегда относятся исключительно к политической сфере.

8)Сущностные силы человека. Спосоности и потребности, природа, классификация, структура.

Человеческая сущность выражена в “сущностных свойствах”, или “сущностных силах”, человека. К ним прежде всего относятся два “яруса” свойств. Важнейшие сущностные силы человека — труд, мысль, общение. Вторым “ярусом” человеческих сущностных сил выступают способности и потребности. Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими гpyппaми свойств, являются коллективность и индивидуальность, свобода и ответственность.Потребность — это нужда в чем-либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека. Потребность имеет предмет, т.е. то, что потребляется: вещь, процесс, явление, отношение и т.д. Как заметил Маркс, предмет потребности — это не предмет вообще, а конкретный предмет, который должен быть потреблен определенным способом. Неизмененная природная среда также является предметом потребности. Чтобы быть живым, надо существовать в определенной природной среде. Способность — это “готовность” человека к различным видам деятельности, преобразованию среды и самого себя. При выяснении природы способностей необходимо учитывать их деление на способности к материальной и духовной деятельности. Так как любой вид деятельности осуществляется как единство материального и духовного, в способностях к материальной и духовной деятельности следует различать материальный и духовный компоненты. В способностях к материальной деятельности материальный компонент представляет собой “готовность” к осуществлению совокупности материальных действий, имеющих как общий, так и специфический характер.


12)Производственные отношения: структура, источники развития

ПО – отношения, возникающие в процессе общественного производства (производства, распределения, обмена, потребления). Здесь же и структура.

Производственные отношения включают в себе тенденцию к саморазвитию.

Основа – отношения собственности на средства производства.

Признаки собственности:

•Владение

•Распоряжение

•Пользование

Типы собственности:

•Коллективная

oСоветская =)

•Частная

oРабовладельческая

oФеодальная

oкапиталистическая

Главный источник развития ПО - производственные силы. Потребности людей приводят к разделению труда. Именно разделение труда и формирует отношения. Изменения производственных отношений обуславливают не орудия труда, а живая человеческая деятельность (труд).

ПО объективны, не зависят от воли людей. Определяются исторически. Попытки искусственного установления ПО чаще всего приводили к кризисам (НЭП).

Выделяют

- технико-экономические отношения (организация производственных сил)

- социально-экономические отношения (определяют общественную форму производства, социальную структуру общества)

Диалектика ПС и ПО

ПС не существует без ПО и наоборот. Производительные силы, будучи содержанием способа производства, определяют форму - производственные отношения. С развитием производственных сил возникают противоречия между ПС и ПО. Противоречия, возникающие между производительными силами и производственными отношениями, разрешаются путем изменения производственных отношений. Смена ПО происходит при критических точках. Это переход в развитии, к новой общественно экономической формации.

17)Исторические общности людей.

Исторические общности людей – крупные, устойчивые объединения людей, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т. д.

Общности последовательно сменяющих друг друга:

•Родоплеменная. Основывается на кровно-родственных связях. В это время появляются первые формы семьи и брака. Большая часть общественных отношений вплетена в эти формы. Первоначально можно говорить о появлении матриархата (родство по женской линии, женщина – основной субъект общественной жизни, ее труд – основа экономической, политической, социальной жизни общества). Это обусловлено воспроизводством рода, социально-экономическими функциями (мужчины – охота, женщины – ведение хозяйства, земледелие. Земледелие дает постоянный и наибольший продукт.) По мере появления новых орудий труда (от мотыги к плугу), с которыми не справляются женщины приводит к появлению прибавочного продукта, частной собственности, патриархат. Родство по мужской линии, мужчина – собственник. Патриархальная семья включает 3 поколения ближайших родственников и становится основой социальной структуры общества.

•Народность. К его возникновению привело возникновение частной собственности. Основа – частный труд и частная собственность. Преобладает натуральное хозяйство (все что нужно индивидом ими же и производится). Народность – результат слияния отдельных племен, постепенная утрата языковой, административной, территориальной независимости. Признаки: общематериальная и духовная культура, территория, язык, государство. Существует при рабовладельческом и феодальном обществе. Слабость, узость хозяйственных связей. Натуральное хозяйство

- нет необходимости совершать обмен между хозяйствами

- угасает рынок, процесс обмена. В свою очередь это влечет и культурную герметичность. В пределах одного языка возникает множество диалектов.

•Нация – исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе языка, территории, культуры, психического склада, экономического склада. Связана с появлением капиталистических отношений. Предпосылка возникновения – общность экономической жизни, расширение экономических связей, национальный рынок, интенсификация обмена. Появление единого рынка выдвигало требования: свобода, свобода обмена. Конфликт между феодальной структурой и отношениями.

Этнос (национальность) и нация – не одно и то же. Они из различных сфер. Национальность и этнические особенности социальных групп существовали всегда. Нация возникает сравнительно поздно (во время появления капитализма). Этнические отношения складываются без осознанной деятельности людей. Причина – сознательная деятельность людей.
Нация – совокупность людей, проживающих в государстве, признающих ее своим отечеством.

Три периода развития нации

1)нации

2)Распространение капитализма, формирование колониальной политики

3)Этап крушения колониальной системы и окончание процесса образования наций.

23)Поняие общественного прогресса

Прогресс (движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит, прежде всего, философам второй половины ХVIII в., а социально—экономической базой для самого возникновения идеи прогресса послужило становление капитализма. В качестве критериев прогресса выступали уровень материального благосостояния членов общества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы и нравственности, развития науки и техники, солидарности членов общества и др.

Классические представления о прогрессе рассматривают его как движение человечества к более развитому состоянию, причем движение неуклонное, которое продолжается, несмотря на отклонения и случайности.

Критерии социального прогресса:

Решения нет. Общий недостато критериев - рассматривается только одна сфера общественного развития.

Точки зрения:

1) Формационный подход. Критерий - эволюция средств производства.

Основной минус: рассматривает только экономику.

2) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

3) прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма (человек как высшая ценность)

3.Основной вопрос философии, его структура стороны и уровни. Первый, или основной вопрос философии-это вопрос об отношении сознания к материи Энгельс. В составе ОВФ можно выделить три уровня.В первом уровне имеются две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным — материя или сознание, и что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Вторая сторона ОВФ есть вопрос о познаваемости мира.Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к материи, представляет собой тройственный вопрос: о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому.Третий уровень ОВФ выступает в качестве модификации первых двухуровней: вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования.Решения основного вопроса философии.

При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря-идеалистов и материалистов. Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, материального бытия и породили его, составили идеалистический лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов.При решение второй стороны ОВФ о познаваемости мира возможны два решения:1 мир познаваем; 2 мир непознаваем, т.е. агностицизм. Формы материализма:Античный материализм-Милетская школа, Атомисты (Демокрит);Материализм XVII-XVIII века -механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);Диалектический материализм (Маркс и Энгельс);Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский);Современный материализм XX века на современном естествознании. Формы идеализма:Объективный идеализм-философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не зависит от человека (Платон, Гегель);Субъективный идеализм-философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.

Агностицизм- отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был античный скептицизм (Пиррон), который утверждал: о любом предмете можно высказать различные мнения, каждое из которых можно считать правильным. 2) В классической форме в Новое время агностицизм был присущ субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, который утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями и не может выйти за их границы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир или нет. Агностики рассматривают ощущения как преграду между познающим субъектом и объектом. 3) Теоретическое обоснование невозможности человеческих способностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально различны. С помощью чувств мы можем познать, только «явления», внешние свойства вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она является для нас «вещью в себе.4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия жизни, экзистенциализм, персонализм и др.), который утверждает: человек не может научными средствами познать мир, который им переживается. Причины агностицизма: ) Объект познания очень сложен;2) Сложность объекта познания;3) Исходные метологические принципы.

6. Античный идеализм. 

Противники материализма рассуждали примерно следующим образом: "прежде чем появился этот дом, архитектор, имел в своем сознании понятие дома, идею этого дома, выбирая какой именно дом создаст он". Получается, что прежде чем появился этот дом, эта скамья - должны существовать образы вещей, понятия дома, скамьи. Но эти образы и идеи никто из людей не создавал, то они могут существовать только в разуме Бога-творца.

Вещи (и человека) – Первоэлементы – Атомы - Материя – Бог  –  творец 

Такое представление о мироздании получило название - идеализма. Согласно идеализму, общие идеи первичны по отношению к материальным объектам, которые только их воплощения в веществе. Порожденный мир един, т. к. чувственно воспринимаемый, будучи устроен богом.

Но чем отличается идеализм от религии?

Идеализм как учение не совпадает с религией, поскольку он обосновывает существование Бога, высшего существа логическим приемом, выводя его необходимость из чувственно воспринимаемого факта существования упорядоченного мира. Но он довольно часто используется для поддержания религиозности, впрочем, точно так же, как и материализм для поддержания атеистических взглядов. Различие между этими концепциями заключается в том, что первая обосновывает, что Вселенная была сотворена Верховным Разумом, а вторая утверждает, что действием стихийных природных сил.

В объективном идеализме человеческой мышление осуществило рефлексию над той системой норм, которые регулируют процесс мышления. Предмет рассмотрения мышление. Первоначально этот поворот мог произойти только в объективном идеализме, который рассматривал нормы жизнедеятельности человека как противостоящему всему чувственному, внутри себя организованная реальность.

Так, решая вопрос о первопричине мира, опираясь на обоснованные знания, а не на веру сформировалась философия. Цель, которую поставила себя философия - обосновать с помощью разума закономерности развития мироздания актуализировало методологическую функцию философии. Напомню, что методология это учение об объективных способах и основаниях познания. Первые философы, наряду с вопросом о первопричине мира, решали вопрос о познаваемости человеческимразумомэтогомира.
Решительный шаг в формировании философского мышления был сделан элеатами.Элеаты осознали логическое значение понятий, которые используют в рациональном постижении мира.Тем самым впервые приходят к постановке вопроса о природе мышления. Так вопрос о соотношении бытия и мышления становится предметом рефлексии.

В философском познании мира древними греками критерием достоверности утверждений, способом доказательств служила логическая убедительность. Этот метод познания греки назвали диалектикой. Диалектика в те времена означала искусство беседы, спора. 

8. Философия Нового времени и ее особенности. Философские взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Р.Декарта, Д.Беркли, Д.Юма

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе вXVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Изменения в экономике, производстве, новый класс буржуазия. Церковные догматы оказались слабыми помощниками в сфере практической экономики. Новый тип производства требовал знаний другого типа, основанных на опыте, достоверных и чисто практических, которые могли бы способствовать развитию производственной деятельности. Поэтому изучение природы как в философском, так и в научном смысле приобретает значимость и даже необходимость. Наука становится опорой не только экономики, но и философии. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Изменение социально-экономических отношений, ослабление влияния церкви, развитие науки неизбежно отражаются на всей культуре Нового времени, и прежде всего на философии. Она все активнее выступает с критикой схоластической учености, стремится к достоверности и сближению с наукой. Отсюда вытекает и одна из основных проблем новой философии — проблема метода научного познания. Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, у истоков которого стоял крупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон (XVI — XVII вв.), и рационализмом, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт (конец XVI — первая половина XVII в.).

Эмпиризм — гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон (считается основоположником методологии экспериментального естествознания.). Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Знание должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Наука здесь понимается в чисто практическом смысле — как средство, но не самоцель. целью философии является господство человека над природой. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума – память, воображение, рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе и человеке. Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному: природу — непосредственно с помощью чувственного вос­приятия и опыта; Бога — через природу; себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Рационализм направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Онтологический рационализм: в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. но смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия, внутренней логичности бытия (Демократ, Эпикур и др.).Гносеологический рационализм: в основе познания также лежит разум. против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Аргументы:-сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;-разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, базовое, характеризующее сущность бытия. Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. они самодостаточны, но лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Субстанцию Декарт делит на два рода: материальную и духовную (идеальную). коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение — для материальных; мышление - для духовных. Мат-е делимы до бесконечности, дух-е неделимы. материальную можно описать механическими представлениями. духовная, постижима только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Человек, по мнению Декарта, единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, следует идея дуализма (двойственности) человека. спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677) стал последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции; теория познания; этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Важная заслуга — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, но С. пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную. Главным недостатком считал ее дуализм, видя в нем противоречивость между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех от другой субстанции — Бога. Это противоречие С. попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции:- не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями; существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее-данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога, которые едины. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: она существует; самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение; бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна.

Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. основные идеи его философии: - само понятие материи ложно; существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет; -единственная очевидная реальность есть сознание человека; -идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;- все что существует - единично. Общее существует как обобщенный наглядный признак единичного. Беркли полностью отрицал возможность абстрактного мышления оставляя человеку только образное.

- Беркли изменил теорию Локка о первичных и вторичных началах. Первичные качества- это объективно существующие неотъемлемые свойства тел, воспринимаемые нашими органами чувств. Идеи вторичных качеств возникают в нашем сознании вследствии различных видоизменений первичных качеств. Далее он отождествляет первичные и вторичные качества, утверждая, что объекты не существуют независимо от сознания, они лишь совокупность ощущений.

- «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Доказательство Бога: Чувственные вещи реально существуют, значит, они необходимо воспринимаются бесконечным духом или Богом, который, следовательно, существует.

- моральные нормы имеют божественное происхождение , ни о какой автономности морали от религии речи быть не может. Бог также карает и поощряет за гробом за соблюдение и несоблюдение норм.

Дэвид Юм (1711 — 1776) - английский философ, субъективный идеалист. представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие опыт не объяснить лог-ки, поэтому недостоверное знание).

- каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:1)Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм). 2) Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм). 3) Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

- Беркли признает единую субстанцию – дух, Юм отвергает существование и этой духовной субстанции

- Критикует доказательство существования бога, и вместе с тем религию в целом, пытаясь объяснить возникновение и социальные функции религии.

-без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир; человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт и "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти.

11) Социально-экономические, естественно- научные и теоретические предпосылки возникновения марксизма.Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение, стала интернациональной и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, соц.-кие страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии.

Предпосылки:-предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Бэкона, Гоббса и Локка, и особенно философия Л. Фейербаха середины XIX в.);-бурный рост открытий в науке и технике. - крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;-нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);-кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" "Капитал" "Манифест Коммунистической партии" "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:- на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения; -производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;- указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;-в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй; рабовладельческое общество; азиатский- способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:-основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;-материя находится в постоянном движении и развитии;-Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;- важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;- развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Определяющим условием превращения человекообразной обезьяны в человека марксизм считает труд.

Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации — исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.) По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов. Источником борьбы классов является противоречие интересов классов.

17. Движение как атрибут материи. Метафизические и идеалистические трактовки взаимосвязи материи и движения. Движение и покой. Классификация основных форм материи и движения.Движение как атрибут материи.. Энгельс: движение - это изменение вообще безотносительно к направленности. Это переход из одного состояния в другое, изменение места, химического состава... Снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оставаясь до какого-то предела сама собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть самой собой, тождественной себе. Вне непрерывного движения и изменения никакая вещь не может в принципе мыслиться. Нет материи без движения, нет движения без материи. Движение – внутреннее свойство материи. Движение можно рассматривать через другую категорию - покой, который указывает на тожество вещи с самой собой, устойчивость.

В широком смысле движение – целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле – за вычетом покоя.

Классификация форм движения материи.

В последней четверти XIX в. Ф.Энгельс, обобщая данные науки своего времени, предложил следующую классификацию форм движения материи:

- механическая (пространственное перемещение тел),

- физическая(электромагнетизм; гравитация; оптические, звуковые, тепловые процессы, изменения агрегатных состояний веществ и др.),

- химическая(взаимодействия атомов и молекул, приводящие к появлению новых веществ),

- биологическая (жизнедеятельность и развитие живых организмов),

социальная(общественные явления и процессы).

Принцип классификации

В основу данной классификации положен принцип исторического развития материи, закономерного генезиса ее высших, сложных форм из предшествующих им более простых, низших форм.

Классификация Энгельса, несмотря на более чем столетний период с момента своего создания, сохраняет фундаментальное научное значение. Ее ценность обусловлена прежде всего верно схваченной тенденцией единого закономерного мирового процесса развития материи.Благодаря этому качеству данная классификация составляет ядро научной картины мира. Она создает основу для выявления закономерных генетических и структурных связей между формами движения материи. 

Эти закономерные связи, намеченные еще Энгельсом, могут быть определены следующим образом:

1. Высшие формы материи возникают и существуют на основе низших.Так например, протекание химических реакций обусловлено многообразными физическими взаимодействиями и силами, требует механического контакта реагентов. Возникновение жизни исторически обусловлено развитием сложного комплекса физико-химических и механических процессов на нашей планете. Возникновение человека (общества) обусловлено развитием биологических форм во взаимодействии со всеми другими низшими формами.

2. Высшие формы движения включают в себя низшие, подчиняя их своим закономерностям.Общеизвестно, что физико-химические и механические процессы в живых организмах протекают не стихийно и хаотически как в неживой природе, а упорядоченно, под контролем биологических регуляторов. Человек, сохранив свои биологические функции, осуществляет их существенно иначе чем животные, руководствуясь нормами культуры, социальными традициями, используя социальные технологии.

3. Высшие формы материи не сводимы к низшим; они функционируют на основе закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей низших форм. Следует отметить, что в силу материального единства мира между объектами низших и высших уровней могут наблюдаться глубокие структурные и функциональные аналогии, которые в определенных границах полезны в познании. Однако использование подобных аналогий имеет свой предел, связанный с тем, что высшие формы отличаются качественно новым содержанием и своими специфическими закономерностями, отсутствующими у низших форм. Так, например, самые добротные знания физики, химии, биологии недостаточны для понимания причин кризиса в России. Понимание этих причин требует знаний в области философии, экономики, истории, психологии, социологии и других гуманитарных наук.

4. Каждая форма материи имеет интегративный характер, те включает в себя другие, но высшая не сводится к включенным в свой состав низшим формам, у нее есть и свои специфические свойства. 


23.Проблема сознания в философии. Сущность, структура и функции сознания. Активный и творческий характер сознания.


написать администратору сайта