Главная страница
Навигация по странице:

  • Классический фольклор

  • Основные жанры русского фольклора

  • В русском фольклоре представлены три рода

  • Необрядовый фольклор

  • Фольклористика как наука о фольклоре.

  • нхк лекция. Лекции Термин народная художественная культура


    Скачать 76.79 Kb.
    НазваниеЛекции Термин народная художественная культура
    Дата09.01.2019
    Размер76.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файланхк лекция.docx
    ТипЛекции
    #63020
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Русская народная художественная культура


    Термин "фольклор" («мудрость народа», «народное знание») применяют по отношению к народнопоэтическому творчеству. Данный термин вошел в употребление с середины XIX века. Его ввел в 1846 году английский ученый Вильям Томс.

    На сегодняшний день фольклор можно представить разделенным на две области:

    1. Архаический фольклор (аутентичный) – искусство первобытного общества времен устной культуры, в котором воплощена мифология народа в качестве системы мировоззрения.

     2. Классический фольклор – формируется на основе архаического, представляет собой искусство с выработанными законами художественной условности, ведущей категорией полагает «жанр», у каждого из которых свои художественные законы. Фольклор лежит в сфере традиции, хотя далеко не всякая традиция относится к фольклору. Материал фольклористики составляют в первую очередь традиционные идеи, получившие выражение в определенных результатах (произведениях).

     К числу фундаментальных идей фольклорного наследия относятся четыре группы идей:

    1. Понятия о происхождении, природе и регуляции Вселенной и всех ее творений.

     2. Понятия о мире сверхъестественного, или божественных сил, и отношениях человека с ним.

    3. Понятия о мудрости, естественной и сверхъестественной, ее источниках, достижениях и применениях.

     4. Понятия о героизме (или силе), красоте, ценностности и правильности в социальных явлениях и общественных связях, а также об их противниках или противоположных качествах и выражениях, включая юмор, гротеск, зло и общественную неприемлемость.

    Идеи эти представляют научный интерес независимо от степени их древности или новизны, характера социальной ценности или принадлежности к разным цивилизациям. Фольклор вовлекает в сферу своего внимания любые виды и формы верований, обрядов, процедур, драматических или мимических действий, техники и искусств, если их можно рассматривать в качестве манифестаций, репрезентантов названных выше идей. Фольклор – это множество знаний, умений, мастерства, навыков и практики прошлого, которые передаются примером или словами от старых поколений к новым без посредничества письменного или печатного текста. Безграничность фольклорного поля, однако, здесь лишь кажущаяся. Речь идет о комплексе традиционных знаний, мастерства, опыта и специфических способах передачи. При таком подходе признак художественности утрачивает свой определяющий смысл. Расширительные толкования фольклора в научной литературе преобладают. Но их можно свести к двум основным видам: одни ученые включают в фольклор разнообразные формы традиционного искусства, другие добавляют еще верования, обычаи, ритуалы, некоторые формы знаний. Дальнейшее расширение предметного поля идет за счет традиции «материальной», куда сторонники такого расширения готовы включать что угодно: традиционные инструменты, виды жилья, кулинарные традиции народа.

     Еще один источник увеличения фонда фольклорных фактов – кинетические стереотипы, жесты, например, определенные регламентированные действия. Фольклористика в качестве изучаемого ею явления определила словесное наследие народа. При этом фольклор – сложное синтетическое искусство, и его произведениях соединяются элементы различных видов искусства – словесного, музыкального, театрального. Синкретизм (многофункциональность, многозначимость) – одна из основных черт фольклора. Под синкретизмом понимается существование многих жанров в единой форме. Основная функция фольклора как составляющей народной художественной культуры – явление мифа как ясной картины мира и восстановление единства человека и мира. В древности произведения фольклора принадлежали не только области искусства, но были научными знаниями. В произведениях фольклора присутствуют антропоморфизм, магизм, анимизм.

     Исследователи утверждают, что основная черта фольклора – его коллективность. Другие его признаки – устность возникновения и бытования, постоянная изменяемость его произведений. Между системой фольклора и системой литературы существует системообразующие отношения, выявление которых составляет главную суть решения литературно-фольклорной проблемы. При этом главным различием фольклора и литературы остается их отношение к устной и письменной форме бытования. Фольклор – представитель устной традиции. Устная речь, по представлениям семиотики, распадается на три семиотических типа текста: разовое сообщение, молва, фольклор. Устный текст, материал которого умирает с произнесением, может храниться только в памяти людей.

    С точки зрения репродукции тексты бывают не репродуцируемыми и репродуцируемыми. Первые – это разовые сообщения, вторые – молва и фольклор. Текст, который может быть сообщен одному и тому же лицу как угодно много раз, в семиотике называют фольклором. Фольклорный текст интересен всегда, поэтому он и может быть повторен одному и тому же лицу неограниченное число раз. Это значит, что фольклор содержит правила и прецеденты деятельности, выраженные в прямой или иносказательной форме, – как деятельность или как игра, как учебный предмет и как модель мира или поведения, как прогноз развития ситуации за пределами речи.

     Основные жанры русского фольклора. Русский фольклор полноценно содержит в себе все составляющие, характерные для мирового фольклора, ведущими категориями которого являются «род» и «жанр», и их взаимное соответствие.

    В русском фольклоре представлены три рода:

     1) эпос, подразделяется на документальную (несказочную) и сказочную прозу. Несказочная (документальная) проза включает в себя такие жанры, как легенды, предания, народные рассказы, бывальщины, а сказочная – культово-анимистические сказки, сказки о животных, волшебные, или фантастические, сказки, общественно-бытовые сказки, анекдоты, притчи, небылицы;

     2) лирика, включает в себя обрядовые и лирические песни. К обрядовым песням принадлежат календарно-обрядовые (колядки, посевальни, крещенские, веснушки, пасхальные, купальские, жатки) и семейно-обрядовые (свадебные, похоронные, причитания). К лирическим принадлежат семейно-бытовые (песни о любви, женской доле, сатирические песни) и общественно-бытовые (казацкие, рекрутские, солдатские, крепостные) песни;

     3) драма, объединяет календарно-обрядовые (вертеп, рождественская драма, пасхальная драма, весенне-летние игры, купальское действо) и семейно-обрядовые (на рождение, новоселье, свадебные, похоронные) произведения, сочетающие в себе драматургию, развитие событий и синтез музыки, слова и действия.

    4) лиро-эпос, включает в себя героические лирико-эпические произведения – былины, думы, исторические песни, и негероические – баллады, песни-хроники. Эти произведения органично сочетают лирические и эпические элементы.

     Эпические, лирические, драматические и лирико-эпические произведения делятся на жанры - песенные (колядки, думы, песни, баллады и др.) и прозаические (сказки, мифы и др.)., некоторые из них имеют множество разновидностей. Например, сказка как вид имеет такие жанры, или жанровые разновидности: сказки о животных, сказки волшебные, сказки социально-бытовые и небылицы.

    В другой классификации русский фольклор подразделяется на такие группы жанров, как обрядовый и необрядовый фольклор. Каждый из этих типов фольклора содержит спектр соответствующих ему жанров

    . А) Обрядовый фольклор: - календарный фольклор: зимний, весенний, летний и осенний циклы (колядки, масленичные песни, веснянки), - семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), - окказиональный фольклор (заговоры, заклички считалки).

     Б) Необрядовый фольклор: фольклорная драма (театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма), поэзия (былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, частушка), проза: сказочная (сказка: волшебная, сказка о животных, социальная, историческая) и несказочная (предание, легенда, быличка, мифологический рассказ,), фольклор речевых ситуаций (пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, загадки, скороговорки) В то же время существует разделение фольклора на поэтические и прозаические его жанры

    Фольклористика как наука о фольклоре.

     Наука о фольклоре – фольклористика, изучает устное наследие народной художественной культуры народа. Фольклористика решает вопросы о происхождении фольклора, его отношении к литературе, специфике жанров. Фольклористика (англ. «folklore» – народная мудрость, народное знание) – термин, предложенный археологом У.Дж. Томсом в 1846 г. для обозначения науки, изучающей различные явления народной культуры. Долгое время в литературе на немецком языке с ним отождествляли термин «Volkskunde» (в настоящее время оба термина употребляют в Германии, Австрии, Швейцарии как различные). Содержание термина претерпело значительную эволюцию, объем изучаемых ею видов народной культуры то расширялся, то сужался, отсутствует единство в употреблении его и в современной науке. Официально принят Английским фольклорным обществом в 1879 г. в двух значениях – широком и узком: в первом – для обозначения всей «неписанной истории народа», преимущественно «неписанной истории примитивных эпох», во втором – относится к «древним нравам, обычаям, обрядам и церемониям прошлых эпох, превратившимся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного общества». Расширительная тенденция привела к охвату термином всех явлений материальной и духовной культуры народа, затем выводились ограничения понятия (чаше – областью духовной культуры) вплоть до закрепившегося на долгое время толкования его как «народной словесности», «народной поэзии», «устно-поэтического народного творчества» и т.д. (А Зауер, И. Надлер, Р. Печ в Германии, Р. Уотермен, У. Бэском, Д. Форстер, М. Херсковиц в США, Ю.М. Солов и др. в СССР). В современной науке США, Западной Европы, Латинской Америки сосуществуют различные определения (от самых широких до предельно ограниченных), однако преобладает представление о фольклористике как об изучении «реликтов», «пережитков» первобытной культуры в духовной культуре «цивилизованных» обществ. В универсальном значении – «народных знаний», «народных традиций», и т.п., его употребляют А.-М. Эспиноза, М.-Э.Лич, Ст. Томпсон, И. Балис, Т.Х. Гэстер, Дж. Герцог и др. Наряду с этим развивается социологическое направление, обозначающее термином весь комплекс явлений культуры «народных классов» (А. Вараньяк, А. Мариню, многие фольклористы латиноамериканских стран). В науке социалистических стран преобладающим становится обозначение термином фольклористика исследования всей совокупности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества. Тем самым изучение народного поэтического творчества признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью фольклористики. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие «фольклор» на все виды народного художественного творчества (прикладное искусство, «изобразительный фольклор»). Независимо от объема обозначаемых термином видов народной культуры марксистская наука исходит из материалистического понимания фольклора как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творческой деятельности народных масс, характеризующейся системой специфических признаков (коллективность творческого процесса как диалектическое единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность). Отношение к народному творчеству было отрицательным в XI - XVII веках, это связано с попытками церкви исключить из бытования нецерковное искусство. В петровскую эпоху возникает интерес к народной поэзии. Так, А. Кантемир ставил вопрос о народной поэзии как виде литературной деятельности. Обратились к народной поэзии и В. Тредиаковский, М. Ломоносов. В работе С. Крашенинникова был собран богатый материал фольклора Камчатки. Издаются сборники, собравшие фольклорные тексты, например, "Собрание русских простых песен с нотами", опубликованное Трутовским. XIX век был ознаменован декабристской фольклористикой. Декабристы издавали альманах "Русская старина" (1825), издателем был декабрист А. Корнилович, записи В. Д. Сухорукова. В течение всего века активно развивается экспедициональный подход – собирательство фольклора этнографическими и фольклористическими обществами. В 30-х и 40-х годах XIX века ё1наряду с развитием прогрессивных идей отчетливо обозначаются консервативные тенденции в собирании и изучении фольклора. Они связаны с официальной народностью и славянофильством. Министр С. Уваров вывел формулу о единстве "православия, самодержавия, народности".

    Печать официальной народности лежит на трудах ряда ученых, в наибольшей мере она чувствуется в работах И.М.Снегирева, И.П.Сахарова, А.В.Терещенко. Наибольший интерес представляют книги профессора Московского университета И.М.Снегирева. В начале 1830-х годов он издал исследование "Русские в своих пословицах". Вышли книги И.П.Сахарова "Сказания русского народа о семейной жизни своих предков" в 2-х томах, "Песни русского народа" в 4-х томах, "Русские народные сказки". А.В.Терещенко издал семь трудов "Быт русского народа". Вплоть до 40-х годов XIX века фольклористики как науки не существовало.

    Во второй половине XIX века в России не только развивается движение собирателей-фольклористов, но и формируются научные школы, имеющие отличные друг от друга основания понимания фольклора. Первая из них – Мифологическая школа фольклористики – утверждается в середине XIX века, связано это с именем Буслаева Ф.И. Он отрицательно относился к славянофильству и демократическому направлению и предлагал отстраниться от политической борьбы. Буслаев также снимал проблему воспитательного значения народной поэзии в современных условиях и сосредоточил внимание на прошлом. Он называл своими учителями братьев Гримм, считал миф первоосновой народного творчества, а дух народа проявленным в коллективном искусстве. Буслаев утверждал, что в фольклоре существуют древние и новые слои. Былины он делил на древнейшие (первобытные, мифические) и позднейшие (исторические).

    Древнейшие слои былин сохранили образы мифических богатырей (Микула Селянинович, Святогор), позднейшие – исторических лиц (Добрыня, Алеша). Буслаев был первым ученым, который ввел курс народной поэзии в университетское преподавание (1857). Александр Николаевич Афанасьев – один из активистов фольклористического движения в России. Именно ему принадлежат первые научные издания устного народного творчества русского народа, издание сборника русских народных сказок. Александр Афанасьевич Потебня – собиратель и исследователь. Примыкая к мифологической школе, А. Потебня в решении ряда вопросов расходился со взглядами других ее представителей. Он утверждал, что в создании мифа и поэтического образа огромную роль играет слово. Историческая школа фольклористики образуется также в XIX веке, ее основатель – В.Ф. Миллер, профессор Московского университета. Из молодых ученых к этой школе примыкали С.К. Шамбинаго, М. Сперанский, Марков и др

    . К направлению данной научной школы принадлежат работы В. Тредиаковского, Кантемира, Веселовского. Основной вопрос фольклористики в контексте исторической школы – влияние истории народа на формы его творчества. Представители исторической школы активно вели собирательскую работу, организовывая экспедиции. Особый интерес для представителей этой школы представляли «сказители» – носители фольклора. Длительное время фольклористика решает проблему генезиса фольклора в его формах. Одним из открытий фольклористики в результате активного этапа собирательства и перехода на этап аналитической работы с собранием фольклорных произведений стало обнаружение множества общностей фольклорных произведений разных народов. Основным вопросом остается то, каким образом фольклорные произведения народов, населявших разные части света, обрели столь часто встречающиеся общие мотивы и сюжеты. В связи с актуальностью решения этой проблемы в сфере фольклористики образуются и развиваются гипотезы происхождения фольклора разных народов. Сегодня они имеют статус теорий, ведущие из них находятся в оппозиции друг к другу. Такими ведущими точками зрения на генезис фольклорных произведения выступают теория заимствования фольклора и теория самозарождения фольклора

    .
    А)Теория заимствования фольклора. Проблема заимствования фольклора привлекала внимание ученых. Теория бродячих сюжетов оформилась в 60-е годы XIX века. "Романтический туман мифов" заменялся формальным сближением сюжетов. Теория заимствования была сформулирована в исследовании Т. Бенфея.

     Основным ее положением родиной сказок, а значит, всех мифологических и эпических сюжетов, стоит считать Индию. Теория полагает, что в Европу произведения шли тремя путями:

    1. С восточного побережья Средиземного моря на крайний запад в Испанию.

    2. С востока на запад, через Греческий архипелаг в Сицилию.

    3. Из Передней и Малой Азии через Византию на Балканский полуостров, оттуда – на Русь.

    При этом теория заимствования исключает существование национального основания в фольклоре множества стран. Таким образом, русский эпос не имеет национальной основы. Теория заимствования получила распространение в академических кругах. Так, в XIX веке В.В, Стасов разрабатывал вопрос об иноземном происхождении русских былин. А.Н. Веселовский сопоставил сюжеты "Южнорусских былин" с произведениями европейской литературы и отрицал национальное своеобразие русских былин.

     

     Б) Теория самозарождения фольклора. Основы теории самозарождения, или антропологической теории, заложены Э. Тейлором в его работах "Изыскания о древней истории человечества", "Первобытная культура". Данная теория полагает, что каждый народ создает свои произведения самостоятельно. В России прямых последователей этой теории не было. Учение этой школы стало одним из элементов основы теории исторической поэтики, созданной А.Н. Веселовским. На сегодняшний день это одна из наиболее активно развивающихся теорий относительно не только фольклора, но и мифа вообще и других форм культуры народов. Сегодня фольклорист – это специалист, владеющий знанием о фольклоре и способный исследовать произведения фольклора и процессы его бытования.

     Спектр специфического профессионального знания фольклориста составляют следующие области:

    а) знание конкретных фольклорных текстов и разных методов записей;

    б) знание генеалогических и типологических сопоставлений через "сюжеты" и "мотивы" фольклорных произведений разных народов;

     в) знание социально-культурной классификации фольклорных произведений;

    г) знание жанровой классификации фольклорных текстов.

     
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта