Главная страница
Навигация по странице:

  • 25)понятие общественно-экономической формации.

  • 2.Мировоззрение,типы М. Особенности религиозного и Ф.М.

  • Религиозное мировоззрение

  • Философское мировоззрение

  • Особенности

  • 5. Античный материализм.

  • 7. Философия средних веков и эпохи Возрождения.

  • В философии средних веков выделяют: 1) Патристика

  • Антропоцентризм философской эпохи Возрождения

  • 10.Особенности русской философии. Философские взгляды русских революционеров-демократов. Философские взгляды В.Соловьева и Н.Бердяева.

  • В нач 20 в – евразийство

  • В. Соловьев

  • 13. Предмет, структура и функции научной философии.

  • Предмет ФН

  • В философии науки необходимо выделять три основных ее уровня

  • Основными разделами философии науки являются

  • 14. Философия и частные науки

  • 18.Пространство и время как формы существования материи. Свойства пространства и времени. Концепции пространства и времени в истории науки и философии.

  • история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 167.96 Kb.
    Название1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    Анкористория философии
    Дата15.12.2021
    Размер167.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #305176
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    16)Постиндустриальное общество.

    Постиндустриальноеобщество – переход от производства товаров к производству услуг. Нельзя понимать буквально, другое дело, что характерна тенденция к безлюдному (автоматизированному) производству. Центральная роль теоретического знания. Наука указывает производству вектор для развития. Формы организации: университеты.

    Характеристики постиндустриального общества:

    1) Автоматизация производства

    2) Наука указывает вектор развития производства

    3) Основан на информации

    4) Экономика смещается в сторону производства услуг

    5) Источник производительности и роста - знания

    Представители

    Д. Белл (все что представлено выше).

    А. Тоффлер основывает свою концепцию на средствах производства:

    1) сельское хозяйство (борьба за выживание)

    2) уголь, нефть, лес (борьба за экологию)

    3) Возобновимые источники энергии (сотрудничество с природой)

    Недостатки:

    - переход - объективный процесс, условия которого не анализируются.

    - в основном рассматриваются социология и экономика.
    18)Классы и классовые отношения.

    Классы – большие группы людей, различающихся по их месту в исторической структуре общественного производства, по их отношению к средствам производствам, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и доле общественного богатства, которой они располагают. Классы - одна группа может присваивать труд другой (Ленин).

    Типы классов:

    •По экономической формации

    oОсновные

    oНеосновные

    •По отношению к средствам производства (устарел)

    oИмущие

    oНеимущие

    •По характеру труда

    oУправленческий

    0Исполнительный

    •По содержанию труда

    oУмственный

    - Интеллигенция – люди, профессионально занимающиеся определенным умственным трудом, для выполнения которого требуется специально образование.

    - Служащие – не требуется.

    oФизический

    Социальная стратификация.

    Теория о неравенстве между классами и путях решения. "Страты" - социальные группы.

    Одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности признается русский философ и социолог П. А. Сорокин. П. А. Сорокин подчеркивал: "Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества"

    21)Законы развития общественного сознания.

    Эти понятия введены Марксом.

    Общественное сознание - совокупность идей, взглядов, иллюзий, желания, отражающих материальную и духовную жизнь общества.

    Общественное бытие - материальная жизнь общества (человек как социально-материальное существо в его материальной деятельности и мтериальных отношениях).

    Три закона развития общественного сознания:

    1) общественное сознание способно обладать относительной самостоятельностью.

    - отставание ОС от ОБ

    - преемственность идей (накопление культуры)

    - неравномерное развитие форм ОС

    2) Общественное бытие и сознание взаимосвязаны.

    - качественная сторона: содержательное сходство

    - количественная сторона: степень содержательного сходства.

    ОС отражает ОБ неполно, могут быть ошибки.

    Важнейшая закономерность общественного сознания – непрерывный рост общечеловеческого содержания.

    3) общественное сознание способно активно влиять на общественное бытие Например, на экономические процессы.
    25)понятие общественно-экономической формации.

    Общество вообще существует в конкретных исторических формах. Форма общества — это общество на определенной ступени развития, или общественно-экономическая формация. Понятия “общество вообще” и “общественно-экономическая формация” соотносятся как род и вид. Первое выражает качественную определенность социальной формы материи, ее отличие от других форм, второе — качественную определенность исторических ступеней ее развития.

    Каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, обладающий своеобразным отличительным “характером”. Общественно-экономическая формация есть социальная форма организации человеческой сущности, которая модифицируется в каждую историческую эпоху. В сущности человека, представляющей собой единство родового и индивидуального, коренится противоречие коллективного и индивидуального. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характеризуются различной степенью идентичности (соответствия) человеческих индивидов своей сущности. Иными словами, каждой исторической ступени развития человечества свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной человеческой сущностью и ее исторически ограниченной формой, осуществлением.


    2.Мировоззрение,типы М. Особенности религиозного и Ф.М.Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения: житейское; религиозное; философское (философско-религиозное и научное). Религиозное мировоззрение: близко к мифологическому, но разводит сакральное и земное. В основе религиозного мировоз-я лежит идея существ-я высшего разума. Важнейш. компонент – теоцентрическ. мировоз-е: бог – начало мира, первоисточник и первопричина.Поиск высших ценностей, истинного пути – в центре любого РМ. Все переносится в иную жизнь, «вечную», все поступки оценив-ся по этому критерию. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойч-ть челов. бытию, помогает ему преодолевать житейск. трудности.Почему религия сущ-ет до сих пор? Это объясн-ся ее функциями: мировоззренческая, познавательная, интегративная, рекреационная (удовлетв-е), компенсаторная (помощь), воспитательная. Стала общест. институтом. Философское мировоззрение: Возникн-е – развитие и станов-е рабовладельческого общ-ва.Первоначально возник матер-зм как разновид-ть философ. мировоз-я, как научная реакция на религиозн. форму М. Стихийн. материалисты.Философск. М шире, чем научное, т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, а ФМ – еще и на ощущения. Особенности: рациональное объяснение;понятийно-категориальный аппарат; системный характер; рефлексивный характер; ценностный характер; оценочный характер; требует определенного уровня интеллекта.ФМ не всеисторично, оно меняется, обогащается. Состоит из двух компонентов: научно-теоретическое знание и духовно-практическое.Отнош-е Ч к миру – вечный предмет фил-и. Цель фил-и – вынести чел-ка из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать смысл жизни.Мировоз-е сущ-ет в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убежд-й, а также образа жизни чел-ка и общ-ва.Фил-я явл. одной из основных форм обществ. сознания, системой наиболее общих понятий о мире, места чел-ка в нем.

    5. Античный материализм.Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром. Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этой первоматерией являлась вода, у Анаксимандра — некий «апейрон», как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена — воздух, то разряжающийся, то сгущающийся вновь. Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон. Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Божества считались неотъемлемой частью вселенной, а душой могли наделяться любые объекты. Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения, как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, , Демокрит, Эпикур. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. Наиболее отчётливо борьба между материализмом и идеализмом в античной философии проявилась как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона.

    7. Философия средних веков и эпохи Возрождения.

    Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог, logos - учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.

    Исходным пунктом философских размышлений стали догматы священного писания, предпочтение отдавалось вере, а не знанию религии и не науке. Характерной чертой стал теоцентризм, т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии и поэтому получаются основания для существования термина религиозная философия. В философии средних веков выделяют:

    1) Патристика (pater - отец) – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения».

    Разрабатывает философскую антропологию и выдвигает проблему свободы личности. С Августина Блаженного начинается разработка философии истории. Он впервые осмыслил связь прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить всемирно исторический процесс, поставив историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Бога. По Августину: «Человечество в историческом процессе образует два «града», с одной стороны светское государство – царство зла, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божие на земле». Град божий – это мир добра, поэтому власть церкви выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы, но процесс этот бесконечен.

    2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. Центральное место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это дискуссия длилась несколько столетий. В итоге философы разделились на: 1) реалистов (realis - вещественны). Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. Отдельно от единых вещей, как их духовные сущности – прообразы. 2) номиналистов (nomen - имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств.

    Спор реалистов и номиналистов явился философским, т.к. в нем фактически обсуждались проблемы природы единичного и общего и их диалектика.

    Центральной фигурой схоластической философии был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал систему, сосредотачивающую в себе все достижения схоластики. Основные труды: «Сумма теологии и сумма против язычников» (сумма философии). Среди обсуждаемых проблем, была проблема соотношения философии и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология не различаются, обе имеют предметом Бога и то, что он создает. Только теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. А отличаются они методом. Философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Фома считает, что не разум должен направлять веру, а наоборот вера должна определять пути разума. А философия должна служить теологии. Древняя проблема – это проблема существования Бога. Фома приводит 5 рациональных доказательств существования Бога: 1) все что движется имеет причиной своего движения нечто иное, приходится признать, что существует перводвигатель, т.е. Бог 2) Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, т.е. все имеет свою причину, но и эти причины имеют свою причину, т.е. есть первопричина – Бог 3) высшая необходимость – это Бог 4) высшая степень или эталон – это Бог 5) разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. В антологии Фома принимает аристотельскую концепцию материи и формы, приспосабливая к христианству. Рассматривая проблему универсалий, Фома выступает с позиции умеренного реализма, он утверждает, что общее существует до вещей, в вещах и поле вещей.

    Антропоцентризм философской эпохи Возрождения. Гуманизм и натуральная философия. Эпоха Возрождения (14-16вв). Происходит распад феодальных отношений и начало складывания капитализма. Много научных открытий. 1-е печатные книги, открытие Америки и т.д. Развивается география, математика, медицина, химия и т.д. Сломана диктатура церкви. В центре культуры человек. В этот исторический период меняется общая ориентация философии. На 1-й план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии. Основные черты: 1) возрождение интереса к изучению природы 2) использовали прежде всего материалистические произведения философов античности 3) тесная связь с естествознанием 4) исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентричную по своей направленности.

    Характерным типом философского мышления стала философия Николая Кузанского (1401-1464). Высказывал ряд диалектических идей, применив к природе, разработал методологический принцип совпадения противоположностей в едином предмете. В теории познания обосновалось понятие, проблема творчества и безграничных возможностей человека. Человек – это своеобразное подобие природы и Бога. Показал, что Земля не центр мира, положил начало крушению космологической теории Платона, Аристотеля и Птолимея. В эпоху возрождения формируются основы современного естествознания, радикально изменяет миропонимание, которое явилось средством появления гелиоцентрического учения Николая Коперника. Коперник создал новую гелиоцентрическую систему мира, что явилось 1-ой научной революцией. Высказал мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектах. В 1616г произведение Коперника было внесено в черной список Папы Римского. Джордано Бруно (1548-1600). Его воззрения тоже характеризуется как пантеизм. Цель философии в познании не сверхприродного бога, а природы. Его взгляды соединяются с элементами стихийной диалектики. Выдвинул теорию о существовании множества миров. В 1592г был арестован и в 1600 он и его труды были сожжены. Он был последним представителем эпохи Возрождения.

    10.Особенности русской философии. Философские взгляды русских революционеров-демократов. Философские взгляды В.Соловьева и Н.Бердяева.

    Формирование: еще в 9в – былины, истор песни. Стимул – принятие христианства. обращение к греческой патристике и ее специфическое освоение в кирилло-мефодиевской традиции, т. е. сближение философии с моралью, этикой. Плюс язычество – исток ересей и самобытного мудрствования. Мудрствование – это гигиена ума, духовная пpoфилактика, позволяющая освободить ум от ощущений, оградить его от мирского.

    В 16 в появляется Иосифлянство, которое своим отказом от идеи подражания Христу разрушало средневековые каноны мышления, ставило на место веры разум, придерживалось религиозного рационализма.

    Рус просвещение (сер 17-первая треть19 в). становление светской философии: зарождение секуляризма, «петровское западничество» и, наконец, время Екатерины II, связанное с открытыми заявлениями гуманных принципов и научно-гума­нитарным движением. (время борьбы западников и славянофилов). В.Н. Татищев обосновал европеизм и разработал идеологию западничества. Он склонялся к антропологической интерпретации просветительской философии, рассматривая философию в качестве науки наук. Ломоносов – не сводил познание природы к эмпирике, шел от теории, логического обобщения, отстаивал деизм и теорию двойственной истины, не мыслил себе духовность иначе, как целостное единство веры, истины и красоты. А.И. Радищева (1749–1802) стоят у истоков радикально-демократического направления русской мысли. создал уникальнейшую традицию русской философской антропологии: все, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке

    В XIX в. довольно ярко проявил себя политический радикализм преимущественно западнического толка. Декабризм (чаадаев герцен) в области философии отстаивал позиции материалистические, религиозно-деистические. Рев демократы(белинский добролюбов) отражали, как правило, последовательно материалистические и диалектические убеждения и разрабатывали идеи общинного социализма.

    Византизм – концепция поздних славянофилов. К.Н. Леонтьев и другие сторонники считают, что в русском народе сильны идеи монархического государства, православия, отказа заботиться о земных благах, составлявшие основу духовной и политической жизни Византии, поэтому Россия есть не Европа, а православный Восток.

    Кон 19 в – марсизм - плеханов троцкий. Плеханов первым среди русских социалистов доказывал примеримость марксизма к условиям России. В утверждении в странах буржуазных общественных отношений он увидел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу

    В нач 20 в – евразийство (России как Евразии – особом этнографическом мире со своей самобытной культурой, об особом месте России (Евразии) в мировой истории и особых путях ее развития. Трубецкой ильин). Религиозное реформаторство порождает русское богоискательство. Наиболее выдающимся представителем русской религиозной философии был B.C. Соловьев. Богочеловечество – личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев).

    Соловьев. Основной идеей его религиозной философии была идея: София (олицетворенная, воплощенная мудрость) - Душа Мира. Речь идет о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

    • Теософия — дословно, «Божественная мудрость». Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его.

    • Теургия — дословно, «боготворчество». Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

    • Теократия — дословно, «власть Бога», то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе теократического государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

    Бердяев . В центре его рассуждений – проблемы духовности, свободы, любви, творчества, человека, смысла жизни. личность – категория религиозного сознания; сущность человека – в его отношении к Богу. Мы живем в ми­ре призрачном, человек постигает диалектику добра и зла через страдание, история предстает олицетворением человеческой судьбы во времени. Соборность, общность преодолевает мир несвободы, и наступает преображенное «богочеловеческое» бытие, в котором будут господствовать творчество, свобода, любовь.

    Русская идея – идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии. Сформировалась в XVI в. и стала первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем русская идея разрабатывалась в период XIX–XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский,Н. Бердяев). Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. К революции относился двояко: послереволюционное - вступление в великую неизвестность. Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Ее источник - хаос. Поэтому Бог над ней не властен, не ответственен за зло в мире. Свобода - единственный механизм творчества.

    13. Предмет, структура и функции научной философии.

    Наука – это система объективно-истинных и логически взаимосвязанных форм и образований Н. знания, таких как понятие, суждение, концепция, теория, и использующих для своего формирования совокупность научных средств и методов. Философия науки – область философии, которая изучает общие закономерности и тенденции научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социокультурной среде. Предмет ФН: общие закономерности функционирования научного знания, изучение рождения, трансляции знания, его критериев научности и проверяемости.Объект ФН: изучение науки как особой социальной реальности. Когда представитель философии науки имеет дело со специализированными текстами естествознания или обществознания, то объектом его изучения являются не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организма, не исторические катаклизмы и т. д., а научное знание, способ производства этого знания, принципы его организации и функционирования, динамика, методы познавательной деятельности и т. д.

    В философии науки необходимо выделять три основных ее уровня:
1. общую философию науки как целого;
2. философию отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных наук, технико- технологического знания);
3. философию отдельных наук и дисциплин (механики, астрономии, истории, социологии и т. д. и т. п.).

    Основными разделами философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, логика и методология науки, аксиология (ценностная составляющая) науки, общая социология науки, философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, философские проблемы научно-технической политики и управления наукой.
Функции ФН:
1) выработка онтологических оснований науки;
2) формирование гносеологической базы научной деятельности; 
3) разработка логических и методологических основ науки;
4) выработка и создание модели научной рациональности;
5) освещение проблем научного творчества;
6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе;
7) анализ языка науки;
8) разработка стратегической доктрины науки;
9) разработка классификации наук;
10) выяснение связи науки и общества;
11) освещение проблемы эффективности науки;
12) выяснение взаимоотношений науки и политики; 13) освещение связи науки и религии;
14) подведение под науку аксиологических оснований; 
15) раскрытие проблем этики науки;
16) анализ эстетических проблем науки;
17) оценка социального назначения науки.

    14. Философия и частные наукиЧастные науки имеют предметом какую-либо частную, особенную область действительности и делятся обычно на три группы: естественные, общественные и технические науки. Различают также фундаментальные науки, к которым обычно относят математику, физику, химию, биологию, важнейшие социальные науки.Взаимосвязь философии и частных наук – одна из важнейших закономерностей развития науки. В основе этой взаимосвязи лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук.Понимание взаимосвязи философии и частных наук основывается, таким образом, на диалектике категорий всеобщего и особенного. С точки зрения научной диалектики всеобщее существует только через особенное, во всей массе особенных, а особенное – только в связи с всеобщим. Эта диалектика определяет глубокую зависимость философии от частнонаучного знания и, в свою очередь, не менее важную зависимость частных наук от философских знаний.

    Смысл этой зависимости заключается в том, что философия не имеет никакого другого первичного материала, из обобщения которого она могла бы выводить свою теорию, кроме совокупного фактического и теоретического материала естественных, общественных и технических наук, прежде всего – фундаментальных наук. Частнонаучное мышление, выполняя свои собственные функции в познании частных областей действительности, вместе с тем подготавливает появление философских абстракций. Философия идет дальше, формулируя понятие о всеобщих чертах, свойствах, законах реального мира.Чтобы сделать более глубокие обобщения, философия не может прямолинейно и некритически воспользоваться уже готовыми заключениями частных наук: философ должен понять как факты, на которые опираются частнонаучные теории, так и содержание этих теорий, способ их выведения из фактов. Философия, следовательно, должна в некоторой степени уподобляться частным наукам, философ должен обладать своего рода профессиональной подготовкой частных областях науки. Философия исходит не из всего детализированного массива фактов и теории частных наук, а из основного и обобщенного совокупного фактического и теоретического материала науки.Философская теория создается, таким образом, благодаря глубокому и квалифицированному вторжению философии в содержание частнонаучного знания, на основе глубокого философского анализа материала науки. Такой анализ должен иметь критический характер, философия не должна принимать полностью на веру ни факты, ни заключения частных наук.Частные науки находятся в глубокой зависимости от философии, даже если ученый этого не осознает. Смысл этой зависимости заключается в том, что особенное, как предмет частных наук, существует только в связи со всеобщим и поэтому не может быть понято вне связи со всеобщим. Иначе говоря, Частнонаучное описание и объяснение всегда принципиально неполно и должно дополняться философским объяснением. Прежде всего, выделяя предмет науки, ученый, так или иначе, исходит из представления о целостном внешнем мире, существующем вне человеческого сознания.По мере развития фундаментальных наук, роста их теоретического уровня, по мере их фундаментализации значение философских подходов будет резко возрастать. Подлинный расцвет философской культуры мышления ученых еще впереди.
    18.Пространство и время как формы существования материи. Свойства пространства и времени. Концепции пространства и времени в истории науки и философии.


    написать администратору сайта