изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства
Скачать 1.61 Mb.
|
Оружейная палата Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Оружейная палата стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. Именно из Оружейной палаты исходили все новшества. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь начиналась деятельность Симона Ушакова – крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. С конца XV в. Москва превращается в центр художественных ремесел, где русские мастера создают множество памятников искусства. Здание Оружейной палаты Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства. 11. Искусство Парсуны Парсу́на (искажённое лат. persona[1] — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи. Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты. В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввёл в научный оборот термин «парсуна»[2]. Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов. Характеристика Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого. Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности»[3]. Типы[ На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
Прежде всего упомянем группу «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.» Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства. или Произведение портретной живописи в России конца XVI—XVII в. Термин "парсуна" был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что "персона", то есть просто портрет. В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры. Первые парсуны(от искажённого латинского слова persona — личность, особа) Произведение портретной живописи в России конца XVI—XVII в. Термин "парсуна" был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что "персона", то есть просто портрет. В парсуне... Подробнее >>, на которых были изображены реальные исторические деятели, ни системой образов, ни техникой изображения не отличались от икон. Подробнее >> иногда писались с натуры, масляными красками на холсте. Искусство парсуны просуществовало до 1760 г., а в провинциальных русских городах парсуны писались и позднее. Уже в XIII—XI веках на стенах соборов появляются изображения исторических лиц — храмоздателей: князя Ярослава Мудрого с семьей, князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Христу. Начиная с середины XVI века, появляются иконы с еще очень условными изображениями здравствующих членов царской семьи. Портретные образы в иконе второй половины XVII века оказывались на перекрестье восхождения человека к божественному, и нисхождения божественного до человеческого. Иконописцы Оружейной палаты, опираясь на собственные эстетические каноны, создали новый тип лика Спаса Нерукотворного, отличающийся определенностью человеческого облика. Образ "Спаса Нерукотворного" 1670-х годов Симона Ушакова можно считать программой этого направления. Как придворные художники, иконописцы не могли себе представить облик "Царя небесного", минуя хорошо знакомые им черты "царя земного". Многие из известных нам мастеров этого направления (Симон Ушаков, Карп Золотарёв, Иван Рефусицкий) были портретистами царского двора, о чем они сами с гордостью рассказали в своих трактатах и челобитных. Создание царских портретов, а затем портретов представителей церковной иерархии и придворных кругов стало принципиально новым шагом в культуре Руси. В 1672 году был создан "Титулярник", который собрал в себе целый ряд портретных миниатюр. Это изображения русских царей, патриархов, а также зарубежных представителей верховной знати, умерших и живых (их писали с натуры). Хотя парсуны представляют собой принципиально уникальный материал, но и в их кругу есть особые раритеты. Один из них — тафтяной портретпатриарха Никона (1682 г.). Портрет является аппликацией из шелковых тканей и бумаги, и лишь лицо и руки исполнены живописью. Портреты иностранных художников, работавших при царском дворе в период приобщения Руси к ценностям художественной культуры Нового времени, имели для русских мастеров исключительное значение как образцы, которым они стремились подражать. В данной группе живописных портретов есть свой раритет — знаменитый портрет патриарха Никона с клиром, написанный в начале 1660-х годов. Это наиболее ранний из известных нам живописных портретов XVII века, созданный на русской почве, единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха Никона и единственный дошедший до нас групповой портрет той эпохи. Групповой портрет патриарха Никона с клиром — целая изобразительная энциклопедия патриаршего и церковно-монастырского обихода того времени. Странная двойственность присуща большой парсуне «Портрет царя Федора Алексеевича» (1686 г.), выполненной в традициях иконного писания. Лицо юного царя написано объемно, а одеяния и картуши решены плоскостно. Божественную власть царя подчеркивают нимб вокруг головы, изображение Спаса Нерукотворного вверху. В парсуне главным всегда было подчинение сословным нормам: столько значительности и импозантности в персонажах. Внимание художниковсосредотачивается не на лице, а на позе изображаемого персонажа, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей.
12.Изобразительное искусство 16 в. 16 век искусство в Нидерландах Изобразительное искусство 16 века В течение первых десятилетий 16 в. живопись в Нидерландах претерпевала сложные изменения, в результате которых оказались окончательно изжитыми принципы искусства 15 в. и получили развитие (впрочем, несравненно менее плодотворное, чем в Италии) черты Высокого Возрождения. В первую очередь это определяется приближением искусства к более прямому, непосредственному отражению действительности. Самодовлеющий интерес к конкретной реальности в равной мере приводил к открытию новых, перспективных путей и методов и к сужению кругозора живописца. Там, где художник был тесно связан с основными проблемами времени, чутко преломляя в своем творчестве основные противоречия эпохи, этот процесс давал необычайно значительные художественные результаты, примером чему может служить творчество Питера Брейгеля Старшего. Знакомясь с изобразительным искусством 16 в., необходимо иметь в виду резкое количественное возрастание художественной продукции и ее проникновение на широкий рынок, в чем проявляется воздействие новых историко-общественных условий. В экономическом отношении жизнь Нидерландов начала века характеризуется бурным расцветом. Открытие Америки поставило страну в средоточие международной торговли. Активно протекал процесс вытеснения цехового ремесла мануфактурой. Развивалось производство. Живопись 16 в. мы будем рассматривать по трем ее этапам. Начальный, захватывающий первые три десятилетия, связан с процессами осознания нового положения человека в жизни, с более высокой ступенью сложения раннего капитализма и характеризуется крайним многообразием исканий и разноречивостью методов. В стадиальном отношении он соответствует Высокому Возрождению в Италии. Второй этап, завершающийся к 1570 г., отмечен зрелостью нового мировоззрения и наиболее заметными успехами реалистических тенденций, это время кризиса Ренессанса. Третий период, обнимающий последнюю треть века, определяется полным исчезновением возрожденческих принципов и зарождением основ искусства 17 века. * * * Один из крупнейших мастеров первой трети века — Квентин Массейс . Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. Первая значительная его работа — триптих, посвященный св. Анне (1507 — 1509; Брюссель, Музей). Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. Мало разработанные в психологическом отношении образы величественны, фигуры укрупнены и тесно составлены, пространство кажется уплотненным. В раскрытом виде алтарь более гармоничен — свободнее расположение действующих лиц, выявлена спокойная размеренность ритма и композиции. В основе концепции Массейса лежит стремление косвенно, чаще всего при помощи художественно-формальных средств, возвысить образ человека. В следующей своей работе — «Оплакивании» (1509—1511; Антверпен, Музей) он уже не ограничивается общей экспозицией образов; он пытается ввести в композицию действие, конкретнее раскрыть переживания героев. Не видя, однако, в чем кроется истинное величие человека, он не может органично разрешить эту задачу и совместить ее решение с достоинствами алтаря св. Анны. Художник приходит к решениям нервным и сбивчивым, что обычно объясняется готическими пережитками. Правильнее, однако, видеть здесь результат слияния двух еще недостаточно отстоявшихся тенденций: стремления возвеличить образ человека и другой тенденции, связанной с попытками представить ситуацию в ее жизненной естественности. Во всяком случае, этот же алтарь представляет обе эти тенденции и порознь; образы обобщенные соседствуют с гротескно характерными. Тяготение к жизненно-реальному началу привело Массейса к созданию одной из первых в искусстве нового времени жанровых, бытовых картин. Мы имеем в виду «Менялу с женой» (1514; Париж, Лувр Одновременно с ним работали мастера, предпочитавшие более решительное обновление искусства, — так называемые романисты.Их мало интересовала реальность как таковая, они стремились к монументализации образа человека. Но их идеальные образы не столько отражали новую концепцию мира и человека и высокое представление о человеке, сколько являлись отвлеченным фантазированием на темы античных мифов, своего рода условным артистическим самовыражением. В их творчестве особенно отчетливо сказалось отсутствие истинно гуманистических взглядов, а постоянное обращение к итальянскому искусству (определившее наименование этого направления) не шло дальше пустых заимствований. Живопись романистов является ярким свидетельством назревания нового понимания места человека в мире и не менее ярким доказательством бессилия на нидерландской почве разрешить этот вопрос в итальянизированных формах. Панегирические формулы романистов, по существу, оставались результатом чистого умозрения. Крупнейшим представителем романизма первой трети века был Ян Госсарт по прозванию Мабюзе . Ранние работы (алтарь в Лисабоне) трафаретны и архаичны. Сдвиг в творчестве Госсарта происходит в середине 1510-х гг., когда он исполняет множество картин на мифологические сюжеты. Обнаженная натура предстает здесь и в более поздних работах не как частный мотив, а как главное содержание произведения («Нептун и Амфитрита», 1516, Берлин; «Геркулес и Омфала», 1517, Ричмонд, собрание Кук; «Венера и Амур», Брюссель, Музей; «Даная», 1527, Мюнхен, Пинакотека, а также многочисленные изображения Адама и Евы). Однако все эти работы страдают неубедительностью. Триумфальная поза героя, узкая композиционная схема и выглаженная, мертвая моделировка сочетаются с почти натуралистической точностью отдельных деталей.Госсарт исходил из ограниченной гуманистической схемы. Его вариации на тему одной или двух обнаженных фигур всегда остаются вполне условной конструкцией. Натурные наблюдения нисколько не оживляют их и лишь делают противоречивой авторскую мысль. Если Массейс и романисты (Госсарт, Орлей) пытались решительно обновить нидерландскую живопись, то подавляющее большинство их современников были в своих работах более традиционны. Однако их творчество необходимо иметь в виду, так как оно характеризует разнообразие тенденций в искусстве Нидерландов. Среди современников Массейса мы находим и мастеров, еще тесно связанных с 15 в. Нерешительность в постановке новых проблем сочетается у этих живописцев с безусловным к ним интересом. Заметнее прочих — тенденции к буквальному, точному изображению натуры, опыты по возрождению драматизма в форме убедительного повседневного рассказа и попытки индивидуализации прежних лирических образов. Последнее, как правило, характеризовало наименее радикальных мастеров.Иные творческие устремления характеризовали Северные провинции. Здесь развитие протекало в более сдержанных, не столь космополитических, а порой и экстравагантных формах, как в Антверпене, и вместе с тем было лишено застойности, характерной для Брюгге. Уклад жизни, а вместе с тем и культура были скромнее и демократичнее. Работы старшего поколения голландских живописцев довольно нескладны, но они уже изобличают простодушную наблюдательность их авторов и их приверженность конкретной жизни (Мастер из Дельфта, Мастер амстердамской «Смерти Марии»). Это качество легло в основу всего голландского искусства 16 столетия. Обозначившийся еще в 15 в. интерес к взаимной связи человека и среды (Гертген) начинает приносить свои плоды. Иногда он сочетается с живым чувством человеческой индивидуальности и определяет своеобразие портрета (мужской портрет Яна Мостарта (ок. 1475—1555/56) в Брюссельском музее. Таким образом, общая панорама нидерландской живописи первой трети века принимает следующие очертания: романисты стараются покончить со старыми традициями и в поисках формальной монументализации подражают итальянцам, Массейс пытается сообщить образу приподнятость, не порывая вместе с тем с живой реальностью, и творчески развить в новых условиях традиции реалистического искусства второй половины 15 в. Наконец, малые мастера по-своему отзываются на новые запросы — здесь и разнообразие поисков антверпенских мастеров, и архаическая лирика брюжцев, и решительное обращение к бытовому началу у голландцев. Следует добавить, что в это время еще живут и работают мастера 15 в.—Босх, Герард Давид. Особое положение занимает группа так называемых «антверпенских маньеристов». Живая реальность образа и достоверность изображения их не привлекали. Но условные, риторические и холодные работы романистов им тоже были чужды. Их любимая тема — «Поклонение волхвов». Изощренные фантастические фигуры, запутанное многофигурное действие, помещенное среди руин и сложных архитектурных декораций, наконец, изобилие аксессуаров и почти болезненное пристрастие к множественности (персонажей, деталей, пространственных планов) — характерные отличия их картин. За всем этим угадывается тяга к большим, обобщающим решениям, сохранившееся чувство неограниченности мироздания. Но в этом своем стремлении «маньеристы» неизменно уходили от конкретной жизни. Не имея возможности насытить свои идеалы новым содержанием, не имея сил противостоять тенденциям своего времени, они создали искусство, причудливо сочетающее реальность и фантастику, торжественность и дробность, велеречивость и анекдотизм. Но течение это симптоматично — оно свидетельствует, что бытовая конкретность привлекала далеко не всех нидерландских живописцев. Кроме того, многие мастера (особенно в Голландии) использовали «маньеристические» приемы особым образом — для оживления своих повествовательных композиций и для сообщения им большего драматизма. Таким путем шел Корнелис Энгельбрехтсен алтари с «Распятием» и «Оплакиванием» в Лейденском музееи другие. Наконец, известный контакт с принципами «маньеризма» улавливается в творчестве одного из наиболее крупных мастеров своего времени Иоахима Патинира (ок. 1474—1524), художника, которого с полным правом можно считать в числе главных родоначальников европейской пейзажной живописи нового времени.Большинство его работ представляет обширные виды, включающие скалы, речные долины и т. п., лишенные, однако, неумеренной пространственности. Патинир помещает также в свои картины небольшие фигурки персонажей различных религиозных сцен. Правда, в отличие от «маньеристов», его эволюция строится на постоянном сближении с реальностью, а пейзажи постепенно избавляются от господства религиозной темы (см. «Крещение» в Вене и «Пейзаж с бегством в Египет» в Антверпене). Построение пейзажа, высокая точка зрения и особенно цветовое решение (от коричневого первого плана через зеленый и зелено-желтый промежуточный к голубым далям) оказали большое влияние на последующих мастеров. Из мастеров, близких по времени Патиниру, должны быть названы Херримет де Блес (ум. ок. 1550 г.), а также уже упомянутый в другой связи Ян Мостарт, сцена из завоевания Америки (Гарлем, музей Франса Гальса) которого обнаруживает также традицию Босха. Для первой трети 16 столетия — с ее ломкой прежних принципов и нащупыванием новых путей — характерны и эклектичное сочетание различных тенденций и. напротив, почти фанатичное упорство в осознании и разрешении художественных задач; вторая названная черта определяет внутренний пафос наиболее крупного мастера рассматриваемой поры - Луки Лейденского (ок. 1489—1533). Его искусство завершает и исчерпывает живопись первой трети столетия.Характерным для этого периода творчества Луки следует считать решительное обращение к реальности и одновременно усиленное подчинение ее художественной концепции произведения. Чисто жанровые мотивы служат особой задаче— попытке выделить движения души, представить их в крайнем, до предела обостренном выражении. Последнее придает психологическим опытам Луки странную двойственность: их волнующая экспрессивность сочетается с черствой, иногда даже жесткой досказанностью. Не владеющий еще искусством создания индивидуальных характеров, он превращает своих, казалось бы, вполне реальных героев в средство для воплощения определенных эмоций. В его интересе к психологическим мотивам — стремление сделать очевидной объективную силу душевного движения как такового, его сложность и противоречивость. Огромный шаг вперед в приближении к конкретной действительности виден в его работах жанрового порядка («Игра в шахматы», Берлин; «Жена приносит Потифару одежды Иосифа», Роттердам, Музей Боймансван Бейнинген), но и здесь бытовое начало выделяется художником скорее как некая отвлеченная, самостоятельная категория. Аналогична проблематика портрета. В автопортрете Луки Лейденского (Браун-швейг, Музей) создан один из самых жизненно достоверных образов эпохи. Для этого периода характерно быстрое развитие реалистических принципов, параллельная активизация романизма и нередкое их сочетание. Далее в искусстве наиболее заметным является широкое распространение бытового жанра. Бытовые тенденции принимают форму либо крупнофигурного жанра, либо мелкофигурной картины, либо проявляются косвенно, определяя особый характер портрета и религиозной живописи. Крупнофигурный жанр был распространен в Антверпене. Главные его представители— Ян Сандерс ван Хемессен (ок. 1500—-1575) и Маринус ван Роймерс-вале (ок. 1493,— возможно, 1567) — опирались на традицию Квентина Массейса (различные варианты «Менял» Роймерсвале и «Веселое общество» из Карлсруэ Хемессена). Они, в сущности, совершенно уничтожили границу между бытовой и религиозной картиной. Но принципы Хемессена сложнее — выделяя на передний план две-три крупные статичные фигуры, в глубине он помещает маленькие жанровые сценки, играющие роль комментария. Здесь можно видеть попытку вовлечения бытового случая в общую жизненную последовательность, стремление придать конкретному факту более общий смысл. Эти картины узки по тематике (менялы, девицы из публичных домов) и отражают полное отсутствие представления о человеческой общности. В работах амстердамских живописцев Дирка Якобса (ок. 1497—1567) и Корнелиса Тейниссена (работал с 1533 до 1561 г.) индивидуальный образ осмыслен уже в его повседневной реальности. Они избирают обычную позу, придают портретируемому естественный жест и, что особенно важно, делают значительный шаг к более определенному пониманию духовного абриса конкретной личности. Для следующих двух-трех десятилетий характерна активизация романизма и усиление в нем черт, противоположных искусству художников-реалистов. В свою очередь реалистические тенденции обретают народность, черты которой лишь угадывались в произведениях мастеров первой трети 16 в. Вместе с тем если в 1530-е годы романизм испытывал сильнейшее влияние реалистических принципов, то теперь скорее следует говорить об обратном процессе. Далее многие мастера меняют свою художественную ориентацию (этот процесс, правда, начался раньше). Наиболее ярким примером может служить Мартин ван Хемскерк, знакомый уже нам по портретам (семейному и А. Кодде). Теперь преобладающим в его творчестве становятся алтари с множеством мечущихся, выгибающихся на крестах, жестикулирующих фигурок почти гротескной выразительности или полотна условно монументализированные, импозантные, но пустые и неприятные своей нарочитой стереоскопичностью («Св. Лука пишет Марию»; Гарлем, музей Франса Гальса). В творчестве некоторых художников-романистов (например, Ламберта Ломбарда, ок. 1506—1566) можно отметить усиленное проникновение идеальных, гармонических мотивов итальянского Высокого Ренессанса, что приводит ко все большему вытеснению реальных наблюдений, а вслед за тем и появление черт маньеризма. Творчество Флориса (и его успех у современников) свидетельствует о том, что главные позиции в нидерландском искусстве переходят к позднему романизму, романизму, уже открыто перерождающемуся в маньеризм. Однако за этим явлением следует видеть не только черты кризиса предшествующего мировосприятия, но и возникновение условий для более зрелого этапа развития нидерландской живописи. Тот же Флорис делает попытки создать облагороженный образ человека (портрет мужчины с соколом, 1558; Брауншвейг), а в некоторых работах с помощью композиционного единства фигур стремится выразить чувства душевной теплоты, сближающей людей. В работах других портретистов 1550—1560-х гг. (Виллем Кей, Корнелис ван Клеве, Франс Поурбус) можно отметить жанризацию образа, иногда — повышенный интерес к духовному состоянию модели. Ограниченность мировосприятия различным образом повлияла на романистические и реалистические течения в живописи. Романизм, несмотря на его весьма широкое распространение, несет в себе все признаки вырождения. Чаще всего он выступает в маньеристическом, придворно-аристократическом аспекте и представляется внутренне опустошенным. Симптоматично и другое — все большее проникновение в романистические схемы жанровых, чаще всего натуралистически понятых элементов (К. Корнелиссен, 1562—1638, К. ван Мандер, 1548—1606). Жанровая живопись в последней трети века переживает расцвет (что выражается и в упомянутом проникновении ее в романизм). Но произведения ее лишены внутренней значительности. Художественные особенности жанровых, пейзажных и портретных решений не позволяют говорить об их внутренней значительности. Они не принадлежат к числу крупных явлений изобразительного искусства. Если оценивать их соотносительно к творчеству великих нидерландских живописцев 15 и 16 вв., они представляются очевидным свидетельством полного отмирания самых принципов Эпохи Возрождения. Впрочем, живопись последней трети 16 в. имеет для нас в большой мере косвенный интерес — как переходная ступень и как тот общий корень, из которого выросли национальные школы Фландрии и Голландии 17 столетия. 13. Петровская эпоха 1 вариант Художники Петровской эпохи по-своему отражали закономерности этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом выходила на новый уровень с определенным опозданием в сравнении с другими передовыми странами. Искусство Петровской эпохи становится светским. Изначально новая живопись утверждается в Москве и Петербурге. До этого мастера писали исключительно иконы. Культура Петровской эпохи требовала изображения торжественных баталий, прославлявших победы, портретов царя и подданных. Русские граверы могли иллюстрировать только церковные книги. На новом историческом этапе необходимы были виды Петербурга, гравюры к учебникам по артиллерийскому, архитектурному и морскому делу. Культура Петровской эпохи высвобождалась из-под власти церкви, пыталась сравняться с европейскими странами, ушедшими далеко вперед. Специфика реформ Особенности культуры Петровской эпохи проявлялись в резкой трансформации привычного уклада жизни людей. В первую очередь Россия стала приобщаться к западным направлениям в живописи. Преобразования осуществлялись не только для того, чтобы привлечь в страну зарубежных художников и мастеров. В качестве одной из ключевых целей выступало просвещение отечественной публики, введение лучших европейских традиций. Время обучения для русских мастеров длилось недолго. Во второй половине 18 в. вернувшиеся из Голландии и Италии художники показали миру свой талант, полученные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая живопись отличалась повышением интереса к человеку. Большое внимание стало уделяться и его внутреннему миру, и строению тела. Русские художники стали владеть техническими достижениями европейских мастеров. В свое работе они используют теперь новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объемность и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи стали Матвеев и Никитин. Гравюра Она заняла отдельное место в искусстве в первой половине 18 столетия. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Она достаточно быстро откликалась на события, происходившие в жизни. Спектр сюжетов сводился к портретам великих людей, видам городов, сражений, торжественных мероприятий. Петровская эпоха подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубовы. Миниатюрные портреты Они также стали появляться в начале столетия. Первыми авторами являлись Овсов и Мусикийский. Первое время создавались миниатюрные портреты государственных деятелей и их родственников. Однако спустя время спрос на эти работы настолько вырос, что в Академии художеств в последней четверти 18 столетия был создан специальных класс Общая характеристика петровской эпохи
На склоне своих лет царь о себе слышал много плохих отзывов, критики в том смысле, что бритье бород не делает из русского человека европейца, а только оскорбляет его религиозные чувства. Он знал о том, что его считают тираном. 2 вариант(первый вариант лучше) Время ''великого метаморфозиса'' (так называли петровскую эпоху современники) - это время возникновения новой русской живописи, светской по содержанию, реалистической по форме. Появляются и получают развитие ее новые виды (монументальная роспись и миниатюра) и жанры (батальные композиции, городские виды, исторические полотна). Однако главным жанром эпохи стал портрет.. Истоки русского портрета лежат в так называемой ''парсуне'' (от латинского person - персона, термин введен в середине XIX века И. М. Снегиревым)1 . Эта ранняя форма портрета была еще тесно связана со структурой феодального общества, средневековым мышлением, находилась в системе религиозного искусства.В 1685 году в Оружейной палате Московского Кремля наряду с иконописной мастерской появилась живописная мастерская. Ее штат составлял свыше двадцати мастеров, которые именовались теперь ''изографами'' царского двора. Их искусство по-прежнему сохраняло религиозный характер, однако в нем ясно прослеживается светская струя. Симон Ушаков, Карп Золотарев, Иван Рефусицкий с гордостью писали в челобитных и трактатах о созданных ими изображениях ''земных царей''2. При этом, их изображения в ''большом наряде'' с державой и скипетром в руках (''Портрет царя Алексея Михайловича''. Конец 1670-х - начало 1680-х годов, стал расширяться круг портретируемых, и ''персонных дел мастера'' изображали не только правителей, но и бояр, стольников, купцов. Внешнее сходство живого человека с представленным изображением становилось обязательным. XVIII век. Портрет петровского времени В петровское время русская живопись осваивает новые средства передачи реальности — в обиход входит прямая перспектива, которая сообщает глубину и объемность изображению на плоскости; художники осмысляют взаимоотношения света и цвета, роль света как средства построения объема и пространства. Рождаются новые светские жанры — и в том числе портрет. «Для искусства этого исторического переходного времени характерно переплетение различных черт: традиционных и новых, исконно русских и иноземных. Искусству Петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения. Центральной темой его становится человек. Основным жанром — портрет». Россика — термин, использующийся в российской истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. — 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора,, главным образом, живописцев, а из них — портретистов». Собственно отечественная школа - Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов. Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигают полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Эта магистральная линия отличается преемственностью, обладает внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко,рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени». В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки. Одновременно с портретом развивались и другие жанры, необходимые абсолютистскому государству, — исторические и аллегорические композиции, благодаря которым русская культура входила в мир ранее незнакомой системы олицетворений. Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета, который в ту же эпоху являлся очень показательным для Англии и Франции того же времени; а также отсутствие «сцен собеседования». Вплоть до 2-й пол. XVIII века отсутствовал скульптурный портрет. 2-я половина XVIII века С середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры» В 1730—1740-е годы происходит укрепление дворянства, чему в дальнейшем способствовала Реформа о Вольности дворянской. Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения, и эстетизации жизни. К 1760-м годам портретное искусство было уже широко освоено не только при императорском дворе, но и в отдалённых помещичьих усадьбах. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. К этому периоду относится появление таких мастеров русского портрета, как Алексей Антропов, Мина Колокольников, Иван Петрович Аргунов. Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны. Это широкое жизнерадостное приятие реальности, ощущение праздничности, триумф природного начала. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны. Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». От парсуны идет в таких ранних портретах определённая застылость позы, а цвет предмета порой так насыщен, что за ним проглядывает характерный для средневековой художественной системы цвет символический. «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления — все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени. Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. Россика) середины XVIII века позволяет увидеть разницу в восприятии жанра представителями разных школ. Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное». «Доличности — шелк, бархат, пенящиеся или плоские, как бы стекловидные кружева, золотое шитье и ювелирные украшения — поражают щедрой, порой кажущейся избыточной цветовой насыщенностью и орнаментальностью. Это придает им самостоятельное звучание и превращает в своего рода драгоценную оправу для лиц. Цвет в произведениях русских живописцев обычно обнаруживает большую яркость и звучность, нежели в полотнах иностранных мастеров, и содержит меньше детально разработанных градаций. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную». Русские мастера этого периода дают вариант более полнокровного, целостного, мажорного переживания мира, по сравнению с иностранцами. К 1750-м годам в русском портрете заметно усиливается камерность в трактовке образа. Например, Антон Лосенкокультивирует станковый жанр, и поэтому в его портретах снижается декоративность, возрастает роль жеста, возникает сюжетная ассоциативность, происходят поиски камерного пространства. 14. Изобразительное искусство 18 в XVIII век для России – эпоха перемен, связанных с реформами Петра I. Эти реформы затронули практически все сферы жизни страны:экономику, государственное устройство, военное дело, просвещение, общественную мысль, науку и культуру. Из «окна в Европу», которое прорубил Пётр Великий, в Россию буквально хлынули все достижения современности. Русское искусство различными путями осваивало и перерабатывало западноевропейский опыт: за границей покупались готовые произведения искусства, создавались собственные произведения отечественными и иностранными специалистами, которые очень активно привлекались в то время в Россию. Талантливых людей отправляли в Европу для обучения за государственный счёт. Особенности художественного творчества XVIII века Новое время создавало и новую культуру, которая пришла на смену Средневековью. Менялось представление о красоте и формах её воплощения. В то же время нельзя забывать о том, что искусство петровского времени ещё не установилось окончательно, иностранное не фильтровалось, но и не имело преобладающего значения в русском искусстве. Сама жизнь расставляла всё на свои места, и в русской культуре оставалось только то, что приживалось на русской почве и отвечало национальным интересам. Именно этот процесс вывел русское искусство из замкнутого пространства Средневековья и соединил его с общеевропейским, дав при этом образцы шедевров мирового уровня. Нельзя забывать и о том, что менялось общественное мировоззрение – Россия встала на путь абсолютизма. Развивались наука, образование. Была создана Академия наук, активно развивалось книгопечатание, культура выходила на светский путь развития. Особенно ярко эти изменения проявились в изобразительном искусстве и архитектуре. Изменились принципы градостроительства – они касались планировки, определённых типов зданий, композиций фасадов, декора, интерьера и т.д. Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришёл классицизм, базировавшийся на принципах античности. Но в русской архитектуре черты классицизма стали заметны уже в первой половине XVIII в.: простота, уравновешенность и строгость форм. В связи с развитием промышленности и торговли появилась необходимость в строительстве зданий промышленного, государственного и общественного значения: банков, бирж, рынков, гостиных дворов, присутственных мест. А развитие культуры и просвещения привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Расширялись привилегии дворянства, а это привело к росту дворянских усадеб в сельской местности. Живопись В первой половине XVIII в. формируется жанр светского портрета. Эту эпоху называют «портретом петровского времени». Жанр портрета становится преобладающим в живописи. Он уже сильно отличается от парсуны конца XVII в. композицией, колоритом, индивидуализацией личности изображаемого.Художники стали использовать прямую перспективу, которая создаёт глубину и объемность изображению на плоскости. Искусству петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения, именно поэтому центральной темой его становится человек, а основным жанром – портрет. Но вопрос авторства в петровскую эпоху оставался сложной проблемой. Художники иногда не подписывали свои произведения. Кроме того, существовала и проблема опознания модели, т.к. заказные портреты обычно создавались с большой долей приукрашивания портретируемого, тем более, что таковыми обычно являлись император и члены его семьи и их приближённых. Парсуна постепенно вытесняется, но ещё некоторое время продолжает существовать даже в творчестве передовых художников эпохи: И. Никитина, И. Вишнякова, А. Антропова, А. Матвеева, И. Аргунова и других художников, что свидетельствует о ещё не завершившемся переходе от средневековой к новой манере. Следы парсунности встречаются и во второй половине XVIII в., особенно в работах крепостных и провинциальных мастеров, самоучек. В русской живописи второй половины XVIII в. преобладали два художественных стиля: классицизм и сентиментализм. Дальнейшее развитие получил жанр портрета. Художники В. Боровиковский и Ф. Рокотов работали в стиле сентиментализма и создали ряд лирических и одухотворённых портретов. Целую галерею образов незаурядных людей создал портретист Д. Левицкий. Архитектура Первая половина XVIII в. ознаменована в архитектуре стилем барокко. Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, а с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко, основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко, этот этап назвало «петровское барокко», который ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Но лишь первые памятники архитектуры данного периода (например, Петропавловский собор в Петербурге) практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа. Архитектура петровского времени отличалась простотой объёмных построений, чёткостью членений и сдержанностью убранства, плоскостной трактовкой фасадов. Первые архитекторы Петербурга: Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они работали в России по приглашению Петра I. Каждый из них вносил в облик сооружаемых зданий традиции той архитектурной школы, которую он представлял. Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, например, Михаил Земцов. Зимний дворец – один из самых известных памятников елизаветинского барокко В эпоху правления Елизаветы Петровны получает развитие новое елизаветинское барокко. Оно связано с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Но данный стиль более связан не с петровским, а с московским барокко. Растрелли спроектировал дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях: Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Его творения характеризуют громадные масштабы, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII в. В елизаветинском барокко важное место принадлежит и творчеству московских архитекторов середины XVIII в. во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Расцвет строгого классицизма связан с творчеством М.Ф. Казакова (1738- 1812). Почти все монументальные здания Москвы конца XVIII в. созданы им: Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицынский дворец, Бутырка и др. Мастерами раннего классицизма были А.Ф. Кокоринов (1726-1772) и француз Ж.Б. Вален-Деламот (1729-1800). Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Они являются авторами проекта здания Императорской Академии художеств в Петербурге. А Вален-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа. |