изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства
Скачать 1.61 Mb.
|
выделены две большие группы игровых приёмов: 1. сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр. – Прием обыгрывания предметов и игрушек; – Прием обыгрывания изображения; 2. сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятияз по изо обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным распо- ложением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества. Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое (разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п.). Игры могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения и рисунке, для отработки технических навыков и др. Классифицировать игры можно по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т. д.; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры «Кто первый?», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно-творческой активности. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию. Особенно способствует повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театральной деятельности. В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры учащиеся с удовольствием придумывают сами. Рассмотрим некоторые художественно-дидактические игры и игровые приемы, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства. На урок иллюстрирования русской народной сказки «Заюшкина избушка» в гости приходят игрушечные заяц и лиса. Они вместе со школьниками «слушают» рассказ учителя по иллюстрациям известных художников к этой сказке, «рассматривают» их, а затем наблюдают, как рисуют дети. Если детям трудно передать пропорции сказможно применять игру «Найди картинку к тексту»: учитель читает текст той или иной сказки, а дети подбирают к нему соответствующие иллюстрации. очных персонажей, положение лап, они могут взять зайца или лису и рассмотреть. Благодаря широкому использованию игр и игровых приемов обучения на занятиях изобразительным искусством мотивация учения приобретает личностно значимый характер для ребенка, что значительно повышает эффективность усвоения знаний, навыков и умений На занятиях: Игровые методы и приёмы обучения изобразительной деятельности Возрастные особенности детей и специфика изобразительной деятельности дошкольников требуют выделения в отдельную группу игровых приемов обучения,использование которых повышает мотивацию детей, а, следовательно, и эффективность занятий. Игровые приемы для использования в работе с детьми младшей группы впервые были предложены Е.А. Флериной. В дальнейшем разрабатывались А.А. Волковой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой и др. Психологические и педагогические исследования (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Е.А. Флерина, Р.А. Жуковская, Т.С. Комарова, Т.Г. Григорьева и др.) показывают, что введение игровых приемов резко повышает эффективность обучения . Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто» (А.Н.Леонтьев), смысл действия соответствует реальному («зажечь огни на елке»), а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (кисти и краски). В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача. Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Авторы отмечают так же, что занятия на которых педагог использует игровой метод должны начинаться игрой (чтение письма с просьбой о помощи, диалоги с игрушками и т.д.) и заканчиваться игрой (ребенок совершает действия с персонажем). Все недоделки усовершенствования должны осуществляется не по указу взрослого, а по просьбе того персонажа, которому ребенок помогает. По мнению Т.Н. Дороновой, С.Я. Якабсон: 1) создание игровой мотивации; 2) поставить перед детьми игровую, а затем учебную задачу, которая должна подчиняться игровой; 3) игровые действия должны совпадать с изобразительными [11, c.41].Игровая задача - формулировка игровых действий (построим зайке лодку). Игровые действия - дети делают лодки, для того, чтобы заяц мог переплыть реку. Если лодки изготовлены плохо, то заяц не садится в лодку. Для того чтобы заяц сел в лодку, дети ремонтируют ее.
Для того, чтобы детям было интересно изобретать, содержание игровых задач должно, соответствовать знаниям детей, их опыту; Таким образом, заканчивая разговор о структуре игры необходимо отметить, что в сюжетно - изобразительной игре, как и в любой другой должны присутствовать игровая задача (мотивация) и игровые действия. В структуре игрового метода обучения авторы выделяют приемы, которые мы представляем в виде схемы. Сюжетно - изобразительная игра - основной игровой прием на занятиях по изобразительной деятельности. В рамках организации данного вида игры можно обыграть игрушку, использовать «живые картины». Началом занятия может служить и игровой рассказ. Вторая группа приемов - обыгрывание готового изображения, а так же игра с еще незаконченным изображением. Обыгрывание незаконченного изображения, как вариант сюжетно-изобразительной игры, дающий детям возможность самим исправить или доработать изображение во время занятия. Например, лошадь щиплет траву и не может до нее дотянуться. Ребенок догадывается, что «трава» растет маленькая, а именно что штрих должен быть длиннее. Или трава изображена не по всему листу (лошадка не может найти травку). Парус у лодки кривой и заяц не сможет переправиться на другой берег, ребенок исправляет и этот недостаток. Разговор ведется от лица (имени) персонажа. Дети должны понять, что успешность игровой работы зависит от качества изображения, а успешность и качество зависят от того, как точно дети выполняют учебную задачу. И сюжетно-изобразительная игра и игровые упражнения с успехом используются во всех группах детского сада. Но при использовании игровых приемов в разном возрасте есть своя специфика. Так малыши любят помогать «своей» игрушке. В 4-5 лет детям интересны ролевые действия с игрушками, и им гораздо интереснее те ролевые действия, которые отражают взаимоотношение между персонажами, т.е. необходимо чтобы происходило больше общения персонажей между собой [7, c.15]. Часто в занятии участвуют несколько персонажей, между которыми строится диалог, так как речь занимает ведущее место в игровом общении детей в данном возрасте. Все эти приемы напоминают режиссерские игры, когда ролями наделяются игрушки. Но роли могут выполнять и сами дети. Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящей работой, объяснить приемы работы, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интересов к игрушке (предмету) у старших дошкольников преобладает интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета). Например, на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе. Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др. Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет), нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение), самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок « скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку, « Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка. Игровой прием стимулирует изобразительное творчество. Следующая группа приемов – игровые приемы с элементами ролевого поведения, которые с успехом используются в старшем дошкольном возрасте [8, c.4]. Это могут быть игры «художественная мастерская» (у куклы из сервиза разбилась посуда, надо ей помочь. Дети - гончары лепят посуду.) Воспитатель может быть старшим мастером и координировать работу. Дети во время занятия могут советоваться друг с другом, смотреть работы других «гончаров». Игра «Архитекторы» - дети строят город. Дети могут выполнять роли фотографов строителей, продавцов. То есть при использовании этого приема деятельность детей мыслиться, как деятельность взрослых. Таким образом, опытный педагог, используя игровой метод обучения детей изобразительной деятельности должен учитывать множество факторов. Это и возраст детей, и их жизненный опыт и исполнительские умения каждого. Занятия, на которых используется игровой метод, потребуют от педагога творчества, умения импровизировать, эмоциональности, знаний индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Все занятия условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новых знаний; занятия направленные на упражнение в применении знаний и формировании навыков и творческие занятия. Все игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. В первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования) [11, c.47]. Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла, оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Целесообразно использовать обыгрывание рисунков, а совет, указания, вопросы педагога, как бы завершают это обыгрывание. Обыгрывание незаконченного изображения помогает в интересной форме, не навязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа. Например, выросла ромашка, а лепестков мало, наверно ветер оборвал. В третьей части занятия воспитатель ставит задачи: « оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желания заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. На занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения в первой части используют рассказ, объяснения, показ воспитателем способов действия, часто используется обыгрывание предмета или игрушки с целью обследования. Процесс обследования, выделение внешних признаков предмета осуществляется в процессе драматизированных действий, разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, в гости к детям приходит Петрушка. Ему очень хочется узнать, что дети будут рисовать; узнав, что будут рисовать огурцы, говорит, что это очень просто и рисует. Воспитатель говорит: «Нет, Петрушка это не огурцы, а больше похоже на яблоки. Огурец овальной формы. Петрушка, проведи сам по контуру огурца пальцем, а вы ребята смотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Петрушка проводит пальцем по контуру, таким образом, детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением (исследования Т.С.Комаровой) [15, c.38]. Игровые приемы оформляют постановку вопросов: «Смотри, как Барсик принюхивается, мышку, наверное, ищет. Бедный Барсик, разве можно без усов мышку найти?»; образные характеристики детских работ («Ух, какая красавица-птица прилетела!»). Смысл их использования заключается во «введении» детей в изображаемые ситуации, в образ, направлении детей на поиск своих способов изображения, поддержании интереса к деятельности. При анализе и оценке творческих работ используют те же самые игровые приемы, что и в других типах занятий, но направлены они в первую очередь на анализ и оценку разнообразия, неповторимости образов, степени выразительности в тесной связи со средствами, используемыми ребенком [20, c.17]. Таким образом, мы выяснили, что применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием. Таким образом, игровые приемы относятся к методам активного обучения. Главная цель применения игровых приемов в изменении эмоционального отношения к процессу обучения. Используются в основном для активизации традиционных форм занятий. 2. Самостоятельная работа: художественно-эстетическая деятельность дошкольников самостоят работа: худо-эсетич деят дошкол Самостоятельная изобразительная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельностьвозникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др., выявляя их художественные наклонности. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Праздники и развлечения, внося в жизнь дошкольника яркие впечатления, также находят отражение в самостоятельной деятельности. Например, дети в своих играх повторяют различные понравившиеся им фрагменты праздничных ситуаций. Вот почему так важно соблюдение принципа художественности при отборе материала для утренников и развлечений: дети должны переносить в свою деятельность только образцы подлинного искусства. Деятельность воспитателя в рассматриваемой области можно определить как педагогическое воздействие, включающее: • наблюдение за художественными проявлениями детей; • стимулирование способов самостоятельных действий; • содействие проявлениям самостоятельности в разных видах художественной деятельности; • поощрение любых форм самостоятельной художественной деятельности. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры. Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей: возникает по инициативе детей; ребѐнок сам определяет цель; сам находит средства для еѐ воплощения; планирует деятельность, добиваясь желаемого результата. Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.). Другим важным условием выступает опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей. Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников . В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности - детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности. Художественно – эстетическое развитие осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать ознакомление и приобщение дошкольников к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .Необходимо воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни. Существенным компонентом художественно – эстетического развития является овладение дошкольниками знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним. Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является: - развитие способности художественного видения мира; - приобщение к миру искусства; - развитие художественно-творческих способностей. В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в художественно-эстетическом развитии ребенка. Повышается интерес к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п. У ребенка 3-х лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам». сознания своего «я», своих возможностей. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка. У малыша четвертого года жизни повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль. На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Главными ориентирами является понимание ребенка как личности, уважение его прав и творческих проявлений, обогащение его эмоциональной сферы, организация деятельности, направленная на овладение знаниями о мире и искусстве, прекрасном и возвышенном. Таким образом, основными педагогическими средствами художественно – эстетического развития младших дошкольников являются: - эстетическая среда (эстетика быта, эстетика межличностных отношений, внешний вид человека) ;- природа (гармония цвета, пропорций, звука) ; - изодеятельность детей. Метод наблюдений лежит в основе всей системы художественно – эстетического развития. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Художественно – эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей. . Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее. Так музыка, художественное слово, изобразительная деятельность способствуют объединению всех видов художественной деятельности в единый, целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития самостоятельного художественного творчества. Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.. Традиционные виды детской художественной деятельности – рисование, лепка, аппликация и др.Становление эстетической культуры и изобразительного творчества невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замыслов. Взаимосвязь обучения и творчества дает ребенку возможность осваивать различные изобразительные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к процессу и результату собственной деятельности. Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса к народной культуре, разным видам искусства; желание выражать свои чувства, своѐ отношение к миру в ярких художественных образах. 3.Нетрадиционнве методы графики, живописи на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду. Живопись - воспроизведение красками на холсте, дереве, поверхности стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Само слово «живопись» означает живописать, т.е. писать жизнь. Главное средство - с помощью, которого живописец передаѐт видимый мир – цвет, рисунок. В зависимости от практического и функционального назначения живопись подразделяется на виды: станковую, монументальную, декорационную, миниатюру. Графика – (от греческого – «нарисованный») – вид изобразительного искусства: рисунок (как самостоятельная область творчества) и основанные на искусстве рисунки печатные художественные изображения (гравюра, литография). Средства художественной выразительности: линия, штрих, контур, пятно, тон. Графика подразделяется на виды: 1) монументальная (плакат, настенная графика, афиша); 2) станковая (рисунок, эстамп, лубок); 3) декоративная – книжная иллюстрация, открытки, конверты, любые графические изображения на любом предмете; 4) прикладная (этикетки, марки, грамоты); 5) компьютерная Рисунок – изображение, выполненное от руки (графические средства: контурная линия, штрих). Техника рисунка: - перо (тушь, чернила, акварель); - уголь; - сангина (палочки красно- коричневых тонов); - пастель (сухие, мягкие мелки без оправы) – нюансы одного цвета; - акварель; - гуашь. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Характеристика нетрадиционных изобразительных техник Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному". Сводная таблица используемых нетрадиционных техник по возрастным категориям .Младший возраст рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, оттиск печатками из картофеля. Средний возраст рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками ,печатание листьями, рисование свечой, тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. Старший возраст кляксография с трубочкой ,монотипия, набрызг, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой ,рисование поролоном, гравюра, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, рисование песком ,рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, пейзажная печать по трафарету, пластилинография свеча + акварель. Подготовительная группа кляксография с трубочкой. Монотипия.набрызг .восковые мелки + акварель. оттиск смятой бумагой. рисование поролоном .гравюра. оттиск пробкой, поролоном, пенопластом. Тиснение. тычок жесткой полусухой кистью. рисование по сырому. черно-белый граттаж. кляксография с ниткой батик рисование солью .расчёсывание краски. двойное примакивание кисти печать по трафарету монотипия предметная .чёрно-белый граттаж. кляксография обычная. кляксография с ниточкой .набрызг .акварельные мелки. Тычкование. цветной граттаж. монотипия пейзажная. Современные техники изобразительного творчества развивают у детей: логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе. Картотека нетрадиционных способов рисования Монотипия Лист белой бумаги нужно согнуть и разогнуть пополам. Поставить на линии сгиба 2-3 разноцветных пятна гуаши. Сложить лист пополам и провести пальцем от центра к краям. Открываем лист и получаем цветочек! После высыхания фломастером остается дорисовывать мелкие детали. Набрызг Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Граттаж Лист белой бумаги раскрасить акварельными красками. Потом необходимо покрыть свечой. Затем закрасить черной гуашью (если краска плохо ложиться, можно добавить в нее мыльной пены). Затем после того как лист бумаги высохнет с помощью ручки можно выцарапать рисунок. Кляксография обычная Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Кляксография с трубочкой Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Волшебные ниточки Согните и разогните лист белого картона. Окуните толстую шерстяную нитку в краску и положите ее между двумя половинками листа. Слегка надавив на лист, водите ниткой. Дорисуйте детали. Рисование картошкой, пальцем, луковицей КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток. РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца - хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот. ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки. РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток. Тычок жесткой полусухой кистью Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности. Рисование мыльными пузырями На стекло необходимо нанести рисунок акварельными красками с добавлением мыльных пузырей. На стекло с еще невысохшим рисунком накладывается лист. Затем проведите пальцем от центра к краям. Уберите стекло. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. Рисование пальчиками(живопись) Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Коллаж В доме всегда найдутся ненужные открытки, фотографии, цветные вырезки из журналов, которые можно соединить в большой коллаж. Когда с помощью клея и ножниц вы создадите свое полотно, можете подкрасить фон или части картины краской. Должно получиться что-то очень интересное. . «Монотопия предметная» - В такой же технике можно изображать деревья, цветы, бабочек, стрекоз. Когда высохнет из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или др. изображение «Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту . «Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.) Вариант 2. (ожившие предметы). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и «Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит. Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг. Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью). «Граттаж» (гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок. Вариант 2. На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной. Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром . «Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет. Вариант 2. Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться. «Фотокопия» - рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки «Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. «Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на «Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.кисть густую краску Рисование ладошкой Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается. Волшебная свеча Восковой свечой нарисуйте на плотной бумаге елочку или домик. Затем с помощью поролона начинайте наносить на всю поверхность бумаги краску. Так как домик, нарисованный свечой, будет жирным, краска на него не ляжет, и рисунок внезапно проявится. Такой же эффект можно получить, вначале рисуя канцелярским клеем. Отпечатки листьев «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Акварель с солью Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости. Рисование поролоном Ребёнок обмакивает кусочек поролона в краску и рисует методом примакивания. Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, снеговика, а можно очень легко закрасит ь фон. Так же очень хорошо использовать трафарет при таком рисовании. «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места). Рисование пальчиками по крупе На подносике рассыпается крупа (манка). Дети при помощи пальчиков создают знакомые простые образы. Рисование ватными палочками Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание! Оттиск мятой бумагой Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. КЛЯКСОГРАФИЯ. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. «Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью. |