Главная страница
Навигация по странице:

  • Кучинский-Паровой Тарас Романович, заведующий выставочными залами

  • Выставочный зал Музея природы и экологии

  • Мини-галерея: коллекционные и сувенирные расписные тарелки

  • Галерея искусств "Предместье"

  • Галерея современного искусства «Ў»

  • Законы и средства изобразительного искусства

  • Основные задачи композиции

  • 28.Древнерусское искусство

  • Глубинно-пространственная композиция

  • Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное

  • изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства


    Скачать 1.61 Mb.
    Название1. Стили изобразительного искусства
    Дата11.05.2019
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо для ларисы.docx
    ТипДокументы
    #76728
    страница12 из 31
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31
    Белорусская государственная академия искусств имеет два выставочных зала – «Академия» (ул. Сурганова, 14, 1 этаж) и «KODEX» (ул. Сурганова, 14 А, 4 этаж).

    Выставочный зал «Академия» - компактное и удобное пространство для организации художественных экспозиций, небольших мастер-классов, лекций, семинаров.

    Выставочный зал «KODEX» (ранее музей БГАИ) располагает обширными площадями, подходящими для экспонирования масштабных выставочных проектов, объемных выставок, крупных мероприятий современного искусства. 

    Выставочные пространства Академии начали свою работу в 1985 г. как музей с фондом дипломных, лучших курсовых и творческих работ студентов художественного факультета и факультета дизайна и декоративно-прикладного искусства. С 2007 г. стала работать галерея «Академия». За это время в музее и галерее были проведены международные тематические выставочные проекты «Тексты / Texte», «Иллюзия времени», «Жили-были. Современная детская книжная иллюстрация из Беларуси, Германии, Израиля и Польши»; выставки Института зарубежных связей (Германия) «Приближение и удаление», «Книги художников», «Луциан Бернхард» и др., организованные при поддержке Института имени Гёте в Минске; ряд выставок Польского института в Минске, в том числе преподавателей ведущих Академий искусств Польши; большое число международных мероприятий при содействии дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Беларусь. В выставочных залах экспонировались выставки работ студентов и преподавателей БГАИ, выставки по результатам летней практики, персональные выставки известных белорусских художников, международные студенческие выставочные проекты и выставочные проекты творческого объединения «Студенческий центр современного искусства „Alla prima“».

    Кучинский-Паровой Тарас Романович, заведующий выставочными залами 

    Музей природы и экологии Беларуси. Новое выставочное пространство

    Здесь можно посетить две выставки с живыми созданиями. На одной представлены разнообразные тропические насекомые, пауки, гигантские улитки. Другая познакомит посетителей [...]

    Выставочный зал Музея природы и экологии

    Профиль: природоведческий.
    Временные тематические выставки, проходящие здесь, позволяют познакомиться с разнообразными животными и растениями со всего мира.


    Мини-галерея: коллекционные и сувенирные расписные тарелки

    Эксклюзивный выбор авторских сувениров и подарков. Единственная в городе Галерея коллекционных расписных тарелок и блюд. Разнообразие манер и стилей исполнения, [...]

    Галерея искусств "Предместье"

    Галерея искусств "Предместье" находится в самом сердце Минска. Галерея специализируется на белорусской и западноевропейской живописи. В постоянной экспозиции 


    Галерея современного искусства «Ў»


     

    Уже несколько лет галерея «Ў» - центр контемпорари-арт в Минске. Здесь выставлялись работы молодых художников, проводились выставки студентов и искусствоведческие лекции, устраивались арт-инсталляции, презентации книг, встречи с представителями белорусской интеллигенции. Главной миссией галереи всегда был "диалог с посетителем выставки". 

     
    27. Композиция и ее основные задачи

    . Композиция - от лат. сompositio – построение, связывание, логическое подчинение частей художественному целому. Композиция – это не только средство для выражения творческой идеи, но сложный интеллектуальный инструмент, с помощью которого создается совершенная художественная форма в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне, музыке, литературе, кинематографе и даже в национальном костюме. Под композицией в архитектуре, искусстве и дизайне понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности. Правила композиционных построений складывались на протяжении столетий, начиная от нормативных «списков» и канонов древности до абсолютно свободных концептуальных композиционных систем в современной художественной культуре. Композиция - это система образов, логически связанных между собой. Идейное и образное содержание композиционной системы изначально заложено в художественную форму и является её универсальным свойством. Основным «законом» композиции является единство и цельность формы художественного произведения. Форму предмета искусства или дизайна диктует тема, а форму архитектурного объекта ещё и специфические качества окружающей среды и ландшафта. Композиция является важным элементом художественной структуры. Художник способен искусно перевести неповторимое своеобразие реального мира в образную структуру предмета искусства, архитектуры, дизайна. Основой композиции является композиционный замысел и создаваемый на его основе художественный образ. Конечной целью каждого композиционного решения является достижение художественно-эстетической выразительности формы и её образного содержания. Композиционная система, не зависимо от вида искусства, подчинена общим композиционным законам. Каждая из них может содержать в себе один из видов композиции – фронтальную, объемную, пространственную, глубинно- пространственную, или сочетать несколько видов композиций.

    Основные законы композиции. Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Закон целостности. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое. Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. При нахождении конструктивной идеи вначале следует сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали. Этого требует закон целостности, вытекающий из закономерностей зрительного восприятия действительности. Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. В портретном искусстве и в сюжетных картинах различной тематики с давних времен художники пользовались тональными контрастами, показывая светлую фигуру на темном фоне (например, «Портрет герцогини де Бофор» Т. Гейнсборо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта). В XIX веке мастера стали применять светлый фон в портрете. В картине В. А. Серова «Девочка с персиками», например, смуглое лицо девочки изображено легким силуэтом на фоне светлого окна. Живопись строится на контрасте теплых и холодных цветов. Сила цвета увеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) 8 цветом, например: красного с зеленым, синего с оранжевым, желтого с фиолетовым и т. д. Существенную роль в композиции играют контрасты величин (больших и малых) и контрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологические контрасты). В монументальной живописи используется низкий горизонт для резкого сопоставления крупной первоплановой фигуры с крохотными фигурками заднего плана. Вспомним картины «Тракторист» А. А. Дейнеки, «Портрет Ф. И. Шаляпина» Б. М. Кустодиева, иллюстрации к поэме «Медный всадник» А. Е. Бенуа. Таким образом, роль контрастов в композиции универсальна — они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета. Закон новизны. Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию. И поскольку художественный образ всегда решается в новой композиции, то новизна в композиции, как в главной художественной форме произведения искусства, действует как закон и, таким образом, принимает форму закона композиции. Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. И действительно, выдающееся в искусстве отличается неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом. Несмотря на то что мы много раз видели произведения великих мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей нестареющей красотой и гармонией. Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом.

    Правила композиции. Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане. Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Подражая некоторым видам ритма в органической и неорганической природе, искусство делает ритм одним из важных средств композиции. Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические. В искусстве ритмическая повторность не жесткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты и так называемые «стяжения» — характерная особенность искусства. Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности. Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет в его развитии. Это свойство ритма определяет его связь с композиционным законом жизненности, который требует от художника проникать в движение внутреннее, а не ограничиваться показом движения внешнего. В то же время ритм обладает свойством через определенный порядок в изображении обычных предметов подчеркнуть их эстетическую сторону, открывая красоту и в примелькавшихся предметах, и в новых. Это достигается путем некоторого отхода художника от уже известных приемов рисунка и цветового решения, от строго математического чередования элементов в композиции. Такое отступление указывает на взаимодействие ритма с законом новизны, который требует от художника нового эстетического открытия мира. Сюжетно-композиционный центр. Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Центр выделяется объемом, освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами композиции. Композиционный центр включает сюжетную завязку с главными действующими лицами и аксессуарами. Построение всего произведения со всеми его частями ведется во имя выявления идейного содержания с опорой на действие закона целостности. Выделение главного в композиции связано с особенностями зрительного восприятия человека, фиксирующего свое внимание прежде всего на сильно действующем раздражителе. Это могут быть движение, световые эффекты или резкое изменение условий освещенности, контрасты тоновые или цветовые, контрасты величин, форм и т. д. Так зрительно воспринимает предметный мир любой человек, в том числе и художник. Это обусловливает и характер чувственно-образного мышления художника, обязанного учитывать особенность восприятия произведения зрителем. Одно из главных требований к композиции — объективно правильно разместить сюжетно-композиционный центр, заключающий в себе конструктивную идею сюжета, мотива. Следуя закону целостности, художник должен логически обосновать связь центра с остальными частями композиции. Если центр в картине будет чрезмерно сдвинут в сторону, может появиться неоправданно пустое пространство, ослабляющее восприятие идеи произведения. Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном в частности берет свое начало в реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В таких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, одна из частей более загружена по массам или изображение строится по диагонали, все это сообщает динамичность композиции и в какой-то мере нарушает идеальное равновесие. Асимметрия по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции. Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету. В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, например в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции, а другая ее часть менее загружена. Если сюжет раскрывается через контрасты положений, контрасты социальные и психологические, характеризующие главного героя или группировки фигур, расположенных друг от друга на расстоянии, то внешне кажется, что они расчленяют композицию по принципу симметрии. На самом же деле двучастное противопоставление образует единство противоположностей, которое придает равновесие композиции. Расположение главного на втором плане. В большинстве случаев главное действующее лицо или группа размещается в композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение, обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с происходящим на втором плане. Примерами могут служить такие произведения, как «Афинская школа» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. И. Иванова, «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репина, «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова.

    Приёмы композиции. Правила и приемы композиции могут варьироваться в зависимости от конкретного идейного содержания произведения, от жанра, вида искусства и, конечно, от уровня профессионализма автора и вряд ли могут быть использованы все одновременно (есть такие правила, из которых даже два не могут быть применимы одновременно, настолько они разнохарактерны). Например, строго симметричная композиция исключает прием асимметрии, и наоборот. Фризовая композиция с ритмичным чередованием элементов, как правило, не имеет ярко выраженного сюжетно-композиционного центраСуществует много способов для передачи впечатления монументальности. Один из них и наиболее употребительный — показ фигуры во фрагментарном виде. Будучи показанным полностью, снизу доверху, изображаемый объект производит меньшее впечатление, чем при фрагментировании. Этот прием, мастерски использованный во многих произведениях искусства, зиждется на законах зрительного восприятия. Передача пространства. Пространство в открытом панорамном пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде зданий, деревьев или других предметов. Здесь также действуют законы зрительного восприятия. Яркие примеры такой передачи пространства — «Лесные дали» И. И. Шишкина, «Сказ об Урале» В. Н. Мешкова. Глубина пространства в картине, где далекий горизонт прикрыт находящимся на первом плане бугром, высоким лесом или зданиями, имитируется гораздо явственнее, чем при изображении открытого пространства. Это можно наблюдать в картине А. А. Дейнеки «Раздолье». Горизонтали и вертикали. Композиционный прием использования горизонтальных направлений дает возможность передать состояние относительного покоя и тишины. Использование параллельных вертикальных направлений подчеркивает состояние парадности, величия, приподнятости. Композиционный прием использования диагональных направлений способствует усилению или ослаблению движения. Это можно увидеть в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», где направление движения саней, бегущего мальчика, а также расположение отдельных фигур и толпы дано по диагонали, из нижнего правого угла в верхний левый. Построение композиции по диагонали позволяет также показать значительную степень глубины пространства.

    Средства композиции. Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы. Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач. Контурная линия заключает форму предмета. Несмотря на то что на плоскости проведены только линии, создается впечатление, что внутри контура тон изображенного предмета темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Возникает иллюзия силуэта предмета светлым пятном на фоне, кажущемся темнее, чем он есть на самом деле. Более того, линейный рисунок может передать впечатление объема предмета. Это достигается, во- РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 13 первых, тем, что линия строит форму в пропорциях и в перспективе, во- вторых, тем, что линия изменяется по своей толщине, а, следовательно, и по силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер и движение всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции. Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми по желанию рисующего, постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно- творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства. Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции. Пятно (тональное и цветовое) имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении следующих задач композиции: для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности, для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму. Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности. Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно (или комбинация: линия и тон), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые. Тональное пятно всегда дается на фоне более светлом, чем оно само, иначе пятно не будет читаться. Цветовое пятно лучше всего показывать в окружении, отношении к другим цветам. Здесь речь идет о цветовых контрастах, которые способны строить основу выразительности композиции. Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции. Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами. В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов. При передаче в композиции иллюзии пространства необходимо помнить о закономерностях воздушной и цветовой перспективы. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир. Это следует учитывать в графической и тем более живописной композиции. Вместе с изменением тоновых, т. е. светлотных, отношений на разных пространственных планах меняется и сила контрастов цветовых. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть цветового спектра или изменяющего его звучания. Здесь надо иметь в виду следующее. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабевает его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее. Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем видится сине-зеленым или даже голубым.

    Кратко

    . Композиция - от лат. сompositio – построение, связывание, логическое подчинение частей художественному целому. Композиция – это не только средство для выражения творческой идеи, но сложный интеллектуальный инструмент, с помощью которого создается совершенная художественная форма в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне, музыке, литературе, кинематографе и даже в национальном костюме. Под композицией в архитектуре, искусстве и дизайне понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности. Правила композиционных построений складывались на протяжении столетий, начиная от нормативных «списков» и канонов древности до абсолютно свободных концептуальных композиционных систем в современной художественной культуре. Композиция - это система образов, логически связанных между собой. Идейное и образное содержание композиционной системы изначально заложено в художественную форму и является её универсальным свойством. Основным «законом» композиции является единство и цельность формы художественного произведения. Форму предмета искусства или дизайна диктует тема, а форму архитектурного объекта ещё и специфические качества окружающей среды и ландшафта. Композиция является важным элементом художественной структуры. Художник способен искусно перевести неповторимое своеобразие реального мира в образную структуру предмета искусства, архитектуры, дизайна. Основой композиции является композиционный замысел и создаваемый на его основе художественный образ. Конечной целью каждого композиционного решения является достижение художественно-эстетической выразительности формы и её образного содержания. Композиционная система, не зависимо от вида искусства, подчинена общим композиционным законам. Каждая из них может содержать в себе один из видов композиции – фронтальную, объемную, пространственную, глубинно- пространственную, или сочетать несколько видов композиций.

    Законы и средства изобразительного искусства. Основные законы композиции: - закон целостности Благодаря соблюдению первого закона композиции – закона целостности – произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое. Главная черта закона целостности – неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. - закон контрастов - световой (светлое - темное); - цветовой (красное - синее). психологический (веселый - грустный); - физического состояния (покоя и движения); - положения в пространстве (вертикальное - горизонтальное); - части и целого; - фона и предмета - закон новизны Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира». Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям. - закон подчиненности закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Кроме названных при создании произведения учитываются законы устойчивости, равновесия, меры, гармоничной константы (закон золотого сечения). Изобразительными средствами искусства являются цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость и пр. Рассмотрим некоторые из них. Цвет - художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всѐм богатстве красок. Цвет выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит. Цвет может характеризовать степень отдалѐнности объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Линию безусловно можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в длительном рисунке, и в кратковременных набросках и эскизах композиций. Линия строит форму в пропорциях и в перспективе, изменяется по своей толщине и силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять характер в движение всей формы, ее пропорции и т. д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявлять пластические качества формы. Тональное пятно. Оно определяется шириной штрихов и светлых промежутков между ними, свойствами графического материала и техникой нанесения его на изобразительную плоскость. В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, а затем уже уточняется контур формы. Светотень применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и цельность композиции. Композиция - строение художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием. Фактура – характер поверхности художественного произведения, еѐ обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Симметрия – одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма предмета (зданий, машин, станков, бытовых приборов и т. п.) или композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра.

    Основные задачи композиции

    . Задачей композиции является ознакомление студентов с основными приемами формирования пространства, основными принципами соразмерности, пластики, а также с проблемами колористики в композиции.

    В разработанных композиционных упражнениях ставится задача изучения зависимости эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы, а также от закономерностей, являющихся средством организации элементов формы в устойчивую структуру (систему). В качестве таких объективных закономерностей в упражнениях изучаются: тяготение масс, равновесие масс, симметрия, ряды – метр и ритм, подобие, пропорции, оптические иллюзии.

    Композиция рассматривается как сочинение, составление, важнейший организующий элемент художественной формы, придающий объекту проектирования единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

    кратко

    Основные законы композиции Понятие о законах композиции. Закон цельности. Характерные черты закона цельности: неделимость композиции, наличие конструктивной идеи, необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции, неповторимость элементов композиции. Закон типизации и три основные черты: 1. Типичность характеров и типичность обстоятельств; 2. Передача в произведении искусства ощущения движения, развития действия во времени. 3. Новизна, как эстетическое открытие мира художником, восторг мастера перед удивительным в обыденной жизни. Закон контрастов – воздействующая сила композиции и её выразительность. Значение контрастов как сочетание противоположного в зрительном восприятии. Контраст тёплых и холодных цветов. Контраст величин (большого и малого). Контраст в построении сюжета (контраст положений, психологические контрасты). Закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу. Действие закона в соотношении объёмов (количественных и качественных), цвета и света, тона и формы, передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или ассиметрии. Отношение размера всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов как гармоническое сочетание пропорций в едином целом, подчинённых идейному замыслу. Фотографическое копирование объектов реальной действительности как изображение выдуманного, лишённое смысла и интереса.

    28.Древнерусское искусство

    № 28 см 10

    29. Виды композиции, выделение главного

    Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы - так примерно можно определить, что такое композиция. При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

    Основные виды композиции

    Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.

    Характерным признаком фронтальной композицииявляется распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.

    Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

    Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п.
    У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть, о закономерностях построения композиции.

    Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

    Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

    Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

    Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного.

    Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости.
    Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

    Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом.

    Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

    Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

    Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

    Помните:

    · ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.

    · части не могут меняться местами без ущерба для целого.

    · ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

    Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть, бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.

    Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

    К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

    Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные.

    подробно

    . Композиция - от лат. сompositio – построение, связывание, логическое подчинение частей художественному целому. Композиция – это не только средство для выражения творческой идеи, но сложный интеллектуальный инструмент, с помощью которого создается совершенная художественная форма в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне, музыке, литературе, кинематографе и даже в национальном костюме. Под композицией в архитектуре, искусстве и дизайне понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности. Композиция - это система образов, логически связанных между собой. Идейное и образное содержание композиционной системы изначально заложено в художественную форму и является её универсальным свойством. Основным «законом» композиции является единство и цельность формы художественного произведения. Форму предмета искусства или дизайна диктует тема, а форму архитектурного объекта ещё и специфические качества окружающей среды и ландшафта. Композиция является важным элементом художественной структуры. Художник способен искусно перевести неповторимое своеобразие реального мира в образную структуру предмета искусства, архитектуры, дизайна. Основой композиции является композиционный замысел и создаваемый на его основе художественный образ. Конечной целью каждого композиционного решения является достижение художественно-эстетической выразительности формы и её образного содержания.

    Композиционная система, не зависимо от вида искусства, подчинена общим композиционным законам. Каждая из них может содержать в себе один из видов композиции – фронтальную, объемную, пространственную, глубинно- пространственную, или сочетать несколько видов композиций. Композиция на плоскости и объёмно – пространственная композиция включают в себя основные композиционные категории. К ним относятся: ритм и метр, пропорции и тождества, нюанс и контраст, симметрия и асимметрия, доминанта и тектоника и т.д. Эти категории являются общими для всех видов композиции, но есть и существенное отличие. Первое связано с процессом восприятия плоскостной и объемно- пространственной композиционной системы. Композиция на плоскости (живописное или графическое произведение, например плакат) может восприниматься зрителем мгновенно, охватывая одновременно все части целого. Восприятие объемно-пространственной композиции (архитектоничной формы) связано с наличием фактора времени, необходимого для восприятия и осознания единства, целостности и образной структуры композиционного целого. Фактор времени в этом случае является необходимым условием этого процесса. Вторым отличием объемно-пространственной композиции (архитектоничной формы) является наличие такого понятия как трех мерность. Она позволяет создавать объемные композиции по трем осям координат. Благодаря этому, возникают новые категории (греч. kategoria)1, не свойственные композиции на плоскости: архитектурная тектоника, пространство и конструкция, объём и структурное пространство, глубина и фронтальность, масса и масштабность, фактура и светотень. Пространство, фронтальность и объём составляют основу объемно-пространственной композиции (архитектоничной формы). Композиция на плоскости и объёмно – пространственная композиция включают в себя основные композиционные категории. К ним относятся: ритм, метр, пропорции, тождества, нюанс, контраст, симметрия, асимметрия, доминанта, тектоника и т.д. Эти категории являются общими для всех видов композиции. Композиция на плоскости развивается по вертикали и горизонтали. В объемно-пространственной композиции появляется понятие трехмерности. Такая композиция создается по трем осям координат. Благодаря этому, появляются такие 7 категории, как пространство и конструкция, объём и структурное пространство, глубинность и фронтальность, архитектурная тектоника, метр и масштабность, масса и фактура, светотень. Фронтальность, объём и пространство составляют основу объемно-пространственной композиции. При создании любой композиции недостаточно владеть её формальными аспектами. Творческая деятельность дизайнера-проектировщика состоит в эстетическом преобразовании пространства по законам красоты и гармонии. Категория «красота», входящая в триаду античного зодчего Витрувия - «польза, прочность, красота», в архитектуре Ренессанса получила более широкое значение и рассматривалась зодчими как «красота и гармония» - термин, впервые введенный в архитектурную практику итальянским теоретиком и зодчим эпохи Возрождения Леоном Баттистой Альберти. Важным условием творческого процесса дизайнера является владение знаниями теории и истории искусства, архитектуры и дизайна. Умение анализировать творческое наследие является важной составляющей творческого процесса. Поскольку в теорию искусства входят три компонента: исторический, эмоционально-эстетический и критико-аналитический, она является той благодатной почвой, из которой можно черпать все новые и новые идеи для воплощения творческого замысла. Три компонента, о которых идет речь, впервые были теоретически и практически обоснованы в творческой практике мастеров эпохи Возрождения. Тогда впервые были введены в творческую практику такие понятия как «образ», «пропорции», «среда», «пространство» применительно не только к архитектуре, но и к интерьеру. Развитие современной архитектуры, искусства, дизайна не обходится без творческого опыта мастеров прошедших эпох. Он всегда понимался мастерами искусств как нормативный образец. На рубеже 19-20 веков он стал недостаточным для решения сложных творческих задач, диктуемых временем. Тем не менее, художникам начала 20 века он помог выйти на абсолютно новые позиции в архитектуре, искусстве и дизайне. Была разработана новая система композиционных приемов, способная быстро реагировать на запросы общества, не теряя при этом своей художественной и эстетической ценности. Важная заслуга в этом движении к новому принадлежит двум художественным школам начала 20 века – русской «ВХУТЕМАС» и немецкой «Баухауз». Мастерами этих школ одновременно был разработан метод поэтапного развития объемно-пространственного мышления, познания и восприятия чувства соразмерности и гармонии. Суть этого метода сводилась к тому, что разработанный ими курс объёмно-пространственной композиции должен был поэтапно подводить к самостоятельному композиционному творчеству, в котором простейшая форма понималась как эстетически и функционально значимая 8 величина. Благодаря деятельности мастеров этих школ появилось такое понятие как художественный стандарт в художественном производстве. Типизацию утилитарных вещей на основе новых технологий мастера школы «Баухауз» сделали главным принципом своей деятельности. По сути, это было рождение не только понятия «дизайн», но и творческой деятельности в области дизайна. В своё время вокруг этих школ объединились крупнейшие архитекторы и художники. Во ВХУТЕМАСе работали Щусев А.В., Жолтовский И.В., Мухина В.И., Фаворский В. А., Мельников К.С., Эль Лисицкий. Плеяда замечательных мастеров работала в «Баухаузе» – Вальтер Гропиус, Пауль Клее, Людвиг Мис ван дер Роэ и многие другие.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31


    написать администратору сайта