Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные требования к отбору произведений искусства

  • 7. методика провел занят по лепке.

  • Методика обучения лепке в каждой возрастной группе

  • изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства


    Скачать 1.61 Mb.
    Название1. Стили изобразительного искусства
    Дата11.05.2019
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо для ларисы.docx
    ТипДокументы
    #76728
    страница16 из 31
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31
    6.Требов к отбору худож произвед

    При отборе произведений изобразительного искусства для рассматривания с дошкольниками необходимо чѐтко представлять о чѐм это произведение, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал своѐ произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Правильный отбор произведений искусства является одним из условий эстетического воспитания дошкольников и оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов, происходит гуманизация личности ребенка. Основные требования к отбору произведений искусства: доступность возрасту, учѐт возрастных психофизических и индивидуальных особенностей; разнообразие стилевой манеры; доступность содержания для детского восприятия; художественная ценность; разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.) положительное-эмоциональное воздействие на ребѐнка; содержание должно носить воспитывающий характер.

    -художественные образы картин должны быть понятны детям, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес; картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

    В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

    Цвет привлекает и радует детей, поэтому большинство картин и иллюстраций для детей выполняются в цвете. Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

    Иллюстрации к книгам являются самым распространенным видом изобразительного искусства, с которым встречаются дети дошкольного возраста. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации является одним из сильных средств воспитания. Иллюстрация тесно связана с текстом литературного произведения, помогает детям глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать его.

    Советская детская книга богато и разнообразно иллюстрирована. Благодаря творческому содружеству писателей и художников созданы надолго запоминающиеся образы советских людей, картины родной природы, запечатлены эпизоды из детской жизни.

    В основе художественных образов, созданных лучшими иллюстраторами детской книги: В. Лебедевым, Ю. Васнецовым, А. Пахомовым, В. Конашевичем, Е. Чарушиным, Е. Рачевым, К. Ротовым, А. Каневским,— лежит предметность, конкретность, эмоциональность. Их рисунки отличаются особой целостностью, четкостью композиции. Обладая каждый оригинальным почерком, эти художники добиваются высокой художественной выразительности, которую в состоянии воспринять и дети. В детской книге иллюстрации обычно даются цветные.

    Посредством искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

    Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей социалистической Родины, природа родного края, картины творческого труда советских людей. От предметов и явлений, близких и знакомых маленьким детям, педагог ведет их к восприятию все более широкого круга событий и явлений.

    Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

    Кратко
    При отборе произведений изобразительного искусства для рассматривания с дошкольниками необходимо:

    • чётко представлять о чём это произведение;

    • какую основную мысль выразил художник;

    • для чего он создал своё произведение;

    • как передал содержание (какие художественные средства использовал).

    Правильный отбор произведений искусства является одним из условий эстетического воспитания дошкольников и оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов, происходит гуманизация личности ребенка.

    Основные требования к отбору произведений искусства

    • доступность возрасту, учёт возрастных психофизических и индивидуальных особенностей;

    • разнообразие стилевой манеры;

    • доступность содержания для детского восприятия;

    • художественная ценность; разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.)

    • положительное эмоциональное воздействие на ребёнка;

    содержание должно носить воспитывающий характер.

    7. методика провел занят по лепке.

    Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом,ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

    Методика обучения лепке в каждой возрастной группе.

    Виды лепки. Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями Способы и приѐмы лепки: Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

    Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приѐмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить. Содержание работы с детьми: палочки, столбики, колечки, яблоки, колобок, печенье. Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание). Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приѐмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окружающей жизни. Приѐм обыгрывания темы и результата. Приѐм сравнения помогает детям правильно передавать пропорции. Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия. Старшая группа - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический). Приѐмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание. Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы. Методика обучения лепке в разных возрастных группах Первая младшая группа.

    Обучение в первой младшей группе имеет свои особенности. Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5—6 детей). Педагог садится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с глиной. Первые занятия по лепке проводят в течение 5—8 мин с каждой подгруппой. После ознакомления с материалом приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется информационнорецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому педагог поясняет каждое свое действие. Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Длительность таких занятий со всей группой — не более 10—12 мин. Педагог лепит не более 2—3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки. Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить. Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. По мере приобретения навыков работы с глиной дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов. Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех). Вторая младшая группа .

    Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры. Основное место педагог отводит информационно-рецептивному и репродуктивному методам. Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными. Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ, — руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство с основными геометрическими телами включает и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, увидеть их в дальнейшем в других предметах (шар — в яблоке, апельсине, ягодах; цилиндр — в столбике, в заготовке для бараночек и др.). На первых занятиях по лепке воспитателю целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают. С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат (некоторым детям можно указывать на недостатки). Все приемы обучения, которые использует воспитатель, направлены на развитие умственной активности и самостоятельности с помощью разнообразных способов лепки. Средняя группа Для успешного прохождения используют приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления об окружающем. В группе и во время прогулок организует рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые предлагает ребятам для изображения. Педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, рассматривая птичек, педагог обращает внимание на овальное туловище, на круглую голову, на маленький клюв в сравнении с головой, на плоский хвост, на то, где голова, где хвост. Чтобы дети запомнили строение предмета, проводится обследование. Наглядные объяснения педагога (где туловище, где голова и т. д.) повторяют дети. У них должно сложиться представление о предмете в целом: форма, ее части, пропорциональные соотношения. Тогда, выполняя задание, дети осознанно будут решать поставленную задачу. На первых этапах обучения педагог объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный. В основном же детям показывают незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно освоены. В средней группе педагог учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п. Помогут создать более яркий образ, кроме наблюдений за живыми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных педагогом (скульптуры малой формы, фигурки), обыгрывание темы и результата работы. Правильные пропорции дети научатся передавать, освоив прием сравнения. Умение сравнивать части, детали изображения дети используют при лепке разных предметов, например корзиночки из колец: лепят дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех составляют корзинку, а четвертый используют для ручки. Более выразительный образ можно создать с помощью стеки-палочки. Педагог показывает, как режут ею глину на части, снимают лишнюю, наносят на некоторые предметы мелкие детали, узоры. Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Старшая группа В старшей группе педагог применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие. Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель. Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то педагог предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Если ребята лепили с натуры, педагог при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.


    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31


    написать администратору сайта