Главная страница
Навигация по странице:

  • 25. Сознание-свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг. Мышление и язык.

  • Сознание и мозг.

  • Мышление и язык.

  • Слова

  • 29. Закон перехода количеств. Измен-й в качеств-ые и обратно.

  • 31. Сущ-ть позн-я. Принципы научн. теории позн-я.

  • 34. Обыденное позн-е.

  • 35. Научное позн-е: сущ-ть, эмпирич. и теоретич. ур-ни.

  • история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 167.96 Kb.
    Название1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    Анкористория философии
    Дата15.12.2021
    Размер167.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #305176
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Мышление представляет собой активный творческий процесс, направленный на решение практических и теоретически задач, на получение новых знаний. Особая роль в интеллектуальном механизме переработки информации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношении с окружающим. Творческая функция сознания заключается, прежде всего, в надеждах, выработке определенных установок, мотивации человеческих деяний, разработке плана, программы, технологии, прогнозирования деятельности, ее результатов, “отдачи” в настоящем и будущем.


    25. Сознание-свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг. Мышление и язык.

    Сознание – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка. Сознание – высш. форма отраж-я, всеобщ. атрибута. Изучается многими науками.

    Сознание – предмет изуч-я многих наук (психология, кибернетика и др.).

    Сознание – высш. форма психич. деят-ти. Состоит из двух уровней:

    1) собственно человеч. психика – высш. уровень психич. деят-ти;

    - бессознательн. психика – такая психич. деят-ть, кот. не контролир-ся созн-ем, за порогом осознания (установки и интуиция). На ур-не созн-я чел-к конструир. к-либо действия, когда он их усвоил, то оин уходят на бессознат. ур-нь.;

    - сознательн. психика: един-во трех компонентов: разум!, чел. чувства, воля. Недоразвитие к-либо из них делает психику ущербной.

    2) животная очеловечен. психика – низший ур-нь, кот. не выходит за рамки живот. психики. Основа – физиологич. деят-ть. Животные охватывают только внеш. стороны предмета, а чел-к умеет мыслить абстрактно.

    - элементарные, но очеловечен. чувства и эмоции, кот. роднят нас с животн.;

    - инстинкты – врожден. ф. психич. деят-ти, тип поведения. Человеч. инстинкты: самосохран-я, деят-ти (двигат-ый), половой, исследовательский.

    - физиологич. деят-ть.

    Сознание – высш. форма отраж-я объект. мира, присущая высокоорганизован. материи, чел-ку, кот. возникает в результ. бесконечного развития мира.

    Сознание – это идеальное. Это концентрир. выдел-е сущ-ти созн-я.

    Идеальность образа:

    1) образ тождественен предмету, т. к. в образе есть все то, что есть в предм.

    2) но они различ-ся, т. к. реальн. предмет облад. весом.

    Сознание – единство объект. содерж-я и субъект. формы. Оно отражает верно действит-ть, но принадлежит чел-ку.

    Сознание и мозг.

    Созн. опред-ся как св-во мозга, но это не так.

    Мозг – это биологич. орган, биологич. ур-ня, а созн-е соц. явл-е. У животных нет созн-я, но есть мозг. Сознание не м. б. св-вом биологич. органа.

    Созн. – это св-во высокоорганизован. материи – чел-ка.

    Мыслит чел-к при помощи мозга, это непосредствен. носитель мысли.

    Связь мозга и созн-я – проблема психофизиологии.

    1. Концепция тождества.

    Античность, материал-ть души + вульгарн. матер-изм (сводит созн-е к материи, электромагнит. колеб-я мозга).

    2. Концепция протвипостав-я (не зависимы, не связаны).

    Идеализм, религия.

    17-18 вв. Психофизиологический параллелизм.

    Использ-сь материалистами: если мозг поврежден, то психика наруш-ся. Дуализм, параллельность.

    Сеченов, Павлов: проблема связи на научную основу. Учение о физиологич. основе психики и созн-я.

    Центр. нервн. сист. - в основе психич. процессов. Физиология – фундамент психического.

    Есть два вида деят-ти ЦНС – низшая и высшая, находятся во взаимосвязи.

    Психика – идеальн. образ, физиология – матер. процессы мозга.

    Психофизиологич. парадокс: Сущ-ют две качественно различные картины деят-ти матер. мозга – психологическая и физиологическая. Восприятие мира происход. через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следов-но, в голове возникают качественно разнообразные образы.

    На психологич. ур-не деят-ть мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явл-й, на физиологическом – как сист.качественно тождественных процессов возбужд-я

    Физ. процесс однороден (все сигналы преобраз-ся в однородный нервный поток, не несущий кач-ва вещей). Как созд-ся образы вещей? Мозг способен выражать бесконечное многообразие мира (универсальн. содерж-е), это матер. обобщение мира. Он преображает нервный процесс в идеальн. образ.

    Законы мышления не сводятся к ф/х/физиолог. закономер-тям, кот. сост-ют только матер. основу мышления.

    Закономер-ти соотнош-я физического и психического:

    1) возникая и существуя засчет – глубокая завис-ть

    2) психическое – качественно-своеобразная функ-я мозга и подчин-ся собствен. законам

    3) психическое, будучи высшим по отнош-ю к физ., оказывает обратное влияние на его процессы.

    Орлов: каждое псих. явл-е имеет свой физ. эквивалент и наход-ся в структурн. взаимосвязи с ним. Психика имеет теневую сист. и находится в структурн. соответ-и с ней. В мозге д. б. особые структуры клеточного или надклеточ. ур-ня, кот. обслуживают психич. деят-ть. Для объясн-я этих структур недостаточно физ. процессов.

    Мышление и язык.

    Труд оказал влияние и на язвк. Т. к. всё происходит в общ-ве, то появ. потреб-ть в общение. Труд. деят-ть, созн-е и язык формир-сь вместе.

    У животных есть способ-ти к звуковой сигнализации (ориентир-ся на основе звук. сигналов и на основе чувств. образов), но они не связаны (предметы не обознач-ся звуками).

    А в процессе труд. деят-ти они взаимосвязаны.

    Чел-к придает знач-е звуков. сигналу – рефлекс и реакция. Необх-мо стало в процессе труд. деят-ти.

    Звук. сигнал приобретает функцию знака, кот. имеет знач-е.

    Животное реагирует на звучание, а чел-к на знач-е звука.

    На базе языковых знаков возник. переход от чувств. ступени отраж-я на ур-нь логич. отраж-я, т. е. к понятийн. мышлению. Оно позволяет чел-ку вычленить св-ва предм., их признаки, взаимосвязи.

    Можно иметь образ предмета, но образно св-ва их получ. невозможно.

    Возник. понятийн. мышление – это язык. Передача инфо-и в коллективе.

    Язык – звуков. матер. оболочка мысли, слова явл-ся единицами языка; они выступ. в виде движущ. матер. слоев воздуха, т. е. язык материален.

    Мышление же идеально.Мысль м. б. заменена матер. знаком (искусствен. языки).

    Слова – знаки, кот. замещают предметы, их св-ва, отнош-я между предм. Этот знак – носитель знач-я.

    Предмет, знак и знач-е:

    Знак (слово) - матер. заменитель предмета, кот. выражает знач-е. Знач-е – идеальн. отраж-е предмета, выражен. в знаке в матер. форме - знаке.

    Знак, знач-е и предм. – НЕравноценны; определяющее – предмет.

    Знач-е отраж. предмет,Ю а знак замещает предм. => знач-е обладет сходством с предм., а знак не облад. сходством (слово стол не похоже на реальн. стол).

    Связь между знаком и знач-ем явл. естественно-исторической.

    Мысль м. б. заменена матер. знаком.

    Связь знака с предметом условна (договор), она явл. результ. нашего соглаш-я.

    Если мы берем сист. знаков, то она не условна, т. к. эти знаки формир-ся с учетом знач-я, кот. они несут.

    Мышление и язык наход-ся в диалектич. единстве. Т. е. они возникают, сущ-ют и развив-ся на единой матер. основе (основе практич. деят-ти людей).

    Язык – матре. сторона, мышление – идеальная.

    Мышление без языка НЕ может сущ-ть, оно может развив-ся только на базе языка.

    Всякая попытка оторвать мышление от языка ведет к идеальному. А попытка их отождест-ть ведет к вульгарн. матер-зму.

    Любой язык меняется в процессе истории (знач-е, ударение).

    Язык служит как формой выраж-я мысли, так и ср-вом общения людей. Поэтому язык всегда есть явл-е соц-ое, он несет четкий конкретно-историч. отпечаток и порожден предметно-практич. деят-тью людей, их обществ. отнош-ми, культурн. традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общ-ва и передает их из поколения в поколение.

    С помощью языка осущ-ся планир-е будущих действий, т. е, реализуется прогностич. функ-я мышления, что отличает чел-ка от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком.

    29. Закон перехода количеств. Измен-й в качеств-ые и обратно.

    Каким образом происход. разв-е?

    Согласно диал-ке всякое разв-е, взятое в достаточно широких и целостн. пределах, происходит первоначально в форме положит. измен-й, кот. закономерно приводят к качествен. измен-ям, в свою очередь обуславливающим новые количеств. измен-я.

    Между предметами есть некое единство и различие – через кач-во и через кол-во.

    Кач-во – фил. категория, кот. выраж. существен. различия, индивид-ть, специфич-ть объектов действ-ти. Она бросается в глаза.

    Кач-во – это внутр. специфич. опред-ть вещи. Категория кач-ва выраж. то обстоят-во, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за кот. она приобретает другую опред-ть, другое кач-во.

    Св-во вещи – выраж-е кач-ва вещи при взаимод-и с друг. предметами. Не возникает, а проявл-ся при взаимод-и.

    Св-во может исчезнуть, а кач-во остается, это целостная характ-ка предмета. Вещь остается тем, что она есть, благодаря кач-ву. Кач-во опред-ся тем, из чего состоит вещь:

    1) содерж-е (определяет кач-во)

    2) структура (изомерия)

    3) обособл-ть (границы)

    4) устойчивость (опред-ть)

    Кол-во – внешн. опред-ть вещи, безразличная к его бытию (вещи мож. быть больше или меньше, но она вещь). Количествен. характ-ки выявл-ся только у тех предметов, у кот. есть качественные. Любое кач-во имеет количествен. параметры.

    Параметры:

    - величина

    - число

    Мера – интервал, внутри кот. количеств. измен-е не приводит к качественному. Мера имеет сложную структуру.

    Скачок – переход предмета из одного качеств. сост-я в другое. Это перерыв непрерыв-ти. Формы скачков многообразны.

    П.: выпуск качеств. продукции выгоден экон-ке (больше берут).

    Развитие как движ-е от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качествен. сост-я к более высокому, новому кач-ву есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количеств. измен-я явл-й до известн. предела носят хар-р относительно непрерывного роста одного и того же по своему кач-ву объекта. Только на опред. ступени развития, при опред. усл-ях объект теряет свое прежнее кач-во и стан-ся новым. Развитие, т. о., есть единство прерыв-ти и непрерыв-и, революционного, скачкообразного и эволюцион. измен-я явл-й.

    Закон перехода количеств. измен-й в качественные показыв., как осущ-ся возникн-е нового.

    Механизм: количеств. характ-ки накаплив-ся и в один момент наруш. меру => происход. скачок => качаств. измен-я => они порождают количеств. измен-я.

    П: хим. преобраз-я: дана формула, кот. образ-ся прибавлением СН2, т. е. одного атома углерода и двумя атомами Н, к молекулярн. формуле предыдущ. члена, и это количеств. измен-е молек. формулы образует кажд. раз качественно отличное тело.

    31. Сущ-ть позн-я. Принципы научн. теории позн-я.

    “Чел-к стал чел-ом, когда стал познавать мир”.

    Сократ: “Как чел-к может творить добро, если он не знает, что такое добро? Позн-е объект. мира невозм-но без знаний действит-ти”.

    О.И. – мир есть ни что иное, как процесс позн-я, существующий вне, сам по себе и независимо от всего остального.

    С.И. – позн-е есть процесс объект. самопозн-я, позн-е субъектом самого себя.

    М. – позн-е как процесс отраж-я объект. мира в челов. созн-и.

    Науч. М. – процесс отраж-я объект. мира в голове чел-ка.

    Познание - вид чел. деят-ти, основанной на идеальн. освоении действ-ти, цель кот-го получ-е нового знания.

    Знание – способ-ть чел-ка в своих мыслях и действиях воспроизв-ть мысли, процессы, вещи, оперировать их образами и понятиями.

    Субъект позн-я – носитель или источник познават. деят-ти. Кто познает? Чел-к, общ-во, коллектив - субъекты.

    Объект позн-я – то, что противостоит субъекту познават. деят-ти, то, что познается.

    Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии. Гносеология – фил. учение о познании.

    Предмет позн-я – признаки, связи, закономер-ти, исслед-е кот-х опред-ся задачей научно – познават. деят-ти. Объект шире, чем предмет позн-я.

    Принципы научной теории познания (Ленин):

    1. принц. матер-зма (для того чтобы познать мир, нужно признать факт его объект. существов-я);

    2. принц. монизма матер-го (идея единства, сходства людей, как природн. существ - результат развития природы, мира); Чел-к - вершина развивающег. мира и нет факторов, кот. бы ограничили возм-ти чел-ка. Границы позн-я постоянно расшир-ся. Чел-к может управлять законами мира, т.к. он их познал, а значит понял;

    3. принц. диалектики; Позн-е способно углуб-ся. Незнание диал-ки ведет к метафизике, а догматизм ведет к религии. Предмет необходимо рассматр-ть в его измен-и.

    4. принц. практики (выведен Марксом и Энгельсом);

    5. Фил-я до середины XIX носила созерцат. хар-р. Соврем. наука руковод-ся практикой. Без практики невозм-но познать сущ-ть вещей.

    Практика - критерий истины (Ленин).

    Агностицизм - отвергает возм-ть позн-я сущ-ти мира. (Кант, Беркли, Юм). Агностицизм приводит к С. И. (т. к. это созн-е и чувства – отсут-е практики).

    Причины агностицизма:

    1.Объект познания очень сложен;

    2.Сложность объекта познания;

    3.Исходные метологические принципы.

    В рамках агностицизма отриц-ся абсолют. истина, роль науки сводится к позн-ю сущ-ти. Отриц-ся не знание, а возм-ть с помощью знания полностью познать мир на уровне сущ-ти.

    Юм (скептик «не знаю», завуалирован. агностицизм): нашему уму ничего не м. б. доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотнош-ем восприятия и объекта. Чел-к познает окруж. среду через ощущ-я, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, то познать сущ-ть мира нельзя.

    Можно лишь описывать и группир-ть вои ощущ-я, но познавать его он не может. Откуда мы знаем, что органы чувств дают нам достовер. сведения?

    Когда мы говорим о вещах и их св-вах, то мы говорим только о впечат-ях, кот. они на нас произвели. Мы не знаем, сущ-ет ли мир вне наших ощущ-й.

    Кант (агностик): вне нашего созн-я имеются матер. предметы, кот. воздействуют на наши органы чувств и взаимод-ют между собой; в голове возникают ощущ-я в виде хаоса. Созн-е с одной стор. воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью простр-ва и врем., кот. не зависят от матер.предметов, это формы созн-я). В созн-и возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть – бескон-ть, т.е. мир непознаваем, но знание возможно.

    Он не отриц. существ-е объект. мира. Отмечает, что чел-к может правильно познавать св-во вещи, но не ее сущ-ть. Это вещь в себе – сущ-ть, кот. не доступна чел-ку.

    Мы не можем познать сущ-ть мира, т. к. он бесконечен. А чел-к имеет дело с конечн. моментами, явл-ями.

    Вопр. о познаваемости мира – это реальная проблема!

    В 20-3- гг. 20века физики обсужд. вопрос о приборном идеализме. Элементар. частицы малы, и их исследуют с помощью приборов. Физики трактуют показания приборов по-разному.

    Идеализм коренится в слож-ти самого процесса позн-я. В чем же слож-ть?

    1) труд-ти нашего позн-я обусловлены самим объектом, т. е. самим миром, кот. предст-ет собой многообразие предм., явл-й, процессов. кот. еще и развив-ся в простр-ве и врем.

    2) труд-ти неизбежны, т. к. мир – это единое целое, где предм., явл-я, процессы наход-ся в тесной связи, т. е. обусловлены друг другом. Окружающ. нас дейст-ть бесконечно сложна, и отраж-е этой дейст-ти в голове чел-ка не м. б. легким!

    Труд-ти обусловлены также особ-ми чел. созн-я:

    - наше созн-е активно (в предм. мы выделяем форму и содерж-е, сущ-ть и явл-я, мы созаем абстракции, мы расчленяем предм. и потом пытаемся соединить обратно, причем иногда части разных предм. в одно).

    - кажд. предм., явл-е, процесс имеют 2 стор., кот. противодействуют и едины друг с другом.

    Опровег-ть агностицизм можно с помощью практики, и по Фейербаху (подобное может познать подобное; мы включ. в себя бескон-ть – вкл. все ф. материи).

    Если мы будем использ-ть практику, как основу позн-я, то мы придем к ошибке: к соцерцат. хар-ру позн-я, к абстрактн. позн-ю (как Фейербах рассматр. чел-ка вообще; он НЕ изучал конкрет. индивида в конкрет. общ-ве. А правильн. способ как раз конкретн.-историч. метод.
    34. Обыденное позн-е.

    Обыден. позн-е связано с решением вопросов, возникающих в повседневн. жизни людей, текущей практич. деят-ти, быту и т. д.

    Обыден. челов. эмпиризм неспособен углуб-ся в законы действ-ти (достаточно законов формальн. логики).

    Основыв-ся на здрав. смысле – представ-ях о мире и т.д., сформировавшихся на основе опыта.

    Элемент здрав. смысла – чувство реальности, кот. отображ. историч. ур-нь развития повседневн. жизни людей, общ-ва, их нормы деят-ти.

    Здрав. смысл историчен — на каждом ур-не развития общ-ва он имеет свои специфиче. критерии. Так, в докоперниканск. эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращ-ся вокруг Земли. Позднее такое представ-е стан-ся нелепым.

    На кажд. историч. этапе в здрав. смысле, его нормах отлагаются результаты научн. мышл-я, освоенные больш-вом людей и превратившиеся в нечто привычное.

    С усложн-ем повседневн. челов. быта в сферу здрав. смысла переходят все более сложные представ-я, нормативы, логич. формы.

    В силу своей относит. простоты и консервативности обыден. позн-е несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли (религия).

    Вырабатываемый под влиянием повседневн. практич. деят-ти здрав. смысл несет в себе и стихийно материалистич-ое, а в соврем. мире нередко — и диалектич. содерж-е.

    В формах, присущих обыден. позн-ю, глубинное фил. содерж-е выраж-ся в народных приметах, пословицах и поговорках.

    Материалистич. фил-я всегда в значит. мере опиралась на здрав. смысл, непрерывно рождавшийся повседневной челов. практикой. Вместе с тем здрав. смысл всегда ограничен. Здрав. смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных свойств и т. д.

    Однако происходит онаучивание здрав. смысла и вряд ли можно отрицать, что противореч-ть бытия станет логич. нормой и обыден. познания. (Энгельс)

    35. Научное позн-е: сущ-ть, эмпирич. и теоретич. ур-ни.

    Научное позн-е – высший ур-нь логич. мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущ-ти мира и чел-ека, законов действ-ти. Концентрированным выраж-ем научн. позн-я явл. научн.открытие – т.е. обнаруж-е неизвестных ранее существен. свойств, явлений, законов или закономер-тей.

    Научн. позн-е имеет два уровня – эмпирич. и теоретич.

    Эмпирич. связан с предметом научн. исслед-я и включ. чувствен. опыт и их первичное теоретич. осмысл-е. Теоретич. ур-нь научн. позн-я заключ-ся в дальнейш. обработке эмпирич. материала, выведении новых понятий, идей, концепций.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта