Главная страница

1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


Скачать 0.53 Mb.
Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
Дата19.09.2022
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаotvety_semya.doc
ТипДокументы
#685806
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
мужчины — преобразователи внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства; мужчина, преобразуя внешний мир, может как созидать, так и разрушать его; женщины — хранительницы человеческой жизни и окружающего их мира (детей, родственников); женщина стабилизирует все, консервирует жизнь для ее сохранения.

50. Факторы возникновения симпатии в паре.

Межличностная привлекательность поддерживается факторами, которые представляют для того или иного индивида особую ценность или вызывают у него определенные надежды на то, что социальный контакт с данным партнером будет благоприятным.

Ряд теорий, объясняющих принципы выбора брачного партнера, к которым относятся, например, теория комплементарности, теория ценности моногамии и теория фильтров, в какой-то мере отражается в комплексной теории. В соответствии с этой теорией при выборе» действуют три фактора, три силы притяжения: побуждение, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняется. То, что проходит через правый фильтр, проходит в следующую фазу.

В первой фазе (побуждение) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения. Важное значение имеет и то, как данные характеристики оцениваются окружающими. Значение побуждения, таким образом, относительно в рамках конкретной ситуации.

Во второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается главным образом в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Партнеры при встрече узнают друг друга, получают информацию об интересах, шкале ценностей каждого из них. Если здесь выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнеры расходятся, считая, что не подходят друг другу.

В третьей фазе прежде всего оценивается совместимость ролей. Партнеры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности. При этом оцениваются как сходство характеров и наклонностей (например, экстравертивность или интравертивность, одинаковая потребность в половых контактах и др.), так и противоположность взаимодополняющих черт (например, потребность в доминировании и подчиненности, стремление одного заботиться о другом и др.).

Во всех фазах действует принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается только в том случае, когда такой обмен с точки зрения партнеров является равноценным. Например, внешне не слишком привлекательный мужчина может сделать предложение более привлекательной девушке, давая ей взамен устойчивое материальное положение, Не- красивая девушка может привлечь красивого мужчину своей заботливостью, сексуальной искушенностью, способностью им восхищаться или быть послушной.

В своем исследовании Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений. Первый этап эмоциональных отношений по Гозману связан с возникновением и развитие симпатии. Вначале в начале главными свойствами выступают внешние данные, социально-демографические характеристики, поведение. Оценка внешности определяется степенью соответствия ее одному из существующих стандартов, одинаковых для людей, принадлежащей к одной или близкой субкультуре. Это можно объяснить тем, что красота является безусловным стимулом. Единственный общих признак красоты для всех культур по Гозману – мускулатура и рост мужчины. Это справедливо для красивых мужчин, но не для красивых женщин. Выгода общения с красивыми кроется в том, что при этом как б повышается собственная красота. Женщине чаще приписывают положительные качества, а мужчинам реже. Женщины намного больше ориентируются на красивую внешность при выборе спутника жизни. Уверенные в себе люди выбирают наиболее красивого спутника, а при отсутствии уверенности, ориентируются на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.

Затем в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-пихологические характеристики человека. Большое влияние так же имеют достоинства человека. Гозман указывает на то, что слишком высокий уровень положительных качеств снижает ориентацию на выбор красивого партнера, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная правильность угнетает. Привлекательность повышают хорошие манеры и улыбка. Так же на выборе партнера оказывает влияние доверие партнеров друг к другу, сходство установок.

На следующих этапах важное значение для развития отношений имеет личностные свойства. Важной является взаимнодополнительность личностных свойств. Гозман выделил: пространственную близость, частоту контактов, интенсивность взаимодействия. Сотрудничество, положительные подкрепления в качестве факторов, которые способствуют возникновению и укреплению симпатии.

Отношения развиваются от симпатии к любви. Ощущения, которые сопровождают любовь более сильные чем при симпатии: депрессия, склонность к фантазиям, трудности в концентрации внимания.

51. Теории выбора брачного партнера.

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К.Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность).

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках: 1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером); 2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

1) установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов); 2) самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим; 3) формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу); 4) реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при супружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представлении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

Ряд теорий, объясняющих принципы выбора брачного партнера, к которым относятся, например, теория комплементарности Winchov, теория ценности моногамии Coombs и теория фильтров Керкгоффа-Дэвиса, в какой-то мере отражается в комплексной теории Mursteina. В соответствии с этой теорией при выборе партнера действуют три фактора: побуждение, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняется.

В первой фазе (побуждение) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения. Важное значение имеет и то, как данные характеристики оцениваются окружающими. Значение побуждения, таким образом, относительно в рамках конкретной ситуации.

Во второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается главным образом в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Партнеры при встрече узнают друг друга, получают информацию об интересах, шкале ценностей каждого из них. Если здесь выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнеры расходятся, считая, что не подходят друг другу.

В третьей фазе прежде всего оценивается совместимость ролей. Партнеры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности. При этом оцениваются как сходство характеров и наклонностей (например, экстравертивность или интравертивность, одинаковая потребность в половых контактах и др.), так и противоположность взаимодополняющих черт (например, потребность в доминировании и подчиненности, стремление одного заботиться о другом и др.).

Во всех фазах действует принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается только в том случае, когда такой обмен с точки зрения партнеров является равноценным.

52. Препятствия брачного выбора.

Препятствия, которые мешают человеку сделать выбор бывают субъективные и объективные. Субъективные факторы связаны с личностными особенностями. Объективные факторы связаны с ограниченностью брачного поля. Брачное поле – совокупность индивидов, которые могут стать потенциальными брачными партнерами. Брачное полу может быть дисфункциональным, что связано с демографической ситуацией в стране. Интраиндивидные недостатки также оказывают препятствия в выборе партнера. Это такие недостатки, как: физические (приобретенные или врожденные), особенности характера (эмоциональная неуравновешенность, интровертированность, мнительность, эгоцентризм, лицемерие и др.), несоответствие личностных характеристик гендерным ожиданиям, отрицательный опыт жизни в родительской семье, приобретенный в общении с противоположным полом, несформированность образа брачного партнера (отсутствие сознательного образа, одномерный образ, идеализированный, фиксированный, ригидный).

Н. Н. Обозов и А. Н. Обозова полагают, что при спонтанном, свободном подборе брачных партнеров образовавшиеся пары лишь в 1/3 случаев обнаруживают достаточную совместимость. Именно на этапе выбора партнеров совершаются ошибки, в дальнейшем ведущие к неустойчивости брака. Можно назвать по крайней мере два фактора, обусловливающие неадекватность выбора партнера: сужение поля выбора и ошибки субъективного восприятия.

Выбор партнера ограничен возрастом, статусом, территориальными и другими границами. В пределах оставшегося поля выбора осуществляется реальный выбор — индивидуальный и субъективный. При выборе учитываются характеристики всех уровней — сексуальные и внешние данные, интеллект, образование, характер, сфера интересов личности и ценностные ориентации. Разнообразие характеристик, по которым необходима персональная совместимость, и является причиной сужения поля выбора даже в условиях отсутствия социальных ограничений при выборе и социальной мобильности населения. По расчетам А. Н. Обозовой и Н. Н. Обозова, даже при учете четырех несопряженных характеристик оптимальным партнером может быть лишь один из шестнадцати претендентов. Таким образом, расширение потенциального поля выбора партнеров — одно из условий наилучшего брачного выбора.

Второй фактор неадекватного выбора связан с механизмами восприятия людьми друг друга. Выбор супруга регулируется идеальным образом партнера. В создании этого образа участвует весь предшествующий опыт общения личности, эталоны родительской семьи, литературные прообразы, социальные стереотипы и идеалы ближайшего окружения, ошибочность образа партнера может быть одним из источников неадекватного выбора.

Следует учитывать, что характеристики, по которым подбирается оптимальный партнер, трудны для распознавания. Для более адекватной оценки этих характеристик необходим определенный уровень психологической подготовки. Очень важен достаточный стаж знакомства, при этом А. Н. Обозова, Н. Н. Обозов и другие исследователи семьи советуют не закрывать глаза на недостатки партнера до брака, не надеяться перевоспитать его «потом», так как исправление взрослого человека — процесс малореальный. Исследования показывают, что эти условия — достаточный стаж предбрачного знакомства и правильная система ценностей при выборе партнера — нередко отсутствуют.

Ловушки любви — это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них. Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь. Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа. Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония — основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.

Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.

53. Структура любовных переживаний.

Одна из первых структур принадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви: заботу, ответственность, уважение, знание.

Р. Хаттисс: В качестве составляющих любви он выделил шесть факторов: уважение, положительные чувства по отношению к партнеру, эротические чувства, потребность в положительном отношении со стороны партнера, чувство близости идеализация интимности, чувство враждебности.

Зацепин В., опираясь на связь между вниманием человека и его эмоциональным отношением к предмету, описал пять основных фаз переживаний отношений друг к другу:

период глубокой страстной влюбленности (постоянное положительное восприятие). Период «розовых очков»

период некоторого охлаждения

дальнейшее остывание – период психологического дискомфорта

присутствие вызывает раздражение, антиустановка

период отрицательной установки

54. типология любви

Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

И эта трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Наиболее разработанной на данный момент является типология любви, предложенная Д. А. Ли. Автор выделяет шесть стилей, или «цветов», любви:

эрос— страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

людусгедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

сторге— спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

прагмавозникает из смеси людусаи сторгерассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

маниявырастает из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь — одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

агапе— бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эросаи сторге
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта