Главная страница
Навигация по странице:

  • Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуациях, людям, имеющим проблемы в семье.

  • Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: мысли и чувства по поводу собственного брака;

  • Эллис предложил модель, иллюстрирующую механизм возникновения эмоциональных расстройств. Он назвал ее ABC

  • Beliefs ) — восприятие, мнения, верования, убеждения, суждения, которые человек использует для интерпретации событий; С ( Consequences

  • Иррациональные суждения - это наши ожидания по поводу того, чего другие люди ждут от нас, и наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие люди и каким должен быть мир в целом.

  • Большинство иррациональных суждений можно отнести к следующим четырем категориям

  • Иррациональные формы мышления, требующие коррекции, Эллис также обозначает как мифы.

  • 1) миф о вечной любви —партнер должен любить меня всегда, даже когда я нудная, веду себя глупо или противно

  • 3) миф о внешней детерминации эмоций — эмоции мне дадут другие люди, «приласкай меня», «сделай меня счастливой», а я за свои эмоции не в ответе;

  • 5) миф «око за око, зуб за зуб» — насколько мне партнер сделал плохо, настолько же ему следует отплатить;

  • 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
    Дата19.09.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_semya.doc
    ТипДокументы
    #685806
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Рационально-эмотивная теория А. Эллиса.

    Альберт Эллис является автором рационально-эмотивной философии, рационально-эмотивной теории и рационально-эмотивной терапии (RET), которая с 1992 г. называется рационально-эмотивно-бихевиоральной терапией (REBT).

    Как известно, бихевиористическая психология делает акцент на изменении окружающей обстановки для изменения поведения человека, а когнитивная психология сосредотачивается на изменении содержания мыслей. Согласно рационально-эмотивной теории, поведение человека опосредовано взаимодействием мыслей и чувств.

    Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуациях, людям, имеющим проблемы в семье.

    Основные положения рационально-эмотивной теории, используемые в консультативной и психотерапевтической работе с супругами, родителями сводятся к следующему: мышление, эмоции и поведение - это три взаимосвязанных психологических аспекта человеческой деятельности.

    При этом именно мышление является главным фактором, обусловливающим эмоциональные переживания человека. Наши мысли о браке, о семье, о партнере, о себе, о детях определяют чувства по отношению к ним. Эмоциональные и поведенческие реакции на происходящие события в семье вызываются не самим событием непосредственно, а восприятием, пониманием и оценкой этого события. Внешние события прошлого и настоящего, другие люди оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение человека в семье. Но не они являются прямой причиной человеческих эмоций. Их истоки - в понимании событий прошлого, настоящего или будущего.

    Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности:

    мысли и чувства по поводу собственного брака;

    образ идеального брака;

    информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей.

    Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, еще больше разрушающим супружеский союз. И, напротив, идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе. Когда исчезает несоответствие (в моих собственных мыслях) между тем. как «живет наша семья» и «как живут наши счастливые друзья», а также «как я хочу, чтобы мы жили», появляется шанс преодолеть стресс, изменить собственное поведение.

    Эллис предложил модель, иллюстрирующую механизм возникновения эмоциональных расстройств. Он назвал ее ABC. Это азбука стресса, в том числе стресса, возникающего в семейной жизни. В этой модели: A (Activating) — активирующее событие (активирующий опыт), внешнее событие: В (Beliefs) — восприятие, мнения, верования, убеждения, суждения, которые человек использует для интерпретации событий; С (Consequences) — следствия, эмоциональные и поведенческие реакции, которые вызываются личностными интерпретациями событий (А) с помощью суждений (В). Согласно этой модели, гнев, обида, депрессия и другие негативные эмоции не вызываются прямо тем или иным произошедшим событием. Между событием и реакцией на него находятся мысли, убеждения человека. Таким образом, эмоциональные расстройства, неадекватные эмоциональные реакции того или иного члена семьи имеют в своей основе его неконструктивные, иррациональные способы интерпретации событий, которые, в свою очередь, возникают в результате ошибок, нарушений мыслительных процессов.

    У человека существуют как рациональные – логичные – убеждения, так и иррациональные суждения. Иррациональные способы интерпретации событий названы Эллисом иррациональными идеями, или иррациональными суждениями. Критерии того, что суждения являются иррациональными, следующие:

    они сформированы на основе когнитивных ошибок: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные умозаключения и предположения, абсолютизация;

    такие суждения не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты;

    они вызывают сильные негативные эмоциональные переживания, интенсивность которых неадекватна интенсивности стимула - значительно сильнее;

    они мешают человеку разумно оценить происходящее, адекватно разрешить ситуацию.

    Иррациональные суждения - это наши ожидания по поводу того, чего другие люди ждут от нас, и наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие люди и каким должен быть мир в целом.

    Большинство иррациональных суждений можно отнести к следующим четырем категориям:

    суждения «долженствования» - выражают неадекватные требования к ситуации, к людям, в том числе и к себе (В доме всегда должен быть порядок, все должно находиться на своих местах).

    суждения «катастрофизации» - содержат преувеличение негативных последствий событий прошлого, настоящего или будущего (Это ужасно, что он не возвращается домой к ужину).

    «порицающие» суждения - суждения, в которых содержится негативная оценка человека. Она может относиться к другим людям, а также к себе самому. Содержит обвинение, негодование по поводу человека, из-за которого ситуация развивается не так, как следовало бы, как должно было быть.

    «конвенциональные» или «условные» суждения - отражают неготовность, неспособность человека принять других людей, ситуацию, самого себя, если они отличаются от того, каким им «следовало бы» быть (Ему следовало бы самому догадаться, что мне нужна помощь на кухне, а не ждать пока я ему об этом скажу).

    Иррациональные формы мышления, требующие коррекции, Эллис также обозначает как мифы. Семейные мифы представляют собой совокупность хорошо интегрированных, хотя неправдоподобных, убеждений, разделяемых всеми членами семьи. Эти убеждения касаются их взаимоотношений и обычно не подвергаются сомнениям со стороны тех, кто в них вовлечен, несмотря на наличие искажений, которые они могут в себе содержать. Семейная легенда служит для обоснования устойчивости взаимоотношений и защищает индивидуума от критического взгляда на реальность. Согласно В. Сатир, семейные нарушения — это часто следствия существующих мифов, которые удерживают жизнь семьи в определенных границах.

    1) миф о вечной любви —партнер должен любить меня всегда, даже когда я нудная, веду себя глупо или противно,

    2) миф о волшебной силе любви — любовь сама по себе делает возможным разрешение всех проблем; самое главное — любить друг друга, а остальное уладится;

    3) миф о внешней детерминации эмоций — эмоции мне дадут другие люди, «приласкай меня», «сделай меня счастливой», а я за свои эмоции не в ответе;

    4) миф об абсолютности понятий — некоторые «совершенно катастрофичны», другие «великолепны», третьи «полностью аморальны» и т. п.;

    5) миф «око за око, зуб за зуб» — насколько мне партнер сделал плохо, настолько же ему следует отплатить;

    6) миф о «злой судьбе» — почему это должно было случиться именно со мной, я такого не заслужила.

    42. Сущность человека в теории К. Роджерса.

    Карл Роджерс, создатель гуманистического направления в психологии и психотерапии, считал, что каждый человек рождается с врожденной склонностью к самоактуализации. Исходя из собственного потенциала, он стремится реализовать его в соответствии со своими интересами. Однако наше здоровое стремление к самоактуализации разрушается желанием одобрения. Человек с детства учится делать то, что от него ждут другие. Так возникает конфликт между стремлением к самоактуализации и потребностью в одобрении, что приводит к искажению истинных чувств, утрате конгруэнтности, нарушению аутентичности.

    Семейная группа, по Роджерсу, - самый узкий интимный круг межличностного взаимодействия. Это собрание уникальных личностей, признающих свое право и право других быть самим собой, связанных настоящими чувствами, как негативными, так и позитивными, отношениями взаимопонимания, эмпатии и принятия.

    Семейные отношения - это особые отношения близости, интимности. Вместе с тем. их функционирование подчиняется общим законам развития человеческих взаимоотношений. Есть несколько условий, соблюдение которых позволяет людям создать такой тип отношений, который помогает раскрыть их потенциал, ведет к изменению и развитию личности, личностному росту.

    Первое условие - откровенность и искренность в отношении себя. Второе - принятие человека, признание его безусловной ценности как отдельной личности, независимо от его конкретного состояния, поведения и чувств. Третье - понимание человека, тонкая эмпатия к каждому чувству и высказыванию, недопустимость диагностирующих оценок. При соблюдении этих условий создаются помогающие отношения - необходимый контекст конструктивных изменений, достижения зрелости и здоровья. По словам К. Роджерса: «Если я смогу создать отношения, характеризующиеся с моей стороны: истинностью и прозрачностью моих настоящих чувств:

    теплым принятием и поощрением другого человека как отдельного индивида;

    чуткой способностью смотреть на мир человека и на него самого подобно тому, как это видит он сам, тогда другой человек, участвующий в этих отношениях:

    будет принимать и понимать те части себя, которые первично он вытеснял;

    обнаружит, что становится более целостным и способным действовать продуктивно;

    станет больше похож на свой идеал:

    будет более уверен в себе и станет лучше себя контролировать;

    станет более яркой, уникальной и выразительной личностью;

    станет лучше понимать и принимать других;

    • будет способен решать свои жизненные проблемы более адекватно и без усилий».

    43. Концепция брака К. Роджерса.

    Супружеские отношения К. Роджерс относит к разряду длительных значимых интимных отношений. В идеальном варианте брачные отношения оказывают благотворное влияние на личностный рост каждого из супругов. Благополучное супружество возможно между конгруэнтными людьми, поскольку они менее других отягощены «условиями ценности» и способны на подлинное принятие другого.

    Когда в основе брачного выбора лежит мотив поддержания неконгруэнтности или подкрепления существующего защитного поведения, тогда супруга менее удовлетворены своими отношениями, их брак нестабилен.

    К. Роджерс выделил четыре элемента, которые обусловливают процесс успешного развития супружеских отношений:

    супружество является постоянно поддерживаемым процессом взаимоотношений;

    основным процессом в супружестве является открытое общение на уровне глубоких внутренних чувств;

    3) отказ от построения супружеских отношений в соответствии с социальными ролями;

    4) в браке каждый из супругов может быть собой, раскрыть свою подлинную, неповторимую
    личность.

    Каждый из перечисленных элементов представлен К. Роджерсом как соглашение относительно идеала для супружеских отношений. Рассмотрим их последовательно.

    Супружество - это постоянно продолжающийся процесс партнерства, выстраивания отношений. Это постоянная работа для достижения личных и общих семейных целей, направленная на удовлетворение своих потребностей и потребностей другого. Это совместная работа над процессом совершенствования нынешних отношений, существующих здесь и сейчас, благодаря которой обогащается любовь, супружество и каждый из супругов. Ошибочно рас­сматривать брак как данность, как контракт, заключаемый раз и навсегда. Супружеские отношения требуют постоянной психологической работы обоих партнеров. Они могут стать долговечными только при одном условии — если это качество долговечности присуще им в каждый момент. Нет смысла предпринимать грандиозные попытки выявить прошлые или будущие затруднения. Для выстраивания взаимоотношений важно сосредоточиться только на тех проблемах, которые делают жизнь несчастной в настоящее время. Благодаря постоянной работе над взаимоотношениями, связанными с совместной жизнью и любовью, в супружеских отношениях возникает преданность и привязанность. Суть привязанности, по Роджерсу, состоит в постоянстве и развитии взаимоотношений между двумя любящими людьми.

    Общение - суть супружеских отношений. Согласно К. Роджерсу, упреки, обвинения, суждения, оценки способны только разрушать отношения. Открытое эмпатийное общение может стать основой для доверительных отношений в браке и привести к подлинной близости в семье. Оно происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне. Это. прежде всего, выражение чувств, точнее, обмен чувствами. Процесс общения содержит две одинаково важные фазы: 1) выражение чувств и 2) открытость к принятию ответных переживаний партнера. В супружеском взаимодействии естественно присутствуют как позитивные, так и негативные эмоции разной силы и глубины. Они могут быть как поддерживающими, так и обвиняющими, критикующими. Это могут быть чувства любви, радости, нежности, восхищения, а также гнева, вины, стыда. Но это реальные, естественные чувства, возникающие в процессе человеческого общения. Только через открытое выражение эмоций можно почувствовать, понять и принять Другого человека. Только слушая себя, открыто выражая свои чувства, можно понять и принять, адекватно выразить свою сущность. Такое общение всегда предполагает риск. Оно требует от супругов готовности и смелости в открытии и предъявлении себя, мужества и эмпатии при выражении партнером его чувств; тем более, если это агрессивные чувства — отвержение, злоба. В понимании есть риск - риск изменений. Понимая другого, человек меняется сам. Будучи открытым в выражении себя, он предлагает другому возможность измениться.

    Супружеские отношения не совместимы с ролевым поведением. Многочисленные проблемы возникают в семье из-за того, что супруги стремятся соответствовать ожиданиям родителей, друзей, других семейных пар. принятым социальным нормам и правилам, вместо того, чтобы оставаться самими собой, быть конгруэнтными. Когда супруги живут согласно экспектациям родителей, родственников, друзей, пытаются соблюдать принятые в обществе нормы и правила, тогда они только играют роли мужа и жены. Надев супружеские маски, они взаимодействуют не своими сущностями, не в соответствии со своей индивидуальностью, своими потребностями и чувствами. В таком случае в их отношениях много напряжения, они за­кономерно не приносят удовлетворения. Брак, отягощенный «условиями ценностей» внутренне неустойчив. Слепое следование ролевым ожиданиям приводит, как правило, к краху процесс развивающихся отношений. Супружеские отношения застывают и не способны к изменениям, развитию, обогащению.

    4. В семье можно сбросить маску и стать по-настоящему самим собой. Во взаимоотношениях супругов наблюдается известный парадокс: чем независимее и самостоятельнее становится каждый из супругов, тем гармоничнее развиваются их отношения. Живые отношения возникают между двумя людьми, каждый из которых обладает собственной индивидуальностью. Становиться самостоятельной личностью означает становиться собой. Когда человек приходит к признанию того, что его внутренняя сущность сложна и разнообразна, он начинает владеть собой. Чем больше он владеет собой, тем больше он становится собой.

    44. Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака

    Одной из основных форм гуманитарного подхода в супружеской терапии является подход Роджерса, суть которого в том, что врач относится к супругам не директивно и стимулирует их к вербализации их собственных чувств, Такие беседы способствуют улучшению взаимопонимания; врач проявляет уважение к каждому из партнеров независимо от поведенческих реакций, а также выражает свои собственные чувства и отношение без осуждения или обиды другого. Сочувствие, сердечность и искренность при подходе Роджерса являются не только основой отношения терапевта к пациенту, но и программой лечения. Супруги должны научиться выслушивать друг друга, не выражая при этом оценки или осуждения, постараться понять другого, вникнуть в его переживания, принять его как независимую личность и поддержать его по пытки открыто и искренне выразить и обосновать свои чувства. С этой целью проводятся как индивидуальные беседы, так и групповые занятия.

    Rogers подчеркивал следующие положительные характеристики супружеского союза, которые могут служить ориентирами в супружеской терапии:

    1) преданность — супруги должны стремиться к сотрудничеству в браке, что взаимно обогащает их жизнь;

    2) общение — супруги должны уметь выразить свои чувства и требования без взаимных обвинений; даже негативные высказывания следует облекать в такую форму, которая не препятствовала бы решению проблем;

    3) гибкость отношений — супруги должны жить вместе согласно собственному выбору и своим чувствам и не позволять направлять себя в соответствии с желаниями, правилами и ролями, которые навязываются им окружением;

    4) самостоятельность — каждый из супругов должен быть самим собой («найти себя и оставаться самим собой»). Семья должна стать основой совместного и индивидуального развития каждого из них.

    Теоретические размышления К. Роджерса, его психотерапевтический опыт послужили основой для разработки концепции открытого брака. O'Neil, O'Neil сформировали принципы гуманитарно-психологического подхода к браку и составили программу супружеской терапии для изменения стиля супружеской жизни в направлении так называемого открытого брака. В таком браке каждый из супругов может оставаться самим собой и развивать свои способности и таланты. Супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, к подчинению себе партнера, проявлению своей власти над ним. Брак, по их мнению, должен быть основан на взаимном влечении и доверии, и каждый должен иметь в нем достаточно места, чтобы сохранить свою самостоятельность, индивидуальность.

    Концепция открытого брака исходит из признания ценности человеческой индивидуальности, взаимного влечения и доверия в отношениях между близкими людьми, партнерских отношений между супругами.

    К принципам открытого брака авторы относят следующие положения:

    1. Строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний; иметь собственный стиль жизни, не только планировать будущее, думать о старости, но и не отказываться от радостей внастоящем.

    2. Относиться с уважением к личной жизни партнера; не навязывать ему своего мнения и вкусов и не обижаться на него, если он не жаждет постоянно делать для вас что-то приятное.

    3. Открытое общение: не ждать, что партнер угадает ваши мысли и интуитивно почувствует ваши переживания, а открыто сказать ему о них; научиться делиться с ним как отрицательными, так и положительными чувствами, не давая квалификационных оценок другого, по принципу: «скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики».

    4. Подвижность роли: не придерживаться слепо ролей, традиционно считающихся мужскими или женскими, а пробовать сменить роли. В отличие от традиционного патриархального брака, где мужские и женские роли четко разведены и не предполагают смещения или обмена, в открытом браке роли подвижны.

    5. Открытое партнерство: принимать как само собой разумеющееся право каждого на собственные интересы и увлечения, которые партнер может не разделять, а также на свой круг друзей, в том числе и противоположного пола; снести забор, который вызывает чувство, что по другую его сторону «трава зеленее».

    6. Равноправие: принять как само собой разумеющееся, что в супружестве не должно быть подчиненности, но справедливое разделение ответственности и благ.

    7. Аутентичность: предоставить другому возможность жить согласно его представлениям, а не стремиться их переделать против его воли. Сохранение своей аутентичности, принятие аутентичности другого является необходимым условием развития интимности в супружеских отношениях.

    8. Доверие: по мнению авторов, представление о том, что «возможности человека в любви определенно ограничены» и если он дарит ее одному, то у него ничего не остается для другого, не верно. Доверие в супружестве не совместимо с ревностью. «Я счастлив, если счастлива ты»;

    Последовательная реализация принципов открытого брака должна рождать чувство, которое можно выразить следующим образом: «мне доставляет радость видеть тебя счастливой» (т. е. «я счастлив, счастлива ты»).

    45. Соотношение понятий «гендер», «пол». Систематизация различий мужской и женской психологии.

    Психологи предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола.

    До (Deaux) указывала, что слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда делаются умозаключения о природе мужественности или женственности, она рекомендует применять слово «гендер».

    Унгер отметила, что определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Проблема в том, говорит она, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор.

    Если мы включаем в понятие биологического пола хромосомный набор, гормоны и строение гениталий, то на самом деле существует больше двух полов (Унгер).

    Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений, поскольку, к сожалению, многие супружеские проблемы, в особенности при адаптации молодых супругов, происходят из-за непонимания партнера.

    Одно из первых теоретических объяснений природы различий мужчины и женщины мы видим в работе А. Фулье. Ее смысл заключается в принципиальном различии метаболизма (обменного процесса) у мужчин и женщин. Метаболизм строится на взаимодействии анаболизма и катаболизма. Согласно Фулье, анаболические процессы, включающие преимущественную ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, более развиты в женских организмах. Катаболические процессы более связаны с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии и определяют картину поведения мужских организмов.

    В 1960-х годах В.А Геодакяном была сформулирована теория полового диморфизма. Женское и мужское начала здесь сопоставляются как наследственность и изменчивость, долговременная и кратковременная память вида, консервативность и вариативность. Женское начало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, сохранение того, что накоплено в ходе предшествующей эволюции. Мужской пол — это передовой отряд популяции, берущий на себя функции столкновения с новыми условиями существования — «разведка боем». Концепция Геодакяна описывает дихотомию мужского и женского, опирающуюся на «интересы» популяции, видов. Согласно ей, женщинам присуща филогенетическая ригидность и онтогенетическая пластичность, а мужчинам — филогенетическая пластичность и онтогенетическая ригидность.

    В.Е.Каган утверждает, что принципы полового диморфизма не абсолютны и далеко не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское или женское», «или-или». Например, для описания гормональных систем этот принцип не подходит: и мужской, и женский организмы продуцируют как мужские, так и женские половые гормоны, а гормональная маскулинность или фемининность определяются по преобладанию тех или других.

    Гендер - термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола", то имеют в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных определений понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения.

    Английское слово «gender» означает род как грамматический род, или вид, в смысле отношения к определенному классу, либо в человеческом обществе к семейной, родовой традиции, то есть к тому, что устанавливает связь поколений, или генераций. Применение этого обозначения как термина гуманитарного знания призвано отличить «социальный пол» от биологического пола.

    Некоторые авторы рассматривают гендер как общее понятие, включающее и слово «пол». Так, существует такое определение гендера: «Гендер: в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина и женщина". Так как пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные гендерные различия как на "половые различия"» (Майерс Д., 1999, с. 228). Таким образом, половые различия рассматриваются как частный случай гендерных. Г.Крайг, А.Реан рассматривают эти понятия как взаимозаменяемые: «"пол" и "гендер" рассматриваются как синонимы»; «гендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности».

    По мнению Н. Н. Обозова, мужчинам присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность как ориентированное на свое состояние восприятие, преобладающее в оценке внешнего мира. Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Половые различия проявляются и в жизненных устремлениях: Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и изменять окружающий мир, у женщин — большая потребность в изучении людей. С.В.Ковалев отмечает склонность мальчиков к преобразующей деятельности.

    Н. Н. Обозов на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.

    Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению, в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Обнаружено, что мужчины и женщины различаются и по основным потребностям, находящим удовлетворение в браке. Так, У.Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (ожидания в отношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «домашняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой). Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей).

    Существуют данные о различиях в стилях общения между мужчинами и женщинами, половые различия проявляются в особенностях менталитета мужчин и женщин. У мужчин и женщин различаются представления о важном и о том, когда это важное сообщать. Некоторые авторы указывают, что у молодых женщин (студенток старших курсов) физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки.

    Н.Н.Обозов на основании анализа данных разных авторов (О.Вейнингера, Г.Геймана, Б.Ананьева и др.) делает вывод о функциональном назначении мужчин и женщин:
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта