изо для ларисы. 1. Стили изобразительного искусства
Скачать 1.61 Mb.
|
Это интересно - Все Ратуши Беларуси
Стела Минск-город-герой
Мемориальный комплекс «Курган Славы» Минск фото история
«Большой театр» в Минске театр оперы и балета
Троицкое предместье в Минске фото история адрес местечка в историческом центре Минска
21.Скульптура Беларуси В белорусской скульптуре XVIII в., как и в скульптуре предыдущего периода, наблюдались два направления. Одно из них представляло собой народную скульптуру, связанную главным образом с предметами крестьянского быта. Создавалась она преимущественно крестьянами и имела чисто утилитарное значение. Это, прежде всего, черпаки, ковшики и другие предметы быта, напоминающие фигуры животных, птиц, зверей или же мифологических существ. Памятники этой скульптуры до нас не дошли. О них мы знаем по устным преданиям старожилов. Полнее сохранилась скульптура, создаваемая в свое время для храмов и дворцов магнатов. Делалась она, как правило, также из дерева. Что касается скульптуры из камня, керамики, гипса, кости и других материалов, то она встречалась значительно реже и не имела столь широкого распространения, как резная по дереву. Объясняется это, прежде всего, широким использованием в быту белорусского народа дерева и высокой техникой обработки деревянных изделий. Скульптура храмов носила религиозный характер. Обычно изображались Христос, богоматерь и другие святые православного и католического вероисповедания. Главной темой скульптуры дворцов была античная мифология и история. Часто встречались скульптуры античных божеств: Венеры, Афродиты, Аполлона, Марса, героев «Илиады» и «Одиссеи» и другие. Скульптура XVIII в., так же как и XVII в., включает в себя станковую и орнаментально-декоративную. Последняя непосредственно вплеталась в декоративное оформление храмов и дворцов и составляла единое целое с архитектурой и живописью. Так создавались в храмах главные и боковые алтари, иконостасы и приделы в честь различных святых. Для оформления парадных комнат и залов дворцов также использовались различные виды скульптуры, которая в этих ансамблях выступала как связующее звено, объединяющее различные виды и жанры искусства. Декоративное искусство в XVIII в. достигло своего наивысшего расцвета. Известно, что магнаты Белоруссии были богатейшими людьми в Европе. Им принадлежали сотни тысяч десятин земельных угодий. В их фольварках и имениях работали десятки тысяч крепостных. Магнаты имели по нескольку дворцов в городах и сельской местности. На их строительство и украшение тратились баснословные средства. Роскошные пиры, богатая одежда, пышное оформление залов и гостиных было сокровенной мечтой, гордостью магната. Сделать лучше, чем у соседа, поразить гостей роскошью и затейливой выдумкой было постоянным стремлением магнатских фамилий. Это в какой-то мере оказывало влияние на стиль белорусской декоративной скульптуры. Она украшала стены больших залов и интимных комнат, окна и двери, потолки и стены, карнизы и бордюры. Здесь же размещалась на постаменте станковая скульптура, фамильные портреты магнатов, портреты знаменитых лиц и скульптурные изображения богов и героев античности. В нашем распоряжении имеется несколько резных декоративных скульптур из Слонимского краеведческого музея. Среди них выделяется ваза, очевидно, завершавшая в свое время колонну. Пышные формы вазы украшены волютами. Увенчанная пальметтами и бутонами цветов, ваза дает хорошее представление о характере декоративного искусства дворцов. Интересен также мотив лебедя, грациозно изогнувшего шею и поднявшего крылья, резвого амура с луком и стрелой в руке, цветов и побегов растений. Барокко в белорусском искусстве зародилось в XVII в. Черты барокко в произведениях искусства этого времени не всегда были уловимы, они как бы растворялись в традиционных приемах и стилистических особенностях белорусского искусства, развивающегося на древнерусской основе. В произведениях белорусского барокко конца XVII-XVIII вв. смелее решаются вопросы композиции, они более динамичны, их авторы больше уделяют внимания отображению бурных душевных переживаний изображаемых персонажей. Интересны в этой связи фигуры ангелов из церкви в Быховском уезде, хранящиеся в настоящее время в Государственном художественном музее БССР. Все они являлись в свое время фрагментом алтарной перегородки и, по-видимому, были размещены в ее верхних частях. Распластанные по горизонталям фигуры с большим мастерством передают состояние полета, что с особой полнотой проявляется в изображении рук и ног и в свободно развевающихся складках одежды. Движения ангелов неторопливы, они полны спокойствия и внутренне уравновешены, что отличает рассматриваемые скульптуры от произведений искусства польского барокко. С большим мастерством передает автор пластику одежды. Он смело сопоставляет плоскости с взвихренными от движения частями одежды. В совершенстве владея резцом, он вносит в лицо ангела черты, подмеченные у реальных людей, их одеяние имеет сходство с одеждой белорусских горожан того времени. Белорусское искусство в XVIII в. переживало своеобразный перелом. В связи с усилением национально-религиозного гнета, насильственного распространения среди белорусского народа унии и католицизма некоторые белорусские художники постепенно отходят от традиционных форм, сюжетов и стиля древнебелорусского искусства и подвергаются при этом воздействию западноевропейского искусства. Длительный путь развития, наряду с живописью, прошла скульптура. Ее достижения в довоенный период воплощены в творчестве А. Грубэ, А.Бразера, 3. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, А. Орлова и др. Героическая тема всегда доминировала в произведениях Заира Азгура (1894— 1980), расцвет творчества которого приходится на послевоенный период. Скульптору принадлежит целый ряд работ, посвященных знаменитым людям Беларуси. Это портреты деда Талаша, Ф. Скорины, Тетки (А. Пашкевич), Ф. Богушевича, Я. Коласа, К. Крапивы и др. В 60—70-е годы было создано большое количество мемориальных памятников павшим воинам и партизанам. Среди них следует назвать мемориальные комплексы «Прорыв», «Проклятие фашизму» (скульптор А.Аникейчик); монумент в Жодино в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей (скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыжанков); памятник братьям-партизанам в Минске (скульптор Л. Гумилевский); мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптор С. Селиханов, архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин), получивший Ленинскую премию (1970 г.); мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», созданный авторским коллективом под руководством А. Кибальникова и другие дополнение Скульптура (sculpo — высекаю, вырезаю), пластика — вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета. Это древнее искусство со своей богатой историей. Древнейшими памятниками белорусской скульптуры считаются каменная статуя (шкловский идол), относящаяся к первобытной культуре, миниатюрные костяные фигурки птиц и животных (XII—XIII век), найденные на Полотчине, каменные иконки времен Киевской Руси. Высокого уровня развитие скульптуры достигло в XVII—XVIII веках. Много белорусских мастеров украшало резьбой дворцы и храмы в Русском государстве. Сохранилось немало культовой скульптуры, предназначенной для костелов и храмов. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, группа предметов, торс, бюст), которая требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости (фоне). По содержанию и функциям скульптуру подразделяют на монументальную, станковую и скульптуру малых форм. К главным выразительным средствам скульптуры относятся расположение фигуры в пространстве, ее поза, жесты, передача движения, организация объема, сочетание частей, выбор пропорций, силуэта. Объемная скульптура находится в реальном пространстве и строится по законам гармонии формы и содержания, равновесия, ритма, контраста, взаимодействия с окружающей архитектурой или природной средой. Развиваясь в тесном взаимодействии, разновидности скульптуры, тем не менее, имеют свои особенности. Монументальная (городская, садово-парковая) скульптура рассчитана на конкретное природное окружение и архитектурное пространство, размещается чаще всего в общественных местах — на площадях, улицах, в парках, у фасадов и в интерьерах общественных архитектурных сооружений. Это памятники, монументы, мемориалы, фонтаны, парковая скульптура и т.п. Призванная конкретизировать архитектурный образ, акцентировать и дополнять выразительность архитектурных форм пластическими средствами, монументальная скульптура пропагандирует важные общественные задачи, увековечивает память о выдающихся событиях и людях. В городских монументах, парковых памятниках, мемориальных сооружениях, по размерам больше натуральных, обычно отражается величие и значительность форм, лаконизм пластики, долговечность материала, возвышенность образного строя, широта и активность общения зрителей с произведением. Создаваемые на века, произведения монументальной скульптуры выполняются в бронзе, мраморе, граните. Станковая скульптура носит камерный характер, создается на станке в мастерской и обычно размещается в выставочных залах, музеях, жилых и общественных интерьерах. Для станковой скульптуры характерны натуральные размеры, подвижная пластика, реализм, портретное сходство, стремление к повествовательности, психологизм. Скульптура малых форм — это широкий круг произведений небольших размеров, предназначенных для оформления интерьера и имеющих декоративно-прикладные функции (сувениры, статуэтки, медали и др.). Они изготавливаются из разных материалов (гипс, дерево, бронза, мрамор, керамика, пластмасса и др.). В Беларуси скульптура как вид искусства получает большое развитие в XIX — начале XX века. В 1923 году на базе Витебской народной художественной школы был создан Витебский художественный техникум, сыгравший значительную роль в подготовке профессиональных кадров. Его выпускники 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С.Селиханов и многие другие стали народными художниками Беларуси. Уже в 1925 году на I Всебелорусской выставке демонстрировались скульптурные работы 3. Азгура, А. Бембеля, А. Бразера, А. Глебова, А. Грубе, М. Керзина, А. Орлова и др. Наибольшую известность получили станковые работы: портреты "Кастусь Калиновский", "Тачечник", "Лирник" (А. Грубе), "Франциск Скорина", "Янка Купала" (А. Бразер), первые монументы-памятники В. Ленину (М. Керзин), Ф. Дзержинскому (А. Грубе), И. Песталоцци (А. Бразер) и др. В 30-е годы XX века скульпторы А. Бембель, М. Керзин, 3. Азгур, А.Глебов, А. Орлов оформляют Дом Правительства в Минске портретами и тематическими рельефами. Затем были украшены скульптурами Дом Красной Армии, Оперный театр, Дворец пионеров. А. Бразер, 3. Азгур, А. Грубе создают великолепные станковые портреты деятелей науки, культуры и искусства, рабочих, колхозников, жанровые работы. В 40-е годы появляются полные героизма и драматизма выразительные портреты защитников Родины, Героев Советского Союза: Н.Ф. Гастелло, Ф.А. Смолянникова, М.Ф. Сильницкого, М.П. Шмырева (3. Азгур), генерала Л.М. Доватора (А. Грубе), А.М. Матросова, Н. Ф. Гастелло (А. Бембель) и др. Творчество деятелей всех видов искусства второй половины XX века можно объединить одной темой — "Подвиг народа бессмертен". 22. Живопись Беларуси Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство. На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художников явилось образование в 1866 г. Виленской рисовальной школы под руководством И.Трутнева – неутомимого собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику. В 90-е годы 19 века были открыты художественные школы В.Моаса в Минске и Ю.Пена в Витебске. Значительное влияние на развитие белорусской живописи оказало русское искусство. В беларуси жили и работали русские живописцы К.Савицкий, И.Шишкин. Целый период творческой деятельности И.Репина связан с белорусской землей, когда он жил в своем поместье Здравнево на Витебщине. В этюде “Белорус” художник отразил типичные черты белорусского народа. И.Репин помог получить художественноу образование талантливым выходцам из Беларуси: Ю.Пену, Л.Альперовичу, Я.Кручеру. Реалистические тенденции русских художников-передвижников находили живой отголосок среди белорусской общественности. В 1899 г. в Минске открылась выставка передвижников, где экспонировались полотна В.Маковского, А.Васнецова, И. Репина, Р.Мясоедова, М.Касаткина. Значительной фигурой в белорусской пейзажной живописи является А.Горевский. Художник родился в Минской области, образование получил в Петербургской академии искусств, где его способности привлекли внимание других художников. Пейзажи А.Горевского “Липа”, “На родине”, “Берега реки Свислочь”, “Вечер в Минской губернии” выделяются жизненной правдой и высоким техническим мастерством. Художник был известен не только в России, но и за границей, он получил звание академика живописи. Верный друг русского мецената П. Третьякова, А.Горовский помогал в собирании его известкой коллекции. Некоторые работы белорусского художника сейчас находятся среди экспонатов Третьяковской галереи. Известным художником бытового жанра был Н.Силивонович. Получивший образование в Петербургской академии искусств, он создал ряд композиций: “Дети во дворе”, “В школу”, “Солдат с мальчиком”, “Девочка”. Настоящим реализмом выделяется картина “Пастух”. Н. Силивоновича пригласили для участия в оформлении Исаакиевского собора в Петербурге. За мозаичное полотно “Тайная вечеря” художнику было присвоено почетное звание академика. На рубеже 19-20 веков в белорусской живописи появился ряд талантливых художников. Ю.Пен работал в бытовом и портретном жанре, Я. Кручера – преимущественно в портретном жанре. Еще во время учебы в Академии искусств, куда он попал с помощью Репина, художник получил известность благодаря своей дипломной работе. После возвращения в Минск Кручера открыл там в 1904 г. частную школу рисования. Белорусский живописец, график, театральный декоратор и педагог Ф. Рушчиц в ранний период творчества написал пейзажи, которые выделяются реалистическими показами родной природы (“Минск зимой”, “Мельница”). В некоторых произведениях автора чувствуется влияние импрессионизма и стиль модерна. Ф.Рушчиц оформил также ряд спектаклей в одном из виленских театров.В конце 19 в. началась творческая деятельность талантливого белорусского художника В. Беланицкого-Бирули. В своем творчестве он развивал традиции русской пейзажной живописи. Эмоциональные, лирические произведения художника выделяются мягким колоритом. В ранний период были написаны работы “Из околиц Пятигорска”, которую Третьяков приобрел для своей коллекции, “Весна идет”, которая принесла автору первую премию Московского общества художников. Дружеские отношения связывали художника с Репиным. Ряд значимых работ Беланицкий-Бирули написал в послеоктябрьский период. К.Э. Альхимович создал полотна “Христианские страдатели”, “После битвы”, “Смерть Глинского в тюрьме” и др. , которые свидетельствуют о прекрасном знании художественной истории своего родного края. В белорусской графике второй половины 19 века самой значительной фигурой стал М. Андриелли, автор иллюстраций к произведениям А.Мицкевича. графические работы создали также А. Кашенский, К.Коганец, С.Богуш-Сестраневич. Широкое распространение в живописи получил пейзаж. Известными произведениями этого жанра были “Земля”, “Эммигранты”, Ф.Рушчица; “Снег”, “Белорусские могилки” Г.Вайсенгофа; “Неман”, “Осенний вечер”, С.Жуковского; “Вечные снега”, “Зимний пейзаж” Беланицкого-Бирули и др. Бытовому жанру посвящены картины “Часовщик” Ю.Пено, “Портрет скрипача Жуковитского” Я.Кругера, “Прачки”, “Вечер в семье” А.Альперовича. В изобразительном искусстве Беларуси конца XVIII — первой половины XIX в. наблюдалось взаимодействие двух течений: классицизма и романтизма. Классицизм был официальным стилем, которого придерживалась Петербургская Академия художеств. Однако в изобразительное искусство проникали и элементы романтизма. Ярким представителем романтизма в белорусской живописи был В. Ванькович. Его полотно «Мицкевич на скале Аюдаг» — типичный пример романтического портрета. Переплетение черт классицизма и романтизма характерно для творчества белорусского художника И. Олешкевича. Художник Я. Данель оставил яркий след почти во всех жанрах изобразительного искусства, особенно в историческом. В. Дмоховский известен как создатель романтических пейзажей (картины «Озеро Свитязь», «Дом Мицкевича в Новогрудке» и др.). И. Хруцкий вошел в историю белорусского искусства как автор многочисленных натюрмортов и пейзажей. В 1839 г. за натюрморт «Цветы и фрукты» он получил звание академика Петербургской Академии художеств. В изобразительном искусстве со второй половины XIX в. постепенно утверждался реализм, пришедший на смену классицизму с его библейской и мифологической тематикой. Известной фигурой в белорусской пейзажной живописи был А. Горавский. В творчестве талантливого белорусского художника В. Бялыницкого-Бирули развивались традиции русского лирического пейзажа. Пейзажи белорусской природы вдохновляли уроженца Ошмянского уезда Ф. Рущица. В его лучших произведениях «Земля», «Старая мельница», «Эмигранты» сочетались пейзажный и бытовой жанры. В работах С. Жуковского пейзажная живопись тесно связана с интерьером и натюрмортом. Одним из известных представителей исторического жанра в белорусской живописи второй половины XIX в. был К. Альхимович. Белорусская история вдохновляла талантливого художника Я. Дроздовича. Он создал большие серии графических произведений и скульптурные портреты исторических деятелей Беларуси. Мастером бытовой живописи и одним из первых в Беларуси мозаистов был Н. Силиванович. В 1876 г. ему присвоили почетное звание академика Петербургской Академии художеств. Портретный и бытовой жанры представлены в творчестве Ю. Пэна (1854—1937). Его полотна «Часовщик», «Старый портной» выполнены в реалистической манере и отражают быт и традиции еврейского народа. Самым известным учеником Ю. Пэна был М. Шагал (1887—1985). Большое место в творчестве Шагала занимал родной Витебск с его еврейским местечковым бытом, который художник изображал в символическо-мистическом духе. вариант Живопись Беларуси ( я нашла только 20 века) Развитие белорусской живописи в XX веке происходило в острой борьбе различных направлений и школ, что было особенно характерно для начала столетия. В это время мастера старшего поколения продолжали творить в манере поздних передвижников, молодые художники, в свою очередь, негативно относились к реалистическим традициям прошлого, пытаясь найти свои стили и направления в искусстве. Своеобразной лабораторией нового изобразительного искусства Беларуси в послереволюционные годы стал Витебск. Здесь в 1918 году открылась народная художественная школа, одним из организаторов которой, а позже руководителем являлся Марк Шагал (1887—1985). Через школу прошла целая плеяда известнейших художников — Л. Лисицкий, В. Ермалаева, К. Малевич и другие. Последний приехал в Витебск в 1919 году и стал родоначальником нового направления живописи — супрематизма. В его основу был положен принцип нового представления об объеме и плоскости, покое и движении, что отчетливо проявилось в картине К. Малевича «Черный квадрат». В 1922 году художественная школа была реорганизована в художественно-практический институт. М. Шагал и многие другие художники покинули Витебск и уехали за границу. Определяющим жанром белорусской живописи первой половины XX века стали картины на историко-революционные темы, а также произведения, отражавшие социалистическое строительство в СССР. В таком жанре, к примеру, работал выпускник Петербургской академии художеств Валентин Волков (1881-1964). Художник написал ряд картин, посвященных значительным событиям в жизни белорусского общества. Среди них можно назвать полотно «Партизаны», а также портреты В.И. Ленина, М. Богдановича и др. К этой же тематике принадлежат произведения «Вступление Красной армии в Минск» И. Ахремчика, «Курловский расстрел» И. Давидовича, «Белорусские ткачихи» Е. Красовского, портреты председателей ЦИК и СНК БССР, портреты Я. Купалы и Я. Коласа художника Я. Крюгера и т.д. В историческом жанре работал М. Филипович. Его картины «Битва на Немиге», «Восстание Кастуся Калиновского» отражают важнейшие события в жизни белорусского народа. В послевоенный период в изобразительном искусстве Беларуси разрабатывалась тема войны, подвига народа в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. Этой тематике посвящены многие картины Е.Зайцева: «Герой Советского Союза Константин Заслонов в партизанском штабе», «Парад белорусских партизан в 1944 году в Минске», «Стоять насмерть», «Оборона Брестской крепости в 1941 году» и др. Теме Великой Отечественной войны посвящены полотна «Минск. 3 июля 1944 года» В. Волкова, «Помощь Москвы партизанам» Е. Тихоновича, «За родную Беларусь» В. Суховерхова, «Константин Заслонов» В. Хрусталева и мн. др. В 60-е годы заявила о себе большая группа молодых художников, выпускников учебных заведений Ленинграда и Москвы (М. Савицкий, М. Данциг, И. Стасевич), а также выпускников художественного факультета Белорусского театрально-художественного института (В. Громыко, Б. Аракчеев, Л. Щемелев и другие), ставших со временем ведущими художниками республики. Именно в это время на суд общественности впервые представил свои картины Михаил Савицкий, центральной темой творчества которого стала партизанская жизнь оккупированной Беларуси. Особое место среди картин занимают полотна цикла «Партизанская мадонна», в которых художник воплотил образ республики-партизанки. В 80-е годы на суд зрителей М. Савицкий представил серию картин «Цифры на сердце», отразивших ужасы фашистских концентрационных лагерей (художник был узником концлагерей Бухенвальд и Дахау). 23. Декоративно-прикладное искусство Беларуси Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси ДПИ – создание и художественная обработка предметов быта. ДПИ всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Белоруссии распространены следующие виды ДПИ: керамика; изделия из дерева и их художественная отделка (резьба, роспись, выжигание); ткачество; вышивка (ручная, машинная); вязание; ковры; плетение из лозы, бересты, льноволокна и аппликация; саломоплетение; гончарство; кружевоплетение; иконопись; макраме; аппликация из ткани; флористика; народная игрушка; выдувание стекла; художественная обработка кожи и металла и др. Средства выразительмости: линия, фактура, масса, текстура, цвет, форма, симетрия, ритм. Функция изделий ДПИ, с которой можно знакомить детей, - практическое использование предметов, выполненных народными мастерами. Оформительская функция.- изделия мастеров придают уютность помещению, украшают его. некоторые изделия, одновременно могут быть сувенирами. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это искусство создания вещей для удовлетворения бытовых нужд, и в тоже время, украшения жизненного пространства человека. Произведения декоративно-прикладного искусства ассоциируются как с материальной, так и с духовной культурой народа. Они являются частью предметной среды, относятся к конкретной исторической эпохе, этносу, а также к определенным социальным условиям проживания отдельных групп людей. Декоративно - прикладное искусство один из древнейших видов художественного творчества. Каждый народ, в том числе белорусы на протяжении тысячелетий создавал свою культуру. Декоративно-прикладное народное искусство (искусство этноса), связанное с крестьянством, с обработкой земли, является неотъемлемой частью культуры общества, отличается ярким своеобразием, самобытностью, целостным чувством мира. Декоративно-прикладное искусство Беларуси (бгпу) Декоративно - прикладное искусство Беларуси зародилось в эпоху раннего каменного века. Оно практически проходит тот же путь освоения жизненного пространства, как у других народов мира. Находки свидетельствуют о том, что человек этой эпохи уже обладал воображением, наблюдательностью, эстетическим чутьем. К этому времени он научился делать глиняную посуду, украшать ее условным орнаментальным узором. В это же время получает дальнейшее развитие мелкая пластика. Проходили тысячелетия, в эпоху бронзового и железного веков расширился ассортимент изделий из меди и бронзы, железа. Хозяйственная деятельность развила и обогатила материальную и духовную жизнь человека, связала его с календарным циклом, вызвала интерес к законам природы, к небесным светилам. Все это нашло отражение в художественном творчестве. Во времена Средневековья, с разделением общества на классы, становлением феодального государства декоративно-прикладное искусство выделяется в самостоятельную отрасль художественной деятельности. На его развитие активно влияют торговые и культурные связи с государствами Западной и Восточной Европы. Именно в это время складываются основы ремесел, которые благополучно дожили до наших дней. В ХV – ХVI веках широкое распространение получают гуманистические ренессансные идеи, власть переходит к крупным землевладельцам, изменяется и характер искусства, возникает необходимость профессиональных цеховых объединений. Вторая половина ХVII века подготовила расцвет декоративно-прикладного искусства в ХVIII - мануфактурные производства художественного стекла, ковров, гобеленов, фаянса, литья из металла, резьба по дереву и др. Декоративно- прикладное искусство развивается под мощным влиянием барокко. ХVIII век – золотой век расцвета белорусского декоративно-прикладного искусства: стеклоделия и ковроткачества, изготовления фаянса и оружия, шелковых тканей, литья металла, резной и токарной посуды. Развитие мануфактур. Во второй половине ХIХ века с развитием капитализма, с ростом фабрично- заводской продукции приходят в упадок цеховые и мануфактурные ремесла. И в это же время начинают развиваться народные ремесла, которые обогащаются новыми формами и видами – ткачество, вышивка, роспись, архитектурная резьба, ковка, соломоплетение и т.д. В ХХ веке в белорусском декоративно-прикладном искусстве прослеживаются те же тенденции, что и в европейском, художники работают и в стиле модерн, и в стилях ар деко, функционализм, оп-арт. Таким образом, декоративно-прикладное искусство Беларуси развивалось; во времена барокко, рококо под сильным влиянием западно-европейского искусства и собственных, закрепленных во времени художественных приемов обработки материалов и характеризуется в целом: синтезом искусств, тесной взаимосвязью декоративно-прикладного прикладного искусства с изобразительным искусством и архитектурой. «Золотым веком» декоративно-прикладного искусства стал ХVIII век; на современных предприятиях художественной промышленности и в индивидуальной практике народных мастеров используются и варьируются принципы формообразования предметов быта с древних времен, а также приемы орнаментального декора. Народное декоративно-прикладное искусство Народное декоративно-прикладное искусство связано с крестьянством, с его традиционным бытом и укладом, с традиционными представлениями о красоте. Это мир особого отношения человека к своему труду, жизни, окружающему пространству. Необходимые предметы, которые крестьнин создавал для нужд семьи, всегда отличались цельностью, функциональностью, красотой и выверенностью форм, своей рукотворностью. От поколения к поколению осознанно, применительно к руке шлифовались, эстетические представления о вещи, буть то одежда, предметы быта, игрушки, орудия труда или изделия, связанные с определенными обрядами. Устойчивость традиций и преемственность являлись созидательной силой для сохранения самобытной РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 29 культуры. В изобразительном творчестве для народного искусства характерны стилизация, образное подчеркивание характерных особенностей объекта изображения, выделение главного, контрастное соотношение цветовых тонов. На современном этапе с изменениями духовных запросов человека в социальной сфере традиционное искусство народов мира продолжает развиваться, органично обогащаясь за счет индивидуального вклада отдельных мастеров, расширения технологических возможностей, применения новых материалов. 24. Античное искусство 24 см 4 мой 25Художественные музеи мира Собрание Фрика. Тайные свидания магната В Нью-Йорке в здании бывшей резиденции крупного промышленника Генри Клэя Фрика находится музей - Собрание Фрика. Более тысячи полотен из коллекции магната отражают развитие живописи от Ренессанса до Модерна. Все эти произведения искусства, составляющие одно из самых замечательных частных собраний мира, являются общепризнанными шедеврами. |