изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства
Скачать 1.61 Mb.
|
Палеолит: Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э. Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно. Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира. Случилось это так: «археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана». Живопись Палеолита Пещера Альтамира. Испания. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.). На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов. Пещера Фон-де-Гом. Франция Поздний Палеолит. Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк. Пещера Ласко. Франция. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.). Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида. Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры. Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.» Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек). Скульптура палеолита Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика) Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика». Это - три типа объектов: 1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта). 2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями. 3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами. Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения. Рельеф Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух: Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами. Скульптура - мобильное искусство. Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия. Выводы Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика. Мелкая пластика. В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика). Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия. Мезолит (Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э. После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками. С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами. Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль. Перемена в области искусства: главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии. Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения. Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы. Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный. Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит. Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы. Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения. При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы. На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита. Грот Зараут-Камар В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым. Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки. Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф. Неолит (Новокаменный век) с 6 по 2 тыс. до н.э. Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Периодизация. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. . Достижения и занятия 1. Новые черты общественной жизни людей: - Переход от матриархата к патриархату. - В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу. - В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон. - Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. - Стали появляться армии и профессиональные воины. - Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались. - В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный. развиваются прядение и ткачество. В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных. Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм. Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи. Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным. На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница». «Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири. Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем. Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами. На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы. Наскальная живопись бушменов. Неолит. - Острота и точность рисунка, грация и изящество. - Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии. - Стремительность жестов, движений. Выводы Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда можно провести точную грань. Но это искусство очень отлично от типично палеолитического: - Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций. - Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму. - В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия. - В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц). Мелкая пластика: - Появляются новые сюжеты. - Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом. Бро́нзовый век Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. Искусство становится более разнообразным, распространяется географически. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Мегалитическая архитектура В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической. Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень». Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов: 1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". 2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим. 3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока. Первоначально дольмены служили для погребений. Трилит можно назвать простейшим дольменом. Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. 4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов. Эпоха железа (Железный век) 1 тыс. до н.э. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль. Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично. Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы. Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя. Выводы Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм. Или Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. П. и. возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения [пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР — Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)]. Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно-орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолитаи энеолита и отчасти в бронзовом векеу древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, во многом связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской области и Китае — сложные криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалитыи свайные постройки. У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на З. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе (Кобустан). В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны с ростом производительных сил, развитием разделения труда в период начавшегося разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового общества. Богатое и разнообразное искусство, органически связанное с формами П. и., продолжало существовать вплоть до 19—20 вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии, Океании и Южной Америки, народы Африки). О музыки и танце первобытной эпохи см. также в ст. Музыка, Танец. Или более кратко Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды. Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных - мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства. Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве — резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства — орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра. В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены, менгиры и кромлехи. 6Искусство Древнего Рима Развитие искусства Древнего Рима Величайшая Римская культура принадлежит величайшему и могущественному народу, империи, центром которой была Италия. Римская империя занимала всё Средиземноморское побережье, огромную часть Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Завоевания римских императоров были огромны. В Рим свозились добытые в сражениях с различными народами трофеи. Возникшая благодаря античной греческой культуре, римская культура смогла стать особенной и самобытной. По дошедшим до наших дней остаткам памятников древнеримского искусства можно судить о том, насколько богатым оно было. Римляне смогли создать и распространить среди других народов особую технику возведения городов, зданий, амфитеатров, цирков, акведуков, мостов, терм, базилик, триумфальных арок и т.д. Эти сооружения поражали не только своей монументальностью, но и эстетической привлекательностью. Многое римляне позаимствовали у этруссков, проживавших на той территории, которая впоследствии стала частью Римской империи. Во времена правления 7 царей, трое из которых были этруссками, в Риме была проведена канализация, построен первый цирк для боёв гладиаторов, сам город обнесён крепостной стеной. Римские строители переняли строительную и ремесленную технику у древних этруссков: дома с атрием – внутренним двориком – самый распространённый вид жилых построек в Риме. Древние римляне много воевали и поработили полмира. Они придумали особое архитектурное устройство военных лагерей. Военные лагеря были временные и постоянные. Постоянные были хорошо укреплены, чётко и просто спланированы: две улицы пересекались под прямым углом. Лагерь был окружён глубоким рвом и высоким валом. Вход осуществлялся через ворота, расположенные с 4-х сторон. В центре лагеря находился Капитолий – возвышение для императора. Во время принципата широко развивается строительство: создаются новые храмы, дворцы, термы, театры, цирки. В этот период возводятся самые знаменитые римские памятники архитектуры Колизей и Пантеон. На стенах зданий, дворцов, частных домов появляются росписи и мозаики. Римские художники пишут живописные холсты, которые сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях. С распространением христианства античная культура прекращает своё существование. Появляются новые христианские храмы – базилики. Новые христианские черты проступают в живо СКУЛЬПТУРА Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов, репутация римских мастеров как имитаторов представляется оправданной, так как большое число работ, скорее всего являются переделками и вариантами греческих образцов всех периодов развития скульптуры. Спрос на скульптуру в Риме был огромным, и это отчасти диктовалось любовью римлян к старине, отчасти желанием как можно пышнее украсить интерьеры. Вместе с тем, без сомнения, некоторым видам скульптуры отводились в Древнем Риме важные и серьезные функции. Именно эти виды скульптуры и получили наибольшее развитие в римском искусстве. Самыми интересными и примечательными из них стали скульптурный портрет и повествующий рельеф,— жанры, имеющие глубокие корни в жизни римского общества. Скульптурный портрет Из литературных источников Древнего Рима мы знаем, что со времен ранней республики наиболее прославленных политических и военных деятелей увековечивали, воздвигая им статуи в общественных местах. Скульптурный портрет произошел от очень древнего патриархального римского обычая: после смерти главы семьи с его лица снималась восковая маска, хранившаяся затем в особом шкафу,- своего рода семейном алтаре. Эти маски предков несли во время похоронной процессии. Такое почитание предков восходит к обычаям первобытного общества (см. илл. 23). В патрицианских семьях даже периода империи продолжали неуклонно придерживаться этих же традиций. Возможно, стремление патрициев воспроизвести недолговечные восковые изображения в мраморе и затем выставить их для всеобщего обозрения объясняется желанием обратить внимание на древность рода и тем самым упрочить свое ведущее положение в обществе. Скульптурные портреты предков В силу таких намерений и была создана статуя, Она изображает неизвестного римлянина, держащего два бюста предков, предположительно отца и деда. Эти изваяния отличающиеся достаточной выразительностью, являются копиями с утраченных оригиналов. Различия в стиле их исполнения и форме показывают, что оригинал, с которого был выполнен бюст слева, примерно на тридцать лет старше бюста справа. Вместе с тем, имело значение лишь лицо изображенного человека, а не творческий почерк мастера. Поэтому наиболее характерными чертами римских портретов стали холодная и прозрачная «фотографичность». Так и хочется сказать, что в этих работах отсутствует вдохновение — не в осуждение, а чтобы отметить основное отличие римского мастера по сравнению с греческими или даже этрусскими портретистами. Такая серьезность была намеренной и считалась достоинством. Идея привнести в облик императора сверхчеловеческие черты и посредством этого повысить его авторитет прижилась и стала официальной политикой. Правда, при Августе она еще не знала таких крайностей, как при последующих императорах, и все же в статуе из Примапорты очевидно желание придать облику Августа божественный вид. Однако, несмотря на то, что статуя изображает идеализированного героя, в ней безошибочно угадывается римское происхождение. Одежда— в том числе нагрудный доспех с изображенной на нем аллегорической сценой — реалистично воспроизводит текстуру поверхности, удивительно точно передавая впечатление ткани, кожи, металла. Черты лица тоже подверглись идеализации или, лучше сказать, «эллинизации». Незначительные физиономические подробности притушеваны, внимание сосредоточено на глазах, что делает взгляд «вдохновенным». Вместе с тем, имеет место явное портретное сходство, возвышенное не подавляет индивидуального. Древний Рим дал огромное количество скульптурных портретов самых различных типов и стилей; их разнообразие отражает сложный и многогранный характер римского общества. Если считать одним полюсом этого многообразия восходящую к временам республики традицию изображений предков, а другим — вдохновленную эллинистическим искусством статую Августа из Примапор-ты, мы сможем найти между ними бесчисленные варианты их сочетания и взаимопроникновения. Так, Август соблюдал древний римский обычай и был всегда чисто выбрит. Рельефные изображения Изобразительное искусство эпохи империи не ограничивалось портретом. Ее правители стремились увековечить свои деяния с помощью рельефов, содержание которых носило повествовательный характер и которыми украшались монументальные алтари, триумфальные арки и колонны. Исторические события — то есть события, произошедшие в определенном месте и в определенное время,— не интересовали скульпторов Греции классического периода. Если требовалось увековечить победу над персами, это делалось не напрямую, а изображалась битва лапифов с кентаврами либо греков и амазонок — мифологическое событие без пространственно-временных связей с реальностью. Греческим художникам, однако все же случалось, создавать произведения, посвященные историческим событиям. ЖИВОПИСЬ По сравнению с тем, что известно о древнеримских скульптуре и архитектуре, наши знания о живописи Древнего Рима бесконечно малы. Почти все дошедшие до нас произведения принадлежат к жанру настенной росписи, причем подавляющее большинство их обнаружено либо при раскопках Помпеи,. Никто не станет отрицать, что это был период, когда копировались греческие образцы, ввозились греческие работы и приезжали греческие мастера.. Римский иллюзионизм Примером преобладавшего в те времена стиля служит роспись украшающая один из углов «комнаты Иксиона» в раскопанной в Помпее «доме Веттиев» (илл. 98)— Здесь все иллюзорно: и стены, раскрашенные под мраморные плиты, и окантованные, как бы заключенные в рамы, мифологические сцены, создающие впечатление вставленных в стену картин, написанных на деревянных досках, и открывающийся за нарисованными окнами вид на фантастические архитектурные сооружения — все это напоминает несколько нестройное слияние тем, исполняемых разными музыкальными инструментами.. Искусная имитация различных материалов и отдаленных пейзажей создает иллюзию реального трехмерного пространства, но при первой же попытке проанализировать, как соотносятся элементы этой «трехмерной» картины, мы начинаем понимать, что римский художник не имел отчетливого представления о том, как передать глубину пространства, что выстраиваемая им перспектива бессистемна и внутренне противоречива. Когда место архитектурных композиций занимает пейзаж, неукоснительное соблюдение законов перспективы становится не столь важным, и достоинства, свойственные методу, применяемому римскими художниками, начинают перевешивать его недостатки. Это особенно хорошо заметно в знаменитых «пейзажах с Одиссеем» — длинной ленте пейзажа, поделенной пилястрами на восемь отрезков. На каждом из них изображен эпизод из странствий Одиссея (Улисса). Живописные портреты Согласно сообщению Плиния, живописный портрет был широко распространен в Древнем Риме еще во времена республики, однако ни одного такого произведения до нас не дошло. Зато в распоряжении искусствоведов имеется достаточно полная группа портретов из Фаюмского оазиса в Нижнем Египте. Этим мы обязаны сохранившемуся до времен Римской империи (а может быть и возродившемуся) древнеегипетскому обычаю прикреплять портрет умершего к его завернутому в ткань мумифицированному телу. Удивительная свежесть их красок объясняется тем, что они выполнены в отличающейся чрезвычайной долговечностью технике энкаустики, в соответствии с которой краситель разводится в жидком воске. Такую краску можно сделать матовой и густой, как масляная, и наоборот — заставить ложиться тонким, прозрачным слоем. Лучшие из этих портретов, такие как тот, что показан на илл. 101, отличаются непревзойденными смелостью, непосредственностью и уверенностью мазка. Изображенный на нем темноволосый мальчик кажется живым — столь осязаемо воплотили правду жизни лучистые краски художника. Особо выделены глаза. В какой-то мере стилизованы и некоторые другие черты, но к счастью, в данном случае это не сказалось на качестве портрета, а лишь подчеркивает детскую привлекательность безвозвратно утраченного родителями ребенка. 7. Искусство Египта Искусство древнего Египта связано с правлением фараонов. Они оставили после себя множество грандиозных исторических памятников, увековечивших их имена. Фараонов в Египте было принято обожествлять и всячески возвеличивать, поэтому искусство тех времен тесно связано с религий и заупокойным культом. За время дальнейшего развития искусство Египта не раз подвергалось влиянию культур различных стран попеременно, получавших власть над этой великой страной. Домусульманский период в этой стране связан с господством Ливии, Ассирии, Эфиопии, Греции, Рима, Византии и Персии. Арабы распространили свою власть в стране после того, как завоевали ее в ходе войны. Они построили красивейший город Каир, который стал столицей государства и центром культуры, науки и литературы всего арабского мира. Период истории Египта связанный с Арабским халифатом стал самым важным для развития искусства. Арабы за время своего правления возвели прекрасные мечети и обогатили культуру страны, позволив сохранить при этом ее особые черты и самобытность. Архитектура Египта Древняя архитектура Египта представлена огромными пирамидами, которые представляют собой гробницы фараонов. В них сохранилось множество ценностей и сокровищ, дающих представление о культуре того времени. Помимо пирамид в Египте также сохранились величественные храмы и дворцы. Храм представляет собой огромный комплекс, состоящий из более сотни объемных помещений, дворов и аллей-переходов. Нередко помимо наземных сооружений рабочие возводили архитектурные сооружения в горах или вырубали их в скалах. Огромные колонные залы вырубались прямо в массиве камня и украшались росписями и рельефами с изображением фараонов и их слуг. Христианство существовало в Египте еще за несколько веков до завоевания арабами, поэтому наряду с мечетями сохранились до наших дней и коптские христианские церкви. Монашество также зародилось именно в Египте, когда в пустыне был построен первый монастырь, который существует и по сей день. В нем хранится большая коллекция христианских икон и рукописей. Одна из самых первых мечетей, построенных в Египте, имела большой двор с фонтаном для омовения, окруженный колоннадой, которая с одной стороны переходит в просторный колонный зал. Каждая колонна увенчана коринфскими капителями, поддерживающими стрельчатые арки. Арки, карнизы и капители колонн украшены орнаментальной резьбой по стуку, в сюжете которой прослеживаются растительные мотивы. Мечети в Египте строились с учетом особенностей крепостной архитектуры, поскольку играли роль оборонительных сооружений. Некоторые из них окружены мощной крепостной стеной, образующей вокруг мечети свободный обход. Снаружи стены мечети украшены фризом из стрельчатых окон и арок с декоративной отделкой. Мечети в Египте, как и в других арабских странах, имеют стройные минареты, но при этом они могут быть выполнены в различных стилях. Даже у одной мечети может быть и цилиндрический минарет, и минарет, состоящий из четвериков и восьмериков, поставленных друг на друга и уменьшающихся в диаметре. Над фонтаном и бассейном в центре двора мечети воздвигался купольный павильон. Со временем декоративная отделка мечетей менялась, рельефы, украшавшие минареты и фризы над стрельчатыми арками становились более скульптурными и пластичными. Их украшали надписи, которые назвали цветущий куфи. Фасад нередко декорировали стрельчатыми нишами с особым гофрированным сводом, а также сталактитами, фризами с надписями и узорными розетками. Каждый такой элемент, взятый в отдельности, представляет собой самостоятельное, исполненное с большим мастерством произведение искусство. Колонные мечети позже сменили более сложные сооружения с большими куполами и высокими порталами, сложившиеся в так называемый четрехайванный тип мечети, украшенной резным мрамором и мозаикой. Для оформления стен и внутри и снаружи помещений, стали использовать, характерную для других арабских стран, кладку из цветного камня, с помощью которого обрамляли окна и двери, выделяли стену с михрабом. Узор на стенах стали делать более плоским, но сложным, резные фризы и панно заполняли орнаментом из геометрических фигур, растительных элементов и арабских надписей. Монолитная стена мечети терялась под кружевом ажурного узора. В городах помимо церквей и мечетей сроили караван-сараи, бани и дворцы с садами, каждый павильон которых представлял собой крепость. Городские ворота имели укрепленные башни. Во времена правления мамлюков строилось огромное количество мавзолеев. Иногда их размещали во дворе мечети, но также в Египте встречаются целые комплексы или даже города, состоящие из мавзолеев. Стены мавзолеев покрыты резным орнаментом, они имеют высокий заостренный купол, стоящий на поясе конусовидных тромпов, расположенных в несколько ярусов. Дверь в усыпальницу украшали резьбой инкрустированной бронзой, серебром и золотом. Внутренняя часть здания украшена лепным сталактитовым узором и рельефной геометрической плетенкой. Сам купол также покрыт рельефным орнаментом, состоящим из розеток и девятиугольных звезд. Скульптура Египта Египтяне стали родоначальниками создания скульптурных изваяний поражающих своей реалистичностью. Древние скульпторы прекрасно владели искусством обработки камня, и создавали множество статуй богов, сфинксов и царствующих фараонов колоссальных размеров. Скульптура в древнем Египте являлась неотъемлемой частью архитектуры. Поначалу фараона изображали беспристрастным и полным спокойного величия, что создавало впечатление его огромной физической и духовной силы. Но со временем идея холодного величия сменилась созданием индивидуальных образов. Такой подход особенно хорошо прослеживается в создании фигур простых людей. Египтяне создавали не только скульптуры, но и рельефы, раскрашенные красками. На них они изображали царей, сцены охоты и битвы. Живопись Египта Об особенностях египетской живописи можно судить по росписям, украшавшим стены гробниц. Содержание этих картин более разнообразно, чем сюжеты рельефов. Нередко на них изображали повседневную жизнь людей, а также пейзажи, животных и птиц. В средневековом Египте начала развиваться миниатюра. Рисунки, украшавшие рукописи выполнены в светлых тонах, плоские фигуры обведены широким контуром. Монументальная живопись Египта представлена портретами, возвеличивающими фараонов, нарисованными на деревянных дощечках. Их обычно вкладывали в руки мумий при захоронении. Ритуальные портреты рисовали разогретыми восковыми красками, поэтому лица на них отличаются поразительной живостью. Современная египетская живопись сочетает в себе древнеегипетские, коптские и мусульманские черты. Литература Египта Литература древнего Египта представлена большим количеством фольклорных произведений, к ним относятся сказки, басни, эпос, любовная лирика, молитвы и гимны. У этих произведений очень часто не было одного автора, либо они приписывались мудрецам. Литература религиозного и магического плана была написана иероглифами. Различные заговоры, молитвы, призывы богов и толкования объединяли в сборники, ярким примером такого сборника является знаменитая Книга мертвых. Литературные произведения, отражавшие реальные исторические события без элементов сверхъестественного, назывались в Египте повествованиями и чаще всего имели отношение к правящей династии. Они были написаны в интересах двора, и служили для прославления фараонов. В них чаще всего содержались поучения и советы, касавшиеся самых разнообразных сфер жизни людей. Появление жанра поучений в литературе Египта связано с речениями и политическими памфлетами. В средние века в Египте было написано много арабских рыцарских романов, создано несколько вариантов рукописей Корана, а также вышла в окончательной редакции знаменитая книга арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Декоративно-прикладное искусство Египта В Египте создавалось множество произведений прикладного искусства. Художественные ремесла египетские мастера довели до совершенства, создавая настоящие шедевры. Они владели резьбой по дереву и кости, знали различные виды обработки металла, создавали ювелирные изделия из золота и серебра, украшенные самоцветами. Также они умели делать изделия из стекла, горного хрусталя, цветного стекла, керамики и фаянса. Изделия из стекла, египтяне украшали граверами с фигурами птиц и зверей, а также каллиграфическими надписями с пожеланиями добра. Большую известность получили египетские тонкие прозрачные ткани и льняные ткани, затканные шелком. На тканях в Египте рисовали красочные узоры со стилизованными изображениями животных и птиц, а также узоры с использованием орнаментальных полос и угловатых куфических арабских надписей, цветков лотоса и пальметт. Из бронзы египетские мастера делали сосуды и курительницы в виде фигур животных и птиц, украшенные тонким чеканным рисунком. В более поздних работах ремесленники стали использовать роспись золотом и цветными эмалями. И дополнен Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве. |