изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства
Скачать 1.61 Mb.
|
Готика Готика — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры (подробнее см. каркасная система готической архитектуры). Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись. Эпоха Возрождения Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей. Маньеризм Маньеризм является финальной стадией Возрождения, переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам. Новое время Барокко Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Образование национальных художественных школ в европейском искусстве XVII века. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Рококо Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство. Тенденции: стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали. Архитектура: павильон Амалиенбург (Нимфенбург, Германия), отель Субиз (Париж). Мастера: Антуан Ватто, Фрагонар, Франсуа Буше. Произведения: севрский фарфор, английский стиль мебели чиппендейл. Классицизм Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко. Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского) искусства: рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме. Архитектура: архитектор Роберт Адам 19. Графика Беларуси рб Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи, гравюры и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны. Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Беларуси. Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников. Интересные коллекции произведений белорусского искусства находятся в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее. Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников. В Беларуси графика известна с XI—XII века, её произведениями отделывались религиозные рукописные книги (Оршанское Евангелие, Полоцкое Евангелие, Туровское Евангелие и др.). В связи с началом и расширением книгоиздательского дела (деятельность Франциска Скорины и его последователей) возникла печатная графика. В 17-18 в. расширился диапазон графики в книжном искусстве Белоруссии. В середине 1990-х – начале 2000-х годов в белорусскую графику пришли молодые авторы: Павел Татарников, Юрий Алисевич, Роман Сустов, Юрий Яковенко, Андрей Басалыга. Активно работают представители старшего поколения: Николай Козлов, Валерий Слаук, Владимир Вишневский, Лев Алимов. Представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов в специализированной печати, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. (Юрий Яковенко и Анжела Малышева – обладатели Гран-при Международной биеннале гравюры Jozep de Ribera в Хативе (Испания), Павел Татарников получил две премии «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе). Выставочные залы и художественные галереи Современному белорусскому искусству присуще многообразие визуальных экспериментов. Графика, живопись, фотография, скульптура развиваются в русле современных визуальных тенденций. Наблюдается смешение и взаимодействие стилей. Значительно активизировалась выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные проекты. Своеобразие художественной жизни Беларуси начала 1920-х годов заключалось в том, что в восточной (советской) части Беларуси искусство развивалось на основе идей русского авангарда и итальянского футуризма. Самым богатым материалом этого этапа остается конструктивистская архитектура, живопись, плакат, станковая и книжная графика. Все это составляет основу авангарда ХХ века в Беларуси. В западной же части Беларуси еще господствовали идеи сецессии, символизма. Отмечая важнейшие для своего развития контакты с русским авангардом и украинским модернизмом, необходимо отметить роль белорусской творческой интеллигенции в становлении современной художественной школы. Начало 1920-х годов было наиболее продуктивным для развития изобразительного искусства. В это время Казимир Малевич начал утверждать новое искусство через создание объединения УНОВИС. Развернутые в конце 1920-х годов репрессии против деятелей искусства не смогли сразу прервать широкое развитие прогрессивных тенденций. В начале 1930-х годов достраиваются архитектурные объекты конструктивизма, выходят книги с приметами экспериментов витебского УНОВИСа. Искусство 1940-х годов еще нуждается в основательном изучении. Изобразительное искусство послевоенного времени (1950-е годы) развивается в основном на основе идеологических установок коммунистической партии. Шаблоны тоталитарной эстетики были фильтром официальной культуры. Период 1960-х годов – «хрущевская оттепель» – иллюстрирует относительное развитие искусства и культуры Беларуси. С этого времени тенденции развития белорусского искусства характеризуются определенной динамичностью. Процесс демократизации не был локальным, изолированным. Изобразительное искусство 1960-х годов развивалось в тесной взаимосвязи с культурой региона. Художники стали творчески переосмысливать прогрессивные традиции белорусской народной культуры. Особенно ярко эта тенденция проявила себя в художественном оформлении книг и в печатной графике. В это время в искусство приходят первые выпускники Белорусского государственного театрально-художественного института (с 1991 года – Белорусская государственная академия искусств). Белорусская культура стала обеспечиваться профессиональными кадрами, подготовленными на месте. В 1960-е годы закладываются основы современной художественной школы республики. В 1970-е годы общий фон для развития искусства был неблагоприятным вследствие тотальной регрессивности эстетики «застоя». Деятели искусства обращаются к историческому прошлому Беларуси. Происходит переосмысление опыта предыдущего десятилетия. Проходит эйфория 1960-х. Вместе с тем, 1970-е – фундаментальный этап формирования пространства белорусского андеграунда. В 1980-е годы проявился широкий интерес художников к наследию искусства 1920-х годов. Решительный поворот от тематики к проблеме колоризма, которую решал в начале ХХ века М. Филиппович, совершила своими выставками 1980-х годов группа минских художников «Немига’17». Открытая презентация белорусского концептуального искусства состоялась в 1984 году на выставке «1+1+1+1+1+1+1» в г. Минске. Влияние концептуализма просматривается в творчестве художников В. Цеслера, С. Войченко. Чернобыльская катастрофа изменила общественное место человека, обусловила поиск новой концепции личности в искусстве. Сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не социального мира становится своеобразной чертой последних десятилетий. Это качество стало отражением массового сознания населения. В конце 1980-х годов стал меняться сам характер выставок. Новые художественные достижения четче отразили отношение зрителей к происшедшему, изменили оценку предшествующего времени крупнейшими деятелями искусства. Человек после Чернобыля не желает быть подобным сверхчеловеку — создателю машин и покорителю неизведанного. Искусство ближайшего времени в Беларуси не будет иметь огромных размеров, веса, громкого шума и т. п. Мне кажется, что это не имеет смысла для белорусского зрителя. Художественная жизнь начала 1990-х годов более многоплановая, чем в предыдущие десятилетия, но все еще далекая от требований времени. Уверенно утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика и т.д., расширяется жанрово-видовой спектр изобразительного искусства. Но вместе с этим начинается широкая волна коммерциализации. Стремление к быстрому коммерческому успеху, отсутствие рычагов влияния со стороны художников и художественной критики, отсутствие научно обоснованной программы развития изобразительного искусства отрицательно повлияли на общий уровень современной культуры. Художественные тенденции 1990-х годов не являются прямым и вдохновенным продолжением традиций предыдущих лет, ощущается фактор хаотического заполнения культурного поля цитатами. Отсутствие независимых источников финансирования художественной культуры замедлило развитие художественных тенденций и цивилизованного художественного рынка. Соц-арт в Беларуси, в отличие от России, не имел распространения. В чем причины – предмет отдельного исследования. Особо следует отметить работы художников плаката, получивших награды самых авторитетных международных выставок. Работы В. Цеслера, С. Войченко, А. Шелютто, Е. Китаевой, А. Новожилова, и др. сегодня находятся в зарубежных музеях плаката, частных коллекциях. В белорусском концептуализме (А.Жданов, Л.Русова, Т.Копша, И.Кашкуревич, В.Петров, В.Чернобрисов, О.Сазыкина и др., неформальные группы «Квадрат», «Коми-кон», «Бло», «Плюралис», «Форма», «Галина») сохраняются некоторые традиционные формы существования искусства, прежде всего — картина, скульптура. Однако концептуальная живопись существенно отличается от обычной, т.к. картины концептуалистов не изображают ничего иного, кроме самого изобразительного языка. Еще одним видом творчества, в какой-то мере также сохраняющим связи с традиционными формами искусства (графика, фотография и книжная иллюстрация), стали книги-объекты (Л.Русова, Л.Сильнова, И.Савченко), объединяющие текст и изобразительный язык. В середине 1980-х белорусские концептуалисты (И. Кашкуревич, В.Васильев, А. Малей, А. Веренич, А. Воробьев, А. Клинов, О. Ладисов, А. Логвин, В. Зленко и др.) обратились в своем творчестве к инсталляциям. В начале 1990-х годов становятся известными за пределами страны работы белорусских фотохудожников, принадлежащих к так называемой «минской концептуальной фотографии» (И.Савченко, В.Шахлевич, Г.Москалева и др.). На протяжении ХХ — первого десятилетия ХХI века художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохраняя за собой качество цельного художественного явления. Страна и ее искусство начали существовать в совершенно новых исторических условиях. Изобразительному искусству Беларуси всегда была свойственна легкость усвоения прогрессивных элементов мировой культуры. Обзор и анализ этого нового этапа — интересная задача. Или Современному искусству присуще многообразие визуальных экспериментов. На этом фоне белорусское искусство смотрится достаточно традиционно. Однако национальная художественная школа не стремится к единой академической художественной реализации. Графика, живопись, фотография, другие виды изобразительного искусства развиваются в русле современных визуальных тенденций. Наблюдается смешение и взаимодействие стилей, присущее европейскому искусству. Искусству Беларуси последних пятнадцати-двадцати лет свойственно разнообразие и философское обобщение художественных образов. Значительно активизировалась выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные проекты, художники активно ищут свой путь в русле интернациональных тенденций. Сформировалось новое поколение белорусских художников, способных к непредвзятому восприятию самых разнообразных течений в мировом искусстве. Развитие белорусской художественной фотографии последних 20 лет характеризуется многогранностью жанровых форм, творческих методов, концептуальных подходов, техническим разнообразием. Типичными элементами работ становятся подпись автора, нумерация отпечатка, использование дополнительной обработки негатива и отпечатка, нанесение авторского текста, стремление подчеркнуть графические особенности снимка. Современные фотохудожники выделяются выразительным эстетическим направлением, отсутствием штампов в композиционном и образном мышлении. Среди авторов старшего и среднего поколений следует назвать Михаила Борозну, Евгения Казюлю, Анатолия Клещука, Валерия Лобко, Геннадия Карчевского, Вадима Качана, Игоря Савченко, Георгия Лихтаровича, молодое поколение представляют Полина Лежанская, Юрий Певнев, Александр Вафик, Сергей Торбик и другие. В последние годы заметен интерес авторов, имеющих художественное образование в области графики, живописи, монументального искусства, кино- и телеоператорства, к фотографии, что обогащает панораму фотоискусства. Этот процесс направляет развитие фотографии в русло концептуальности. Своеобразной чертой последних десятилетий стала сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не внешнего мира. Это качество явилось отражением массового сознания населения. В середине 1990-х – начале 2000-х годов в белорусскую графику пришли молодые авторы – выпускники Белорусской государственной академии искусств Павел Татарников, Юрий Алисевич, Роман Сустов, Юрий Яковенко, Андрей Басалыга. Активно работают представители старшего поколения Николай Козлов, Валерий Слаук, Владимир Вишневский, Лев Алимов. Значительно расширяется жанрово-видовой и технический спектр белорусской станковой и книжной графики. Расширились проявления синкретизма изобразительных приемов, взаимовлияния видов искусства. Широко используется фотографика, коллаж, смешанные техники, с конца 1990-х годов применяются средства компьютерной графики. Представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов в специализированной печати, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. (Юрий Яковенко и Анжела Малышева – обладатели Гран-при Международной биеннале гравюры “Jozep de Ribera“ в Хативе, Испания, Павел Татарников получил две премии «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе). Система художественного образования в Беларуси внешне мало изменилась и выглядит примерно так: детская художественная школа – художественное училище – академия искусств. Белорусская государственная академия искусств – единственная художественная академия в стране, дающее классическое высшее образование в области графики, живописи, скульптуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, дизайна, искусствоведения. Высшее художественное образование можно получить также на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета, в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Нишу выставочной деятельности достаточно плотно занимает Белорусский союз художников, имеющий в Минске крупнейший в Беларуси выставочный зал – «Дворец искусств» площадью свыше 1000 кв.м., а также выставочные залы во всех крупных городах Беларуси. С 1998 года в Минске работает Музей современного изобразительного искусства. Выставки современного искусства регулярно показывают Музей Белорусской государственной академии искусств, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный музей истории и культуры в Минске, Областной художественный музей имени П.В. Масленикова в Могилеве, Картинная галерея Г.Х. Ващенко в Гомеле, Художественная галерея в Полоцке, музеи и галереи в Гродно, Витебске, Бресте, Барановичах. Частных галерей в Беларуси едва ли можно насчитать десять, причем все они – именно выставочные площадки современного искусства. Уличное искусство, стрит-арт, граффити использует любое доступное пространство. Создаются новые скульптуры, витражи, мозаики, граффити. Происходит процесс взаимодействия художественного и социального пространств. У художников появляется интерес к выходу из музейно-галерейного в публичное пространство. Белорусское искусство все еще страдает от длительной изоляции. Дополнение все о графике, что это такое: Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός «письменный»; от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль, в современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного чёрного или красно-коричневого цвета сангины, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но может использоваться и вся цветовая палитра, как в живописи; согласно современной музейной классификации, акварель, гуашь, пастель и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, тоже относятся к графике. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет). Классификация[править | править код] Понятие «графика», по способу создания изображения, включает в себя два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Уникальная графика — произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и тому подобное). Печатная графика — произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от 2-3 оттисков до 500—1000 экземпляров, в зависимости от техники и задачи). В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
и некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше). Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж. С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах. К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах. Выделяется современный графический дизайн. Все о г Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет). Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе. Классификация Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объёма: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
и некоторые другие виды графики. Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше). В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков. Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников. По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика Станковое искусство - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи — картины; в графике — эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения. Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп - оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выставочные коллекции и экспозиции. Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - фронтиспис, заставку и концовку; - полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответственно располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; - оборонные иллюстрации; - рисунки на полях. Газетно-журнальная графика - иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид - карикатура. Прикладная графика - промышленная графика (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания), почтовые марки, экслибрисы, денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты). Прикладная графика вносит художественное начало в оформление предметов утилитарного характера. Плакат - вид торговой и театральной рекламы и политической агитации. Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возникающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники. Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия). По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика. Уникальная Графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относительно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах. В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печатание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой. Виды гравюры: • плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне; • выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона; • углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона. В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, различают разные виды гравюры: • Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. • Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина. • Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. • Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон). • Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак). • Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. • Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. • Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются. • Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого. В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Более доступный в исполнении - станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Главное средство графики - рисунок (пластика - в скульптуре, цвет - в живописи). Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно-выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Характеристика графических произведений. Графика - один из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного на какую либо плоскость в линейных формах. Рисунок выполняется обычно карандашем, углем, тушью, краской одного цвета, сангиной, пастелью. Виды графики:
Способы воспроизведения рисунка: Гравюра-печатное воспроизведение рисунка выполненного разными способами гравировки на доске. Литография-оттиск получаемый перенесением рисунка с плоской доски на бумагу. Репродукция-изображение, получаемое с помощью фотомеха-нических печатных процессов. Графика использует разные средства для создания образа, основное - линии, точка, свето тень, форма, композиция, цвет условен. Дети дош. возраста произ-я графики воспр-ют по-разному. Знакомство детей с ИЗО рекомендуется-начинать с рассматривания произведений графики и прежде всего - иллюстрации детских книг, выполненных известными художниками. Для малышей важен процесс узнавания в иллюстрации знакомого предмета. Основная задача, которую решает воспитатель мл. групп,- вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы. В средней группе задача - через восприятие иллюстраций ввести детей в мир условных графических образов, объяснить и показать, как одни и те же предметы по-разному изображают художники. Дети 5-6 летне просто узнают знакомые предметы в изображении, но и определяют хар-р образа или назнач-е этого произв-я, улавливают сюжетную линию. Художники графики: А. Последович, Г.Поплавский, Н.Поплавская, В.Шарангович. 20. Архитектура Беларуси В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества. До IX монументальная архитектура находилась на начальной ступени развития и представлена погребальными курганами и языческими храмами. IX-XI вв. характеризуется развитием феодальных отношений, введением христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Тогда были заложены основы монументальной каменной архитектуры. В XII-XIII вв. на территории современной Беларуси возникает несколько удельных княжеств. Монументальные памятники того времени: в Полоцке — Спасо-Ефросиниевский собор (XII в.), в Витебске — Благовещенская церковь (XII в.), Гродно — Борисоглебская, или Коложская церковь (XII в.), Каменце — Белая вежа (XIII в.) — по своему архитектурно-художественному уровню стоят в ряду лучших памятников Древней Руси. Частые войны, происходившие на территории Беларуси, оказали значительное влияние на развитие градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось в то время строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков, оборонных храмов. Многие города окружались крепостными стенами и башнями, образующими развитую систему обороны (Полоцк, Витебск и др.). В большинстве случаев городские укрепления были деревянными, но встречались стены и башни, выполненные частично или целиком из камня. В комплекс городских укреплений входили и монастыри (Слоним, Несвиж). Замки на нашей земле строились либо на возвышенностях (до XV в.), либо в низинах, опоясанные крепостными стенами и башнями (с XVI в.). К первой группе можно отнести замки в Гродно, Новогрудке, ко второй — замки в Мире, Крево, Гольшанах. Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания. Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Мурованке (нач.XVI в.). Для них характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами. В XVI в. из Западной Европы в Беларусь начали проникать идеи реформации и гуманизма, приведшие к утверждению принципов искусства Возрождения. В архитектуру проникают сначала элементы ренессанса (г.Сморгонь), а затем барокко (г.Несвиж). Основным художественным направлением в архитектуре XVII и первых трех четвертей XVIII в. явилось барокко. Архитектура ранних костелов тесно связана с влиянием итальянской художественной школы, но со второй половины XVII в. появляются памятники с местными чертами. Монументальные памятники барокко являются наиболее многочисленными и интересными объектами в сохранившемся архитектурном наследии Беларуси. Это дворцовые ансамбли в Несвиже, Гольшанах, Ружанах, храмы в Гродно, Жировичах, Могилеве, Слониме и др. Беларусь находится на своеобразной духовной границе Восточной и Западной Европы, на разломе культур и религий, что, естественно, сказалось на специфике белорусского зодчества, и в первую очередь культового. Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них – Полоцк (862 год) и Витебск (974 год). В X веке в Полоцке был возведен первый крестово-купольный православный Софийский собор, который положил начало белорусскому монументальному искусству. Первый известный летописный восточнославянский зодчий – монах Иоанн: именно он в XII веке возвел на территории женского монастыря близ Полоцка небольшой Спасо-Преображенский собор. В XIII веке на территории Беларуси наибольшее распространение получает так называемое оборонное зодчество, вызванное к жизни военными угрозами белорусским землям как с Востока (монголо-татарские полчища), так и Запада (крестоносцы). Строятся замки князей и магнатов с мощными стенами и башнями из громадных валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами (полностью или частично сохранились башня-донжон в Каменце, замки в Лиде, Крево, Мире, Несвиже, Гродно). Православные церкви превращаются в маленькие крепости с боевыми башнями по углам. В них в случае военной опасности укрывалось окрестное население. Середина XVI века – время появления барокко, которое будет господствовать в белорусской архитектуре в течение двух веков. Первым строением в барочном стиле не только на территории Беларуси, но и в Восточной Европе стал костел Божьего Тела в Несвиже (центр владений князей Радзивиллов). Этот храм стал тем ростком, из которого выросла самобытная архитектура белорусского барокко. В XVII–XVIII веках основу монументального зодчества и градостроительства составили монастырские ансамбли католических орденов, которые особенно активно начали проникать на территорию Великого княжества Литовского после подписания Люблинской (1569 год) и Брестской (1596 год) уний. Архитектурной доминантой городов того времени служили также светские монументальные постройки – ратуши и резиденции магнатов. Конец XVIII века – это, как и в западноевропейской архитектуре, господство классицизма, следование образцам античности. После разделов Речи Посполитой и вхождения белорусских земель в Российскую империю многие католические храмы на территории Беларуси были закрыты и перестроены под православные церкви в псевдорусском стиле. Однако и эти искусственно привитые пластические архитектурные формы в местных материалах, природном камне и дереве приобрели художественное своеобразие. XX век – век двух мировых войн и пролетарской революции – нанес катастрофический урон культурному наследию Беларуси. Почти все белорусские города были разрушены в ходе Великой Отечественной войны и заново восстановлены в послевоенный период. При этом архитектурная композиция проспекта Независимости в Минске – единственная в мире комплексная застройка, выполненная зодчими строго по проекту. Главный проспект белорусской столицы начали возводить сразу после освобождения столицы, и с тех пор классический облик фасадов не менялся. В итоге трехкилометровый участок проспекта претендует на включение в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Одним из ярких примеров современной белорусской архитектуры является Национальная библиотека Беларуси. Уникальное архитектурно-конструктивное решение здания Национальной библиотеки, технические новации комплекса позволяют утверждать, что аналогов белорусского «алмаза» в мире не существует. дополнение Архитектура - искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни деятельности человека. Виды архитектуры: -объемных сооружений -ландшафтная (садово-порковое простран-во, скверы, бульвары) -градостроительство В разнообразных стилях белорусских церквей, замков, дворцов и крепостей отражено влияние как восточной, так и западной культуры Белорусская архитектура сквозь столетия Несмотря на сложную историю, полную войн и разрушений, многие архитектурные ценности Беларуси сохранились. Наиболее древние сооружения в Беларуси относят к средневековью. Различные направления в искусстве и религии повлияли на формирование архитектуры Беларуси. В стране можно найти образцы романского стиля и готики, барокко и классицизма, модерна и эклектики. Архитектура Брестской области Брестская крепость, построенная в 30-е гг. XIX века, – основная архитектурная достопримечательность Бреста. Кроме того, в городе много интересных памятников архитектуры, среди которых:
Среди архитектурных памятников, сохранившихся в Брестской области:
Архитектура Гомельской области Основная достопримечательность города Гомеля – дворцово-парковый ансамбль, центром которого является дворец Румянцевых и Паскевичей, памятник архитектуры классицизма (1799–1819). В числе сохранившихся архитектурных достопримечательностей Гомельской области:
Архитектура Минска и Минской области Город Минск в годы Второй Мировой войны был разрушен практически полностью. Но и здесь сохранились и были восстановлены в послевоенный период интересные памятники архитектуры, среди которых:
Основными достопримечательностями Минской области являются архитектурные памятники Несвижа, среди которых:
|