Главная страница
Навигация по странице:

  • Время

  • Концепции пространства и времени в истории науки и философии. В истории философии существовал 2 основные точки зрения на время и пространство:1. Субстанциальная концепция

  • Философское значение теории относительности и неэвклидовой геометрии.

  • Предмет и структура диалектики. Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм.

  • Субъект. и объект. диал-ка.

  • Закон и закономерность.

  • 28. Закон единства и борьбы противополож-тей.

  • 30. Закон отрицания отрицания.

  • 32. Чувствен. позн-е и его формы.

  • история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 167.96 Kb.
    Название1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    Анкористория философии
    Дата15.12.2021
    Размер167.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #305176
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Пространство - это форма бытия материи, которая выражает протяженность, структурность, порядок существования материальных объектов и систем. 

    Время - это форма бытия материи, которая выражает длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. 

    Общие Свойства пространства и времени - объективность, всеобщность, связь с движением, связь со своей сущностью, бесконечность и безграничность, связь друг с другом. 

    Свойства пространства:

    1. Протяженность (внутреннее свойство материи)

    2. Непрерывность и прерывность. На непрерывность указывает полевой характер материи, но в тоже время она и прерывна - на это указывает вечный характер материи.

    3. Связанный характер. Нет пустот

    4. Трехмерность

    5. Изотропность (однородность, нет выделенных точек и направлений)

    6. Симметричность или обратимость пространства

    Свойства времени:

    1. Двительность, которая образуется сменой состояний. 

    2. Непрерывна и прерывна. Как форма бытия вообще (непрерына) и как инд время (прерывна)

    3. Связность

    4. Направленный характер времени

    5. Одномерность времени

    6. Ассиметричность, те необратимость времени 

    С позиций научного материализма, который основывается на данных частных наук, пространство и время – не самостоятельные, независимые от материи реальности, а внутренние формы её бытия.

    Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пространстве, вещи могут существовать во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространственные структуры. Каждая из основных форм бытия выступает, таким образом, в качестве условия другой.

    Концепции пространства и времени в истории науки и философии.

    В истории философии существовал 2 основные точки зрения на время и пространство:

    1. Субстанциальная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними – как между самостоятельными субстанциями. Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них материальных процессов

    a. В соответствии с Демокритом пространство до XX века отождествляется с пустотой, считалось абсолютным и вечным, изотропным и однородным, а время – однородным и необратимым.

    b. Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования в понятии пространства и времени. Нет абсолютного тела отсчета, при этом выдвинул теорию абсолютного пространства и абсолютного времени. Пространство остается всегда одинаковым и неподвижным, оторвал пространство и время от материи.

    c. Время и пространство рассматривались также как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм), как априорные формы чувственного созерцания, как категории абсолютного духа (Гегель).

    2. Реляционная концепция. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют. Зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем.

    С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство – это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время – порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.

    Философское значение теории относительности и неэвклидовой геометрии.

    Философское значение теории относительности заключается прежде всего в том, что она подтвердила диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, их неразрывной связи друг с другом и материей. Марксистская философия в своем принципиаль­ном содержании не вступила в противоречие с новыми революцион­ными взглядами в физике. Однако было бы большим упрощением ду­мать, что философский смысл новой теории заключался только в под­тверждении уже существовавших положений научной философии.
    26. Предмет и структура диалектики. Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм.

    Диал-ка – это наиболее полное и глубокое учение о развитии. Ее нередко опред-ют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общ-ва и мышл-я.

    Предмет диал-ки как науки — всеобщие, объективн. принципы и законы развития матер. мира.

    Структура диалектики:

    1) принципы Д (всеобщей связи и развития)

    2) законы Д (переход, борьба, отрицание)

    3) категории Д.

    Основ. принципы – наиболее широкие и фундаментальные полож-я науки, определяющие ее содерж-е и структуру.

    Диалектика связана с решением второго ОВФ – о развитии.

    Диалектика имеет всеобщий, универсальн. хар-р, т.е. присуща бесконечн. миру.

    Развитие мира по диалектич. законам никогда не начин-сь и никогда не прекратится, т.е. бесконечно.

    Диалектика – это наука о всеобщи.связях.

    Связь – взаимообусловлен-ть явл-й, разделенных пространством и временем.

    Диал-ка, как и филос. наука в целом, выступ. в кач-ве теории, т.е. объясн-я развития в природе, общ-ве и мышл-и, и метода, т.е. способа, подхода к позн-ю и измен-ю мира.

    Диалектич. теория лежит в основе диалектич. метода, т. к. подход к позн-ю и действию опред-ся теоретическ. поним-ем мира.

    Диалектич. метод – метод позн-я, мышления. Причина может стать следствием. Все предметы рассматр-ся как взаимосвязанные.

    Софистика – метод опред-я предмета путем перечисл-я нескольких признаков

    Эклектика – метод опред-я предмета путем перечисл-я множ-ва признаков без выдел-я главного.

    Субъект. и объект. диал-ка. Диал-ка выступ. в 2 формах: объект-ой и субъект-ой.

    Объект. диал-ка – диал-ка развития объект. мира, т.е. природы и матер. основы обществ. жизни. Субъект. диал-ка – диал-ка развития субъект. мира, прежде всего – чел. мышл-я.

    Субъект. диал-ка – отображ-е объективной, причем всегда неполное.

    Абсолют. совпад-е субъект. диал-ки с объективной возможно только при абсолютн. позн-и мира, т.е. в бесконечном развитии мысли.

    Субъект. диал-ку можно предст-ть более расчленено, различив в ней диалектику логич. мышл-я и диалектику позн-я в целом. В этом плане диал-ка выступает в трех формах: объект. диал-ки, логики и теории позн-я.

    Принцип всеобщей связи.

    С позиций диал-ки мир предст-ет собой единое целое, пронизанное всеобщей связью.

    Понятие всеобщ. связи имеет многоплановый хар-р. Всеобщ. связь предст-ет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным. Но в то же время она своеобразно поляризована: она есть связь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым.

    Понятие всеобщие связи вкл. понятие бескон-ти, относится к бесконечн. миру.

    Различают множ-во форм всеобщ. связи:

    1) Непосредствен. связи – прямые связи между вещами, явл-ми, процессами, связи без посредующих звеньев.

    2) Опосредован. связи вещей имеют бесконечн. хар-р: опосредованно кажд. вещь связана с каждой. В процессе позн-я чел-к обнаруж-ет все более сложные, глубинные и неожидан. связи вещей.

    3) Внутрен. связи – связи между внутрен. элем-ми вещей, явл-й, процессов.

    4) Внешние – связи между вещами, явл-ми и т.д. Внутрен. связи явл. ведущими, определяющими.

    В состав принципа всеобщ. связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существен. сторону общего принципа диалектики.

    К ним относится прежде всего принцип детерминизма. В широк. смысле детерминизм означ. всеобщ. обусловл-ть вещей, явл-й, процессов: т. к. все взаимосвязано, каждый предмет, явл-е, процесс зависит от условий. В узком смысле детерминизм означ. причинную обусловл-ть. Признание причинной обусловл-ти кажд. предмета, явл-я, процесса – необходимый элемент научн. мышл-я, матер-зма и диал-ки.

    Детерминизм – всеобщая закономерн. связь вещей и явл-й.

    Индетерминизм – отриц-е связи закономерной, случайная связь.

    Детерминизм – философы Др. Греции.

    Нет ничего случайного, все имеет свою причину. Религия, астрология и т.п. – идеализм. Матер-зм.

    Метафизики (Нов. вр.) – механистич. детерминизм: всеобщ.связь, однозначная детерминация причины и следствия (если есть причина, то она закономерна).

    Закон и закономерность. Одной из наиболее важн. форм связей явл. закон. Закон – связь явл-й и предметов или их внутрен. структуры. Это не всякая связь. Это форма всеобщей связи: не единичная, присущая 1 явл-ю, а всем данного класса (закон стоимости для систем с товарным оборотом).

    Закон выраж. внутрен. необходимую, существенную, повторяющуюся, объективн. связь предметов и дейст-ти.

    Закон опред-ет хар-р функционир-я и развития предм.

    Важнейш. признаки закона:

    1) закон есть повторяющаяся связь,

    2) закон предст-ет собой внутреннюю, существ. связь, момент или сторону сущ-ти,

    3) будучи стороной сущ-ти, закон предст-ет собой необходим. связь, действует в опред. круге явл-й с необх-тью.

    Наиболее важной чертой закона явл. то, что он опред-яет соответствующий ему круг явл-й.

    Различают объект. законы, т.е. законы объект. мира и законы духовного, субъект. мира.

    Различают законы природы и общ-ва. Глав. особ-ть законов общ-ва сост. в том, что они суть законы деят-ти людей, обладающих созн-ем и осуществляющих свою деят-ть при большем или меньшем участии созн-я.

    В соврем. естествозн-и больш. знач-е приобрело различение динамических и вероятностн. законов. Для динамич. законов характерна строгая послед-ть событий, в кот.предыдущее однозначно опред-ет последующее.

    В науке 20в. преобладает интерес к вероятностн. законам. Мир, с этой т. з., по своей фундаментальной природе – вероятностн. мир.

    Понятие закономер-ти имеет несколько знач-й. Прежде всего оно выражает тот факт, что явл-я подчинены опред.законам, т.е. протекают закономерно, осущ-ся по мерам законов. Закономер-ми назыв. также регулярн. связи, по своей роли приближающиеся к законам, но не имеющие столь широкий и фундаментальн. хар-р.

    Принцип всеобщ. связи, являясь принципом теории, выступает в кач-ве одного из важнейш. требов-й диалектико-материалистич. метода.

    Коренным усл-ем успеха позн-я и практич. деят-ти служит учет требов-я рассматр-ть мир в его всеобщих связях.

    Методологич. принцип всеобщ. связи выраж-ся в двух более конкретных методологич. принципах: конкретно-историч. подхода и основного звена в цени событий.

    Сущ-ть конкретно-историч. подхода заключ-ся в учете всех связей и опосредований явл-я.

    Принцип основного звена исходит из того, что в процессе развития в каждый данный момент какое-либо одно звено играет решающую роль.

    Классификация законов:

    1) частные законы (физика, химия): узкий круг явл-й (сложения скоростей – только в механике)

    2) общие законы (законы общества) (закон сохран-я и превращ-я энерг. – все природн. явл-я, закон всемирн. тяготения)

    3) всеобщие законы в природе, в общ-ве, в чел. мышл-и (законы диалектики): всем явл-ям действ-ти: природы, чел. общ-ва, мышления.

    На основе законов чел-к способен изменять природу.

    28. Закон единства и борьбы противополож-тей.

    Каков источник разв-я?

    Сущ-ть: предм. и явл-я объект. мира в процессе своего развития переходят из сост-я незаметного, несущественного различия составляющих данное явл-е сторон, тенденций к существен. различиям моментов целого и к противопол-тям, кот. вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутрен. источник развития данного явл-я. Кажд. предмет содержит в себе иное самого себя. Внутр. противореч-ть любого объекта сост. в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникн-е и взаимоисключ-е противопол-тей. Развитие возм-но только благодаря противоречию, т. е. возникн-ю активного взаимод-я, столкнов-я, борьбы противопол-стей.

    Закон отображ. формы движ-я и развития и раскрывает внутр. причину перехода одного в другое.

    Источник и содерж-е всякого развития + движ-я явл. противоречие, борьба противопол-тей.

    Метафизич. взгляд абсолютизирует тожд-во и различие (в себе и для себя и ни от чего не зависят), а диалектика – нет.

    Противопол-ть – существующие различия в предм., кот. взаимообуслав-ют, взаимодополняют (если не будет одной противлпол-ти, не будет и другой), взаимопроникают и взаимоотрицают друг друга.

    Борьба – взаимоотриц-е сторон.

    Противоречие – борьба противопол-тей.

    Всякое противоречие предполаг. различие, но не всякое различие – это противоречие.

    Противоречие не статично, оно меняется.

    1 этап: становление

    2 этап: разреш-е противоречия. Отрицает 1 противопол-ть, следов-но, отриц. саму себя как элемент целостной сист.. Это отриц-е приводит к измен-ю и переходу на новый этап развития.

    Не всегда различия друг другу противоречат!! («Кто не с нами, тот против нас» здесь подмена понятий: противоречие и различия).

    Классификация противоречий:

    1) внешние и внутренние,

    2) главные и неглавные (опред-ют хар-р развития, на опред. этапе),

    3) основные и неосновные (опред-ют развитие до конца его существ-я, в общем),

    4) по содерж-ю и кач-ву – антагонистические и неант.

    Выводы:

    1) развитие возможно только благодаря противоречию;

    2) борющиеся стороны находятся в единстве, т.к. присущи одному предмету/явлению;

    3) противоречия, выражающиеся в борьбе противопол-тей в рамках данного единства, сост-ют источник развития.

    Диал-ка дает возм-ть усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

    Механика: две взятые противопол-ти НЕ равноправны, одна отриц. другую (движ-е и покой: если они будут равноправны, то будет только покой).

    Закон можно обнаружить в любом объекте!!

    30. Закон отрицания отрицания.

    Куда идет развитие? (указыв. направ-е).

    Выраж. опред. тип отнош-й между двумя последовательно сменяющимися стадиями (сост-ями) развивающейся системы, когда существ-е одного сост-е отриц-е существ-е другого.

    Отриц-е – отбрасыв-е, уничтож-е, замена.

    Отриц-е – это неотъемл. процесс, где кажд. последующ. ступень отриц. предыдущую.

    Надо различать отриц-е в Д и отриц-е в М/ф (отриц-е в Д. отлич. от отриц-я в обыден. жизни). Здесь отриц-ся момент, а не условие (при отриц-и есть альтернатива этому).

    Диалектически понятое отриц-е предполаг. дальнейш. развитие, условия развития предполагает момент связи, преемств-ти.

    Взаимод-е отрица-я и преемств-ти – проявл-е закона.

    Преемств-ть – категория, кот. выраж.связь между различн. ступенями развития материи, обуслав-ет сохран-е низших ступеней в высших.

    Кажд. явл-е относит-но и в силу своей конечной природы переходит в друг. явл-е, кот. при опред. усл-ях может стать противопол-тью первого и выступить в роли его отриц-я. Отриц-е сост-ет необход. условие развития, т. к. оно есть не только отриц-е старого, но и утвержд-е нового. Но процесс развития не останавл-ся на этом. Вновь возникшее кач-во также переходит в иное кач-во. Отриц-е снимается вторым отриц-ем, а вся цепь развития предст-ет собой процесс отриц-я отриц-я. В результ. этого нарастающего отриц-я отриц-я получ-ся движ-е предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элем-ми повтор-я пройденного, времен. отступл-я назад и т. д.

    Повторяемость – воспроизвед-е на высш. ступенях развития признаков предмета, имевшихся на низших стадиях.

    Закон цикличен, совокуп-ть трех ступеней:

    1) тезис

    2) антитезис

    3) синтез (возврат к якобы старому)

    Всякое развитие есть опред. образом направлен. процесс. Эту сторону развития и отраж. закон.

    В результ. нарастающего отриц-я отриц-я получ-ся движ-е предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повтор-я пройденного.

    Закон выраж. такой переход явл-й из одного качеств. сост-я в другое, при кот. в новом кач-ве воспроизв-ся на высш. ур-не некоторые черты старого кач-ва. Словом, этот закон выраж. и процесс коренного измен-я старого кач-ва, повторяющуюся связь между различн. этапами развития, т.е. основн. тенденцию развития и преемств-ть между старым и новым.

    Высшая ступень развития – синтез всех предыдущих.

    Закон отриц-я отриц-я дает обобщен. выраж-е развития в целом, вскрывая внутрен. связь, поступат. хар-р развития;

    Развитие соверш-ся так, что высш. ступень развития выступ. как синтез всего предшествующ. движ-я в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, явл-ся результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в себе в преобразован. виде. В сущ-ти он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требов-е к научн. позн-ю, выступающее в кач-ве метода: только то историч. позн-е м. б. плодотворным, кот. каждый момент историч. развития рассматр-ет как результ. предшествующего момента и в органичной связи с ним.
    Этот закон нельзя обнаружить в частн. процессах, а нужно брать длительн. процесс.
    32. Чувствен. позн-е и его формы.

    Чувствен. позн-е отражает сущ-ть явл-й, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.

    Основными формами чувствен. позн-я явл. ощущ-я, восприятия и представ-я.

    Чувств. позн-е – позн-е мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигат. анализатор и вестибулярн. аппарат)

    Чувствен. позн-е ограничено, оно не углубл-ся в сущ-ть, а мир имеет внутр. сущ-ть, поэтому чувств. позн-е переходит в логич-ое, кот. отражает сущ-ть предм.

    Процесс позн-я проходит две основн. ступени: чувственную (или живое созерц-е) и логическую (абстрактн. мышл-е). Эти ступени различ-ся прежде всего по предмету отраж-я, т.е. сторонам действ-ти, кот. они отображают. Различие предметов отображ-я опред-ет различие чувствен. и логич. форм отраж-я, зависящих также от природы субъекта позн-я – чел-ка.

    Предметом и содерж-ем чувствен. позн-я выступает явл-е. Явл-я несут в себе сущ-ти вещей, т. к. сущ-ти сущ-ют в явл-ях, а не за явлениями.

    Цвет, запах –сост-я знания вещи, а не сами непосредствен. св-ва вещи. Эти сост-я включ. собственно св-ва вещи или объект. содерж-е и субъект. форму их отображ-я, зависимую от природы чел-ка.

    Это означ., чувствен. позн-е имеет двухъярусный хар-р:

    - непосредственно осознаваемые стороны явл-й

    - скрыто отображаемые сущ-ти.

    Чувствен. позн-е противоречиво. Это единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности). Основн. противоречие чувствен. позн-я наход-ся в движ-и, оно разворачив-ся по мере перехода от одного ур-ня чувствен. позн-я к другому, от ощущ-я к восприятию и к представ-ю.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта