история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 167.96 Kb.
|
Движ-е – это развитие вообще, безотносительно к его направ-ю и результату. Развитие поним-ся как возникн-е качественно нового. При первоначальном подходе возник. впечатл-е, что развитие есть одна из частных форм движ-я. При этом развитие обычно опред-ют как высшую форму движ-я (это 1 т. з. – разв. входит в движ-е; движ-е шире (на бытовом ур-не). Но если разв-е – это частн. форма наивысшего (т. е. движ-я), то тогда откуда берется наивысшее без разв-я (противоречие)!! Движ-е – более простое св-во материи, кот. обнаруж-ся в любых актах измен-й. Развит. –более сложный и фундаментальн.процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах измен-й. Развит. вкл. движ-е, движ-е – наиболее абстрактн.сторона развития. Существует несколько трактовок развития: 1. трактовка развития как бескон. движ-я от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому по содерж-ю. В =Н + h, где h - сложность Парадокс разв-я: откуда взялась сложность, если в низшем ее нет, а в высшем уже есть? Попытки ответить на этот вопр. проходят через всю историю фил. мысли, челов. знан-я вообще. В результ. был получен ответ: доп. слож-ть не приходит ниоткуда: она рожд-ся в процессе развития. 2. трактовка разв-я как миров. круговорота. Согласно ей, разв-е материи есть круговорот, состоящ. из 2 равноправн. процессов, или ветвей: прогрессивного (восходящ.) и регрессивного (нисходящ.) разв-я. Центр. моментом концепции миров.круговорота явл. постулат равносильности прогресса и регресса в миров. развитии. Ближайш.следствием из концепции круговорота явл. заключ-е, что соц. прогресс неминуемо исчерп-ся и в силу самой природы разв-я, природы чел-ка, приводит к деградации последнего. Более далеким, но логически неизбежным, явл. вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший ур-ни разв-я. С этих позиций материя имеет наипростейший и наисложнейший ур-ни, а это противоречит полож-ям диалектич. матер-зма. И возникает вопр.: что происходит в низшей точке развития, что заставляет снова ее развив-ся? Прогресс=регресс. Развитие невозможно, т.к. они гасят друг друга. «+»: круговорот, «–»: не одно последующ. событ. не повтор-ся с точностью. 3. концепция разв-я как необратимых качествен. измен-й сохраняет ряд основн. полож-й концепции круговорота, но стремится исправить последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движ-я. Но эта концепция содержит глав. постулат предыдущей – о равносильности и равнознач-ти прогресса и регресса. «–»: концепция не указыв. напрв-ть, только небратимость, «+»: если бы не было необрат-ти, то результ. был бы нулевой. 4. спиралевидная конц. (в основе лежит закон отриц-я отриц-я): включ. в себя самые положит. стороны всех предыдущ. конц-й => разв-е – необратим. процесс. Антропн. признак показыв., что чел-к произошел закономерно => развитие – атрибут материи, а не движ-е. Это опред. движ-е с усложн-ем, от низшего к высшему. Отриц-е высшей ступени низшей ступенью, появл-е нового кач-ва, скачки, саморазв-е (ДМ). Диал-ка раскрыв. природу самодвиж-я путем обнаруж-я ее внутрен.противоречий как источника развития. Сохран-е всего накопленного, что было на прежних ступенях. Прогресс – интегральн. процесс: вкл. в себя свою противопол-ть – регресс и круговороты. Возможно, наука фиксирует восходящую ветвь развития, а дальше деградация (экология). Проблема сущ-ти чел-ка. Сторонники круговоротов должны док-ть, что чел-к должен деградировать, найти пороки, заставить вернуться. Сторонники движ-я от низшего к высш. должны док-ть обратное. Признаки различия низшего и высшего: - сложность: высшее более сложное, совершенно по структуре и связям, больше элементов, эффект-ть и эконом-ть связей. - содерж-е – вся его совокуп-ть признаков. Рост богатства содерж-я = развитие. Больше элементов, больше эффект-ти + новые св-ва. Линии развития: 1) магистральная: послед-ть основ. форм материи (ф – х – б – с) 2) подчиненное направ-е: разв-е низшего, не включенного в состав высшего, составляющ. природн. среду последующ. развития. 3) направ-е невключен. низшего: формир-е комплексн. ф. материи. Соц. форма – конечная ли? Развитие опосредовано через чел-ка, без него развитие невозм-но, чел-к может отражать, познавать… Конец соц. прогресса, будет что-то сложное, что нам не понять. Д. б.противоречие: если у био-го. это противоречие между самосохран-ем и возм-тью, то у соц. - ? Способ существ-я чел-ка– в освоении низших (субфиз. и ниже). После соц-го. – сущства с более развитой технологией и другим внеш.видом – (инопланетяне). Нет возм-ти появл-я надсоц-го, т.к. чел-к изменяет среду под себя, а не адаптир-ся, развив-ся вглубь. Измен-я не ведут к образ-ю вида. Деизм (Н.В.) – есть развитие из начальной точки. *** Бесконечное сущ-ет через и только на основе конечного. А конечное сущ-ет только во взаимосвязи с бескон-ым. Кажд. конечное не завершено. Одно вонечное перерастает в друг. конечное. Конечное облад. принципиальн. незаверш-тью. Если бы оно было завершено, то развитие было бы невозможно. 33. Логич. позн-е, его формы, процессы, законы. Логич.позн-е – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логич. позн-е характ-ся также как опосредован. знание о действ-ти. Логич. знание опосредовано чувствен. знанием и самим собой: одни понятия опосредствуют другие. Направленное на позн-е сущ-ти, логич. позн-е имеет более сложный и структурно расслоен. хар-р. В нем можно выделить 3 уровня: 1.Фундаментальн. ур-нь. Этот ур-нь составлен общими логиче. процессами, формами и законами, кот. присущи как обыденному, так и научн. познанию. Материал чувств. позн-я подверг-ся мысленной обработке с помощью ряда логич. процессов: обобщения и абстрагир-я, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результ. такой обработки из недр чувствен. явлений извлек-ся скрытая в них сущ-ть. a. Обобщ-е – процесс выдел-я общего из единичного. b. Абстрагир-е – процесс отвлечения существен. признаков вещей и явл-й от несущественных. Это также отвлеч-е одних существ. признаков от других. Поэтому все челов. понятия выступают как абстракция, отображающ. существен.признаки вещей. c. Анализ – мыслен. расчлен-е целого на части; первоначально под анализом принималось мыслен. расчлен-е целостного чувствен. образа на логич. мыслимые части. d. Синтез – мыслен. объедин-е частей в единое целое. Простейш.ф. синтеза – мыслен. соедин-е признаков, полученных в результ. анализа чувств. образов, в единый логич. образ предмета. e. Индукция (Бэкон) – движ-е мысли от единичного к общему. f. Дедукция (Декарт)– движ-е мысли от общего к единичному. Основные логические процессы мысли взаимосвязаны и переплетены друг с другом. 2. Обыденный ур-нь. Обыден. человеч. эмпиризм неспособен углубляться в законы действ-ти. В обыденном позн-и действуют преимущественно законы формальн. логики, достаточные для отображ-я сравнительно простых сторон челов.жизни. Особенности: 1) Основыв-ся на здравом смысле, т. е. представ-ях о мире, чел-ке, общ-ве, смысле челов. поступков и т.д., сформировавшихся на основе повседневн. практич. опыта челов-ва. а. Важным элементом здрав. смысла явл. чувство реальности, кот. отображ. историч. ур-нь развития повседневн. жизни людей, общ-ва, их нормы деят-ти. б. Здравый смысл историчен – на кажд. ур-не развития общ-ва он имеет свои специфич. критерии. (Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли). в. Испытывает влияние более высоких ур-ней мышл-я, научн. познания. 2) Несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышл-я минувших веков (религия, приметы) 3) Глубинное фил. содерж-е выраж-ся в народных приметах, пословицах и поговорках. 3. Уровень научного познания. Специфич. законы логич. позн-я установлены традицион. формальн. логикой, кот. в основн. была создана Аристотелем. Формальн. логика открыла 4 основн. закона мышл-я: тождества, противоречия, исключенном третьего, достаточного основания. Формы логического познания Логич. знание в целом построено из понятий, предст-ет собой систему понятий. Две другие формы логич. познания – суждения и умозаключ-я - процессы формир-я, движ-я или развертыв-я понятий. Каждое понятие м. б. представлено в виде системы суждений и умозаключ-й. Понятие – отраж-е явл-я со стороны общих существен. свойств и связей. В рамках понятия можно выделить опред. понятия, кот. отображ. наиболее существен. признаки вещи. Понятие имеет содерж-е – совокуп-ть существен. признаков предмета, и объем – совокуп-ть предметов, обладающих этими признаками. В отличие от чувств. образа понятие не имеет наглядного хар-ра. Теряя наглядный хар-р, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отнош-я к отображаемому им предмету. Такой опорой стан-ся особое, «абстрактное» матер. образ-е или «раздражитель» – слово (группа слов). Понятие поэтому всегда сущ-ет в словесной форме, а логич. мышл-е в целом – с помощью языка как знаков. системы. Суждение – это форма мысли, в кот. утвержд-ся или отриц-ся что-либо относительно предмета мысли. Суждения м. б. утвердит-ыми и отрицат-ыми; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д. (вопросит. предлож-е – это не сужд-е). Суждение и понятие связаны – без понятий невозможно сделать суждение. Суждение истинно, если связи понятий правильно отражают связь вещей. Умозаключ-е – форма мысли, в кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Умозаключения делятся на 1. индуктивные, в кот. из единичных или частных суждений выводятся более общие. 2. дедуктивные, в кот. из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение. Логич. позн-е подчинено своим законам, кот. изучаются логикой. Специфич. законы логич. позн-я устан-ны формальной логикой. Сущ-ет 4 основных закона мышл-я: -тождества (А есть А): происход. подмена понятий, связ. с тем, что есть синонимы); - противоречия (про одни и те же предм. нельзя говорить одинаково, одно из высказ-й точно ложно!); - исключенного третьего (А есть либо В, либо не В): из двух противоположн. высказ-й нужно выбрать только одно, но эти 2 противопол-ти д. б. взаимопротивоположн. (он был дома и не дома); - достаточного основания (если есть В, то есть и его основ-е А): всякая истин. мысль д. б. обоснована (иметь достаточн. основ-я) другими мыслями, истин-ть кот., доказана . Вторым уровнем формальной логики выступает материалистическая логика. Высшим уровнем логики является диалектическая логика. Особенность диалектической логики заключается в том, что она охватывает, адекватно отображает противоречивость мира и человека и является единственным способом логического выражения мира и человека. 37)Практика и ее роль в процессе познания. Средством и процессом преобразования мира является общественно-историческая практика. Сущность человека и смысл его существования — в познании и практическом преобразовании мира и самого человека. По Марксу, практика - это материальная деятельность людей (трудовая деятельность). Практика обладает всеобщностью (приложимость к любым предметам и явлениям окружающего мира) Она включает в себя: 1) реальное преобразование наличной предзаданной человеку действительности, 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности. Практика как критерий истинности К. Маркс обратил внимание на недостаточность попыток найти критерий истины в рамках субъекта. Встала задача найти такой критерий, который: 1) был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие, и в то же время сам бы им не являлся; 2) этот критерий должен был соединить в себе всеобщность непосредственной действительности. Таким феноменом оказалась практика. 4)Материалистическое понимание истории: основные положения, аргументы Один из первых представителей - Шарль Монтескье. Сущность определяется через внешние проявления (географию). Экономика зависит от объективных факторов (климат, почва). Она в свою очередь влияет на социальное развитие (торговля, связи). В 20 веке на этой основе концепция геополитики. Биологический детерминизм - история зависит от биологического развития (дарвинизм, естественный отбор). Марксизм Общественное бытие включает: - человек (социальное существо), определяется потребностями - материальная деятельность (труд) - материальные отношения (прежде всего производственные) Основные положения: 1. Бытие определяет сознание. 2. В обществе существуют объективные законы. Два аргумента: 1) в обществе существует система отношений, складывающаяся независимо от сознания людей(производственная деятельность носит объективный характер – хочешь жить - работай). 2)новое поколение пользуется знаниями, накопленными их предками. Культура – субстанция истории. 3. Идея социального прогресса. Существует развитие общества, при этом существует преемственность. 4. Определяющую роль в истории играют народные массы. 5. Идея повторяемости исторического процесса. 6. Существует естественно-исторический процесс, это объективный процесс, связанный с общественными формациями. Носит универсальный характер, т.к. применим к любому 7)Проблема сущности человека в философии. Если всеобщая концепция раскрывает сущность человека как “вселенского”, а не сугубо “местного”, “провинциального” феномена, его особое место в мире, величие, достоинство и способность к бесконечному развитию, то социальная концепция — как интегрального социального существа, производящего себя и свою собственно социальную среду. “Людей,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — можно отличать от животных по сознанию, по религии — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, — шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят себя и свою материальную жизнь”102. Человек — это существо, которое само производит себя, свое бытие и сущность. При этом производимое им бытие возникает первоначально в виде мысленного прообраза. Человек поэтому есть не только производящее, но и сознающее существо. Человек — основной элемент общества, которое представляет собой не что иное, как сложно организованный коллектив индивидов, общество есть общество людей, или люди в их деятельности и отношениях друг к. другу. Общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях, — так определяет человеческую сущность общества Маркс. Основой этих отношений выступает единство родового и индивидуального в человеческой сущности. Родовое в человеке — все то, что свойственно каждому человеку, человеку вообще, а также человечеству в целом. Родовые черты существуют только через реальных индивидов. При этом родовое выступает, как будет показано далее, определяющим лишь по отношению к каждому отдельному индивиду и собственно индивидуальному в нем. Оно не главенствует над массой единичных, но, будучи целостным, входит в каждое единичное как некая отдельность. Если родовое в индивиде не существует как своего рода отдельность, оно не существует и во всей массе индивидов. Человеческая сущность поэтому с необходимостью индивидуализирована, является сущностью каждого индивида. 11)Сущность труда. Труд — важнейшее проявление человеческой сущности. В известном смысле он создал человека исторически и вместе с тем труд непрерывно производит, порождает человека из окружающих его природных условий. Будучи основным способом и средством существования человека, труд представляет собой единство всеобщего, особенного и единичного (индивидуального). Во всеобщем плане труд выступает как наивысшая форма материальной активности, высший способ движения и развития высшей формы материи — человека. В нем в обобщенном и сокращенном виде представлено основное содержание бесконечно многообразных форм движения и развития материи, благодаря чему труд выступает как всеобщая и универсальная форма движения и развития. Непосредственно всеобщность и универсальность труда выражается в том, что труд приложим к любым формам материи, бесконечному качественному многообразию материального мира. В силу универсальности, в “пламени труда” могут преобразовываться любые качества бесконечного многообразия вещей и явлений. Труд в этом смысле является потенциально бесконечным и содержит в себе возможность и необходимость бесконечного существования человека, бесконечной неисчерпаемой человеческой сущности. В то же время он служит генератором идентичности человеческой сущности, которая в свою очередь выступает основой существования человеческого сознания, индивидуальности. В особенном плане труд есть конкретный процесс преобразования природы и человека. Так как этот процесс осуществляется индивидом, труд всегда индивидуален. |