нхк лекция. Лекции Термин народная художественная культура
Скачать 76.79 Kb.
|
Празднично-обрядовая культура в системе народного искусстваПразднично-обрядовая культура как синтетическое качество. Праздник и обряд являют собой особый синтез всех форм народной художественной культуры как наиболее полное средство включения человека в Мировое единство – с помощью ритуала. Именно здесь привлекаются и словесно-музыкальный фольклор, и обрядовый предмет, и регламентированное действие, а основой выступает мифологическое событие. Сущность и значение русских обрядов и праздников. Праздник имеет прямое отношение к понятию «ритуал», поскольку генетически праздник являет собой ритуальное действо, синтезирующее различные виды искусства. Праздниками в народной традиции принято считать не только радостные события, но и особые моменты жизни, фиксирующие утраты. Так, похороны также в народной традиции попадают в разряд праздников. Каждое из таких событий сопровождается ритуальной стороной события. Праздник в культуре Древней Руси – ритуал, включающий человека в целостность Мира через целостность мифа. Традиция праздничного действа в контексте народной художественной культуры является формами фиксации мифа и особыми средствами ритуального включения человека в пространство мифа, то есть включение его в картину мира, а значит, в Мир. Ритуальное включение предполагает использование целого ритуального комплекса, который содержит следующие элементы: 1. миф – священное событие, его содержание; 2. местоположение – священное место; 3. время – «узловое» время дня и года; 4. церемонию – обрядовую практику. Традиционные праздники можно подразделить по соотношению их с типом ритуала. Типы ритуалов: имитирующие, позитивные и негативные, жертвенные, ритуалы, связанные с переломными моментами жизни человека. 1. Имитирующие ритуалы. Огромное количество обрядов выступают в качестве модели мифа, имитируют миф целиком или какой-нибудь из его аспектов. Это могут быть новогодние обряды, повторяющие историю сотворения мира, созидательные акты богов. В отрывке из Брахманов (священной книге индуизма) дается ответ на вопрос, почему выполняется ритуал – боги совершали такие действия "вначале" – человек повторяет, чтобы сотворить космос. Новогодние ритуалы часто носят праздничный характер. 2. Позитивные и негативные ритуалы Позитивные ритуалы представляют собой практики, целью которых является наделение объекта, человека дополнительными благодатными свойствами. Негативные ритуалы связаны с восстановлением целостности объекта, человека, которая была нарушена в результате нарушения какого-либо запрета (табу), действия, направленного на разрушение объекта. Говоря проще, позитивные ритуалы направлены на прибавление свойства, а негативные – на отнятие какого-то свойства. Так, обряд избавления от болезни является негативным ритуаломБольшинство позитивных ритуалов имеют отношение к освящению или обновлению объекта, индивида, а негативные ритуалы всегда связаны с действиями, выполняемыми во время позитивных ритуалов. Термин "запрет" (табу) описывает негативные ритуалы – они имеют отношение к чему-то запретному или тому, чего надо избегать. Считается, что нарушение запрета ведет к трагическим последствиям в жизни выполняющего ритуал. Контакт с тем, что запрещено, часто искупается обрядами очищения. Позитивные и негативные ритуалы иногда совмещаются. Так, похоронный обряд очень противоречив. С одной стороны, многие действия во время похорон свидетельствует о стремлении живых скорее избавится от покойного, воспрепятствовать его возвращению к ним, с другой – о нем заботятся, снаряжая в далекий путь. В то же время свадебный обряд включает в себя как оплакивание невесты (фиксация смерти ее в качестве девицы), так и ритуалы освящения новой семьи. 3. Жертвенные ритуалы Характерная черта – полное или частичное уничтожение жертвы. В качестве жертвы выступает предельно дорогие для сообщества явления: это и пища, и дорогие предметы, могут такой жертвой выступать и особо дорогие человеческая или животная жизнь. Уничтожение жертвы осуществляется через сожжение, расчленение, поедание или предание земле. При этом такой тип ритуала связан с тем, что его участник или участники получают выгоду от акта жертвоприношения. Непосредственным адресатом ритуальных действий является какой-либо объект, которым может быть не только член сообщества, но и дом, определенное место, предмет, событие (охота, война), семья или общество, духи, боги – все они становятся получателями жертвы. Смысл жертвы – специфика так называемого языческого Космоса, такова, что его целостность достигается предельным усилием, в данном случае - жертвованием. Ритуалы, связанные с переломными моментами в жизни. К данному типу относятся ритуалы рождения, половой зрелости, бракосочетания, зачатия, смерти. Одной из основных идей переломных ритуалов является переход в новое качество – символическая смерть для прошлого и возрождение в будущем. Эти обряды часто называют инициациями. Это и "впрыгивание в юбка-поневу" для девушек, становившихся невестами, и посажение мальчика на коня, и отнятия младенца от груди, стрижение первых волос и т.д.. На данный момент не существует единой теории, которая бы служила своеобразным каркасом для объяснения или описания ритуала. Как правило, описание ритуалов основывается на их принадлежности этносу либо религиозной системе, например, древнерусские обряды, христианские обряды, ритуалы индуизма Русские календарные праздники: синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре. Русские календарные праздники в основе своей имеют картину мира славян. Именно календарные праздники регламентируют включение человека в процессы бытия мира как в Космические природные процессы. Сообразность действий человека в контексте природы дает ему возможность дальнейшего и благополучного существования. Именно поэтому появляются и распространяются такие календарные сектора, как земледельческие календарь, календарь охоты и т.д.. Календарные праздники фиксируют «узловые точки» года: дни солнцестояния и равноденствия и проч.. Они соответствуют особым сакральным событиям мира – рождениям божеств, например. Яркий пример ассимиляции мифов и значения календарного праздника можно наблюдать в обрядовой культуре и декоративно-прикладном искусстве 17 века, при всей устойчивости христианства на Руси к тому моменту. При всем стремлении освоить западные традиции, мастера сохраняют и традиции славянские, при всей органичности православия к тому времени сохраняются традиции язычества, которые скорее ассимилируются с христианской верой. Столбы-рожаницы, 17 в.: располагались в качестве опор в широких трапезных церквей, имеют неконструктивные кронштейны – созданы в традиционных формах славянских богинь-рожаниц, украшались в день Рождества Богородицы, что совпадает с датой чествования рожаниц в языческой традиции. Этот памятник декоративно-прикладного искусства Древней Руси свидетельствует не столько о двоякой вере народа, сколько об органичном слиянии мифа славянского и мифа христианского, об их непротиворечии в сознании русского человека того времени. Столбы – рожаницы были обрядовым предметом, перед которым производились как возложения и восхваления рожаницам, так и молитвы Богородице. Праздник и обряд являют собой особый синтез всех форм народной художественной культуры как наиболее полное средство включения человека в Мировое единство – с помощью ритуала. Именно здесь привлекаются и словесно-музыкальный фольклор, и обрядовый предмет, и регламентированное действие, а основой выступает мифологическое событие Праздник имеет прямое отношение к понятию «ритуал», поскольку генетически праздник являет собой ритуальное действо, синтезирующее различные виды искусства. Праздниками в народной традиции принято считать не только радостные события, но и особые моменты жизни, фиксирующие утраты. Так, похороны также в народной традиции попадают в разряд праздников. Каждое из таких событий сопровождается ритуальной стороной события. Праздник в культуре Древней Руси – ритуал, включающий человека в целостность Мира через целостность мифа. Традиция праздничного действа в контексте народной художественной культуры является формами фиксации мифа и особыми средствами ритуального включения человека в пространство мифа, то есть включение его в картину мира, а значит, в Мир. Ритуальное включение предполагает использование целого ритуального комплекса, который содержит следующие элементы: 1. миф – священное событие, его содержание; 2. местоположение – священное место; 3. время – «узловое» время дня и года; 4. церемонию – обрядовую практику. Традиционные праздники можно подразделить по соотношению их с типом ритуала. Типы ритуалов: имитирующие, позитивные и негативные, жертвенные, ритуалы, связанные с переломными моментами жизни человека. 1. Имитирующие ритуалы. Огромное количество обрядов выступают в качестве модели мифа, имитируют миф целиком или какой-нибудь из его аспектов. Это могут быть новогодние обряды, повторяющие историю сотворения мира, созидательные акты богов. В отрывке из Брахманов (священной книге индуизма) дается ответ на вопрос, почему выполняется ритуал – боги совершали такие действия "вначале" – человек повторяет, чтобы сотворить космос. Новогодние ритуалы часто носят праздничный характер. 2. Позитивные и негативные ритуалы Позитивные ритуалы представляют собой практики, целью которых является наделение объекта, человека дополнительными благодатными свойствами. Негативные ритуалы связаны с восстановлением целостности объекта, человека, которая была нарушена в результате нарушения какого-либо запрета (табу), действия, направленного на разрушение объекта. Говоря проще, позитивные ритуалы направлены на прибавление свойства, а негативные – на отнятие какого-то свойства. Так, обряд избавления от болезни является негативным ритуалом. Большинство позитивных ритуалов имеют отношение к освящению или обновлению объекта, индивида, а негативные ритуалы всегда связаны с действиями, выполняемыми во время позитивных ритуалов. Термин "запрет" (табу) описывает негативные ритуалы – они имеют отношение к чему-то запретному или тому, чего надо избегать. Считается, что нарушение запрета ведет к трагическим последствиям в жизни выполняющего ритуал. Контакт с тем, что запрещено, часто искупается обрядами очищения. Позитивные и негативные ритуалы иногда совмещаются. Так, похоронный обряд очень противоречив. С одной стороны, многие действия во время похорон свидетельствует о стремлении живых скорее избавится от покойного, воспрепятствовать его возвращению к ним, с другой – о нем заботятся, снаряжая в далекий путь. В то же время свадебный обряд включает в себя как оплакивание невесты (фиксация смерти ее в качестве девицы), так и ритуалы освящения новой семьи. 3. Жертвенные ритуалы Характерная черта – полное или частичное уничтожение жертвы. В качестве жертвы выступает предельно дорогие для сообщества явления: это и пища, и дорогие предметы, могут такой жертвой выступать и особо дорогие человеческая или животная жизнь. Уничтожение жертвы осуществляется через сожжение, расчленение, поедание или предание земле. При этом такой тип ритуала связан с тем, что его участник или участники получают выгоду от акта жертвоприношения. Непосредственным адресатом ритуальных действий является какой-либо объект, которым может быть не только член сообщества, но и дом, определенное место, предмет, событие (охота, война), семья или общество, духи, боги – все они становятся получателями жертвы. Смысл жертвы – специфика так называемого языческого Космоса, такова, что его целостность достигается предельным усилием, в данном случае - жертвованием. Ритуалы, связанные с переломными моментами в жизни. К данному типу относятся ритуалы рождения, половой зрелости, бракосочетания, зачатия, смерти. Одной из основных идей переломных ритуалов является переход в новое качество – символическая смерть для прошлого и возрождение в будущем. Эти обряды часто называют инициациями. Это и "впрыгивание в юбка-поневу" для девушек, становившихся невестами, и посажение мальчика на коня, и отнятия младенца от груди, стрижение первых волос и т.д.. На данный момент не существует единой теории, которая бы служила своеобразным каркасом для объяснения или описания ритуала. Как правило, описание ритуалов основывается на их принадлежности этносу либо религиозной системе, например, древнерусские обряды, христианские обряды, ритуалы индуизма. 6.3. Русские календарные праздники: синтез язычества и христианства в русской праздничной культуре. Русские календарные праздники в основе своей имеют картину мира славян. Именно календарные праздники регламентируют включение человека в процессы бытия мира как в Космические природные процессы. Сообразность действий человека в контексте природы дает ему возможность дальнейшего и благополучного существования. Именно поэтому появляются и распространяются такие календарные сектора, как земледельческие календарь, календарь охоты и т.д.. Календарные праздники фиксируют «узловые точки» года: дни солнцестояния и равноденствия и проч.. Они соответствуют особым сакральным событиям мира – рождениям божеств, например. Яркий пример ассимиляции мифов и значения календарного праздника можно наблюдать в обрядовой культуре и декоративно-прикладном искусстве 17 века, при всей устойчивости христианства на Руси к тому моменту. При всем стремлении освоить западные традиции, мастера сохраняют и традиции славянские, при всей органичности православия к тому времени сохраняются традиции язычества, которые скорее ассимилируются с христианской верой. Столбы-рожаницы, 17 в.: располагались в качестве опор в широких трапезных церквей, имеют неконструктивные кронштейны – созданы в традиционных формах славянских богинь-рожаниц, украшались в день Рождества Богородицы, что совпадает с датой чествования рожаниц в языческой традиции. Этот памятник декоративно-прикладного искусства Древней Руси свидетельствует не столько о двоякой вере народа, сколько об органичном слиянии мифа славянского и мифа христианского, об их непротиворечии в сознании русского человека того времени. Столбы – рожаницы были обрядовым предметом, перед которым производились как возложения и восхваления рожаницам, так и молитвы Богородице. |