Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая динамика развития народной художественной культуры.

  • Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная – любой

  • . Устойчивые черты произведений народной художественной культуры

  • Совмещение творчества и исполнения

  • Специфическая "природность"

  • . Системность народной художественной культуры

  • нхк лекция. Лекции Термин народная художественная культура


    Скачать 76.79 Kb.
    НазваниеЛекции Термин народная художественная культура
    Дата09.01.2019
    Размер76.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файланхк лекция.docx
    ТипЛекции
    #63020
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Народная художественная культура

    Лекции

    Термин «народная художественная культура» часто используется в качестве аналога народного творчества. При этом целостное понятие культуры и художественной культуры не является тождественным понятию «творчество», а скорее включает в себя понятие творческого процесса как основного средства, метода воплощения системы ценностей данной культуры, как некоего обязательного элемента. Понятие «народная художественная культура» определяет собой особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен существования этноса.

    Как правило, выделяют следующие составляющие народной художественной культуры:

     1. Народные верования в качестве мифологии народа; 2. Фольклор словесный и музыкальный; 3. Декоративно-прикладное искусство; 4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий разные формы народной художественной культуры.

    Эта классификация условна, потому что, например, фольклором можно назвать и праздники, и верования и декоративно-прикладное искусство. В данной структуре народные верования, а именно – мифология, миф народа, являют собой исключительное ядро народной художественной культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве. Таким образом, структуру народной художественной культуры можно представить следующим образом: миф – ее центр, другие ее виды (фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура) – формы существования данного мифа в жизни народа. 

    Историческая динамика развития народной художественной культуры. Народная художественная культура формируется в архаическое время существования этноса. В дальнейшем народная культура продолжает свое формирование в русле слияния целостной нации, сохраняя при этом исходные установки ведущей своей составляющей – мифа. Это время бытования народной художественной культуры в качестве актуальной – ежедневно востребованной человеком, ее носителем. В ситуации смены мифа происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов и тогда можно говорить не столько о бытовании народной художественной культуры в качестве актуальной, сколько о процессе перехода ее в ранг традиции. Специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня), и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором. Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная – любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая не имеет связи с образованностью. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры – это всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

     

    . Устойчивые черты произведений народной художественной культуры. Народная художественная культура представляет собой тщательно отобранный канон видов и форм, народные произведения обладают следующим спектром устойчивых свойств:

     1. Традиционность: народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

    2. Коллективность: народность как анонимность авторов. Произведения народной художественной культуры не имеют закрепленного авторства не только по причине давности их существования, но и по причине основного принципа – вариативности его в процессе исполнения, в этом случае исполнитель выступает соавтором. В то же время авторство нивелируется за счет следования традиции. Творческая индивидуальность в народном искусстве выражается через соответствие традиции, школе, канону, тогда как в среде профессиональной художественной интеллигенции нормой является и противопоставление себя им.

    3. Совмещение творчества и исполнения – характерно для всех видов народного творчества, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народное искусство предполагает естественную включенность зрителя/ слушателя в процесс исполнения.

    4. Предельное единство видов народного искусства: в народных обрядовых действах слиты поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создают неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами.

    5. Народная культура представляет собой выражение национального характера в его самых фундаментальных чертах, при этом народная культура также и архетипична, а потому у многих народов имеются сходные ее формы, сюжеты, темы.

    6. Народное искусство обладает характеристикой вневременности: оно понятно всем эпохам и поколениям, поскольку в основе его лежит представление о мире и человеке, что не теряет актуальности.

    7. Народное искусство отличается особой цельностью и целостностью восприятия мира, с которым оно соотносится как микрокосм с макрокосмом. Народное искусство – это не быт, а бытие, оно не просто "выражает" мировоззрение, а само является мировоззрением, народным переживанием мира, знанием о мире. В сущности, это не что иное, как национальный психо-лого-космос (в то время как восприятие мира в профессиональном искусстве несет сильный отпечаток аналитичности, сформированный культурой рационального мышления).

    8. Специфическая "природность" народного искусства. Народный художник чувствует себя частью природы. В народном искусстве природа, социальная среда и бытовая культура не представляются в их разделенности, а воспринимаются слитно, как синкретическая целостность. Природа в контексте народного искусства – это не объект непосредственного индивидуального созерцания, а природа, вошедшая в культуру и обобщенно выраженная в ее глубинных, архетипических мотивах, темах и традициях (например, в растительных орнаментах, "звериной символике", мифологических образах и т.д.). Это переживание природы в народном искусстве тесно связано с национальной спецификой, с переживанием человеком того особого географического ландшафта, который явился местом жизни данного народа. Синтез "природного" и "народного" оказывается главным источником эстетического переживания в народном искусстве

    . 9. Произведение народного искусства не воспринимается как изолированный от повседневности объект. Это жизнестроительное искусство, оно существует не вне потока жизни, а внутри него, как некая составная часть интегральной деятельности человека, образуя одновременно и ее предметную среду, и встроенную в нее совокупность символов, «материализующих», «выносящих вовне» внутренний мир человека – его картину мира, и в то же время включающих человека в целое мира. Деревенский дом, убранство, предметы быта, окружающая природа воспринимаются как единый ансамбль, формирующий народную модель мировоздания. Это единство находит свое отражение в особом строе образов народного искусства, в частности, в так называемых "образах-уподоблениях", в которых совмещается космический и человеческий планы бытия (отсюда активное возникновение символичности природных явлений в народной культуре).

     

    . Системность народной художественной культуры.

    Системообразующим принципом народного искусства, по мнению большинства исследователей, использовавших системный подход к его изучению, является этничность. Народное искусство как система взаимосвязанных элементов и разнообразных связей с внешней средой организуется этническим сознанием, регулирующим процессы адаптации этноса к природной среде и внешнему этнокультурному окружению в меняющихся исторических и социально-экономических условиях. В этом смысле его следует рассматривать как акт этнического самоопределения народа. Народная художественная культура является выражением народной картины мира, фиксированной в мифе. Формы народной художественной культуры появляются как средства явления картины мира народа и включения человека в мировую структуру. Как говорили еще в начале XIX века, народное художественное творчество выражает дух народа. Полтора века интенсивных исследований, сопровождавшихся дискуссиями фольклористов, литературоведов, искусствоведов, культурологов, историков, философов создали принципиально новое качество в понимании сущности народного искусства и народности как эстетического понятия. "Дух народа" из метафизической метафоры превратился в рационально структурированную целостность свойств, связей и элементов, доступную эмпирическому наблюдению и рациональному пониманию. В результате этого появилась возможность не только изучать народное творчество, но и воспроизводить решающие условия его функционирования, что позволяет "удерживать" аутентичные пласты народности в культуре, несмотря на резкое изменение социально-экономических условий и практически полное исчезновение начальных условий формирования и развития народного искусства. Народная художественная культура в системном качестве представляет собой сегодня не столько единый пласт культуры, сколько несколько взаимодействующих между собой культурных потоков. К. Макаров на основе анализа русского и украинского декоративно-прикладного искусства выделил пять таких "потоков", которые почти всегда "смешиваются" и в художественной практике, и в художественной теории:

    1. Профессиональное искусство – формируется на базе широких академических знаний и опыте мирового искусства.

    2. Народное искусство – основывается на выработанной веками традиционной и четкой системе художественных средств, каноне прекрасного, традиции, которая передается из поколения в поколение.

    3. Профессиональное искусство художников, сознательно работающих в русле народного творчества и стилизующих свои произведения в духе народного искусства.

     4. Народное искусство, перенесенное в область заводского промышленного производства.

    5. Самодеятельное искусство – не имеет своей школы и устойчивой традиции.

     Таким образом, аутентичная, первичная форма народности в исторической перспективе не имеет однозначных очертаний. Она является множественной и зависит от того, как группируются различные потоки художественной культуры и какие связи различных потоков в том или ином контексте являются для человека – носителя культуры, более значимыми.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта