Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Теоретич. ур-нь

  • 38)особенности и основные течения современной западноевропейской философии позитивизм неопозитивизм

  • 9)Материальное производство: сущность структура, функции, источники развития.

  • история философии. 1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии


    Скачать 167.96 Kb.
    Название1. Социальноэкономические и духовные предпосылки возникновения философии
    Анкористория философии
    Дата15.12.2021
    Размер167.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #305176
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Эмпирич. ур-нь непосредственно связан с предметом научн. исслед-я, ориентировано на изуч-е явлений и зависимостей между ними. На ур-не эмпирич. позн-я сущностн. связи не выдел-ся еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях.

    a) Включ. два компонента:

    - Чувствен. опыт (ощущ-я, восприятия, представ-я)

    - Их первичное теоретич. осмысл-е, первичную понятийную и терминологич. (дискурсивную) обработку

    b) Основная единица эмпирич. знания – знание научн. факта. Научный факт возникает как результ. очень сложной обработки данных наблюд-й: их осмысл-я, поним-я, интерпретации.

    c) Использует два основн. метода изучения:

    - Наблюд-е – это целенаправленное и организован. чувствен. позн-е действ-ти в ходе кот. мы получаем знание о внеш. сторонах, св-вах и отнош-ях изучаемых объектов.

    Ср-ва наблюд-я: приборы и матер. носитель, с помощью кот. передается инфо-я от объекта к наблюд-лю (например, свет). (приборы осущ-ют качествен. преобраз-е внешн. воздействия, превращая его в чувственно воспринимаемое чел-ом).

    Научн. наблюд-е в отличие от обычного созерц-я всегда оплодотворено той или иной научн. идеей, опосред-ся уже имеющимся знанием, кот. показывает, что наблюдать и как наблюдать.

    Наблюд-е как метод эмпир. исслед-я всегда связано с описанием, кот. закрепляет и передает результаты наблюд-я с помощью опред. знаковых средств.

    - Эксперимент – изуч-е предметов посредством их целенаправлен. измен-я. Эксперимент предст-ет собой активное вмешат-во в объект. процессы с целью изуч-я «поведения» объекта в результ. его целенаправлен. измен-я.

    2. Теоретич. ур-нь заключ-ся в дальнейш. обработке эмпирич. материала, выведении новых понятий, идей, концепций.

    Происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущ-ть объекта предст-ет собой взаимод-е ряда законов, кот-ым подчин-ся данный объект.

    Задача теории – воссоздать все эти отнош-я между законами и так.обр. раскрыть сущ-ть объекта.

    а) Формы – понятия, суждения, умозаключ-я.

    Понятие – отраж-е явл-я со стороны общих существен. свойств и связей.

    Суждение – это форма мысли, в кот. утвержд-ся или отриц-ся что-либо относительно предмета мысли.

    Умозаключ-е – форма мысли, в кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

    b) Теоретич. методы (идеализация, мыслен. эксперимент, построение теории).

    Общенаучн. методы: обобщ-я и абстрагир-я, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

    В кач-ве общенаучн. выступают также методы идеализации, формализации (абстрактно-математич. модели), аксиоматизация (есть набор исходных полож-й, из кот. строится система выводных предлож-й), математизации и моделир-я.

    Основные формы НП:

    1)Проблема – важная в практиче. или теоретич. отнош-и задача, способы реш-я кот. неизвестны или известны не полностью.

    От обыден. вопросов проблема отлич-ся, прежде всего своим предметом - это есть вопр. о сложных св-вах, явлениях, о законах действ-ти, для позн-я кот-х необходимы спец. научные ср-ва позн-я - научная сист. понятий, методология и методика исслед-я, технич. оснащ-е. Проблема ставится или формир-ся наукой.

    2) Гипотеза – предположительн. реш-е проблемы.

    Потреб-сть в ней возникает, когда неясна связь между явл-ями, когда по некотор. характ-кам настоящего нужно восстан-ть картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущ. развитии явл-я.

    В кач-ве гипотезы выступ. не только отдельн. предполож-я, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернут. хар-р.

    Основн. св-во гипотезы - множественность: каждая проблема науки вызывает появл-е целого ряда гипотез, из кот. отсеив-ся наиболее вероятные, пока не произведется окончат. выбор одной из них или синтез.

    Выдвиж-е гипотезы на основе опред. фактов - это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностн. хар-ра требует проверки, док-ва. После такой проверки гипотеза или стан-ся научн. теорией, или видоизмен-ся, или отбрасыв-ся, если проверка дала отрицат. результ.

    3) Теория – высшая форма НП. Это достоверное (в диалектич. смысле) знание об опред. области действ-ти, представляющее собой сист. понятий и утвержд-й и позволяющее объяснять и предсказ-ть явл-я изданной обл-ти.

    Теория - это высш., самая развитая организ-я научн. знаний, кот. дает целостное отображ-е закономер-тей некотор. сферы действ-ти и предст-ет собой знаков. модель этой сферы.

    Особ-ть: теория облад. предсказательн. силой. В ней имеется множ-во исходных утвержд-й, из кот. логическ. средствами вывод-ся другие утвержд-я, т.е. в теории возм-но получе-е одних знаний из других без непосредствен. обращ-я к действ-ти. Теория не только описывает опред. круг явл-й, но и дает им объясн-е.

    38)особенности и основные течения современной западноевропейской философии позитивизм неопозитивизм

    Позитивизм Главный вопрос – взаимоотношения философии и науки. Главный тезис – подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками. Первая историческая форма позитивизма – в 30 – 40-х гг. XIX в. – как антитеза традиционной метафизике – учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте. Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивитизма и социологии: 1) продолжил традиции Просвещения: наука способна к бесконечному развитию; 2) классификацию наук, разработанную энциклопедистами. Утверждал: попытки приспособить метафизическую проблематику к науке обречены – наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. Новая Философия должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии»), ее главная задача – обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

    Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомистска философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение механизмов согласовывания интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему. Неотомизм является ведущим направлением в религиозной философии, но не единственным.

    3) Идеалистическое понимание истории :основные положения,аргументы

    Общественное сознание - совокупность идей, взглядов, иллюзий, желания, отражающих материальную и духовную жизнь общества.

    Общественное бытие - материальная жизнь общества (человек как социально-материальное существо в его материальной деятельности и мтериальных отношениях).

    Предпосылки:

    Широко распространен до 19 века

    1) История двигается крайне медленно

    2) Феодальный строй -> массами движут конкретные личности

    3) Большое влияние религии

    4) Тяжелые условия труда.

    1) Сознание определяет бытие (в т. ч. общественное сознание)

    Общественное бытие есть совокупность исторических событий данного народа или человечества, совершенных преимущественно выдающимися людьми (субъективный идеализм) и мировым духом (объективный идеализм).

    Индивидуальное сознание первично по отношению к общественному

    Главный аргумент - прежде чем что-то сделать, человек думает

    2) Общественное сознание определяет социально-экономический строй

    История общества - история сознаний выдающихся личностей. Их сознание значительно опережает сознание народных масс.

    3) Социальная роль в истории принадлежит великим личностям и духовному началу.

    История общества - это последовательность исторических событий, субъектом которых выступают выдающиеся личности, а средством - народная масса.

    4) Отрицание законов существования общества

    История - поле проявления случайностей. Она не зависит от жизни человека

    Сорокин делил социальные явления на:

    - внешние (материальные) - носит вспомогательный характер

    - внутренние (духовные) - определяет место в обществе

    Идея признается источником изменений в истории.

    Этапы развития идеи:

    - зарождение

    - объективация (воплощение в материальном)

    - социализация (распространение в обществе)

    9)Материальное производство: сущность структура, функции, источники развития.

    Материальное производство – процесс превращения предметов природы в продукты общественного и личного пользования, а также отношения, внутри и посредством которых этот процесс осуществляется.

    Структура МП:

    •Само производство - определяет характеры остальных компонентов

    •Распределение

    •Обмен - в основном, обмен способностей, не существует без разделения труда.

    •Потребление – экономическая характеристика ценностей, духовной жизни. Определяет ценности, установки, мотивы поведения.

    Производство является центральным звеном этой цепи. Каждое из них определяет производство.

    В то же время:

    - производство определяет потребление (не произвели --> не потребляем)

    - потребление определяет произсодство (не надо --> не будем производить)

    Причины МП:

    •Развитие капитализма

    •Рост производства

    •Рост доходов

    •Появление большого количества свободного времени

    •Размывание классовой структуры

    •Рост численности среднего класса

    МП включает в себя производство предметов потребления и производство средств производства.

    10)Произсодственные силы: сущность, структура, источники развития.

    Способ производства – конкретное историческое единство производительных сил и производственных отношений.

    Производительные силы - это те силы, с помощью которых человек воздействует на природу и изменяет ее. Функционируют только внутри общественного производства.

    ПС включает в себя:

    •личный компонент (труд) (умственный, физический, всеобщий)

    •вещественный компонент (средства производства)

    oпредмет труда (природа)

    oсредства труда

    -вспомогательные (здания, сооружения, дороги – без них производство невозможно, но непосредственно к труду не относится)

    -орудия труда – с помощью чего осуществляется производство, предмет, служащий для труда

    Источник развития производительных сил – либо личностный (гуманистический подход), либо вещественный компонент (технократы).

    Технику нельзя рассматривать отдельно от человека. Техника – овеществленная сущность человека.

    15)Сущность современной научно-технической революции

    Научно-технический прогресс – взаимосвязанное развитие науки и техники, обуславливающее прогресс производительных сил и общества. Тенденция НТП проявляется с появлением капиталистических отношений. В середине 20 века НТП перешел в новую стадию - НТР.

    НТП выступает в 2 взаимообусловленных формах:

    1) эволюционной (медленное и частичное совершенствование)

    2) революционная (порождает принципиально новую технологию)
    Признаки НТР:

    1.Каждому серьезному техническому прорыву предшествует научное открытие

    2.Резко сокращается время от научного открытия до внедрения его в производство

    Структура производительных сил:

    •Личностный (труд)

    •Вещественный (средства производства)

    •Наука – особый компонент, который присутствует в остальных двух. При этом на современном уровне наука становится частью ПС, играет большую роль

    Отличие НТР от предшествующих этапов:

    •Резко сокращается время от научного открытия до внедрения его в производство

    •Увеличиваются темпы производительности

    •Тенденция к безлюдному производству (автоматизация)

    •Освоение космоса и развитие космонавтики

    •Развитие передовых технологий на базе фундаментальных научных открытий

    •Создание искусственных материалов с заранее заданными свойствами

    Белл:

    •Производство становится все более миниатюрным

    •Числовые методы обработки информации

    •ПО, используемое на современной технике становится более значимым, чем сам носитель (техника)

    Минусы НТР:

    - Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду.

    - Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

    - Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.

    19)Происхождение и сущность государства.

    Государство - политическая организация экономически господствующего класса.

    Теории происхождения государства:

    1)Теократическая. Государство результат божественного промысла, выявление высшей воли творца. Бог также выбирает короля-представителя бога на земле.

    2) Теория общественного договора. Авторы: Гоббс, Руссо. Идея народной власти, признание народа главным источником государственного суверенитета. Таким образом, властители и подвластные имеют друг перед другом обязательства, таким образом, народ может аннулировать государство или правительство, если они не служат его целям.

    3) Насильственный характер. Захват и насилие сильных над слабыми, таким образом, государство нужно уничтожить, это социальное зло и нужно освободить человека от принуждения и власти. Автор: Дюринг.

    4) Марксистская теория или социально-экономическая теория. Предпосылки появления государства: общественное разделение труда, возникновение частной собственности и господствующих классов. Причина: непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего экономически сильный класс создает государство для принуждения своих конкурентов.

    5) Теория естественного происхождения государства (патриархальный). Аристотель считал, что люди как социальные существа стремятся к объединению в общество и образуют его формальную организацию – государство. Т.е. это результат стремления людей к взаимному общению и средство достижения морального совершенства.

    Признаки государства:

    1.Наличие публичной политической власти (3 ветви власти, аппарат силы)

    2.Право, законы

    3.Территория, внешние границы закрепления подданных внутри

    4.Налоги и сборы

    5.Суверенитет

    Элементы государства: территория, политическая публичная власть ( стоит над народом), субстанция государства (народ).

    Функции государства.

    1)Внутренние

    •Политическая - связанна со сущностью государства, т.к. это политическая организация экономически господствующего класса

    •Правовая - право узаконивает власть, которая управляет обществом

    •Экономическая - выработка налоговой политики, бюджета, поощрений и санкций

    •Социальная – здравоохранение, пенсионное обеспечение, образование, культура

    •Идеологическая – фактически идеология существует в РФ, но юридически она не закреплена.

    2)Внешние:

    •Политическая – защита нац. интересов

    •Экономическая – защита экономических интересов на международном рынке.

    •Идеологическая – например, в советское время, русским позорно было слушать голос Америки по радио.

    •Образовательная – (как часть социальной) 60-70г.г.Например, в нашей стране есть Институт Дружбы Народов, который предоставляет образовательные услуги иностранцем.Типы и формы государства. Государство и гражданское общество.

    20)Общественное сознание и его структура

    Эти понятия введены Марксом.

    Общественное сознание - совокупность идей, взглядов, иллюзий, желания, отражающих материальную и духовную жизнь общества.

    Общественное бытие - материальная жизнь общества (человек как социально-материальное существо в его материальной деятельности и мтериальных отношениях).

    Структура ОС:

    По субъекту сознание:

    - индивидуальное (духовный мир личности)

    - общественное (см. определение)

    Общественное сознание != сумме индивидуальных. На основе - да, равно - нет.

    Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, “насыщено” им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное.

    По вертикали делится на уровни, а по горизонтали - на формы.

    По вертикали:

    По предмету отражения (гносеологический аспект):

    - обыденное: схватывает явление

    - теоретическое: схватывает сущность

    По степени рефлексивности (социологический аспект):

    - общественная психология (на основе эмоций).

    Включает:

    + мысли и представления (пораждены социальной группой, унаследованы)

    + чувства, стремления, настроения (побуждают к действиям)

    + традиции (обычаи и нравы)

    - общественная идеология (на основе теоретического сознания)

    Формируется целенаправленно в процесс постоянной идеологической работы.

    По горизонтали (формы общественного сознания):

    - научное

    - религиозное

    - экономическое

    - политическое

    - эстетическое

    - нравственное

    - правовое

    2.Сущность идеалистического и материалистического понимания исторического процесса.

    Идеалистическое понимание исторического процесса — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. п. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Концепции И. п. и. многообразны. С древних времен господствовал взгляд, согласно которому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты XVII—XVIII вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, которые по своей воле устанавливают социальные порядки. При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). Исторический материализм (материалистическое понимание истории) — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.основные черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе “Немецкая идеология”. Формулировка сущности И. м. дана Марксом в предисловии “К критике политической экономии”. Но “синонимом общественной науки” И. м. стал только со временем выхода в свет “Капитала”. Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м. И. м. тесно связан с осмыслением проблем современного общественного развития, с развитием наук.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта