Главная страница
Навигация по странице:

  • Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства

  • : Художественная керамика

  • нхк лекция. Лекции Термин народная художественная культура


    Скачать 76.79 Kb.
    НазваниеЛекции Термин народная художественная культура
    Дата09.01.2019
    Размер76.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файланхк лекция.docx
    ТипЛекции
    #63020
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Декоративно-прикладное искусство как элемент народной художественной культуры


    Истоки русского декоративно-прикладного искусства. Генетическое основание русского декоративно-прикладного искусства – искусство славян. Специфическим художественным языком русского декоративно-прикладного искусства выступает орнамент, имеющий славянское, языческое происхождение. Орнамент как язык есть система изобразительных элементов в совокупности с законами их взаимодействия (язык – система знаков в совокупности с правилами/законами их применения/взаимодействия, функционирующая в первую очередь ради коммуникации, а так же хранения и передачи информации), что являет Космос как Мировую систему (элементы Мира) в совокупности с Мировыми Законами. Орнамент функционирует исключительно ради коммуникации, но в отличие от пиктографического письма – родственного орнаменту архаического средства межличностного общения, эта коммуникация рассчитана на связь предельно недоступных сторон – человека и Космоса как целого, абсолютного начала.

     Орнамент произведения декоративно-прикладного искусства – это текст, направленный на коммуникацию человека и Космоса, прочтение которого возможно в случае знания этого языка.

     Классификации орнамента:

    1) по способу исполнения: впалый (резанный или гравированный вглубь), плоский (исполненный чертами), рельефный;

    2) по закономерностям построения: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетки (вписанный в круг), сетчатый (заполняющий поверхность сплошным регулярным узором), ковровый (заполняющий поверхность сплошным узором), рамочный (изображение в рамке);

     3) по цвету: полихромный (многоцветный) и монохромный (одноцветный) орнаменты. Основная функция орнамента – коммуникативная, потому доминирующей классификацией является классификация его как языка – по изобразительному элементу.

    . Классификация орнамента по изобразительному элементу

    Геометрический Все типы линий – как замкнутые (геометрические фигуры), так и разомкнутые Каждый геометрический элемент имеет свое устойчивое значение

     

    Растительный Растения, травы, деревья, ветви, цветы, бутоны, плоды и т.д. Восходит к понятию Древа Жизни Жизнь в различных позитивных качественных ее проявлениях

     

    Тератологический (включая зооморфный) Все изображения животных, включая фантастических существ (от лат. «teratos» - чудище) Пример: птица – связь земли и неба; утка, лебедь, конь – спутники солнца; ящер – антагонист солнца, необходимый для его рождения утром, хозяин подземного мира Мифологические существа и божества с их функциями, сферами покровительства и соответствующими характеристиками

     

    Геометрический орнамент – наиболее древний тип орнамента, устойчивая система которого едина фактически во всех этнических группах, сформировалась в архаическое время и развивалась в каждой из этно-культур, являя при этом, как и мифология, предельную родственность форм и значений.

    Символика знаков предельно взаимосвязана с мифологией народа, миф – источник орнамента как средства восстановления связи с Космосом. Знаки устойчиво сохраняются в качестве художественной традиции, предельно ассимилируясь с новосменившимися мифами внутри культуры (так славянские знаки после принятия Христианства на Руси отождествляются с православными).

     Законы Космоса, являемые архаическим мифом и орнаментом:

    1) цикличность мировых процессов (годовой, суточный циклы, цикл «жизнь – смерть – новая жизнь»);

     2) бинарность и диалектика союза двух противоположных начал;

    3) трехчастность Мира (Верхний Мир и Нижний Мир – абсолютное начало в разных ипостасях, Средний Мир - человеческий) и законы взаимодействия его частей (законы правильного взаимодействия человека и абсолютного).

     Наиболее распространенные знаки геометрического орнамента славян:

    1) круг – Мировое Яйцо, абсолютное, небо как дотварный мир, солнце;

    2) противолежащие полукружия – небесная и земная тверди, тварный и дотварный миры с соединением в точке, полусолнца;

     3) свастика (санскр. «благо» и «быть») – энергия в движении, солнце в движении;

     4) ветрикаль, треугольник вершиной вниз – мужское начало, небесное, ось Мира;

     5) горизонталь, треугольник вершиной вверх – женское начало, земное, полагающее;

    6) квадрат, ромб – материальный мир в связи четырех стихий, земля; волнообразная и зигзагообразная линии, плетенка – вода; острый зигзаг, ряды треугольников – огонь;

     7) крест, решетка, сетка – единство земного и небесного, их связь, целостность Мира; ромб с точкой внутри – в широком смысле как единство небесного и земного, в узком – как засеянная земля, плодородие;

    8) косой крест – священный огонь, небесный и ритуальный;

     9) груда – «грудие росное», влага небесная животворящая, питающая землю;

    10) полукруглые ярусы водных знаков с точками и смыкающая их груда – «хляби небесные» как влагой наполненные небеса, вскармливающие землю; многолепестковая розетка – «громовый знак» как властность и гневливость небес, знак Перуна.

     

    Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства: художественная обработка дерева. Традиционными и наиболее распространенными видами русского декоративно-прикладного искусства являются художественная обработка дерева и керамическое искусство.

    Деревянное зодчество выступает сферой синтеза практически всех видов художественной обработки дерева, поскольку архитектура как жилое пространство включает в себя как резьбу по дереву архитектурных поверхностей, так и мебель, посуду и другие предметы обихода.

     Специфика деревянных предметов обихода состоит в их предельной взаимосвязи с деревянным зодчеством. Деревянные изделия в древности создавались мастерами-универсалами, которые владели всеми возможными технологиями работы с деревом – от зодчества (сооружения хором, судов и мостов) до филигранной резьбы.

     При создании деревянных предметов быта использовались те же, что и в строительстве, материалы (сосна, ель, береза, клен, дуб) и инструменты (топор, скобель, тесло, долото, шило, нож, пила, токарный станок). Отсюда – теснейшая взаимосвязь деревянной резьбы, утвари и мебели с архитектурой: предельная соразмерность, взаимная пропорциональность, конструктивность декора и выявление декором конструкта, орнаментальное и ритмическое единство.

    Изба является традиционным жилым сооружением Древней Руси. Русский тип избы с угловой печью сохранился с древнейших времен до наших дней и основа сооружения – жилая «клеть», существенно не изменилась.

     Строительная и художественная традиции русской избы сохранились в памятниках зодчества XVIII - начала XX веков. Элементы декора кровли избы восходят к языческому славянскому орнаменту.

    Их значение позволяет прочесть кровельный декор как воплощение небесной сферы – Верхнего Мира в соответствии со славянской мифологией: подзоры и причелины выполняются в традиционных формах «хлябей небесных» – ярусов облачных небес, изображенных с помощью водного орнамента в союзе со знаками истекающих капель – «груд», орнамент полотенец содержит знаки, генетически восходящие к изображению солнца в его движении по небосводу, знаки солнца в системе декора сопровождают солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии славян, являются «носителями» солнца по небосводу и явлены в скульптурных формах корней верхнего и боковых бревен кровли, которые стыкуются с солярными полотенцами. Одновременно фасадная резьба – это конструкт кровли, а значит – посредством нее все жилое пространство человека находится под покровом – покровительством Верхнего Мира – небес. В качестве элемента, замыкающего конструкцию избы и доминирующего в ее внешнем облике, орнаментальная резьба фасада сообщает свое содержание всему сооружению и позволяет увидеть избу в целом как явление Мировой системы – Универсума, Вселенной.

    Посредством включения декора кровли изба являет ярусную структуру Мира, которая пронизана осью этого Мироздания – конструкцией печи, что держит все ярусы в единстве. Предельная конструктивность декора и выявление им конструкта избы есть средство явления такой четкой структуры Мира человеку. Деревянная посуда как вид декоративно-прикладного искусства развивается в XI – XVII веках. Наиболее древние находки – из Новгорода, характерны скульптурные сосуды. Традиционная форма рукоятки ковшей и черпаков – зооморфная, в форме головы коня, птицы, ящера. Скульптурные формы обобщены, геометризированы, детали решены орнаментально, вне натуралистичности. Наиболее распространены ковши-ящеры в X – XIII веках. Ковши и черпала – необходимый элемент обрядовой трапезы древних славян. Генетически формы ковшей восходят к архаическим славянским мифам и культам: конь и птица – солярные спутники, ящер – хозяин вод, подземного мира, возрождающий солнце. На смену ковшам-ящерам приходят ковши-скобкари в виде утицы. Скобкарь – род деревянной чашки с двумя ручками-скобами, из которой пьют вино, пиво, мед, брагу, черпая потаковками. В XVI веке распространяется широкое разделение труда по операциям: заготовка сырья, точение, долюление, резьба, окраска, пропитка олифой.

     Наиболее крупные центры деревянной посуды существуют при монастырях – Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, и в городах Калуга, Москва, Тверь, Новгород, Владимир.

    .

    : Художественная керамика. Керамика славян заметно развивается с V – VII веков. Основное средство декорации предметов – орнамент, преимущественно геометрический, который композиционно часто сведен в круг и неритмичен в отношении элементов орнамента. Именно так выглядят так называемые календарные орнаменты. В орнаменте чаши трехручной из Лепесовки, VI век представлен годовой цикл с акцентами на ритуальной стороне жизни человека в течение года. Орнамент представлен на чаше в двух плоскостях: по внешнему краю отверстия чаши и по внутренней его кайме, которая для нанесения орнамента была расширена и уплощена мастером. Орнамент по внешней части чаши представляет собой ленту зигзага – устойчивого знака воды в славянской культуре. Орнамент внутренней каймы представляет собой также замкнутую ленту, состоящую из 12-ти секций – клейм неповторяющегося рисунка.

     Двенадцать клейм, составляющие замкнутый круг, представляют собой двенадцать месяцев, образующих годовой цикл. Наиболее важным моментом этого орнамента является фиксация им времени зажжения священного огня как фиксация «узловых точек» года, его основных астрономических дат – зимнего и летнего солнцестояния и весеннего равноденствия. Орнамент есть средство включения человека в закон существования Космоса – в цикличность года, где деятельность человека регламентирована условиями Космоса, так в клейма включена символика деятельности человека – ритуал, земледелие, охота и т.д., соответствующая месяцам.

    Благодатность жизни человека достижима именно посредством согласованности его существования, его деятельности (как культовой, так и бытовой) с Космическими условиями в их мифологической целостности. Керамика Киевской Руси XI – XIII веков достигла своего совершенства: горновой обжиг (обжиг при высоких температурах); широкий спектр видов изделий: миски, блюда, ковши, рукомои, фонари-кувшины, светильники и проч.; обмен формами с византийской стороной: корчага – большая двуручная амфора.

    Орнамент керамических изделий Киевской Руси широко развивается, включает в себя как славянские традиции, так и заимствования. Орнамент изделия предельно подчеркивает его конструкт и функционально важные части: располагается либо на плечах сосуда, либо по самой выпуклой части тулова, охватывая сосуд кругом; выделяет ручки и кромки. Распространены надписи на сосудах, которые выполнены по сырой глине. Технологии орнаментирования керамики весьма разнообразны: широкий линейно-волновой орнамент – создается острием палочки при вращении на кругу; следы гребенки – отпечаток палочки, обмотанной шнурком; штампы: ромб с сетчатым узором, трубчатая кость, зубчатое колесико, кость-«арочка».

    Технологии нанесения эмалей и глазури: распространена полива – слой глазури на поверхности керамики, полученный поливкой глиняного изделия жидкой глазурью с последующим обжигом; цвета глазури и эмалей – белый, желтый, синий, зеленый, коричнево-красный. Наиболее распространена «муравленая» керамика – в глазури зеленого цвета. Чаша плоская, найденная на Тамани, XI век.

    Центральная композиция представляет собой традиционное славянское изображение птиц у Древа Жизни. Плавность линий и скругленность форм являет подчиненность всей композиции форме круга. В оформлении каймы чаши использован орнамент «городки», характерный своей полихромией (используются синий, зеленый, коричневый, желтый цвета). В области керамики XVI век характеризуется распространением изделий из белой глины, появлением копченой (мореной) и лощеной керамики, а также техники белого ангоба на красном черепке: ангоб – тонкий слой хорошо проработанной глины, покрывающий более грубый черепок; копчение – технология окончания обжига посредством сильно коптящего пламени, когда элементы железа красной глины приобретают черный цвет, а поры керамики пропитываются копотью; лощение – заглаживание поверхности сосуда перед обжигом костью, камнем, кожей в виде орнамента или сплошь, лощеные места приобретают блеск; чернолощеная керамика – совмещение технологий копчения и лощения в одном изделии; наиболее распространена в XVI – XVII веках.

    Сильный рост ассортимента изделий – обмен формами в растущих контактах с другими странами: кухля – горизонтальный бочонок, стоящий на четырех коротких ножках с горизонтальной ручкой наверху; кухля лощеная, XVII век; кумган («сосуд пустыни») – форма, заимствованная с Ближнего Востока, чайничного типа вытянутых пропорций с симметричным уравновешиванием носика и ручки (кумган из Исторического музея в Москве, XVII век); фляги – форма тулова в виде выпуклого в обеих сторон диска или лежащего на боку цилиндра, стоящая на округлом ребре с помощью четырех конических ножек, имеет небольшую шейку и два ушка для подвешивания. Стенки фляг украшены рельефными композициями, центрированными и вписанными в круг – изготовляются в резных формах. Традиционные сюжеты: птицы у Древа Жизни, многоглавый дракон и т.д. Муравленые фляги: традиционный цвет глазури – зеленый; Муравленые фляги, XVII век.

    . А) Теория заимствования фольклора. Проблема заимствования фольклора привлекала внимание ученых. Теория бродячих сюжетов оформилась в 60-е годы XIX века. "Романтический туман мифов" заменялся формальным сближением сюжетов. Теория заимствования была сформулирована в исследовании Т. Бенфея. Основным ее положением родиной сказок, а значит, всех мифологических и эпических сюжетов, стоит считать Индию. Теория полагает, что в Европу произведения шли тремя путями: 1. С восточного побережья Средиземного моря на крайний запад в Испанию. 2. С востока на запад, через Греческий архипелаг в Сицилию. 3. Из Передней и Малой Азии через Византию на Балканский полуостров, оттуда – на Русь. При этом теория заимствования исключает существование национального основания в фольклоре множества стран. Таким образом, русский эпос не имеет национальной основы. Теория заимствования получила распространение в академических кругах. Так, в XIX веке В.В, Стасов разрабатывал вопрос об иноземном происхождении русских былин. А.Н. Веселовский сопоставил сюжеты "Южнорусских былин" с произведениями европейской литературы и отрицал национальное своеобразие русских былин. Б) Теория самозарождения фольклора. Основы теории самозарождения, или антропологической теории, заложены Э. Тейлором в его работах "Изыскания о древней истории человечества", "Первобытная культура". Данная теория полагает, что каждый народ создает свои произведения самостоятельно. В России прямых последователей этой теории не было. Учение этой школы стало одним из элементов основы теории исторической поэтики, созданной А.Н. Веселовским. На сегодняшний день это одна из наиболее активно развивающихся теорий относительно не только фольклора, но и мифа вообще и других форм культуры народов. Сегодня фольклорист – это специалист, владеющий знанием о фольклоре и способный исследовать произведения фольклора и процессы его бытования. Спектр специфического профессионального знания фольклориста составляют следующие области: а) знание конкретных фольклорных текстов и разных методов записей; б) знание генеалогических и типологических сопоставлений через "сюжеты" и "мотивы" фольклорных произведений разных народов; в) знание социально-культурной классификации фольклорных произведений; г) знание жанровой классификации фольклорных текстов. Лекция 5. Декоративно-прикладное искусство как элемент народной художественной культуры. 5.1. Истоки русского декоративно-прикладного искусства. 5.2. Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства. 5.3. Народные промыслы. 5.1. Истоки русского декоративно-прикладного искусства. Генетическое основание русского декоративно-прикладного искусства – искусство славян. Специфическим художественным языком русского декоративно-прикладного искусства выступает орнамент, имеющий славянское, языческое происхождение. Орнамент как язык есть система изобразительных элементов в совокупности с законами их взаимодействия (язык – система знаков в совокупности с правилами/законами их применения/взаимодействия, функционирующая в первую очередь ради коммуникации, а так же хранения и передачи информации), что являет Космос как Мировую систему (элементы Мира) в совокупности с Мировыми Законами. Орнамент функционирует исключительно ради коммуникации, но в отличие от пиктографического письма – родственного орнаменту архаического средства межличностного общения, эта коммуникация рассчитана на связь предельно недоступных сторон – человека и Космоса как целого, абсолютного начала. Орнамент произведения декоративно-прикладного искусства – это текст, направленный на коммуникацию человека и Космоса, прочтение которого возможно в случае знания этого языка. Классификации орнамента: 1) по способу исполнения: впалый (резанный или гравированный вглубь), плоский (исполненный чертами), рельефный; 2) по закономерностям построения: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетки (вписанный в круг), сетчатый (заполняющий поверхность сплошным регулярным узором), ковровый (заполняющий поверхность сплошным узором), рамочный (изображение в рамке); 3) по цвету: полихромный (многоцветный) и монохромный (одноцветный) орнаменты. Основная функция орнамента – коммуникативная, потому доминирующей классификацией является классификация его как языка – по изобразительному элементу. Таблица 5.1. Классификация орнамента по изобразительному элементу ТИП ОРНАМЕНТА ЗНАКИ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ) ЗНАЧЕНИЕ Геометрический Все типы линий – как замкнутые (геометрические фигуры), так и разомкнутые Каждый геометрический элемент имеет свое устойчивое значение Растительный Растения, травы, деревья, ветви, цветы, бутоны, плоды и т.д. Восходит к понятию Древа Жизни Жизнь в различных позитивных качественных ее проявлениях Тератологический (включая зооморфный) Все изображения животных, включая фантастических существ (от лат. «teratos» - чудище) Пример: птица – связь земли и неба; утка, лебедь, конь – спутники солнца; ящер – антагонист солнца, необходимый для его рождения утром, хозяин подземного мира Мифологические существа и божества с их функциями, сферами покровительства и соответствующими характеристиками Геометрический орнамент – наиболее древний тип орнамента, устойчивая система которого едина фактически во всех этнических группах, сформировалась в архаическое время и развивалась в каждой из этно-культур, являя при этом, как и мифология, предельную родственность форм и значений. Символика знаков предельно взаимосвязана с мифологией народа, миф – источник орнамента как средства восстановления связи с Космосом. Знаки устойчиво сохраняются в качестве художественной традиции, предельно ассимилируясь с новосменившимися мифами внутри культуры (так славянские знаки после принятия Христианства на Руси отождествляются с православными). Законы Космоса, являемые архаическим мифом и орнаментом: 1) цикличность мировых процессов (годовой, суточный циклы, цикл «жизнь – смерть – новая жизнь»); 2) бинарность и диалектика союза двух противоположных начал; 3) трехчастность Мира (Верхний Мир и Нижний Мир – абсолютное начало в разных ипостасях, Средний Мир - человеческий) и законы взаимодействия его частей (законы правильного взаимодействия человека и абсолютного). Наиболее распространенные знаки геометрического орнамента славян: 1) круг – Мировое Яйцо, абсолютное, небо как дотварный мир, солнце; 2) противолежащие полукружия – небесная и земная тверди, тварный и дотварный миры с соединением в точке, полусолнца; 3) свастика (санскр. «благо» и «быть») – энергия в движении, солнце в движении; 4) ветрикаль, треугольник вершиной вниз – мужское начало, небесное, ось Мира; 5) горизонталь, треугольник вершиной вверх – женское начало, земное, полагающее; 6) квадрат, ромб – материальный мир в связи четырех стихий, земля; волнообразная и зигзагообразная линии, плетенка – вода; острый зигзаг, ряды треугольников – огонь; 7) крест, решетка, сетка – единство земного и небесного, их связь, целостность Мира; ромб с точкой внутри – в широком смысле как единство небесного и земного, в узком – как засеянная земля, плодородие; 8) косой крест – священный огонь, небесный и ритуальный; 9) груда – «грудие росное», влага небесная животворящая, питающая землю; 10) полукруглые ярусы водных знаков с точками и смыкающая их груда – «хляби небесные» как влагой наполненные небеса, вскармливающие землю; многолепестковая розетка – «громовый знак» как властность и гневливость небес, знак Перуна. 5.2. Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства: художественная обработка дерева. Традиционными и наиболее распространенными видами русского декоративно-прикладного искусства являются художественная обработка дерева и керамическое искусство. Деревянное зодчество выступает сферой синтеза практически всех видов художественной обработки дерева, поскольку архитектура как жилое пространство включает в себя как резьбу по дереву архитектурных поверхностей, так и мебель, посуду и другие предметы обихода. Специфика деревянных предметов обихода состоит в их предельной взаимосвязи с деревянным зодчеством. Деревянные изделия в древности создавались мастерами-универсалами, которые владели всеми возможными технологиями работы с деревом – от зодчества (сооружения хором, судов и мостов) до филигранной резьбы. При создании деревянных предметов быта использовались те же, что и в строительстве, материалы (сосна, ель, береза, клен, дуб) и инструменты (топор, скобель, тесло, долото, шило, нож, пила, токарный станок). Отсюда – теснейшая взаимосвязь деревянной резьбы, утвари и мебели с архитектурой: предельная соразмерность, взаимная пропорциональность, конструктивность декора и выявление декором конструкта, орнаментальное и ритмическое единство. Изба является традиционным жилым сооружением Древней Руси. Русский тип избы с угловой печью сохранился с древнейших времен до наших дней и основа сооружения – жилая «клеть», существенно не изменилась. Строительная и художественная традиции русской избы сохранились в памятниках зодчества XVIII - начала XX веков. Элементы декора кровли избы восходят к языческому славянскому орнаменту. Их значение позволяет прочесть кровельный декор как воплощение небесной сферы – Верхнего Мира в соответствии со славянской мифологией: подзоры и причелины выполняются в традиционных формах «хлябей небесных» – ярусов облачных небес, изображенных с помощью водного орнамента в союзе со знаками истекающих капель – «груд», орнамент полотенец содержит знаки, генетически восходящие к изображению солнца в его движении по небосводу, знаки солнца в системе декора сопровождают солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии славян, являются «носителями» солнца по небосводу и явлены в скульптурных формах корней верхнего и боковых бревен кровли, которые стыкуются с солярными полотенцами. Одновременно фасадная резьба – это конструкт кровли, а значит – посредством нее все жилое пространство человека находится под покровом – покровительством Верхнего Мира – небес. В качестве элемента, замыкающего конструкцию избы и доминирующего в ее внешнем облике, орнаментальная резьба фасада сообщает свое содержание всему сооружению и позволяет увидеть избу в целом как явление Мировой системы – Универсума, Вселенной. Посредством включения декора кровли изба являет ярусную структуру Мира, которая пронизана осью этого Мироздания – конструкцией печи, что держит все ярусы в единстве. Предельная конструктивность декора и выявление им конструкта избы есть средство явления такой четкой структуры Мира человеку. Деревянная посуда как вид декоративно-прикладного искусства развивается в XI – XVII веках. Наиболее древние находки – из Новгорода, характерны скульптурные сосуды. Традиционная форма рукоятки ковшей и черпаков – зооморфная, в форме головы коня, птицы, ящера. Скульптурные формы обобщены, геометризированы, детали решены орнаментально, вне натуралистичности. Наиболее распространены ковши-ящеры в X – XIII веках. Ковши и черпала – необходимый элемент обрядовой трапезы древних славян. Генетически формы ковшей восходят к архаическим славянским мифам и культам: конь и птица – солярные спутники, ящер – хозяин вод, подземного мира, возрождающий солнце. На смену ковшам-ящерам приходят ковши-скобкари в виде утицы. Скобкарь – род деревянной чашки с двумя ручками-скобами, из которой пьют вино, пиво, мед, брагу, черпая потаковками. В XVI веке распространяется широкое разделение труда по операциям: заготовка сырья, точение, долюление, резьба, окраска, пропитка олифой. Наиболее крупные центры деревянной посуды существуют при монастырях – Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, и в городах Калуга, Москва, Тверь, Новгород, Владимир. 5.3. Традиционные виды, материалы русского декоративно-прикладного искусства: художественная керамика. Керамика славян заметно развивается с V – VII веков. Основное средство декорации предметов – орнамент, преимущественно геометрический, который композиционно часто сведен в круг и неритмичен в отношении элементов орнамента. Именно так выглядят так называемые календарные орнаменты. В орнаменте чаши трехручной из Лепесовки, VI век представлен годовой цикл с акцентами на ритуальной стороне жизни человека в течение года. Орнамент представлен на чаше в двух плоскостях: по внешнему краю отверстия чаши и по внутренней его кайме, которая для нанесения орнамента была расширена и уплощена мастером. Орнамент по внешней части чаши представляет собой ленту зигзага – устойчивого знака воды в славянской культуре. Орнамент внутренней каймы представляет собой также замкнутую ленту, состоящую из 12-ти секций – клейм неповторяющегося рисунка. Двенадцать клейм, составляющие замкнутый круг, представляют собой двенадцать месяцев, образующих годовой цикл. Наиболее важным моментом этого орнамента является фиксация им времени зажжения священного огня как фиксация «узловых точек» года, его основных астрономических дат – зимнего и летнего солнцестояния и весеннего равноденствия. Орнамент есть средство включения человека в закон существования Космоса – в цикличность года, где деятельность человека регламентирована условиями Космоса, так в клейма включена символика деятельности человека – ритуал, земледелие, охота и т.д., соответствующая месяцам. Благодатность жизни человека достижима именно посредством согласованности его существования, его деятельности (как культовой, так и бытовой) с Космическими условиями в их мифологической целостности. Керамика Киевской Руси XI – XIII веков достигла своего совершенства: горновой обжиг (обжиг при высоких температурах); широкий спектр видов изделий: миски, блюда, ковши, рукомои, фонари-кувшины, светильники и проч.; обмен формами с византийской стороной: корчага – большая двуручная амфора. Орнамент керамических изделий Киевской Руси широко развивается, включает в себя как славянские традиции, так и заимствования. Орнамент изделия предельно подчеркивает его конструкт и функционально важные части: располагается либо на плечах сосуда, либо по самой выпуклой части тулова, охватывая сосуд кругом; выделяет ручки и кромки. Распространены надписи на сосудах, которые выполнены по сырой глине. Технологии орнаментирования керамики весьма разнообразны: широкий линейно-волновой орнамент – создается острием палочки при вращении на кругу; следы гребенки – отпечаток палочки, обмотанной шнурком; штампы: ромб с сетчатым узором, трубчатая кость, зубчатое колесико, кость-«арочка». Технологии нанесения эмалей и глазури: распространена полива – слой глазури на поверхности керамики, полученный поливкой глиняного изделия жидкой глазурью с последующим обжигом; цвета глазури и эмалей – белый, желтый, синий, зеленый, коричнево-красный. Наиболее распространена «муравленая» керамика – в глазури зеленого цвета. Чаша плоская, найденная на Тамани, XI век. Центральная композиция представляет собой традиционное славянское изображение птиц у Древа Жизни. Плавность линий и скругленность форм являет подчиненность всей композиции форме круга. В оформлении каймы чаши использован орнамент «городки», характерный своей полихромией (используются синий, зеленый, коричневый, желтый цвета). В области керамики XVI век характеризуется распространением изделий из белой глины, появлением копченой (мореной) и лощеной керамики, а также техники белого ангоба на красном черепке: ангоб – тонкий слой хорошо проработанной глины, покрывающий более грубый черепок; копчение – технология окончания обжига посредством сильно коптящего пламени, когда элементы железа красной глины приобретают черный цвет, а поры керамики пропитываются копотью; лощение – заглаживание поверхности сосуда перед обжигом костью, камнем, кожей в виде орнамента или сплошь, лощеные места приобретают блеск; чернолощеная керамика – совмещение технологий копчения и лощения в одном изделии; наиболее распространена в XVI – XVII веках. Сильный рост ассортимента изделий – обмен формами в растущих контактах с другими странами: кухля – горизонтальный бочонок, стоящий на четырех коротких ножках с горизонтальной ручкой наверху; кухля лощеная, XVII век; кумган («сосуд пустыни») – форма, заимствованная с Ближнего Востока, чайничного типа вытянутых пропорций с симметричным уравновешиванием носика и ручки (кумган из Исторического музея в Москве, XVII век); фляги – форма тулова в виде выпуклого в обеих сторон диска или лежащего на боку цилиндра, стоящая на округлом ребре с помощью четырех конических ножек, имеет небольшую шейку и два ушка для подвешивания. Стенки фляг украшены рельефными композициями, центрированными и вписанными в круг – изготовляются в резных формах. Традиционные сюжеты: птицы у Древа Жизни, многоглавый дракон и т.д. Муравленые фляги: традиционный цвет глазури – зеленый; Муравленые фляги, XVII век.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта